Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Назначение и основные требования






 

Компрессор служит для сжатия воздуха и подачи его в камеру сгорания.

Основными элементами компрессора являются ротор с рабочими лопатками и статор – корпус со спрямляющими аппаратами и противопомпажными устройствами.

Наличие компрессора позволяет получить тягу при работе двигателя на месте, приводит к увеличению тяги и уменьшению удельного расхода топлива двигателя на скоростях полета с числом М = 2, 5 - 3.

Основными параметрами компрессора являются:

1. Степень повышения давления воздуха увеличение которой до оптимальной повышает тягу двигателя, уменьшает удельный вес двигателя и удельный расход топлива. Увеличение расчетной возможно за счет роста числа ступеней или повышения напорности отдельных ступеней, а также за счет применения сверхзвуковых ступеней.

2. Производительность компрессора GB, определяемая количеством воздуха, проходящего через компрессор за 1 сек.

3. Коэффициент полезного действия компрес­сора, который также определяет экономичность двигателя; современ­ные компрессоры имеют =0, 87 - 0, 91. Коэффициент полезного действия компрессора зависит от того, насколько тщательно (по точнос­ти расчетов и чистоте поверхностей лопаток и корпуса) выполнена проточная часть компрессора, насколько соответствуют углы обте­кания лопаток статора и ротора расчетным значениям, как обеспечи­ваются минимальные осевые и радиальные зазоры между неподвиж­ными и вращающимися деталями компрессора и т. д.

4. Скорость вращения ротора компрессора, которая лежит в пределах п = 2000-21 000 об/мин.

5. Число ступеней, которое для многоступенчатых ком­прессоров составляет 7—18. Уменьшение числа ступеней при заданной степени повышения давления можно достигнуть путем увеличения окружной скорости ротора. Однако максимальное значение окружной скорости Ua на наружном радиусе рабочего колеса ограничивается числом = 0, 85-0, 95 (по относительной скорости) для дозвуко­вых скоростей, что соответствует Ua = 300-350 м/сек. Кроме того, повышение окружной скорости в дозвуковых ступенях ограничено увеличением абсолютной скорости на входе в спрямляющий аппарат, которая при некотором значении может стать сверхзвуковой. В сверхзвуковых ступенях UH ограничивается только прочностью лопаток рабочего колеса и обычно не превышает 400—450 м/сек.

6. Относительный диаметр втулки характе­ризует габариты компрессора; для первых ступеней относительный диаметр втулки по типам ГТД равен:

ТРД ………………………….. = 0, 4-0, 6

дтрд………………………….. = 0, 35 – 0, 4

ТВД …………………………. = 0, 5 – 0, 7

 

Больший ТВД объясняется тем, что габариты компрессора определяются габаритами редуктора.

Компрессор является одним из основных элементов ГТД, во мно­гом определяющим размеры, вес, экономичность и ряд других важных конструктивных показателей и особенностей двигателя. Поэтому к компрессору предъявляются серьезные требования, основными из которых являются следующие:

1) обеспечение заданной степени повышения давления воздуха при значительной производительности и сравнительно небольшом числе ступеней, малых габаритах и весе;

2) высокое значение к. п. д. на рабочих режимах;

3) устойчивая работа в широком диапазоне скорости вращения ротора, обеспечивающая равномерную (без пульсаций) подачу возду­ха в камеру сгорания;

4) простота конструкции, обеспечивающая легкость монтажа и демонтажа компрессора, низкую стоимость его изготовления, ремонта и технического обслуживания;

5) высокая эксплуатационная надежность;

6) хорошая компоновка с камерой сгорания и другими узлами дви­гателя.

Перечисленные требования наиболее полно удовлетворяются в осе­вых многоступенчатых компрессорах, которые применяются в боль­шинстве современных ГТД. Центробежные компрессоры, стоявшие на первых ГТД, в настоящее время используются в основном в мало­мощных ГТД и турбостартерах.

Рассматривая требования, предъявляемые к компрессору, необхо­димо остановиться на некоторых мерах, которые связаны с выполне­нием перечисленных требований. Например, при увеличении степени повышения давления осевого компрессора требуется более сложная механизация, и при больших необходимо изменять схему компрес­сора для расширения границ его устойчивой работы. Кроме того, при повышении и увеличении расчетной скорости полета температура воздуха за компрессором становится настолько высокой, что затруд­няется использование его для охлаждения лопаток и дисков турбины, корпусов, опор подшипников и других деталей двигателя.

Вес компрессора также зависит от выбранного значения , кото­рая определяет число ступеней, от его конструкции, рационального выбора материалов, формы проточной части, принятой силовой схемы ротора и статора, геометрии рабочих и спрямляющих лопаток и ряда других факторов. Вес компрессора составляет до 40— 45% веса ТРД и до 30% веса ТВД.

Для сохранения высоких значений к. п. д. (помимо тех мер, которые были рассмотрены ранее для расчетных режимов) на нерасчетных режи­мах применяют поворотные лопатки направляющих и спрямляющих аппаратов, перепуск воздуха из компрессора в атмосферу, двух- и трехроторные компрессоры. Благодаря этому расширяется диапазон устойчивой работы компрессора, облегчается запуск двигателя и повы­шается его экономичность на нерасчетных режимах.

В двух- и трехроторной схеме роторы компрессоров низкого, сред­него и высокого давления имеют между собой только газодинамичес­кую связь. Так как степень повышения давления в каждом из них не­велика, то необходимость в специальном регулировании компрессора отпадает или такое регулирование значительно упрощается.

Осевые компрессоры классифицируют:

1) по числу роторов — на одно-, двух- и трехроторные; примене­ние двухроторных компрессоров позволило увеличить степень повыше­ния давления до 10—18 и более, а трехроторных — в некоторых ДТРД позволяет увеличить до 20—30;

2) по скорости воздуха на входе в рабочее колесо — на дозвуковые и сверхзвуковые.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.