Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как пользоваться словарем справочником 13 страница






полемика – спор в печати, на конференции, на обсуждениях и пр. В школе, с целью развития устной речи учащихся, быстроты речевых реакций, умения парировать, опровергать противника, доказывать правоту своего утверждения, используется как один из приемов развития речи учащихся. (См. статью Диспут.)

понимание материала по русскому языку – процесс и результат осмысления изучаемого. П. при чтении предполагает, что учащимися уяснено значение каждого слова, оттенки значений, переносные значения, понято каждое предложение, общий смысл прочитанного текста, его тема, главная мысль. П. при словообразовательном анализе слова будет достигнуто лишь в том случае, если учащийся уяснил для себя значение корня, роль и значение приставки, суффикса, значение каждого слова, входящего в гнездо родственных слов, а также словообразовательную модель, способ образования слова. П. грамматического определения будет достигнуто лишь тогда, когда школьник усвоит его составные элементы и свяжет каждый элемент определения со свойствами конкретного языкового явления. Критерии П.: а) выполнение практических действий на основе понятого материала; б) умение словесно передать понятый материал, логически его построить и перестроить, доказать, обосновать; П. можно считать достигнутым, если оно удовлетворяет обоим критериям. П. является условием неформального, сознательного усвоения материала.

понятия в курсе русского языка. П. – логически оформленная мысль о предмете, явлении, в которой указаны существенные его признаки. Усвоение П. изучаемой науки составляет основу обучения. Поэтому при обучении русскому языку необходимо, во-первых, отобрать основные языковые П. для включения их в программу и учебники, во-вторых, определить степень полноты их усвоения, в-третьих, разработать методику формирования языковых П. Так, по синтаксису, например, в современной школе введены следующие П.: предложение, словосочетание, простое и сложное предложения, член предложения, главные и второстепенные члены предложения, П. о каждом члене предложения, о главном и придаточном предложениях, входящих в состав сложноподчиненного предложения, и пр. В процессе формирования П. у учащихся выделяются три этапа:

1) накопление наблюдений в процессе языкового анализа, выделение признаков явления, их первичное обобщение;

 

Понятия методические 146

2) определение П., что связано с введением термина, подведением нового П. под ближайшее уже известное родовое П. и указание важнейших отличительных признаков, например: причастие – особая форма глагола (род) а) обозначает признак предмета по действию; б) отвечает на вопросы какой? какая? какое? в) имеет вид и время; г) изменяется по родам, числам, падежам;

3) дальнейшее углубление П., т. е. выделение новых, ранее неизвестных признаков явления. В процессе обучения не все введенные в курс П. проходят все этапы формирования, многие П. даются без определений. Учителю необходимо видеть процесс формирования каждого языкового П.

понятия методические, или система научных П. в методике обучения русскому языку. Методика, как и любая другая наука, располагает собственными П. и соответствующими им терминами. Примером систематизации П. м. может служить данный словарь-справочник. Подробное изложение вопроса см. во вступительной статье.

портрет – изображение внешности человека, вид сочинения учащихся. Варианты: описание портрета (обычно – с картины) и анализ характера личности по портрету. Пишутся как с живой натуры (Моя сестра), по воображению (Портрет моего друга через 10 лет), так и по произведению живописи (Л. Н. Толстой на портрете работы И. Е. Репина), Один из наиболее трудных видов сочинения, вводится в простейших вариантах с IV класса. Работа над сочинением-п. связывается с уроками изобразительного искусства.

пословица – краткое, часто употребляемое, ритмически построенное изречение, содержащее иносказание, образ, концентрирующий жизненный опыт, и потому применимое к жизненным ситуациям; вид фольклора; Жить – Родине служить, Пустая бочка пуще гремит и пр. П. широко используются в обучении – как с воспитательной целью, так и для развития речи, для анализа синтаксических конструкций, образов. Так, в учебнике русского языка для IV класса – более 60 пословиц. П. – образец лаконизма, четкости построения, пример использования антитезы, тропов, эллипсов, гипербол, аллегорий, олицетворений. В речи самих учащихся П. сравнительно редки и имеют тенденцию убывания к старшим классам, что связано, по-видимому, с утратой элементов разговорного и народно-поэтического стилей, с развитием научного стиля, с влиянием письменно-книжных стилей.

