Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концептуальные основы управления развитием муниципального образования






В условиях проведения политических, экономических и административных реформ в России, направленных на укрепление вертикали власти, развитие инициативы на местах, возрастает потребность в повышении эффективности работы базиса всей системы - муниципального управления.

Развитие – это процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему; степень сознательности, просвещённости, культурности[21].

Социально-экономическое развитие муниципального образования – это многомерный процесс, включающий глубокие изменения в политической, экономической, социальной, духовной и технической сферах, процесс перехода муниципального образования из одного состояния в другое, более совершенное посредством изменения социальных и экономических и других характеристик хозяйствующих субъектов, некоммерческих организаций, жителей и органов власти.

Управление развитием муниципального образования – деятельность органов местного самоуправления, осуществляемая в соответствии с приоритетными направлениями, определёнными Концепцией социально-экономического развития РФ, Посланиями Президента РФ Федеральному Собранию, Стратегией социально-экономического развития соответствующего субъекта Федерации и направленная на перевод системы местного самоуправления в качественно новое состояние, повышение уровня и качества жизни населения. Управление развитием муниципального образования осуществляется посредством разработки и реализации стратегических планов и программ.

На уровне местного органа управления сосредоточены колоссальные резервы для поддержания и повышения темпов экономического роста, сокращения дифференциации в уровне потребления различными слоями населения. Эти резервы связаны с более рациональным использованием природных, материальных, финансовых, информационных и человеческих ресурсов территории, а также с освоением, адаптацией к новым объектам и практическим применением эффективных управленческих, экономических, маркетинговых, финансовых, социальных моделей и технологий.

Анализ принимаемых управленческих решений в муниципальных образованиях показывает, что руководителями органов местного самоуправления в основном стремятся использовать административные методы управления, базирующиеся на реализации директивных предписаний, поступающих от вышестоящих организаций. Управляющие воздействия местной администрации сосредоточены, как правило, на решении текущих проблем, которые преимущественно связаны с " латанием дыр" и оттягивают на себя все ресурсы. Это объясняется сложившимися традициями и принятыми принципами управления, незнанием современных методов менеджмента, а порой и неумением правильно применять тот или иной инструмент. Однако такой подход мог быть эффективным только в условиях относительно стабильной среды.

На современном этапе концепции управления по инструкциям и управления по целям (результатам) уходят в прошлое. Происходит переход к новой концепции стратегического управления: модели «менеджмент–обучение». Изменения факторов среды носят сегодня непрерывный, скоростной, турбулентный характер. Способность учиться и изменяться быстрее становится одним из главных конкурентных преимуществ муниципального образования.

Местное сообщество в какой-то мере можно сравнить с корпорацией, участники которой объединились в целях реализации общих интересов, связанных с решением вопросов местного значения. Наибольших успехов достигают те муниципалитеты, которые сумели достичь заинтересованности и обязательности всех участников корпоративных отношений.

К особенностям системы «менеджмент–обучение», применительно к муниципальному управлению, относят:

1)ориентированность на клиентов – в первую очередь жителей муниципального образования, а также на негосударственные некоммерческие организации, участвующие в реализации проектов по развитию территории; государственные и муниципальные учреждения; муниципальные унитарные предприятия; другие коммерческие организации, развивающие свою деятельность на территории муниципального образования;

2)партнёрский характер отношений с клиентами;

3)быстро заполняющиеся рыночные ниши внутри сегментов;

4)распределённый характер власти (субъектами муниципального управления являются местное население, главы муниципальных образований, представительные и исполнительные органы местного самоуправления, органы власти федерального и субфедерального уровней (в пределах своей компетенции), руководители градообразующих предприятий, которым уставами муниципальных образований предоставлены определенные права участия в решении вопросов местного значения);

5)использование проектно-ориентированных структур, постоянных и временных комитетов и комиссий; применение принципов коучинга для повышения эффективности и результативности работы органов местного самоуправления;

6)преобразование субъектов муниципального управления в сети участвующих в реализации муниципальных проектов сторон, действующие на принципах обучающейся организации;

7)восприятие будущей неопределённости как источника развития муниципалитета; использование современных методов стратегического анализа факторов внешней и внутренней среды (SWOT -, PEST -, SNW – анализа) для уточнения видения, миссии, приоритетов и целей развития муниципального образования;

8)использование принципов системы «шесть сигм», реинжиниринга бизнес – процессов, системы сбалансированных показателей (методики ССП (BSC)) для обеспечения надлежащего качества управленческих решений по основным направлениям деятельности муниципалитета;

9)применение технологий управления, основанных на включении персонала в изменение способов функционирования;

10)использование принципов аутсорсинга в муниципальном управлении для экономии бюджетных ресурсов;

11)формирование высокоадаптивной, партнёрской, созидательной культуры управления в органах местного самоуправления;

12)креативность, эффективные коммуникативные технологии, способствующие формированию позитивного имиджа органов местного самоуправления и муниципального образования.

Одним из важнейших условий эффективного стратегического управления является выявление факторов конкурентоспособности территории и ключевых факторов достижения успеха в долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной перспективе.

Формирование системы непрерывного обучения муниципальных служащих, получение навыков использования в практической работе методов и инструментов, предлагаемых различными управленческими и экономическими науками, позволяет добиваться поставленных целей максимально успешно.

Переход к поступательному развитию территории может произойти только в рамках комплексной стратегии, которая позволит расставить приоритеты действий, определить центры прибылей и убытков, выработать комплекс мер по повышению конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности муниципального хозяйства, распределить должностные обязанности, права и ответственность внутри аппарата управления, увеличить доходы местного бюджета или сократить бюджетные затраты..

В современных условиях меняется концепция стратегического управления. Причиной перехода к новым принципам стратегического управления стало новое качество изменений факторов среды. Помимо непрерывности, вихревого и скоростного характера изменений, происходит смена парадигм развития, определяющими тенденциями которого становятся:

1)глобализация рынков;

2)индивидуализация спроса;

3)глубокие технологические сдвиги.

Меняется экономическая, социально-культурная, демографическая и правовая среда, появляются новые организационно-правовые формы предприятий, модели местного самоуправления, меняется статус муниципальных образований, их место в национальной экономике и в системе международного разделения труда.

На смену модели стратегии как выполнения плана приходит стратегия как реализация видения.

Подходы к реализации стратегии как реализация видения и стратегия как выполнение плана отражены на рисунке 1.

1. Универсальный, предписывающий подход – стратегия как выполнение плана.

Стратегический анализ · Внешнее окружение · Ресурсы · Видение, миссия, цели развития МО
Стратегическое развитие · Разработка предпочтений · Рациональный выбор приоритетов · Нахождение будущего стратегическогопути · Утверждениестратегии, структуры и механизма муниципальногоменеджмента
  Реализация стратегии


  Реализация стратегии
Стратегическое развитие · Разработка предпочтений · Рациональный выбор приоритетов · Нахождение будущего стратегическогопути · Утверждениестратегии, структуры и механизма муниципальногоменеджмента
2. Гибкий ситуационный подход – стратегия как реализация видения и системы ценностей

Стратегический анализ · Внешнее окружение · Ресурсы · Видение, миссия, цели развития МО


Рис. 1 Стратегическое управление на основе видения и системы ценностей и стратегия как выполнение плана

Гибкий ситуационный подход позволяет более оперативно реагировать на происходящие изменения, привлекать инвестиции на территорию муниципального образования и способствовать реализации проектов, обеспечивающих повышение уровня и качества жизни на данной территории.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.