Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация кружковой работы в ИУ






 

Организация кружков – это ответственное дело, требующее вдумчивого отношения к их комплектованию, разработке содержания и методов работы. Начинать организацию кружков в ИУ рекомендуется с выявления интересов осужденных. Учитывая особенности личности нынешних осужденных, можно сказать, что в большинстве своем у них отсутствуют всяческие интересы и желания организовывать свой досуг. Но перед сотрудниками ИУ одной из задач, решаемых в процессе воспитания и исправления осужденных, как раз и стоит задача формирования их здоровых интересов.

В процессе общения сотрудников ИУ с осужденными в карантинном помещении следует подробно рассказать о действующих в учреждении кружках по интересам, где можно реализовать свои способности, удовлетворить законные интересы и тем самым рационально использовать свободное время. Участие в кружках в совокупности с основными средствами исправления призвано убедить осужденных в том, что законопослушный образ жизни как в местах лишения свободы, так и после освобождения – единственно правильный лично для него и приемлемый для общества путь, уводящий от совершения повторного преступления.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что досуговые интересы осужденных могут касаться различных сфер. Это спорт, музыка, театр, кино, литература, живопись и т.д. Однако, прежде всего, рекомендуется создавать такие кружки, занятия в которых помогли бы осужденным безболезненно вступить в самостоятельную жизнь после освобождения. Сюда можно отнести кружки, ставящие перед собой задачу углубления и совершенствования трудовых умений и навыков, всестороннего физического и эстетического воспитания, а также развитие интереса к духовному миру человека.

Работу с осужденными по выявлению их интересов, склонностей и увлечений необходимо начинать в карантинном помещении. Данную работу рекомендуется проводить начальникам отрядов, социальным педагогам и психологам с использованием имеющихся специальных психологических методик.

Помимо выявления интересов осужденных в досуговой сфере также рекомендуется, исходя из результатов ознакомления с личными делами осужденных, бесед с ними, выяснить, кто из них до осуждения занимался в каком-либо кружке, а может быть и руководил им. Если среди осужденных найдутся, например, музыканты, художники, спортсмены и т.д., их рекомендуется привлекать в участии в том или иным кружке, а некоторых при условии положительной характеристики их личности и желания заниматься этой деятельностью – в качестве помощников руководителя кружка.

Например, Александр Ш., осужденный ИК № 6 УФСИН России по Омской области, бывший актер, режиссер по образованию, автор постановок, оказавшись в колонии в 2005 году, сразу загорелся идеей создания здесь самодеятельного театра. Пусть маленький, пусть с труппой из актеров-мужчин в серой робе, театр-студия под названием «Каторжанские байки» был создан в октябре 2011 года. Актеров всего пять человек. Но спектакли этого своеобразного коллектива удивляют даже сотрудников УФСИН. Они говорят: «Полное ощущение настоящего театра!»

Результаты проведенного исследования показали, что практика привлечения осужденных к руководству кружками имеется в 22, 0 % ИУ, хотя допускает такую возможность большее количество исследованных учреждений – 36, 0 %. В 64, 0 % ИУ высказались против привлечения осужденных к руководству кружками. Конечно, привлекая осужденного в качестве помощника руководителя кружка, администрация ИУ берет на себя большую ответственность. В данном случае рекомендуется осуществлять контроль сотрудников учреждения за этой работой. Работу кружков в ИУ рекомендуется проводить под руководством заместителя начальника учреждения по воспитательной работе.

По сравнению с взрослыми осужденными количество участвующих в кружковой работе лиц в ВК значительно отличается – 9, 3 % и 63, 0 % соответственно. Выявленное различие объясняется в первую очередь тем, что в ВК в работе с несовершеннолетними осужденными проблеме организации досуга, т.е., по сути дела, кружковой работе, уделяется повышенное внимание, которое во многом объясняется возрастными особенностями спецконтингента, не утраченной любознательностью, активностью, планами на будущее. Кроме того, в ВК данная работа во многом успешно организуется силами учителей общеобразовательных школ. Результаты проведенного исследования показали, что среди всех руководителей кружков учителя составляют значительную долю – 55, 8 %. Далее следуют: воспитатели – 27, 4 %, заведующие клубом и библиотечные работники – по 5, 3 %, психологи и мастера профессионального училища по – 3, 1 %.