Лит.: Введенская Л. А. Пословицы и поговорки в начальной школе. – М., 1963, Гаврин С. Г. Изучение фразеологии русского языка в

 

147 Почерк

школе. – М., 1963; Прохоренко К. И. Материалы для упражнений по грамматике и правописанию. Пословицы, поговорки, загадки. – М., 1963; Жигулев Л. М. Русские народные пословицы. – М., 1969

пословный разбор – использовавшийся в дореволюционной практике и частично в советской школе 50-х годов порядок грамматического разбора, осужденный научной методикой. При П. р. слова разбираются по их порядку расположения в предложении, без учета синтаксических и смысловых связей разбираемого слова. Так, в предложении Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит (А. Пушкин) при П. р. предлог под и прилагательное голубыми разбираются до слова небесами, что приводит к прямому формализму, так как без понимания роли и значения существительного небесами школьники не могут понять значение предлога. При П. р. разрушаются сочетания типа Черное море – разбираются как два разных члена предложения: слово Черное рассматривается как определение к слову море и т. п. В грамматическом разборе следует руководствоваться рекомендациями, данными А. В. Текучевым в книге «Грамматический разбор в школе» (М., 1963).

постановка голоса у учащихся – совокупность приемов работы над дыханием учащихся, над артикулированием звуков речи, над дикцией, над силой голоса (громко – тихо), над тембром, темпом, быстротой говорения, мелодикой. Методика П. г. опирается на теорию сценической речи и на методику выразительного чтения. Правильное развитие голоса у учащихся – условие хорошей устной речи, что, в свою очередь, положительно сказывается на качествах письма и аудирования. П. г. – необходимое профессиональное качество учителя и других специалистов, которым приходится речью воздействовать на других людей: актеров, лекторов, дикторов и пр.

Лит.: Запорожец Т. И. Логика сценической речи. – М., 1974; Горбушина Л. А. Выразительное чтение и рассказывание учителя. – М., 1975; Найденов Б. С. и др. Методика выразительного чтения. – М., 1977; Соловьева Н. М., Завадская Т. Ф. Выразительное чтение в 4 – 8 классах. – М., 1983.

почерк – индивидуальная устойчивая манера письма. Характеризуется: специфической формой отдельных букв и способов их соединения, их наклоном влево и вправо, размером, растянутостью и сжатостью, отрывностью или безотрывностью письма, степенью нажима и пр. Формируется на основе обучения письму и каллиграфии в школе, отражает также личностные черты человека. Наиболее важный период становления П. – переход на скоропись, т. е. средние классы. В это время особенно необходимо педагогическое руководство со стороны учителя, хорошо владею-

 

Правила в курсе русского языка 148

щего каллиграфией и ее методикой. Работа над П. имеет существенное воспитательное значение.

правила в курсе русского языка. 1. Положения, выражающие определенную закономерность языка, главным образом по грамматике, фонетике, словообразованию и пр. Так, П. грамматики фиксируют то или иное свойство языковых единиц, раскрывают систему: «Имена существительные склоняются по трем типам склонения: по 1-му склонению склоняются...» и т. д. Или второй пример: «Слова могут быть образованы при помощи приставки; например, город – пригород». В курсе русского языка П. отводится значительная роль. Грамматические, словообразовательные и т. п. П. обычно выводятся самими учащимися на основе языкового анализа, эвристической беседы, а затем корректируются по учебнику, выверяются по его формулировкам, заучиваются и применяются на практике.

2. Предписание, установка для выполнения какого-либо действия, порядка (последовательности) операций. В этом значении П. встречаются преимущественно в орфографии, орфоэпии, графике, каллиграфии; существуют П. оформления тетрадей и пр. Например: «Не пишется с глаголами раздельно. Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются без не». Второй пример: «Мягкость [л'] перед согласными всегда обозначается мягким знаком: вскользь, мельче». П. во втором значении предполагает алгоритм выполнения действия – 2, 3 «шага», 5 «шагов» и более (см. Алгоритм). В этом смысле различают правила простые и сложные. Важно, чтобы учащиеся поняли структуру сложного правила, сумели бы построить алгоритм. П. в обучении русскому языку служат средством связи теории с практикой, руководством к применению знаний.

