Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложение 8






Методические указания по проведению SWOT – анализа муниципального образования

1. Общие положения

 

1.1.SWOT – анализ - один из методов стратегического анализа факторов среды, который может использоваться как самостоятельный аналитический инструмент, либо в сочетании с другими методами (например, PEST- и SNW – анализом) для разработки альтернативных вариантов стратегий развития муниципального образования.

PEST- анализ предполагает исследование факторов дальней внешней среды (политических (P), экономических (E), социальных (S), технологических (T)) и разработку сценариев развития в соответствии с этими факторами.

SNW – анализ ориентирован на исследование внутренних факторов и оценку конкурентных позиций муниципального образования (она может быть сильная (S), нормальная (N) (соответствующая среднему уровню) и слабая (W).

SWOT - анализ позволяет рассмотреть факторы внутренней и внешней среды во взаимосвязи и оценить влияние каждого из них на жизнедеятельность муниципального образования и на стратегические решения.

1.2. SWOT – сложносокращённое слово, которое происходит от первых букв соответствующих английских слов:

S – strength (сила, мощь по отношению к внешней среде)

W– weakness (слабость по отношению к внешней среде)

O– opportunity (возможности, проистекающие из внешней среды)

T – threat (угрозы, связанные с внешней средой)

1.3. SWOT – анализ может проводится как индивидуально, так и в группах, но преимущество отдается групповому анализу.

1.4. Рекомендуется сначала анализировать факторы, являющиеся внешними по отношению к муниципальному образованию (возможности и угрозы), а потом анализировать внутренние (сначала сильные, а затем - слабые) стороны.

1.5. Результаты анализа должны быть взаимоувязаны. Итоговый вариант SWOT – анализа рекомендуется прочитать вслух и отметить позиции, с которыми будут согласны все или большинство. Позиции, по которым возникли противоречия, необходимо обсудить дополнительно.

1.6. Общая продолжительность игры составляет 6 – 8 часов. Она может быть сокращена до 3 – 4 часов за счёт качественной подготовки участников, изучения, анализа и оценки материалов по десяти аспектам SWOT – анализа.

2. Рекомендации по проведению SWOT - анализа

2.1.Рекомендуется рассмотреть десять аспектов, связанных с функционированием и развитием муниципального образования и влияющих на конечные показатели результативности деятельности органов местного самоуправления:

1) геополитическое положение муниципального образования;

2) демографическая ситуация;

3) пространственная организация и градостроительное регулирование;

4) природная среда;

5) жилищная сфера;

6) инженерная инфраструктура;

7) транспортная система, услуги связи, система телекоммуникаций;

8) инфраструктуры для бизнеса;

9) социальная сфера;

10) экономический потенциал территории.

2.2. Анализ геополитического фактора предполагает:

1) оценку статуса и местоположения муниципального образования в регионе, относительно важных административных центров, хозяйственных и производственно - технологических комплексов (кластеров развития) на территории России, стран ближнего и дальнего зарубежья;

2) оценку наличия (отсутствия) крупных транспортных коридоров и возможностей их строительства в стратегической перспективе;

3) оценку близости государственной границы;

4) оценку национальной и международной конкурентоспособности муниципального образования.

 

2.3. Оценка демографической ситуации предполагает:

1) анализ структуры населения с точки зрения таких факторов, как пол, возраст, социальный и имущественный статус; уровень доходов (исследуется дифференциация населения по уровню дохода); род деятельности и т.д.;

2) оценку качества человеческих ресурсов (образовательного, культурного и профессионального уровня, состояния здоровья);

3) оценку интенсивности миграционных процессов и тенденций изменения этнического состава населения; оценку структуры потока мигрантов и проблем их адаптации на территории муниципального образования;

4) оценку ситуации на рынке труда, соотношения трудоспособного и нетрудоспособного, занятого и незанятого населения, наличия существенной скрытой безработицы;

5) оценку социальной конфликтности населения и уровня общественной безопасности.

 

2.4. Оценка пространственной организации и особенностей градостроительного регулирования в муниципальном образовании включает:

1) оценку резервов планировочного каркаса и перспективных площадок, имеющих высокую градостроительную ценность;

2) оценку наличия и качества территориальных ресурсов в собственности муниципалитета;

3) оценку возможностей получения синергетического эффекта от освоения для оптовой и розничной торговли сложившихся общественно-транспортных узлов;

4) оценку расположения и удельного веса промышленных зон, санитарно – защитных зон, рекреационных зон, зон жилой застройки, возможностей оптимизация использования территории;

5) оценку проблем и возможностей комплексной застройки территории, уплотнения застройки, строительства и реконструкции социально-значимых объектов (школ, лечебных и профилактических учреждений, муниципального жилья, культурных учреждений, объектов для развития физкультуры и спорта и т.д.):

6) оценка процедур распределения участков и оформления разрешений на строительство;

7) оценку благоустроенности территории;

8) оценку качества дорожно-транспортной сети, её адекватности грузовым и пассажирским потокам;

9) оценка перспектив строительства транспортных магистралей непрерывного движения, транспортных развязок, мостов, кольцевых автодорог;

10) оценку наличия и квалификации специалистов в области архитектуры, градостроительства, ландшафтного дизайна, строительства, производства стройматериалов, дорожного строительства.

