Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как пользоваться словарем справочником 12 страница






 

Орфографическое комментирование 134

ческую форму, легко и быстро подбирать слова для сопоставлений и пр. По мере укрепления орфографического навыка происходит свертывание О. д., оно переходит во внутренний план (интериоризация), его необходимость отпадает; его используют лишь как средство контроля.

Лит.: Жуйков С. Ф. Формирование орфографических действий. – М., 1965.

орфографическое комментирование – см. Комментированное письмо.

орфографическое поле – построение (морфема, сочетание морфем, слово, словосочетание или предложение), структурные элементы которого включают условия действия одного или нескольких правил; является местом (пространством) проверки орфограммы, нескольких связанных между собою орфограмм. Например, в слове объяснение О. п. включает в себя две морфемы: приставку и корень, так как эти морфемы необходимы для проверки правописания ъ: для проверки правописания безударного окончания прилагательного глубоким О. п. – словосочетание глубоким озером; для проверки слитного написания небольшой требуется целое предложение: Небольшой дождишколодырям отдышка.

орфографическое правило – предписание, устанавливающее обязательное для всех написание, а также определяющее способ проверки. В правиле можно выделить условия (в корне -гор- -гар- в безударном положении) и норму (пишется о). О. п. бывают простые (жи, ши пиши с буквой и) и сложные, предполагающие 2 – 5 действий (например, проверка слыш...шь); грамматико-орфографические, предполагающие решение орфографической задачи на грамматической основе, и неграмматические. Современная методика орфографии опирается на систему О. п. в период обучения, формирования орфографических действий, и допускает отказ от них по мере автоматизации навыка, когда О. п. используются лишь для контроля. Система обучения орфографии на основе О. п., в отличие от механических систем, обеспечивает умственную деятельность и активность учащихся в процессе обучения.

орфография в школе – один из важнейших разделов курса русского языка; среди языковых умений и навыков учащихся орфографические умения и навыки играют важную роль. Изучается в I – VI (VII) классах, в VII – VIII (IX) классах – повторяется, обобщается. Материал по О. не выделен в школе как отдельный, самостоятельный раздел, а дается вместе с материалом по грамматике, фонетике, словообразованию и опирается на нето. О. в ш. связывает в практических действиях знания учащихся по всем разделам курса языка: фонетике, составу слова и словообразованию, графике, морфологии и синтаксису, лексике. Важнейшие

 

135 Орфоэпия в школе

темы по О.: правописание безударных гласных в корне слова, в приставкам, суффиксах, окончаниях; правописание согласных -звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных; чередование гласных в корне слова; употребление заглавных букв; перенос слов; слитно-раздельные и дефисные написания и пр. Принципы русской орфографии программой не предусмотрены, но они лежат в основе методики обучения правописанию: свойства русской орфографии определяют выбор методов и приемов обучения. Усвоение орфографических умений вызывает у учащихся значительные трудности. Основные понятия О. в ш.: обучение О., методика О., орфографическое правило, орфограмма, орфографическая зоркость, орфографические ошибки, орфографический навык и др. Требования к орфографическим умениям и навыкам входят как важнейший компонент в «Нормы оценки...» диктантов, сочинений, изложений и других письменных контрольных работ.

Лит.: Иванова В. Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. – М., 1976; Разумовская М. М. Методика орфографии // Основы методики русского языка в 4 – 8 классах. – М., 1983; Панов М. В. Занимательная орфография. – М., 1984; Алгазина Н. Н. Формирование орфографических навыков. – М., 1987; Львов М. Р. Основы обучения орфографии в начальной школе. – М., 1987.

орфоэпические ошибки учащихся – вид ошибок по русскому языку; имеют место в устной речи. Основные типы О, о.: на первом месте по частоте – ошибки, связанные с диалектными влияниями, а также с акцентами у детей, для которых русский язык не родной; нарушения ударений – также в основном под влиянием диалектов и просторечия; так называемое орфографическое произношение под влиянием чтения, особенно часто – в начальных классах; нарушения орфоэпических правил и законов русской фонетики. Количество О. о. в школе очень велико. Велика роль правильной речи учителя. Методика исправления О. о. разработана недостаточно.

орфоэпические упражнения: прослушивание образцов произношения; повторение образцов, их копирование; анализ орфоэпем (наиболее трудных случаев, дающих ошибки); слушание речи учащихся, обнаружение в ней орфоэпических ошибок, их исправление; работа со словарями ударений и произношения; самостоятельная работа учащихся в лингафонном кабинете по совершенствованию собственного произношения; проверка правильности произношения с помощью орфоэпических правил. О. у. обычно комбинируются с фонетическими и орфографическими упражнениями, а также с обучением выразительному чтению.