практическая направленность обучения русскому языку – один из аспектов дидактического принципа единства теории и практики. П. н. отражает цели и задачи обучения русскому языку. Предполагает преимущественное внимание учителя к вооружению учащихся практическими умениями и навыками по языку, которые им необходимы в жизни и в дальнейшем обучении разным предметам: овладению речью, чтением, письмом, орфографией, орфоэпией, интонациями, выразительностью устной речи и чтения, навыком восприятия чужой речи, умениями в области грамматического анализа, в пользовании словарями и т. п. П. н. обучения русскому языку не противоречит теоретической работе, усвоению знаний: вся практическая работа, где это возможно, опирается на теоретические знания, на правила, закономерности, языковые понятия. В то же время П. н. не может замыкаться лишь на выполнении упражнений, способствующих закреплению теории, ее цель – обслуживание многосторонних потребностей

 

149 Предмет методики русского языка

учащихся в коммуникации, познавательной деятельности, письме, чтении и пр.

Лит.: Программы средней школы. Русский язык. – М., 1985.

практическая стилистика в школе – прикладной раздел стилистики; изучает стилистическую окраску языковых средств, дает в этой области рекомендации, следовательно, имеет нормативный характер. П. с. главным образом дает рекомендации по использованию синонимических средств языка, редко встречающихся и трудных грамматических форм, а также стилистических фигур, средств изобразительности и пр. П. с. учит целесообразности выбора тех или иных средств языка с учетом условий коммуникации. Служит совершенствованию речи, «шлифовке» текста, повышению культуры речи. Так, в «Практической стилистике на уроках русского языка» Е. А. Голушковой приводятся многочисленные отрывки из художественных произведений с целью обнаружения в них и объяснения таких особенностей языка, как употребление устаревших слов, эмоционально окрашенных слов, вариантных форм частей речи, синонимика падежных окончаний имен существительных, прилагательных, синонимика форм кратких прилагательных и степеней сравнения, сочетания имен числительных с существительными, варианты согласования сказуемого с подлежащими, варианты употребления предлогов и пр. Материал по П. с. включается в работу над темами и разделами курса русского языка: «Фонетика», «Глаголы», «Сложноподчиненное предложение» и пр. Теоретический материал по П. с. программой не предусмотрен, вся работа в классе и дома проводится практическим образом.

Лит.: Щербатский Б. М. Занятия по стилистике в старших классах средней школы – М, 1951; ГолушковаЕ. А. Практическая стилистика на уроках русского языка. – М., 1967, Шаповалова Т. А. Стилистические упражнения на уроках русского языка. – М., 1967; Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1968.

предмет методики русского языка. Как и любая другая наука, методика имеет свой предмет, т. е. то, что она изучает. П. м. р. я. является процесс овладения языком: т. е. речью, письмом, чтением, грамматикой, орфографией, фонетикой, орфоэпией, лексикой и пр. в условиях обучения. Методику интересует содержание обучения, деятельность учителя и учащихся. Методика изучает закономерности формирования языковых понятий, умений и навыков в области языка. В отличие от психологии и дидактики, методика изучает не общие закономерности обучения, а специфические, связанные с конкретным языковым материалом: например, закономерности формирования орфографических умений н навыков, тенденции овладения синтаксисом – синтаксическими конструкциями и самостоятельной устной и письменной речью

 

Предупредительный диктант 150

и пр. Учитывая результаты изучения закономерностей обучения родному языку, методика решает свои прикладные задачи: выработать такие методы и приемы обучения, которые обеспечивают решение воспитательных задач, развитие мышления и познавательной активности школьников, глубину и прочность знаний, умений, навыков.

Лит.: Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. – М 1980; Львов М. Р. Общие вопросы методики русского языка. – М., 1983.

предупредительный диктант – вид слухового диктанта; его цель – предупреждение ошибок путем объяснения орфограмм до записи текста, слова. П. д. рекомендуется проводить на ранних стадиях закрепления орфографического материала. П. д., по мере усвоения правила, переходит в диктант объяснительный, поэтому П. д. иногда определяют как вариант объяснительного диктанта.

преемственность в обучении русскому языку – один из дидактических принципов; состоит в последовательности, систематичности расположения материала, в опоре на изученное и на достигнутый учащимися уровень языкового развития, в перспективности изучения материала, в согласованности ступеней и этапов учебно-воспитательной работы. Особенно важно соблюдение преемственности между начальными и IV – V (V – VI) классами, между средним и старшим звеньями школы в обогащении речи, в изучении теоретического курса, в языковом анализе и синтезе, в орфографических умениях. Условия соблюдения П.; а) изучение, знание «сквозных» тенденций развития с дошкольного возраста по X (XI) класс в обогащении словаря, в синтаксисе речи учащихся; б) понимание того нового, что появляется в речевом развитии учащихся на каждом новом этапе обучения; в) «стыковка» программ и учебников смежных классов; г) разработка единого курса русского языка с I по VIII (IX) класс; д) пропедевтика в младших классах тех тем, которые будут изучаться позже, в последующих классах; е) повторение, обобщение материала, изученного на более ранних ступенях обучения, например в начальных классах; ж) «стыковка» норм и критериев оценки знаний, умений учащихся в начальных и средних классах по знаниям и умениям в области языка. П. обеспечивается также подготовкой учителя: он должен знать программу и методику начальных классов, поддерживать постоянные контакты с учителями начальных классов, должен знать все этапы языкового развития: не только IV – VIII (V – IX), но и начальные, и дошкольный период, и старшие классы. Важное условие П. – долгосрочное планирование работы, умение видеть далекую перспективу. П. соблюдается с учетом возрастных возможностей учащихся, без их перегрузки.

