Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок создания, расширения деятельности, реорганизации и ликвидации банков






 

Во всех общих вопросах создания и последующего функциониро­вания банки подчиняются нормам общих законов (ГК РФ, федеральных законов «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью»), но когда речь заходит о специфике их организа­ции и деятельности, то первенство получают специальные бан­ковские законы. Фундаментальные положения, относящиеся к учреждению нового банка и расширению его деятельности, зафиксированы в главе II Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Наиболее подробно основные положения создания кредитных организаций представлены в Инструкции ЦБ РФ от 02.04.2010 № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций».

Организация нового банка требует гораздо больше труда и навы­ков, чем создание какой-либо другой коммерческой организа­ции.

Порядок создания банка включает в себя три основных эта­па:

1. этап подготовительной работы;

2. этап государствен­ной регистрации банка в качестве юридического лица и кредитной организации;

3. этап получения лицензии (права проводить банковские операции).

Последние два этапа предполагают прохождение двухсту­пенчатой процедуры: рассмотрение и согласование подготовлен­ных документов на создание банка в ТУ ЦБ по предполагаемо­му месту нахождения будущего банка (его головной конторы) и рассмотрение тех же документов с приложенным к ним заклю­чением ТУ в центральном аппарате Банка России. При этом в регистрации участвует также уполномоченный регистрирующий орган (функции такого органа поручены Федеральной налоговой службе).

На этапе подготовительной работы важным является создание небольшой организационной (рабочей) группы единомышленников в составе 3-5 человек, ко­торые потом, при желании, могут войти в число сотрудников со­здаваемого банка.

В центре подготовительной работы должна быть прора­ботка концепции, определяющей: миссию и стратегию будущей деятельности банка; размеры и структуру уставного капитала (УК), требова­ния к учредителям и другим участникам (входящим в число участников в дальнейшем); цели деятельности, ее сферы и преимущественные направления, клиентскую базу; организационную структуру, органы управления, их пол­номочия, основные требования к организации управления.

Фактически формирование банка начинается с тщательного подбора его учредителей, готовых взять на себя такую ответ­ственность.

Требования к учредителям (участникам)можно разделить на три группы: общие, количественные и качественные.

Общие требования к учредителям банка:

- учредителями банка могут быть юридические и фи­зические лица, участие которых в кредитных организациях не зап­рещено законодательством;

– юридическое лицо - должник перед бюджетом, не мо­жет быть учредителем. На нормативном уровне достаточно жестко регламентиро­ваны порядок и критерии оценки финансового положения юри­дических лиц - учредителей (новых участников) банка, в том числе группы связанных между собой юридических лиц. Особые требования действуют в отношении учредителей (новых участников) банка, являющихся феде­ральными органами исполнительной власти, органами государствен­ной власти субъектов РФ, местного самоуправления либо государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями;

– учредители не имеют права выходить из состава участ­ников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации (т.е. полностью или частично изымать свою долю из УК банка).

Количественные требования касаются общего числа учре­дителей (участников) и их долей в УК банка. Число должно быть небольшим, для начала не более пяти - шести, а в последующем, если возникнет необходимость увеличить капитал, - до 30 лиц (за­конодатель не ограничил число участников АО, но для ООО та­кой предел установил - не более 50). При этом желательно, что­бы доля каждого из них в УК не сильно отли­чалась от долей других учредителей или участников.

Качественные требования к учредителям (участникам) банка:

1. Все учредители должны быть финансово устойчивыми, располагать достаточными собственными средствами для вне­сения в УК банка. Не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации привлеченные (заёмные) денежные средства.

Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 300 миллионов рублей. Это требование в равной мере относится как к вновь учреждаемому отечественному банку, в том числе учреждае­мому путем изменения статуса НКО на банковский статус, так и к создаваемому на территории РФ дочернему банку иност­ранного банка.

2. Все учредители должны вызывать полное доверие, отли­чаться высокой обязательностью в делах, т.е. способностью и готовностью, желанием в срок, качественно и в полном объеме выполнять свои обязательства.

3. Средства всех учредителей (собственные) должны быть «чистыми». Важно, чтобы все средства, вносимые в УК банка, Банк Рос­сии (его ТУ) признал активами, полученными из надлежащих источников.

4. Желательно, чтобы учредители - юридические лица представляли разные отрасли и сектора экономики, включая секторы финансового рынка.