Учителя общеобразовательных школ в ВК зачастую организуют предметные кружки, в которых осужденные – участники кружков, используя дополнительный материал, по сути дела, продолжают изучение того или иного предмета. Например, в Жигулевской ВК действуют такие предметные кружки, как «Математическая смекалка», «Химия вокруг нас», «Занимательная грамматика». В Шаховской ВК функционируют три предметных кружка: информатика, литература и основы безопасности жизнедеятельности. А в Томской ВК-2 осужденные занимаются в восьми предметных кружках. Подобная картина наблюдается и в других ВК. Кружковая работа с осужденными в школе – это дополнительная нагрузка на учителя-предметника, которая финансируется в соответствии с утвержденной тарификацией на учебный год и является обязательной. Программа предметного кружка планируется учителем, согласовывается на заседании методического объединения и утверждается директором школы ВК.

Если с предметными кружками, действующими в общеобразовательных школах ВК, более-менее все понятно и в целом благополучно, то с организацией разумного досуга осужденных, кружков по интересам в ИУ возникают многочисленные проблемы. Авторы проведенного исследования акцентировали свое внимание именно на изучении данного аспекта деятельности с осужденными в ИУ.

В учреждениях, где отбывают наказание взрослые осужденные, предметные кружки, как правило, не создаются. Здесь работу организовывают, исходя из удовлетворения законных интересов осужденных, проявляемых в сфере досуга. На момент исследования в ИУ действовало 2674 кружка, участниками которых являлись 53 693 осужденных2. Это составляет, как уже отмечалось, примерно 9, 3 % от общего количества осужденных, отбывающих наказание в ИУ. Исходя из полученных результатов, количество участников кружков незначительное. Но в данном случае нет необходимости гнаться за масштабностью и стараться искусственно увеличивать количество осужденных в кружках. Правда, при оплате кружковой работы должен быть определен минимальный членский состав, который целесообразно указать в Положении о кружковой работе. При организации кружков в ИУ рекомендуется следовать правилу исключительно добровольного участия осужденных в данных объединениях, поэтому, устанавливать какое-либо фиксированное количество участников кружка нецелесообразно.

В основе организации кружка должен лежать личный интерес участника к той или иной сфере досуговой деятельности (спорт, музыка, изобразительное искусство, прикладное творчество и т.д.). Проведенное исследование свидетельствует о том, что самыми популярными среди осужденных являются следующие кружки по интересам: спортивные (27, 4 %), художественной самодеятельности, в том числе музыкальные (26, 2 %), прикладного творчества, в том числе, резьба по дереву, вышивание и другие (17, 9 %).

К руководству кружками осужденных в ИУ рекомендуется привлекать представителей общественных и религиозных организаций, деятелей культуры, спортсменов. В этом отношении несомненную помощь могут оказать попечительские и общественные советы, созданные при ИУ и в территориальных органах УИС. Но подобная практика получила распространение только в половине обследованных учреждений (51, 0 %). Например, в ИК-15 ГУФСИН России по Ростовской области создан «Тюремный театр», которым руководит профессиональный режиссер Ольга Калашникова.

К сожалению, в 49, 0 % ИУ такого опыта нет. На это, вероятно, влияет отсутствие специалистов по кружковой работе, которые могли бы и желали работать с осужденными, а также недостаточное внимание к этому аспекту деятельности со стороны руководства учреждений и отсутствие средств, выделяемых на кружковую работу из бюджета. На недостаточное финансирование данной деятельности указали практически во всех ИУ
(94, 0 %). Выявлено, что средства на кружковую работу в 2012 году выделялись лишь в 14 территориальных органах. Финансовая и материальная помощь со стороны попечительских советов, общественных организаций оказывалась лишь в 26 субъектах Российской Федерации.

В настоящее время Законом Российской Федерации от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» в ст. 22 закреплено «оказание материальной поддержки местам принудительного содержания в целях укрепления их материально-технической базы» и организации досуга осужденных к лишению свободы со стороны общественных объединений. К сожалению, данная статья Закона носит декларативный характер, необязательный для исполнения. Большинство созданных общественных наблюдательных комиссий не обладают средствами для оказания финансовой помощи, выполняют лишь контрольные функции. Для организации кружковой работы с осужденными целесообразно в состав попечительского совета при ИУ включать руководителей спортивных объединений, музеев, творческих и художественных коллективов. Их представители смогли бы на общественных началах руководить кружками в ИУ.