 

151 Применение знаний, умений и навыков по русскому языку

Лит.: Преемственность и перспективность в обучении русскому языку / Под ред. В. В. Бабайцевой, Г. К. Лидман-Орловой – М., 1979; Преемственность и перспективность в обучении русскому языку. – М., 1982.

приемы обучения русскому языку – составные части методов, конкретные действия учителя и учащихся, подчиненные общему направлению работы, общим установкам, которые определены требованиями метода. Примеры П. о.: составление плана сочинения, построение алгоритма орфографического действия, объяснительный диктант, использование перфокарты, определение формы склонения имени существительного для проверки правописания падежного окончания, использование словаря и др. Одни и те же приемы могут использоваться в различных методах; например, приемы языкового анализа используются и в лекционном методе, и в беседе, и в упражнениях; но есть приемы, закрепленные за одним методом; так, прием создания проблемной ситуации характерен лишь для проблемного обучения, является его признаком.

прилагательное в курсе русского языка – одна из важнейших тем. Изучается: в I классе знакомство со словами, обозначающими признаки предметов; во II классе общее понятие и изменение по числам, по родам; в III классе склонение П.; в IV классе полные и краткие П., склонение; в V классе степени сравнения П., качественные, относительные, притяжательные П., словообразование П., правописание П. Программа изучения П. построена ступенчато. Трудности усвоения темы в школе: образование и употребление сравнительной и превосходной степеней, кратких П., притяжательных П., склонение притяжательных П.; правописание падежных окончаний П. (согласование П. в косвенных падежах с именами существительными), правописание суффиксов с -н- и -нн-, суффикса -ск- и -к- и др.; не с П. В речевом развитии ребенка П. появляются сравнительно поздно: в I классе П. составляют 1 – 2% всего числа словоупотреблений, в III классе – 6%, в IV – 8%, в V – X классах – 8 – 9%.

Лит.; Озерская В. П. Изучение морфологии на синтаксической основе. 4 класс. – М., 1978; 5 класс. – М., 1979; 6 класс. – 1981.

применение знаний, умений и навыков по русскому языку имеет место в двух сферах: внутренняя – применение знаний по грамматике, орфографии, фонетике для формирования соответствующих языковых умений и навыков; внешняя – применение языковых умений и навыков в жизни: в труде, в общественной деятельности, науке, искусстве. Первая сфера учитывается на уроках русского языка как проявление связи теории и практики в обучении русскому языку; вторая рассматривается как черта личности, как качество, необходимое человеку в его жизни, в его

 

Принципы обучения русскому языку 152

общественной деятельности. Критерием П. з., у. и н. являются: умение передавать свободно и правильно свои мысли, знания, вести необходимые записи, делать доклады, сообщения, свободно пользоваться языком в различных ситуациях, возникающих в учебной, трудовой, общественной, творческой деятельности школьника и взрослого человека. Как первая, так и вторая -результат обучения. Наибольшие трудности в П. з., у. и н. состоят в том, чтобы учащийся научился быстро и безошибочно применять нужное знание (правило) в ситуации – как учебной, так и жизненной. Большая часть орфографических ошибок происходит оттого, что этого достичь не удается.