5. Все учредители банка, как юридические, так и физичес­кие лица, должны быть согласны с его стратегией и активно спо­собствовать её претворению в жизнь.

6. Необходимо, чтобы все учредители (участники) банка были в числе его клиентов. Желательно, чтобы его клиентами стали и кон­трагенты учредителей (участников) по хозяйственным связям;

7. Ни один учредитель (участник) не должен пользоваться какими-либо исключительными правами или льготами, способ­ными нанести ущерб устойчивости банка, а совет собственни­ков банка не должен вмешиваться в его оперативную хозяй­ственную деятельность, пытаться подменять собой Правление.

После того как определен состав учредителей и они нашли должное взаимопонимание по принципиаль­ным вопросам, рабочей группе под руководством учредителей­-инициаторов следует сосредоточиться на подготовке пакета до­кументов, необходимых для регистрации и лицензирования бу­дущего банка. Основными документами считаются учредитель­ные документы создаваемого хозяйственного общества – устав и учредительный договор (договор о создании АО).

В учредительном договоре банка в форме ООО (договоре о создании банка в форме АО) должны быть определены: обязанность учредителей создать банк; порядок совместной деятельности по его созданию; состав учредителей, условия передачи ими банку части своего имущества и участия в его деятельности; размер уставного капитала, размер доли каждого учре­дителя в УК; размер и состав вкладов, порядок и сроки их внесения в УК; сведения о составе и компетенции органов управления банка и порядке принятия ими решений; условия и порядок распределения между учредителями (участниками) прибыли; порядок выхода учредителей (участников) из ее состава (для ООО); другие вопросы, регламентация которых предусмотрена в федеральных законах.

После подписания учредительного договора (договора о со­здании банка) расчетно-кассовый центр (РКЦ) Банка России открывает учредителям временный (накопительный) корреспондентский счет, на который они до учредительного собрания вносят (перечисляют) не менее 10% номинальной стоимости долей УК, которые они обязались внести в качестве вкладов. Основанием для открытия счета служит учредительный договор (договор о создании банка), а основанием для перечисления средств на на­копительный счет - подписные листы. Каждый учредитель должен внести деньги самостоятельно.

Уставный капитал банка может быть сформирован:

- в денежной форме в рублях и за счет иност­ранных валют (учредители - резиденты РФ вно­сят иностранную валюту со своих текущих валютных счетов, а если эти резиденты явля­ются кредитными организациями - с корреспондентских сче­тов в других банках). В случае вкладов в УК иностранной валюты в договоре следует указать, какие валюты будут приниматься в оплату капитала и по какому курсу оценивается вносимая валюта;

- в неденежной форме, при этом следует четко соблюдать требования Банка России:

1. Не может быть вкладом в УК банка имущество, право распоряжения которым ограничено в соответствии с федераль­ным законодательством или заключенными ранее договорами.

2. Внесенное в УК банка в установленном порядке имуще­ство становится его собственностью.

3. В случае внесения в УК банка материальных активов дол­жны быть представлены документы, подтверждающие право учредителей на их внесение в УК. Материальные активы дол­жны быть оценены независимым оценщиком и отражены в балансе банка в рублях.

4. Норматив (верхний предельный размер) неденежной ча­сти УК создаваемого банка составляет 20%. Данный норматив не должен нарушаться и в дальнейшем при увеличении УК дей­ствующего банка.

Наконец, следует грамотно разрешить вопросы структуры собственности в создаваемом банке. При намерении приобрести более 5% долей УК банка, необходимо предварительное уведомление об этом Банка России, а при приобретении более 10% долей УК - предварительно получить на это его согласие.

Следующий шаг - проведение учредительного собрания. Итоговый документ такого собрания - протокол- должен со­держать ряд обязательных решений: о создании банка (решение обязательно единогласное); об утверждении наименований банка (учредители еще до подписания учредительного договора (договора о создании) обязаны предварительно согласовать с Банком России предпо­лагаемые наименования (полное и сокращенное) банка); об утверждении устава банка; об избрании совета банка и его председателя (отдельно­ протокол заседания совета с решением об избрании председа­теля совета); об утверждении кандидатур для назначения на должно­сти руководителей исполнительных органов, главного бухгал­тера банка и его заместителей; об утверждении бизнес-плана банка.