 

2.5. Оценка природной среды включает:

1) оценку климатических особенностей региона и тенденций изменения климата;

2) анализ и оценку количества и качества природных ресурсов (в частности, водных, лесных ресурсов, наличия полезных ископаемых на прилегающей территории и т.д.);

3) анализ и оценку экологической ситуации (степень загрязнения воздуха, почвы, водоёмов; наличие высокого радиационного фона (радона) в почвенном воздухе);

4) оценку наличия (отсутствия), степени достаточности мощностей по переработке твёрдых бытовых и промышленных отходов;
5) анализ наличия и уровня квалификации специалистов – экологов, специалистов в области лесного хозяйства, а также в области развития туризма и индустрии отдыха;

6) Оценку состояния и перспектив развития рекреационных зон на территории и в окрестностях муниципального образования,

 

2.6. Анализ состояния и процессов, происходящих в жилищной сфере, включает:

1) оценку удельного веса жилья разных типов, качества и состояния (соотношение элитного жилья и жилья низкого стандарта, наличие (отсутствие) социального жилья, оценку доли вновь вводимого, а также доли ветхого и аварийного жилья и т.п.);

2) оценку категорий и количества нуждающихся в улучшении жилищных условий;

3) оценку темпов роста жилищного строительства;

4) оценку степени развитости системы жилищного кредитования, доступности ипотечных кредитов,

5) оценку сложившейся системы риэлтерских компаний, степени активности и перспектив развития рынка жилья;

6) оценку степени развитости строительного комплекса и промышленности стройматериалов;

7) оценку опыта строительства жилья на основе долевого участия физических и юридических лиц;

8) оценку возможностей участия в федеральных и региональных программах по строительству жилья для определённых категорий граждан;

9) оценку характера и способов решения проблем, связанных с реформированием жилищно-коммунального хозяйства;

10) оценку квалификации специалистов, работающих в строительстве, на рынке жилья, на предприятиях, производящих стройматериалы, в ЖКХ.

 

2.7. Оценка развитости и состояния инженерной инфраструктуры включает:

1) анализ и оценку степени износа инженерных коммуникаций;

2) анализ и оценку с точки зрения ресурсоёмкости и степени морального устаревания технологий получения тепла и электроэнергии;

3) оценку уровня теплопотерь в сетях и выявление их причин;

4) оценку обеспеченности города топливными ресурсами;

5) оценку системы водоснабжения и качества питьевой воды, состояния очистных сооружений;

6) оценку состояния газового хозяйства, степени и перспектив газификации отдельных территорий, возможностей частичного перевода на газ объектов электроэнергетики;

7) оценку уровня обеспеченности и квалификации персонала, работающего в городском хозяйстве.

 

2.8. Оценка уровня развития транспортной системы, услуг связи, системы телекоммуникаций включает следующие направления:

1) анализ и оценка удобства маршрутов движения общественного транспорта, перспектив открытия новых маршрутов;

2) оценка состояния и проблем функционирования и развития общественного транспорта;

3) оценка перспектив использования частного транспорта на городских маршрутах;

4) оценка состояния дорожного покрытия, проблем и направлений развития дорожного хозяйства;

5) оценка возможностей реализации проекта «Транспортная карта»;

6) оценка степени развития системы связи и телекоммуникаций;

7) оценка уровня используемых технологий и качества услуг связи;

8) оценка степени развитости информационной системы и перспектив использования информационных технологий в муниципальном управлении (в частности, в жилищно-коммунальной сфере, в управлении землепользованием, в управлении муниципальными финансами и закупками и так далее);

9) наличие и уровень квалификации специалистов в области управления транспортом, системами связи и телекоммуникаций, а также в области информационных систем и технологий.

2.9. Оценка развития инфраструктуры для бизнеса:

1) наличие кадровых, информационных, рекламных, транспортных агентств;

2) наличие аудиторских, юридических, консалтинговых фирм;

3) наличие инновационных центров, бизнес - инкубаторов, венчурных фирм;

4) наличие банков, бирж, инвестиционных и страховых компаний и их представительств;

5) наличие учебных центров, образовательных учреждений, занимающихся подготовкой и переподготовкой персонала;

6) оценка степени развитости гостиничного хозяйства;

7) наличие ассоциации развития бизнеса и других некоммерческих организаций, реализующих проекты по развитию территории;

8) оценка степени развития системы социального партнёрства;

9) участие в региональных, национальных и международных проектах по развитию бизнес – среды;

10) наличие возможностей организации и участия в выставочно-ярмарочной деятельности.