принципы обучения русскому языку, или П. методики русского языка, – основные, исходные теоретические положения, определяющие выбор методов, приемов, других средств обучения. Это, во-первых, П. дидактики, получившие методическую интерпретацию в соответствии с обучением русскому языку: П. воспитывающего обучения (см.), П. научности, П. систематичности обучения, взаимосвязь в изучении уровней языка, разделов курса, П. доступности, П. наглядности (см.), П. сознательности и активности учащихся в обучении, П. прочности, П. индивидуализации обучения, П. связи теории с практикой. Эти принципы, применительно к обучению русскому языку, раскрыты в соответствующих статьях данного справочника. Во-вторых, в трудах ряда ведущих методистов выделяются специальные П. обучения, выведенные из закономерностей усвоения языка и речи детьми или из функций языка. Так, Л. П. Федоренко определила П. внимания к материи языка, П. понимания лексических и грамматических языковых значений, П. оценки выразительности речи, П. развития чувства языка, П. опережающего усвоения устной речи перед письменной, П. зависимости темпа обогащения речи от степени совершенства речетворческой системы обучаемого, от степени совершенства структуры его речевых умений. А. В. Дудников выводит П. из социально-психологических функций языка: коммуникативной, функции выражения мысли, эстетической функции. Проблема П. о. р. я, находится в процессе поиска и решений.

Лит.: Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1980; Львов М. Р. Общие вопросы методики русского языка. – М., 1983; Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку. – М., 1973; Федоренко Л. П. Закономерности усвоения речи. – М., 1984.

принципы русской орфографии – основные, исходные положения, определяющие специфику правописания и лежащие в основе методики обучения ему. Традиционно указываются 4 П. р. о.: морфологический, согласно которому соблюдается единообразие в написании морфем (корней, приставок, суффиксов, окончаний)

 

153 Принципы русскойпунктуации

несмотря на различия в их произношении. Согласно морфологическому принципу пишутся проверяемые безударные гласные, звонкие, глухие и непроизносимые согласные, встречающиеся в этих морфемах. Орфограммы, соответствующие этому принципу, проверяются на основе знания грамматики, состава слова и словообразования. Фонетический П. р. о. – согласно ему, вопреки морфологическому П. р. о., пишется та буква, которая обозначает слышимый звук; например, приставки на з-: разбег – но расписание, приставки рас- – рос-: роспись – расписался. Все случаи применения фонетического П. р. о. должны быть в памяти учащихся, так как к ним неприменим способ проверки, принятый для морфологических написаний. Традиционно исторический П. р. о. – написание закреплено традицией, не определяется другими принципами, хотя далеко не всегда противоречит основному, морфологическому П. р. о.: вагон, касса и пр. Орфограммы усваиваются запоминанием. Дифференцирующий П..р. о. предполагает различное написание с целью различения слов-омофонов: туштушь, поджогподжёг, не высокийневысокий, Шарикшарик. Усваиваются орфограммы на основе понимания значений слов, словосочетаний. В последние годы в литературе рассматривается фонематический П. р. о., область применения которого в основном совпадает с областью морфологического П. р. о. Согласно этому П. р. о., одни и те же буквы алфавита обозначают фонему во всех ее видоизменениях. Ведущим П. р. о. в современной школе принят морфологический П. р. о., именно он определяет основное направление в методике обучения правописанию.

Лит.: Иванова В. Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. – М., 1976; Разумовская М. М. Методика орфографии // Основы методики русского языка в 4 – 8 классах. – М,, 1983.

принципы русской пунктуации – основные, исходные положения, определяющие расстановку знаков препинания и лежащие в основе методики обучения пунктуации. Ведущим П. р. п. считается синтаксический, согласно которому расстановка знаков препинания определяется структурой синтаксической конструкции; изучение правил пунктуации связывается с изучением тем по курсу синтаксиса; практика употребления знаков препинания опирается на синтаксический анализ предложения. Два других принципа – интонационный и смысловой – не противопоставляются синтаксическому, а взаимодействуют в процессе обучения, поддерживают его. Смысловой анализ предложения и его интонирование способствуют пониманию синтаксической структуры, и в конечном счете все три принципа в. совокупности объясняют пунктограмму. Лишь в немногих случаях желание говорящего передать ту или иную мысль требует изме-

 

Проблемное изложение нового материала по русскому языку 154

нения пунктуации в одном и том же предложении. Интонация во многих случаях служит условием выбора знака препинания, например пауза при постановке тире между главными членами предложения и пр. Правила пунктуации, применяемые в школе, включают в себя совокупность признаков – синтаксических, смысловых и интонационных.

Лит.: Ломизов А. Ф. Трудные вопросы методики пунктуации. – М., 1975; Блинов Г. И. Методика пунктуации в школе. – М., 1978; Валгина Н. С. Трудные вопросы пунктуации. – М., 1983.