орфоэпия в школе – совокупность норм, правил, устанавливающих единство оформления звучащей речи, что содействует общению.

 

Отзыв о книге, о кинофильме, о спектакле

О. определяет нормы произношения звуков и их сочетаний, отдельных слов и их форм, а также ударения, тон и пр. В школе О. усваивается главным образом практически, без введения сложной системы орфоэпических правил. Даются практические упражнения: [ш] то, а не [ч]то; [йив]о, а не [йиг]о и т. п. Решающая роль в овладении О. принадлежит речевой среде, хорошим образцам в речи учителя и пр.

Лит: Русское литературное произношение и ударение. Словарь-справочник – М., 1960; Орфографический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р. И. Аванесова. – М., 1983; Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. – М., 1984.

отзыв о книге, о кинофильме, о спектакле и т. п. – вид сочинения учащихся, проводится во всех классах, начиная со II. О. о к. пишется как задание по внеклассному чтению, коллективно или индивидуально, обычно после обсуждения в классе. Сочинение типа О. о к обычно пишется на высоком уровне самостоятельности, отражает собственное мнение учащихся; стесняющее учащихся регламентирование: обязательное составление плана, письмо по определенной схеме – в данном случае не применяется. Лучшие О. помещаются в школьную газету, в рукописный журнал.

Лит. Развивайте дар слова. Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» (VII – VIII классы) – М, 1986, Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» (VII – VIII классы). – М., 1986.

открытый урок по русскому языку – форма обмена опытом работы. На О. у. приглашаются учителя-словесники, студенты. На О. у. обычно демонстрируется какой-либо прием работы; обычно О. у. обсуждается, нередко прочитывается доклад на тему по методике, имеющую отношение к О. у. О. у. нельзя рассматривать как форму контроля за работой учителя. О. у. – это демонстрация передового опыта, поиск.

отставание учащихся – возникшие в результате длительной болезни и пропусков занятий по иным причинам пробелы в системе знаний, умений и навыков, препятствующие дальнейшему успешному обучению. Отставший ученик обычно не может самостоятельно догнать класс, что приводит к неуспеваемости. О. у. ликвидируется в результате индивидуальной помощи учителя на уроке, во внеурочное время; практикуется также прикрепление сильного ученика к отстающему. О. у. по орфографии особенно опасно, так как трудно поддается устранению, требует длительных занятий и настойчивости.

очерк – вид сочинения (художественно-публицистический жанр). Вводится в VIII классе; наиболее доступный вариант – портрет-

 

137 Ошибки учащихся

ный документальный О. Учащиеся пишут также путевые О., О. о колхозе, совхозе и т. п. Образцами О. для анализа могут служить О. М. М. Пришвина, В. М. Пескова и пр.

Лит.: Развивайте дар слова. Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» (VII – VIII классы). – М, 1986; Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» (VII – VIII классы) – М., 1986.

ошибки в структуре текста – вид речевых ошибок учащихся, связанных в основном с неумением строить сложное синтаксическое целое. К их числу относятся: отсутствие сложных синтаксических целых (в сочинении учащегося не удается их обнаружить и вычленить); неправильное выделение абзацев; наличие лишнего предложения и нарушение порядка предложений в сложном синтаксическом целом; О. в расчленении текста па правильные, законченные предложения; неумение использовать местоимения, союзы, наречия, частицы, а также порядок слов как средство связи между предложениями в сложном синтаксическом целом; О. в использовании лексических повторов для связи предложений; нарушения единого временного плана в сложном синтаксическом целом; неумение пользоваться синонимикой как средством связи предложений и т. п. О. данного типа устраняются на основе редактирования, совершенствования текста, а предупреждаются на основе знаний теоретического материала по структуре текста и сложного синтаксического целого и выполнения специальных упражнений.

Лит: Фигуровский И. А Синтаксис целого текста и ученические письменные работы. – М, 1961, Величко Л. И. Работа над текстом на уроках русского языка. – М., 1983.

