Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Монголия






Задолго до рождения Темуджина (Чингисхана), создавшее великое монгольское государство, его предки населяли обширные пространства от Великой китайской стены до верховьев реки Селенги. Китайские летописцы называли эти племена мэнгу и делили на белых, чёрных и диких. Сами монголы называли себя по-разному. Обитавшие в бассейне Онона, Керулена и Толы звались хамаг-монголами; жившие на реке Онон – джалаирами; кочевавшие между долиной реки Онон и верховьями Селенги – тайчиутами; между Хангайским хребтами – кэрэитами. На запад от их кочевий, в долинах Хангайских и Алтайских гор, пасли свои стада найманы. Верховья Селенги были владениями меркитов. На севере они граничили с землями “лесных” племён – звероловов и рыболовов, обживавших глухие таёжные леса. В Забайкалье обитали племена хори, баргут, тумэт, булагачин, урянхай, урасут и теленгуты, а в области Восьмиречья – ойраты.

Самоназвания у монголов часто отражали их прежнее деление на племена. По племенным названиям ранее именовались и княжества (хошуны). Если отдельные родственные племена входили в разные княжества, то к имени их прибавлялось географическое обозначение.

Вторая половина 2-го тысячелетия до новой эры отмечена на территории Монголии как период высокого развития металлоплавления и появления знаменитого карасукского стиля в искусстве, о чем свидетельствуют изображения скульптурных голов диких животных с длинными ушами, большими глазами, огромными рогами на бронзовых ножах, кинжалах, шильях, навершиях и на других предметах. Центром распространения и производства карасукских бронз были Монголия и Ордос, откуда эти формы продвинулись в Иньский Китай и Южную Сибирь. Многие археологические находки, подтверждающие широкое распространение искусства обработки металла, датируются между VII и II вв. до н.э.

С бронзового века у монголов сохранилась традиция литейного мастерства. Отливали ритуальные музыкальные инструменты и другие предметы культа, кадила, курильницы. Различные колокольчики, гонги ручные и висячие изготовлялись литьем.

В эпоху бронзы у центральноазиатских кочевников широко бытовали лук и стрелы, которые являлись основной частью воинского вооружения. Как горит – чехол для лука, так и колчан для стрел были предметами гордости воина и богато украшались: их обтягивали черной тесненой кожей с прорезями орнамента, под которые подкладывали красную ткань, сверху прикрепляли накладной орнамент.

Ранней формой религий у всех палеоазиатских племен было шаманство, поклонение духам природы, обожествление и одушевление ее. Древние люди имели своих племенных тотемов, почитали и молились им. В некоторых случаях в северных районах кочевое население прибегало к помощи шаманов при заболеваниях домашнего скота (овец, коз, лошадей, верблюдов и т.п.).

На своей территории каждое племя определяло угодья для кочевий составлявших его родов и семей. Кочевали монголы куренями – сообществами, которые насчитывали до тысячи семей. На стойбищах они располагались кольцом. В центре находилась ставка вождя, а по краям кольца размещались коновязи, телеги и загоны для скота. Всё это составляло своеобразное укрепление.

Монголы с давних времен сами изготавливали из дерева домашнюю утварь: юрты, телеги, сундуки, шкафы, ведра, посуду, музыкальные инструменты и т.д. Деревянные стремена сохранились как реликтовые у отдельных монгольских семей. Резчики вырезали шахматы, хоролы (национальные игрушки), фигурки домашних животных, клише для печатания книг и бурханов.

С многочисленной и боеспособной дружиной нойон мог держать в повиновении своих соседей, провозгласить себя ханом. Но стоило ему не угодить друзьям-нукерам, проиграть сражение или лишиться стад – своего главного богатства, как благополучие и власть исчезали. И бывший хан становился презренным беглецом, спасавшимся от вчерашних подданных.

Дед Темуджина Хабул объединил несколько племён, кочевавших в долинах рек Онона и Керулена, и объявил себя ханом “Хамаг монгол улуса” – правителем Великого монгольского государства. Но к моменту рождения Темуджина в 1162 г. от этого улуса осталось только воспоминание. Есугей, сын Хабула, был уже не ханом, а лишь батыром – храбрым воином, непременным участником как военных походов местной знати, так и победных пиров после его окончания.

Когда Егусей умер, отравленный врагами-татарами, его жёны и дети лишились всего: друзья-нукеры угнали стада, подданные разбежались, родственники и соседи не желали уважать права его семьи. Его вдову Оэлун день и ночь заботило, как прокормить детей: она ловила рыбу, собирала ягоды, траву, съедобные корни, плоды диких яблонь, орехи. Подраставшие дети ловили полевых мышей – это тоже была пища.