проблемное изложение нового материала по русскому языку – элемент проблемного обучения: учитель ставит проблему и сам ее решает, показывает путь решения в его противоречиях, вскрывает ходы мысли при решении. Учитель показывает образцы научного познания, решения проблем, а учащиеся мысленно следят за его логикой, усваивая этапы решения. Приемы П. и. по русскому языку: применение языкового анализа при объяснении способов словообразования; элементы лингвистического эксперимента при объяснении видов глагола, их значения; исторические экскурсы при объяснении образования причастий, при изучении чередования согласных; сравнение языков, отдельных слов и сочетаний в русском и другом языке с целью объяснения их правописания; введение алгоритма решения орфографической задачи, обоснование каждого «шага» этого алгоритма; обоснование порядка грамматического разбора изучаемой части речи, например местоимения; обоснование обобщенных правил правописания оё после шипящих во всех частях речи; исследование вариантов постановки знаков препинания в данном предложении в зависимости от смысла этого предложения и др. Элементы П. и. могут быть введены и в ответы учащихся по изученному. П. и. обеспечивает умственное развитие учащихся.

Лит.: см статью Проблемное обучение русскому языку.

проблемное обучение русскому языку – такая учебно-воспитательная система (иногда П. о. определяется как метод обучения), в которой постоянно создаются проблемные ситуации, перед учащимися ставятся проблемные вопросы, школьники вовлекаются в процесс решения проблемных задач, в результате чего ими усваивается опыт творческой деятельности и формируются творческие способности. Проблемная ситуация – это ситуация, порождающая задачу, необходимость ее решения, т. е. побуждающая школьников к мышлению. Например: ситуация требует выяснения, как образовалось слово предстоящий. Проблемный вопрос помогает учащимся определить суть задачи. Задача считается проблемной, если в ее решении школьники должны не только уяснить, что известно, что нужно найти, проверить, она

 

155 Программированное обучение русскому языку

предполагает поиск самими учащимися новых способов решения, выбор новых материалов, нужных для решения. Проблемная ситуация – это не просто трудная ситуация, складывающаяся в результате недостаточного знания: она предполагает заинтересованность учащихся, потребность решения, творческий вклад в ее решение. Пример: учащимся IV (V) класса предлагается найти способ проверки орфограмм: Ваня нашел белый гри.., На картинке изображен пло... В данном случае первый пример не содержит проблемы: учащийся (IV и всех последующих классов) проверит орфограмму словами грибы, грибной, так как прилагательное белый помогает отличить слово гриб от его омофона грипп. Вторая задача имеет два варианта решения, необходимы дополнительные слова: связанный из сосновых бревен (плот) или напоминающий грушу (плод). Решение проблемной задачи должно быть обосновано, подтверждено учащимися.

Лит.: Напольнова Т. В. Познавательные задачи в обучении русскому языку. – М., 1968; Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972; Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. – М., 1977.

проверочные слова – средство выполнения орфографического действия – проверки орфограмм на основе сопоставления, В проверяемом слове гласный находится в слабой позиции, в проверочном – в сильной. Эта связь лежит в основе проверки безударных гласных в корне или в других морфемах: зеленеетзелень и зеленый; косьбакосит; по улицепо воде и пр. Роль П. с. может выполнять форма проверяемого слова: домадом. Условие эффективности использования П. с. – богатство и активность словаря, быстрота грамматического анализа. П. с. играют важную роль в обучении орфографии, особенно в младших классах, так как они способствуют пониманию внутренних связей в языке, формируют такие мыслительные операции, как сопоставление и противопоставление, требует понимания механизмов словообразования, приобщают школьников к фонетическому анализу слов, к постоянному сопоставлению звукового и буквенного состава слов.

программированное обучение русскому языку – один из способов организации учебного процесса, особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным учебным материалом. Некоторые ученые называют П. о. методом. Его черты: во-первых, расчленение учебного материала на дозы, на минимальные элементы, их строгая последовательность, что обеспечивает «шаги» в деятельности учащихся; во-вторых, высокая самостоятельность учащихся при выполнении учебных действий; школьники получают инструкции, предписания и пр.; в-третьих, обратная связь после каждого «шага», каждого элементарного действия, после усвоения каждой дозы материала; не

 

Программы учебные по русскому языку 156

убедившись в правильности выполненного «шага», ученик не должен (или не может) продолжать работу. Учитель следит за работой каждого учащегося, используя для этого различные устройства – от перфокарт до обучающих (контролирующих) машин. В настоящее время П. о. используется как один из методов организации учебного процесса, особенно в ПТУ, техникумах, вузах. В связи с применением компьютеров в обучении повысился интерес к П. о. в школе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.