Бизнес-план должен быть таким, чтобы Банк России имел возможность оценить: а) соответствует ли создаваемая органи­зация требованиям, предъявляемым к банкам; б) будет ли спо­собен банк сохранять финансовую стабильность и выполнять пруденциальные нормы деятельности, обязательные резервные требования с учетом возможного влияния на его деятельность взаимозависимых учредителей и их групп (имеются в виду лица, способные прямо или косвенно определять решения, принима­емые учредителями банка); в) насколько адекватны органы уп­равления банком, ожидающим его рискам.

Бизнес-план вновь создаваемого банка должен включать: расчетный баланс, план доходов, расходов и прибыли и показатели выполнения банком обязательных нормати­вов на первые два года деятельности.

Весьма важным является решение учредительного собра­ния об утверждении кандидатур на должности руководителя банка, главного бухгалтера и заместителей главного бухгалтера банка. Эти кандидатуры должны получить одобрение Банка России в ходе регистрации нового банка. Так, учреждающийся банк должен представить анкеты кан­дидатур на должности руководителей и в этих анкетах должны содержаться разные сведения о них, в том числе информация о наличии у этих лиц: высшего экономического или юридического образования; опыта руководства отделом или иным подразделением КО, связанным с ведением банковских операций, не менее года, а при отсутствии специального образования - опыта руководства таким подразделением не менее двух лет.

Для государствен­ной регистрации банка на имя руководителя ТУ ЦБ по месту предполагаемого нахождения банка необходимо представить документы, состав и требования к которым определены главой 3 Инструкция ЦБР № 135-И.

ТУ ЦБ, получив от учредителей все документы, необходимые для регистрации и лицензирования нового банка, должно вы­дать им справку о том, что документы приняты. Банк России должен принять решение о регистрации нового банка и выдаче ему лицензии в срок, не превышающий 6 месяцев.

Банк регистрируется в соответствии с Федеральным Законом № 129-ФЗ от 8.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»с учетом специаль­ного порядка регистрации кредитных организаций, установленного в Федеральном законе «О бан­ках и банковской деятельности».

В соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ регистрация юриди­ческих лиц возложена на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который ведет все соответствующие реестры. ТУ ЦБ, получив от учредителей все необходимые для регистрации документы и не найдя причин для отказа, принимает решение о его регистрации, и направляет в уполномоченный регистрирующий орган (налоговую инспекцию ФНС) сведения и документы, необходимые для ведения данным орга­ном единого реестра юридических лиц. На основании указанного решения Банка России и пред­ставленных им сведений и документов уполномоченный орган в срок не более пяти рабочих дней вносит в единый государствен­ный реестр юридических лиц соответствующую запись о новом юридическом лице и не позднее следующего рабочего дня сооб­щает об этом в Банк России.

Получив такое сообщение, Цент­ральный банк вносит соответствующую запись в Книгу государ­ственной регистрации КО. После этого Банк России подписывает свидетельство о ре­гистрации банка. Далее соответствующий департамент ЦБ не позднее следующего рабочего дня:

• ставит на титульном листе каждого экземпляра учреди­тельных документов штамп с датой регистрации банка и его регистрационным номером;

• направляет в соответствующее свое ТУ по два экземпляра свидетельства о регистрации банка и его учредительных доку­ментов. В итоге новое юридическое лицо получает два регистра­ционных номера: основной государственный (в уполномоченном регистрирующем органе) и порядковый (в Банке России).

С момента государственной регистрации банк получает статус юридического лица.

В Федеральном законе «О банках и банковской деятельности»допуска­ются следующие основания, по которым создаваемому банку может быть отказано в регистрации и, соответственно, выдаче лицензии:

1) несоответствие предлагаемых кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и/или главного бухгал­тера квалификационным требованиям;

2) неудовлетворительное финансовое положение учреди­телей или невыполнение ими своих обязательств перед бюдже­том за последние три года;

3) несоответствие документов, поданных для регистра­ции и получения лицензии, требованиям законов и принима­емых в соответствии с ними нормативных актов ЦБ;

4) несоответствие деловой репутации кандидатов на дол­жности членов совета квалификационным требованиям, установленным в федеральных законах и принимаемых в соот­ветствии с ними нормативных актах Банка России, наличие у них судимости за совершение преступления в сфере экономи­ки.

Решение отказать в регистрации и соответственно выдать лицензию сообщается учредителям в письменной форме и дол­жно быть мотивировано.