ошибки словообразования – один из видов ошибок учащихся в устной и письменной речи. К их числу относят, во-первых, образование собственных неологизмов с нарушением моделей русского словообразования, например: «Хозяйка ткунала меня вчера в лицо мордой селедки», во-вторых, ошибки орфографические, причиной которых является непонимание путей образования слова. Например, ученик пишет: «старимые часы», не понимая того, что производная основа здесь – старин- плюс суффикс прилагательного -н-, следовательно, писать нужно старинные. Ошибка орфографическая, но ее причина – непонимание образования слова.

ошибки учащихся, допускаемые в письменных работах и в устной речи, подразделяются на орфографические; пунктуационные; орфоэпические; речевые О. и недочеты, среди них выделяются стилистические; в сочинениях – логические, композиционные и О, в содержании; О. словообразования; грамматические: синтаксические – в построении предложений, морфологические – в образовании форм слов. К числу О. у. по русскому языку относят

 

Паронимы

также О. чтения (неправильное прочтение слова или текста); каллиграфические недочеты – неправильные начертания букв; графические О. – пропуски букв, замены и пр. Особо выделяются О. диалектные, просторечные (т. е. допущенные под влиянием диалекта, просторечия). Изучением О. у., их типов, причин, частоты, возможных путей исправления и предупреждения, диагностикой занимается ошибковедение {отдел методики русского языка). В школе составляются и используются классификации О. – чаще всего по орфографии.

Лит.: Алгазина Н. Н. Предупреждение орфографических ошибок учащихся V – VIII классов. – М., 1965; Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М., 1982; Никеров А. И. Предупреждение пунктуационных ошибок учащихся. – М., 1985; Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. – М., 1986.

 

П

 

паронимы (смешиваемые слова) – слова, сходные в морфологическом составе и, следовательно, в звучании. Их значения различны, но близки, иногда – трудноуловимы для учащихся: злобный, злостный; дворовый (мальчик), дворецкий; человечный, человеческий; социальный, социалистический. Ошибки учащихся в выборе П. весьма часты. Работа над разграничением значений П. проводится во всех классах практически. Тема «П.» в программу не входит. П. включаются в упражнения, с ними составляются предложения и пр.: в III классе – сытый и сытный, рыбий и рыбный; в X классе – – решимость и решительность.

Лит: Бельчиков Ю. А., Панюшева М. С. Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка. – М., 1968.

пассивный словарь учащегося – совокупность слов, понимаемых им, но не употребляемых в собственной речевой практике. Школа стремится активизировать лексику, которую учащиеся первоначально усваивают пассивно. Однако П. с. у. не может быть сведен к нулю, так как он беспрестанно пополняется новыми словами из разных областей науки и жизни, которые не могут понадобиться школьнику в ограниченных сферах его речевой деятельности.

педагогические основы методики русского языка. Педагогика – наука о воспитании человека; ее предмет – воспитание как сознательно и целенаправленно организуемый процесс. Методика русского языка, как и методики других учебных предметов, является отраслью педагогики и конкретизирует применительно к своему предмету педагогические понятия: цели и задачи обучения русскому языку, принципы и методы обучения русскому

 

139 Перенос умения, навыка

языку, воспитание учащихся и формирование их мировоззрения средствами предмета «русский язык» и др. Методика связана с теорией воспитания. Особенно важна для методики такая отрасль педагогики, как дидактика: в тесном контакте с дидактикой методика русского языка решает вопросы современного урока русского языка; ищет и находит пути повышения познавательной активности учащихся и эффективности развивающего обучения русскому языку; находит формы преемственности и перспективности в процессе обучения русскому языку, а также его внутри-предметные и межпредметные связи; организует деятельность учителя и учащихся в процессе обучения русскому языку; создает системы упражнений, разрабатывает их типологии, классификации, анализирует деятельность учащихся в процессе их выполнения. В соответствии с общими требованиями дидактики методика русского языка определяет критерии оценки уровней знаний, умений и навыков учащихся, формы выявления знаний, умений и навыков; определяет выбор методов и приемов обучения; определяет доступность содержания курса русского языка по классам и структуру подачи материала. В своих решениях и рекомендациях методика русского языка опирается на исследования по педагогике. Так, в исследовании «Развивающее обучение русскому языку» (1983) А. И. Власенков широко опирается на труды В. А. Сухомлинского, М. Н. Скаткина, М. И. Махмутова и др.; Л. П. Федоренко в книге «Принципы обучения русскому языку» (1973) опирается на труды М. Н. Скаткина, И. Д. Зверева.

Лит.: Дидактика средней школы / Под род. М. Н. Скаткина. – М., 1982; Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. – М., 1983.