Наряду с недостаточным финансированием кружковой работы выявлены и другие причины, вызывающие трудности в организации кружков для осужденных, а именно:

– отсутствие специальной подготовки к этой деятельности, в том числе недостаточные знания в области психологии и педагогики у сотрудников ИУ (30, 9 %);

– недостаточное материально-техническое обеспечение кружков (отсутствие помещений, спортивных площадок, разнообразных инструментов, материалов, требующихся для проведения этой работы и т.д.) (23, 0 %);

– влияние отрицательно настроенных осужденных на лиц, желающих участвовать в кружковой работе (12, 0 %);

– недостаточная помощь со стороны руководства ИУ, а также территориальных органов в организации кружковой работы (9, 0 %);

– иные причины (17, 0 %).

Исходя из выше указанных причин, можно предложить: во-первых, в бюджет финансирования деятельности ИУ специально включить отдельной статьей средства, выделяемые на организацию кружковой работы с осужденными; во-вторых, включить в программы обучения курсантов и слушателей ведомственных образовательных учреждений, а также учебных центров при ГУФСИН, УФСИН цикл занятий, посвященных организации досуга осужденных в ИУ; в-третьих, включить в функциональные обязанности заместителя начальника колонии, курирующего воспитательную работу с осужденными, организацию и контроль над проведением кружковой работы.

Как показывает практика и результаты проведенного исследования, время на проведение кружковой работы в ИУ в основном отводится после обеда или ужина, а также в выходные дни, когда осужденные свободны от учебы и работы. Занятие каждого кружка рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю.

Важной организационной формой является специально подготовленное и действующее в ИУ Положение о кружковой работе с осужденным, утвержденное начальником учреждения. В 42, 0 % обследованных ИУ названный документ имеется, в 58, 0 % он отсутствует, хотя в ИУ организована работа тех или иных кружков. На основании Положения руководитель кружка составляет план работы. В плане необходимо указывать содержание деятельности и сроки проведения занятий. Конкретное содержание работы кружков рекомендуется определять с учетом местных условий (например, этнических особенностей территорий), пожеланий осужденных, подготовленности и квалификации руководителей кружка, а также материально-технических возможностей. Для участия в спортивной секции необходимо разрешение медицинского работника ИУ.

Рациональное использование осужденными свободного времени предполагает максимальное вовлечение их в полезную деятельность, а также исключение бесконтрольного досуга. При вовлечении осужденных в кружковую работу необходим индивидуальный внимательный подход. Кружковая работа, основанная на принципе добровольности, объединения по интересам, призвана формировать важные моральные качества личности, в особенности такие, как трудолюбие, аккуратность, собственное представление о себе и окружающем мире.

Комплектование кружков является важным этапом и проводится после перевода осужденных в жилые помещения. Количество осужденных в одном кружке не регламентируется. Все зависит от вида кружковой деятельности. Малочисленными могут быть в основном кружки, к которым предъявляются режимные требования безопасности и учет колюще-режущих инструментов, используемых для занятий. Например, кружки художественной обработки дерева, металла, вышивки, вязания и пирографии. Кружки прикладного и технического творчества рекомендуется организовывать на базе профессионального училища ИУ.

Членами кружков в ИУ могут быть лица, отбывающие наказание в обычных и облегченных условиях. Занятия осужденных в кружках, их общественная активность и инициативность могут учитываться сотрудниками ИУ, например, при подготовке характеристик при оценке поведения в системе «социальных лифтов». Но законодательное закрепление как меры поощрения осужденного за участие в кружковой работе (как это было в недалеком прошлом в связи с их участием в самодеятельных организациях) нецелесообразно. Удовлетворение законных интересов осужденных в сфере досуга в ИУ – уже есть поощрение данных лиц.

В последние годы в учреждения УИС поступают неграмотные или малограмотные лица с высокой степенью социальной и педагогической запущенности и низким интеллектом. Чтение книг, по мнению самих осужденных, является источником интересной информации, отвлечением от монотонной жизни ИУ и приобщением к культуре. Рекомендуется использовать воздействие книги на осужденных в различных формах, в том числе с помощью тех кружков, которые создаются на базе библиотеки. Например, литературные кружки, клубы любителей книги. В связи с этим работа библиотекаря не должна сводиться только к выдаче книг, являясь ни чем иным как примитивным социальным стереотипом, минимизирующим вклад библиотек в систему воспитательной работы с осужденными.