 

2.10. Оценка развития социальной сферы (инвестиций в человеческий капитал):

1) оценка кадрового потенциала территории (наличие научных кадров, высококвалифицированных менеджеров, специалистов, инженеров, рабочих);

2) оценка потенциала образовательного комплекса (качество профессорско-преподавательского состава, уровень подготовки специалистов, конкурентоспособность образовательных учреждений, используемые образовательные технологии, состояние материально-технической базы; уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки;

3) наличие системы грантов и стипендиальных программ;

4) адекватность финансирования образовательного комплекса потребностям развития территории; наличие и острота проблемы «утечки мозгов» учёных, менеджеров, специалистов, инженеров, квалифицированных рабочих в другие сферы экономики, в другие регионы, за рубеж;

5) наличие возможностей участия территории в реализации международных, национальных и региональных образовательных проектов;

6) оценка состояния материально-технической базы лечебных учреждений, квалификации персонала и уровня используемых медицинских технологий;

7) оценка качества и своевременности оказания специализированной медицинской помощи населению;

8) развитие систем обязательного и добровольного медицинского страхования;

9) анализ перспектив формирования системы платных медицинских услуг и развития конкуренции лечебных учреждений;

10) оценка состояния и перспектив развития системы профилактики заболеваний (в том числе санаториев, профилакториев, развитие системы медицинского просвещения, лечебно-диагностических центров, системы охраны здоровья матери и ребёнка и т.д.);

11) наличие возможностей участия территории в реализации международных, национальных и региональных проектов в области здравоохранения;

12) анализ культурно-досуговых потребностей населения и возможностей их удовлетворения;

13) анализ наличия и качества туристических объектов, сценических площадок, спортивных сооружений для проведения массовых мероприятий местного, регионального, национального и международного уровня;

14) анализ качества менеджмента в социально-культурной сфере, в области управления физкультурой и спортом и туризмом;

15) анализ уровня и качества жизни населения, динамики соотношения душевых доходов и прожиточного минимума на данной территории;

16) анализ потребностей населения в получении социальной поддержки;

17) оценка квалификации специалистов в области социальной защиты и эффективности работы системы социальной поддержки населения.

 

2.11. Оценка экономического потенциала территории проводится по направлениям:

1) анализ структуры городской экономики (соотношение частного и государственного секторов; первичного, вторичного, третичного и четвертичного секторов по классификации Фишера и Кларка (Первичный – это предприятия добывающей промышленности. Их деятельность направлена на получение первичных ресурсов, а основным фактором производства является земля. К первичному сектору они относят не только предприятия горнодобывающей, нефте- и газодобывающей промышленности, но также сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыболовства и рыбоводства. Вторичный сектор – это предприятия отраслей обрабатывающей промышленности (производство средств производства и предметов потребления): металлургии, трубной и химической промышленности, машиностроения, автомобилестроения, станкостроения, отраслей оборонного комплекса, радиопромышленности и приборостроения; предприятия пищевой, лёгкой и обувной промышленности. Третичный сектор – сфера услуг (прежде всего, услуги для населения – образование, здравоохранение, культура, спорт, туризм, торговля, бытовые услуги) и строительство, предприятия городской инфраструктуры (система тепло-, газо-, электро-, водоснабжения и канализации, транспорт). В условиях технологической и организационной революции происходит размывание границ между вторичным и третичным секторами. Бурное развитие третичного сектора называют тертиаризацией. Четвертичный сектор – отрасли по обслуживанию бизнеса (банки, биржи, инвестиционные и страховые компании, рекламные и кадровые агентства, юридические и аудиторские фирмы и прочие организации));

2) оценка темпов развития и потенциала малого, среднего и крупного бизнеса);

3) анализ и оценка ёмкости потребительского рынка;

4) анализ накопленного фонда инноваций и инновационной инфраструктуры;

5) анализ конкурентоспособности муниципального образования на национальном и международном уровнях (могут использоваться модели пяти сил конкуренции и «национального ромба» М. Портера);

6) оценка конкурентных позиций в отдельных отраслях и возможностей формирования «кластеров развития»;

7) оценка качества менеджмента в разных сферах бизнеса и качества муниципального управления;

8) оценка имиджа территории, её инвестиционной привлекательности;

9) оценка перспектив развития третичного и четвертичного сектора;

10) наличие и роль иностранных фирм на территории муниципального образования; перспективы развития их деятельности;

11) оценка финансового состояния градообразующих предприятий, темпов их реструктуризации;

12) оценка структуры рабочих мест с точки зрения квалификационных требований и уровня оплаты;

13) оценка предпринимательских рисков;

14) оценка бюджетной обеспеченности населения, муниципальных проектов и программ;

15) наличие системы привлечения инвестиций на территорию.

2.12. На основании результатов SWOT – анализа определяются по каждому аспекту приоритетные направления, задачи, предлагаются программы и проекты

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.