Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коррекция программ занятия.






ЛЕКЦИЯ.

Тема: Основы методики составления индивидуальных физкультурно-оздоровительных программ.

План.

Алгоритм составления индивидуальных физкультурно-оздоровительных программ.

2. Варианты индивидуальных программ физкультурно – оздоровительных занятий.

3. Характеристика авторских физкультурно-оздоровительных программ:

А) программа К.Купера;

Б) программа Амосова;

В) Программа А. Астарда и К.Роланда.

Г) программа ВНИИФК.

Алгоритм составления индивидуальных физкультурно-оздоровительных программ.

В физическом воспитании программы занятий составляются для группы занимающихся однородных по выбранным признакам — возрасту, полу, уровню физического состояния и т.п. — в таких формах, как урок в школе или вузе, секционное занятие, занятие в оздоровительных группах, а также для конкретного занимающегося с учетом его индивидуальных особеннос­тей как в рамках урочных форм в виде индивидуальных заданий, так и не­урочных — организованных и самостоятельных. Такой вариант составления физкультурно-оздоровительных программ является ведущим при организации работы со взрослым населением. При составлении программ учитываются общие закономерности обучения двигательным действиям и развития физических качеств и особенности методики физического воспи­тания для различных возрастных контингентов населения.

Для упорядочения последовательности действий при составлении программ занятий используется алгоритм программирования:

Определение исходного уровня физического состояния занимающихся.

2. Определение нормативов физического развития, функционального состояния жизнеобеспечивающих систем, физической подготовленности для каждого занимающе­гося (целевая модель занятий).

3. Определение степени отклонения индивидуальных параметров физического раз­вития, функционального состояния, физической подготовленности от нормы.

Определение рационального двигательного режима (вида или направленности упражнений, их интенсивности и продолжительности, количества занятий в неделю или в течении дня, темпы увеличения нагрузки в течении недели или месяца).

Подбор адекватных методов врачебно-педагогического контроля.

Коррекция программ занятия.

Коррекция (исправление, направление) непосредственно свя­зана с управлением процессом. Модельные характеристики уровней физи­ческого состояния и программы занятий физическими упражнениями пред­ставляют план действий, который должен корректироваться с учетом фактических изменений, происходящих в организме занимающихся. Кор­рекция прогнозных моделей физического состояния, соответствующих вы­сокому уровню здоровья, осуществляется с учетом индивидуальных особен­ностей адаптационных реакций организма, которые проявляются в неспецифической резистентности к условиям окружающей среды, т.е. спо­собности противостоять вирусным респираторным инфекциям, антропоген­ным загрязнениям внешней среды. Результатом взаимосвязи между устой­чивостью организма к влиянию указанных факторов является отсутствие острых респираторно-вирусных заболеваний или их эпизодический харак­тер, а также отсутствие различных нозологии хронических заболеваний.

Коррекция индивидуальных и групповых программ подразделяется на опе­ративную и текущую.

Оперативная коррекция предусматривает исправление технических ошибок при выполнении упражнения, введение дополнительных попыток для закрепления двигательного навыка, а также регулирование физической нагрузки на занятии.

Контроль за реакцией организма занимающегося на выполняемую фи­зическую нагрузку дает информацию преподавателю о направленности срочной адаптации и ее соответствии задачам программы. Соответствие адаптационных реакций организма запланированным свидетельствует об адекватности режимов двигательной активности задачам, поставленным в занятии. Неадекватность программы проявляется в несоответствии факти­ческих величин контролируемых показателей запланированным. Эти величины могут быть ниже запланированных (ЧСС после выполнения бега на выносливость — 120 вместо 140 уд□ мин" 1), что препятствует решению поставленных задач и приводит к отсутствию тренирующего эффекта при развитии физических качеств, и выше запланированных, что может приве­сти к функциональным расстройствам и срыву адаптации.

Полученная преподавателем информация требует принятия решения о коррекции программы, которая включает педагогические и организацион­ные действия.

Регулирование физической нагрузки на занятии осуществляется изме­нением объема и интенсивности, которые находятся в обратной зависимо­сти. Педагогические действия по коррекции программы связаны с использованием параметров физических упражнений как фактора, регулирующего нагрузку.

Организационные действия связаны со способами организации зани­мающихся, в результате которых будет изменяться индивидуальная нагруз­ка в занятии.

Параметрами, регулирующими нагрузку, являются:

темп выполнения упражнения;

количество упражнений, выполненных за единицу времени;

интервалы отдыха между упражнениями;

скорость выполнения упражнений;

мощность физической нагрузки;

усилия при выполнении силовых, скоростных, скоростно-силовых упражнений
относительно максимума;

количество упражнений в занятии;

длительность выполнения упражнений;

длина преодолеваемой дистанции;

моторная плотность занятия

Текущая коррекция программы занятий осуществляется по результатам контроля восстановления функции организма после предыдущего занятия, после серии занятий или вынужденного перерыва в занятиях, связанных с болезнью. При трех-, четырехразовых занятиях в неделю " след" от предыду­щего занятия со средней по объему и интенсивности нагрузкой сохраняется на протяжении 48—62 ч, а восстановление наступает в течение 24 ч. Если на­грузка была большой по объему, то восстановление может происходить более 24 ч и следующее занятие попадет в стадию недовосстановления, что требует снижения нагрузки на занятии, введения рекреационных мероприятий.

После заболевания в зависимости от нозологии и длительности проте­кания возобновление занятий осуществляется согласно рекомендациям вра­ча и нагрузка снижается на 30—40 %.

Коррекция программ занятий осуществляется по завершении этапа подготовки, о чем свидетельствует достижение модельной характеристики более высокого уровня физического состояния, с учетом индивидуальных адаптационных реакций организма занимающегося.

Варианты индивидуальных программ физкультурно – оздоровительных занятий.

В настоящее время используется 3 варианта программ оздоро­вительных занятий для индивидуальных форм их проведения.

В первом варианте предусматривается преимущественное использо­вание упражнений циклического характера, проводимых непрерывным ме­тодом в течение 10—30 мин с интенсивностью 60—70 % МПК.

Основоположник этих программ — К. Купер (1970), впервые разра­ботавший различные варианты программ в ходьбе, беге, плавании, велотре-нировке с учетом пола, возраста, физической подготовленности. Для опре­деления индивидуальных программ, по Куперу, предварительно проводится тестирование с целью определения уровня физической подготовленности. Тестирование осуществляется с помощью либо 12-минутного теста, либо 1, 5-мильного теста в данном упражнении.

 

Во втором варианте программ предполагается применение упражнений силового и скоростно-силового характера. При этом интенсивность нагру­зок или темп выполнения упражнений достигает 80—85 % максимального, а интервалы работы составляют от 15 с до 3 мин и чередуются с периодами отдыха такой же продолжительности. Число упражнений не превышает 5—10, а дозировка 3—5 повторений. В зависимости от режима работы и от­дыха эти программы обозначаются как 3x3 (3 мин работы и 3 мин отдыха), 15x15 (15 с работы и 15 с отдыха). Занятия проводятся круговым методом. Чаще всего такой вариант реализуется на тренажерах.

В третьем варианте программ используется комплексный подход, пре­дусматривающий применение разнообразных упражнений — ходьбы, бега, плавания, игр, гимнастических упражнений с отягощениями и без них, на тренажерах и т.п.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.