В рамках, например, клуба любителей книги, библиотекари – руководители кружков – рассказывают об истории книги, формировании библиотечного фонда, проводят литературные игры и викторины, беседы из цикла «Книги и нравственные категории», реализуя тем самым развивающую, информационную и образовательную функцию библиотек. Например, в учреждении УФСИН России по Архангельской области, осужденные, по их инициативе, в рамках клуба любителей книги проводят тематические вечера, посвященные творчеству отдельных авторов, что позволило вызвать интерес у большого числа отбывающих наказание. Первый подобный вечер был посвящен творчеству Сергея Есенина. Аналогичная работа интересно проводится в учреждениях УФСИН России по Тюменской области. В организации данной работы активное участие принимает Тюменская областная детская научная библиотека имени К.Я. Лагунова.

Анализ данных, представленных территориальными органами ФСИН России, позволяют сказать, что в настоящее время в учреждениях УИС функционирует 1327 библиотек с книжным фондом 4 млн 922 тысячи. Однако необходимо рекомендовать расширение сети кружков для осужденных, организуемых на базе библиотек ИУ.

В качестве примера покажем организацию кружка художественно-прикладного и технического творчества.

Для успешной работы кружка художественно-прикладного и технического творчества разрабатывается и утверждается начальником ИУ Положение о кружке художественно-прикладного и технического творчества. На основании Положения издается приказ начальника учреждения, в котором определяются цели и задачи, условия и порядок организации кружка:

– место, время, периодичность проведения занятий кружка (план работы);

– назначение ответственных сотрудников от администрации ИУ за работу кружка, соблюдение техники и противопожарной безопасности;

– назначение руководителя кружка;

– назначение лиц из числа осужденных, ответственных за санитарное состояние помещения;

– состав комиссии для определения экспонатов, выполненных осужденными, представляемых на смотр-конкурс, а также отбора изделий-образцов для внедрения в производство;

– обеспечение сохранности изделий и экспонатов;

– другие положения.

В соответствии с приказом начальника ИУ и Положением руководитель кружка составляет план работы и согласовывает его с заместителем начальника исправительного учреждения, курирующего кадровую и воспитательную работу.

При разработке плана необходимо учитывать следующие моменты:

– вопросы развития прикладного и технического творчества в ИУ;

– вопросы создания или совершенствования материально-технической базы конкретного помещения или кабинета;

– тематику занятий, конференций, экскурсий, тематических вечеров, выставок, лекций;

– ориентировочные даты проведения мероприятий;

– интересы и наклонности осужденных.

Кроме того, определяется перечень необходимого оборудования и инструмента, составляется его опись, назначается ответственный за сохранность.

Работу кружков декоративно-прикладного и технического творчества рекомендуется проводить под руководством заместителя начальника учреждения по воспитательной работе (начальника отдела воспитательной работы с осужденными в ИУ) и под контролем оперативно-режимных служб (заместителя начальника учреждения по БОР, начальника отдела безопасности). Занятия проводятся в свободное от работы время.

Прежде чем приступить к изготовлению изделий, необходимо провести теоретические занятия кружка, на которые отводится примерно 10–15 % общего времени, все остальное – практика.

Основная цель теоретической, образовательной части занятий – объяснить, участвующим в кружке принцип изготовления той или иной модели, заготовки, познакомить осужденных с устройством инструментов, станков и их использованием в производственных условиях.

В ходе занятий члены кружков должны познакомиться с историей той области художественно-прикладного и технического творчества, которую они изучают, ее современным состоянием и областью применения, ролью мастеров народного творчества.

На практических занятиях члены кружка под руководством руководителя изготавливают изделия и экспонаты, запланированные в ходе работы кружка.

С осужденными, которым сложно в первое время, занятия могут организовываться индивидуально по принципу «кто что может» с привлечением других опытных осужденных (наставников).

С теми, кто имеет склонность к новаторству и рационализаторству занятия проводятся по усложнённым индивидуальным заданиям, подготовленным руководителем кружка с учётом их способностей.

План работы кружка может корректироваться его руководителем в процессе работы, после чего требуется утвердить план заново заместителем начальника по ОВР.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.