Получение статуса юридического лица не даёт права проводить банковские опе­рации, необходимо получить банковскую лицензию. Основным условием получения лицен­зии (этап лицензирования деятельности банка) является 100-процентное формирование УК в месячный срок и документальное подтверждение этого факта. Процедура подтвер­ждения факта формирования УК зависит от организационно-правовой формы создаваемого банка.

Банк, создаваемый в форме ООО в срок, не превышающий одного месяца с даты государственной регистрации, представляет в ТУ ЦБ документы, удостоверяющие полноту и правомерность оплаты УК. На основании этих документов ТУ ЦБ (его подразделение, занимающееся вопросами лицензирования) направляет в центральный аппа­рат Банка России заключение о правомерности оплаты УК.

Банк, создаваемый в форме АО в месячный срок направ­ляет в ЦБ документы для регистрации отчета об итогах первого выпуска акций. На основании этого ТУ ЦБ (соответствующее подразделение) проверяет правомер­ность оплаты УК и направляет свое заключение о возможности зарегистрировать отчет об итогах выпуска акций либо в подразделение, регистрирующее выпуски акций в данном ТУ, либо в выполняющий такие же функции департамент центрального аппарата Банка России. После регистрации отчета об итогах выпуска акций ука­занный департамент или соответствующее подразделение ТУ ЦБ направляет копию письма о регистрации отчета в ТУ ЦБ (подразделение, занимающееся лицензированием), после полу­чения которого указанное подразделение передаёт в цент­ральный аппарат ЦБ заключение о правомерности оплаты УК нового банка.

Получив заключение своего ТУ о правомерности оплаты всего УК, Банк России принимает ре­шение выдать новому банку лицензию и направляет террито­риальному учреждению два её экземпляра. ТУ ЦБ выдает один эк­земпляр лицензии председателю совета банка или другому уполномоченному лицу, письменно подтверждающему его получе­ние.

Вновь созданному банку могут быть выданы 7 видов лицен­зий.

1. Лицензия на ведение банковских операций в рублях без права привлечения во вклады денег физических лиц.

2. Лицензия на ведение банковских операцийв рублях и иностранных валютах без права привлечения во вклады денег физических лиц.

3. Лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Она может быть выдана банку одновремен­но с лицензией второго вида.

4. Лицензия на привлечение во вклады денег (рублей) физических лиц.

5. Лицензия на привлечение во вклады денег физических лиц (рублей и иностранных валют).

  1. Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц и осуществления инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассового обслуживания физических и юридических лиц).
  2. Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц и осуществления инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассового обслуживания физических и юридических лиц).

Для получения лицензий 4 и 5 видов вновь создаваемый КБ (или в срок менее двух лет со дня учреждения) должен:

Ø быть участником системы обязательного страхования вкладов;

Ø иметь УК в размере не менее 3 млрд. 600 млн.руб.;

Ø соблюдать обязанность раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о лицах, оказывающих существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банка.

Банк, желающий расширять свою деятельность, должен получить дополнительные лицензии, для чего ему необхо­димо:

а) быть в течение последних шести месяцев финансово ус­тойчивым (классификационная группа 1 или 2 в соответствии с Указанием БР № 2005-У);

б) выполнять резервные требования Банка Рос­сии;

в) не иметь долгов перед бюджетами и внебюджетными фондами;

г) иметь адекватную организационную структуру, в том числе службу внутреннего контроля;

д) соблюдать технические требования, включая тре­бования к оборудованию, необходимому для ведения банков­ских операций, и другие.

Если эти условия соблюдаются, то действующему банку для расширения его деятельности могут быть выданы лицензии 2-го, 3-го, 4-го, 5-го видов, а также - Генеральная лицензия. Генеральная лицензия может быть выдана банку, с даты регистрации которого прошло не менее двух лет, имеющему перечисленные выше лицензии на ведение всех банковских операций в рублях и иностранных валютах и собственный капитал не менее 900 млн.руб. Наличие лицензии 3-го вида (на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов)не является обязательным условием получения генеральной лицензии. Толь­ко банк с генеральной лицензией может (дополнительно к пра­вам выше перечисленных лицензий ) открывать дочерние организации и/или филиалы на территории иностранного госу­дарства.

При рассмотрении вопроса о выдаче банку лицензии, расширяющей его дея­тельность, в нём проводится комплексная инспекционная про­верка или принимаются во внимание результаты инспекцион­ной проверки, если она была завершена не ранее чем за три меся­ца до представления ходатайства о выдаче новой лицензии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.