пейзаж – вид сочинения описательного типа, чаще всего – малых форм, миниатюра, пейзажная зарисовка – описание картины природы, обычно художественное. Один из сложных видов описания. Вводится со II класса в виде зарисовок, включаемых в повествовательный текст. С IV класса проводится как самостоятельное сочинение наряду с использованием в сочинениях других жанров.

перенос умения, навыка – свойство психики, облегчающее усвоение новых действий, имеющих со старыми, уже усвоенными, общие исходные принципы выполнения, сходные элементы. Так, умение проверять безударные гласные подбором родственных слов облегчает аналогичную проверку звонких и глухих согласных. Умение писать сочинения облегчает подготовку докладов и пр. П. у. широко используется в системе обучения русскому языку, как неродному. В этом случае факты положительного переноса умений и навыков родного языка на изучаемый русский язык называются

 

Переписка школьников 140

транспозицией, а факты отрицательного переноса, мешающие правильному усвоению русского языка, – интерференцией.

переписка школьников – вид учебно-воспитательной работы преимущественно в старших классах. Корреспондентами учащихся бывают отдельные лица или коллективы: участники Великой Отечественной войны, передовики производства, ученые, зарубежные учащиеся и пр. Наряду с коллективными письмами, практикуется индивидуальная переписка. Достоинство П. ш. как средства развития их речи – высокая мотивированность писем, высокий уровень интереса.

пересказ – вид работы учащегося, средство развития речи на основе образца. Проводится во всех классах, начиная с I, практикуется на всех уроках. Состоит в передаче учеником содержания прочитанного текста – как художественного, так и научного (высокопоэтические тексты пересказывать не рекомендуется), в усвоении его логики, композиции, средств языка – лексики, синтаксиса, образных средств. В младших классах для облегчения П. используются вопросы, со II класса вводится план. Чтобы П. не был простым воспроизведением, в него вводятся элементы анализа, а также творческие дополнения. Поэтому различаются виды П.: близкий к тексту образца, подробный П., сжатый, краткий П.; выборочный П.; П. с творческими дополнениями и изменениями. В средних и старших классах школьники передают сюжет, отдельные сюжетные линии. (См. статьи Краткий П., Творческий П., Выборочный П.)

Лит.: Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. – М, 1963; Липкина А. И., Оморокова М. И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения. – М., 1967.

периодизация речевого развития ребенка, школьника: до 1 года (младенческий период); 1 – 3 года (ранний, преддошкольный период) – первые слова, с двух лет начало овладения грамматическими формами; 3 – 7 (6) лет (дошкольный) – обогащение словаря, усвоение грамматического строя в пределах бытового стиля речи; 7(6) – 10 лет (младший школьный) – овладение чтением и письмом, первое понятие о литературной норме и начало формирования языковых понятий; 10 – 15 лет (средний школьный) – изучение теории языка, овладение нормой, стилистическая дифференциация речи, начало формирования индивидуального стиля; 15 – 17 лет (старший школьный) – становление индивидуального стиля, усвоение профессиональной лексики, речь становится средством самовыражения личности.

Лит.: Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961; Маркова А. К. Психология усвоения грамматики как средства общения. – М., 1974.

 

141 Письменные работы учащихся

перспективность в обучении русскому языку – элемент систематичности, подготовка учащихся к усвоению того материала, который будет изучаться позже; связана с преемственностью. Осуществляется путем введения пропедевтического ознакомления с основами предстоящих разделов, тем: так, в IV классе введен раздел «Синтаксис», он дает учащимся предварительные сведения, необходимые для более полного понимания курса морфологии, для развития речи учащихся. Иногда элементы П., заложенные не в программе, а в методике, на первый взгляд незаметны: так, в начальных классах школьников учат ставить к глаголам вопросы «что делал?» и «что сделал?», эти задания готовят их к пониманию видов глагола – материал IV класса (См. статью Преемственность в обучении русскому языку.)

Лит.: Преемственность и перспективность в обучении русскому языку / Под ред. В. В. Бабайцевой, Г. К. Лидман-Орловой. – М., 1979; Преемственность н перспективность в обучении русскому языку. – М., 1982.

перфокарта – устройство для ускоренной проверки выполненных заданий, а также для самопроверки. Лист плотной бумаги по размеру тетради, с отверстиями; удобнее всего пользоваться П. при проверке тетрадей с печатной основой. Когда задание выполнено, учитель или сам учащийся накладывает П. на страницы тетради и сразу видит результат выполнения, так как отверстия в П. совпадают с теми участками написанного, где ожидается трудность выполнения, например трудная орфограмма. На П. иногда даются надписи – указания учащимся. Практикуется самостоятельное изготовление П. самими учащимися. В кабинете русского языка накапливается «банк» П. по темам курса.

письменные работы учащихся – диктанты, различные упражнения по грамматике и орфографии: списывание с заданиями по языковому анализу, по орфографии, перестройка текста, исправление ошибок и пр., составление словосочетаний и предложений, ведение словарей, дневников, письмо изложений различных типов и, наконец, высшая ступень П. р. – сочинения различных типов. П. р. у. играют организующую роль на уроке, формируют умения в области построения текста, орфографии, применения грамматических знаний к совершенствованию своей речи, развивают логическое мышление и творчество. П. р. у. дают эффект, когда проводятся в системе, достаточно часто, в соответствии с воспитательными задачами, с нарастающими по трудности умениями учащихся, при достаточном разнообразии видов, тематики. К старшим классам растет творческий уровень П. р у., и в старших классах сочинение становится основным их видом.

 

Письмо 142

Лит.: Смирнов С. А. Письменные работы в средней школе по русскому языку и литературе. – М., 1941; Никольский В. Л. Сочинения в средней школе. – М., 1954; Виды работ по развитию речи. – М,, 1963; Развитие речи учащихся V – VIII классов / Под ред. В. А. Добромыслова. – М., 1963; Система обучения сочинениям в 4 – 8 классах / Под ред. Т. А. Ладыженской. – М., 1978.

письмо. 1. Графическая система фиксации речи. Русское письмо фонемное, буквенное (по традиции П. называют звуко-буквенным или буквенно-звуковым): 5 гласных и 37 согласных фонем обозначаются соответственно 10 гласными и 21 согласной буквой. Буквы ъ, ь не обозначают фонем, но служат для передачи определенных звуковых особенностей. Система русского письма изучается в I классе: дети усваивают печатные и письменные, заглавные и строчные варианты букв – узнают их при чтении и пишут сами, овладевают соединениями букв на письме; в дальнейшем вырабатывают навыки скорописи и орфографии.

2. Вид речевой деятельности человека – процесс кодирования слов и текста с помощью графических знаков – букв.

3. Вид сочинения учащихся, используется во II – X классах. (См. статью Переписка школьников.)

Лит.: Истрин В. А. 1100 лет славянской азбуки (863 – 1963). – М., 1963; Кондратов В. Звуки и знаки. – М., 1966; Ветвицкий В. Г. и др. Современное русское письмо. – М., 1974; Щерба Л. В. Теория русского письма, – М., 1983; Моисеев А. И. Звуки и буквы, буквы и цифры... – М., 1987.

план сочинения, доклада, рассказа, изложения и пр. – намечаемая на этапе подготовки краткая программа, предусматривающая выделение частей текста и их взаимное расположение. П. может быть мысленным (внутренним), устным или письменным; простым и сложным; пункты П. могут иметь форму вопросов, повествовательных или назывных предложений, цитат; бывает картинный П. Обучение составлению П. начинается с составления П. готового рассказа, очерка, статьи. П. составляется учащимися во II – III классах коллективно, с помощью учителя, в IV – X классах – самостоятельно; составленный П. будущего сочинения может уточняться, перестраиваться в ходе дальнейшей работы над темой. П. может быть развернут в тезисную форму, а затем в полный текст.

плеоназм – речевая ошибка, состоящая в многословии, в употреблении одинаковых или близких по смыслу слов и оборотов речи: «поступательное движение вперед» (ясно, что вперед!), «была свободная вакансия» (вакансия – это свободная, незанятая должность) и т. п. П. может выразиться в повторении одинаковых мыслей, сцен, описаний и других элементов текста,

повествование – тип текста, наряду с другими типами текста – опи-

 

 

143 Повторение материала по русскому языку

санием и рассуждением. В повествовательном сочинении рассказывается о событиях, которые произошли с автором, известны ему от других или же вымышлены им (созданы в его воображении), поэтому повествовательный текст развертывается во времени, он динамичен; сочинение-п. имеет сюжет, действующих лиц. В этом смысле П. близко к рассказу, как литературному жанру. Разновидности повествовательных сочинений учащихся: сочинения о пережитом, по воображению (по картине, по данному началу или концу), свободные рассказы, юмористические рассказы и пр. В школе проводятся изложения отрывков из повестей, романов, рассказов писателей. Примерные темы сочинений-п.: «Самый интересный день каникул», «Нашлась!», «Случай в лесу» и т. п. Обычная композиция сочинений-п.: а) начало события; б) его развитие; в) конец события. На более высоких ступенях обучения: завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Принято считать П. самым легким для учащихся типом текста, поэтому сочинение-п. вводится с I класса; в старших классах используется редко. В системе сочинений I – VIII классов занимает самое существенное место. В повествовательный текст нередко вводятся элементы описания и рассуждения.

Лит.: Кустарева В. А., Рождественский Н. С. Система письменных упражнений в связной речи, – М., 1963; Система обучения сочинениям в 4 – 8 классах / Под ред. Т. А. Ладыженской. – М., 1978.

повторение материала по русскому языку – возвращение в процессе учебной работы к изученному ранее с целью его закрепления, связывания с новым материалом, с целью обобщения и систематизации изученного, установления внутрипредметных и межпредметных связей. П. обеспечивает прочность усвоения; умственное развитие при П. обеспечивается его вариативностью: П. проводится на новых примерах, в ином порядке, с применением новых способов деятельности (подготовка учащимися обобщающих схем, докладов и пр.). П. по русскому языку осуществляется постоянно при грамматическом разборе, орфографическом комментировании, на обобщающих уроках, на специально для П. выделенных фрагментах уроков. В конце учебного года и в начале следующего проводится сплошное П., для чего в учебниках предусмотрен материал. Методика П. составляет особый отдел методики русского языка.

Одна из задач повторения – закрепление материала, обеспечение прочности его усвоения. От текущего закрепления отличается отсроченностью от времени, более широким и обобщенным характером.

Лит.: Повторение и обобщение при подготовке к экзаменам по русскому языку. – М., 1981.

 

Подготовка учителя к уроку

подготовка учителя к уроку – комплекс действий учителя, направленных на достижение оптимального результата урока. Складывается из: а) определения места данного урока в цикле уроков по теме или разделу; б) анализа результатов предыдущих уроков, проверки тетрадей и пр.; в) осмысления образовательной и воспитательной цели данного урока; г) установления объема учебного материала, меры умений, над которыми будет проводиться работа на уроке, д) выбора материала из учебника, сбор-пика диктантов, других пособий для данного урока; е) выверки материала с точки зрения культуры речи, обогащения словаря учащихся, развития их речи; ж) определения необходимой индивидуальной работы на уроке; з) подготовки наглядных и иных пособий для урока; и) составления плана (конспекта) урока; к) прогнозирования итога урока, определения перспективы последующих уроков.

Приступая к новой теме, учителя готовятся одновременно к нескольким урокам, создавая их систему, определяя преемственную связь между ними, распределяя материал, виды работы, обеспечивая разнообразие типов уроков.

подробное изложение (полное, близкое к тексту образца), подробный пересказ – вид письменного изложения или устного пересказа прочитанного художественного, публицистического или научного текста, в котором не стоит задача сокращения, выборки, творческой перестройки; задача П. и., П. п. – не только передать образец по содержанию, но и сохранить по возможности композицию, логику текста, синтаксис, лексику образца. П. и., П. п. проводятся во всех классах школы и как обучающие, и как контрольные. Служат средством обогащения языка школьников, воспитания у них чувства языка, ознакомления со стилями и жанрами, обучения логике и композиции текста.

Лит.: Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т. А. Ладыженской. – М., 1980, Морозова И. Д. Виды изложений и методика их проведения. – М., 1984.

познавательная активность учащихся в процессе обучения русскому языку – проявление дидактического принципа активности в обучении. Состоит в самостоятельной познавательной деятельности, направляемой учителем, в овладении учащимися умениями и навыками учебного труда. П. а. у. характеризуется возрастанием степени самостоятельности, степени сложности познавательных умений. П. а. у. имеет место при изучении нового материала, при закреплении, при повторении, при выполнении упражнений. В педагогической науке разрабатываются уровни познавательной

активности и самостоятельности учащихся в обучении. Выделение уровней позволяет говорить о степени самостоятельности и познавательной активности учащихся и с этой точки зрения оценивать

 

145 Понятия в курсе русского языка

методические приемы и типы упражнений, задаваемых учащимся. (См. Активность в обучении русскому языку.)

Лит.: Аристова Л. П. Активность учения школьников. – М., 1968; Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю. К. Бабанского – М., 1981; Власенков Л. И. Развивающее обучение русскому языку – М., 1983.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.