Многое пришлось пережить и самому Темуджину, пока, повзрослев, не начал он возвращать владения отца. В этом ему оказывал поддержку побратим (анда) Джамуха. Однако не долго длилась их дружба. Чем дальше расходились их пути, тем враждебнее они относились друг к другу, и вскоре стали заклятыми врагами. Каждый мечтал победить другого. Сначала Темуджин терпел поражение за поражением от своего бывшего анды. Тогда щедрыми наградами и посулами он привлёк на свою сторону нойонов подчинённых Джамухе племён и, преданный ближайшими соратниками, тот оказался пленником Темуджина. Победитель приказал казнить предателей, а Джамухе позволил умереть с почётом – без пролития крови.

Вступая в союз то с одним, то с другим правителем, а потом обращая оружие против доверчивых, Темуджин постепенно покорил и объединил монгольские племена. На курултае – собрании монгольской знати – нойоны провозгласили его Чингисханом (Великим ханом), который возглавил монгольское раннефеодальное государство.

Монгольское войско Чингисхан разделил на два крыла: барун-гар (правое) и дзун-гар (левое). Каждое состояло из тумена-тьмы – подразделения в десять тысяч человек, включавшее менее крупные подразделения по тысячи, по сто человек. Каждый айл (кочевье) обязан был поставлять в войско не менее десяти человек. Айлы, поставлявшие в войско тысячу человек, подчинялись нукерам-тысячникам Чингисхана. Право управлять ими нукеры получали в качестве вознаграждения за хорошую службу. Содержать огромную армию, даже подчинив этому всё хозяйство страны, было невозможно.

Чингисхан, начиная свои завоевания, располагал только монгольской конницей. Однако она была спаяна железной дисциплиной, а руководили ею молодые талантливые полководцы. В 1211 г. Чингисхан начал военные действия в Северном Китае и, оккупировав к 1215 г. значительную ее часть, взял столицу империи Цзинь – Чжунду.

За годы войны монголы много позаимствовали у неприятеля. Они научились строить камнеметательные и стенобитные машины, управлять ими, использовать при осаде городов катапульты, забрасывающие осаждённых глиняными сосудами с горючей смесью, вызывающей опустошительные пожары.

В 1221 г. монголы перешли границы Азербайджана, вторглись в пределы Грузии, дошли до Крыма и захватили Сугдею на берегу Чёрного моря. В 1223 г. на берегу реки Калки монголы разбили войска русских князей, но, встретив упорное сопротивление жителей Булгарского государства, повернули обратно.

Осенью 1225 г. Чингисхан вернулся на родину. Нужно было дать отдых людям и коням, пополнить войско молодыми, подросшими за время походов юношами. Вскоре он повёл войско против тангутского государства Си Ся. В 1227 г. во время осады города Эдзина Чингисхан скончался. Его тело в сопровождении почётного эскорта было отправлено на родину и там погребено.

Ещё при жизни Великий хан разделил владения между сыновьями. Старший сын Джучи получил земли к западу от Иртыша, вплоть до низовий Амударьи и Сырдарьи. Второму сыну Чагатаю достался надел между Амударьёй и Сырдарьёй. Третий сын Угэдэй правил западными монгольскими территориями и Тарбагатаем. Четвёртый сын Тулуй, согласно обычаям предков, унаследовал отцовский улус (область).

Преемником своим Чингисхан считал третьего сына Угэдэя, что нарушало традиции монголов. Теперь наследники Джучи горели желанием защитить честь и права покойного отца. Однако никто не посмел изменить волю отца, и на престол был возведён Угэдэй, который и остался Великим ханом с 1228 по 1241 гг.

Ему достались огромные владения, населённые разноязычными народами. Угэдэя постоянно заботили отношения с родственниками, правившими в отдельных территориях монгольского царства. Каждый из них только и ждал случая отделиться, стать независимым. Управлять Угэдэю пришлось, опираясь на знания и умение образованных инородцев – киданей, китайцев, чжурчжэней, арабов, европейцев. Из их числа набирались государственные чиновники, назначались особые уполномоченные – даругачи и их помощники – тамгачи, наместники территорий, подотчётные лишь центральному правительству.

Угэдэй провёл хозяйственную реформу, установив единую систему взимания налогов с кочевников-скотоводов и землевладельцев. Огромная империя нуждалась в средствах сообщения. Появились удобные дороги с постоялыми дворами, где можно было получить свежих лошадей, кров и пищу. Угэдэй приказывает строить город, ставший со временем столицей монгольской империи. Его называли Каракорумом – Чёрным городом. Он оказался действительно чёрным, страшным местом для тех, кто не по своей воле оказался в его стенах, – пленных, приведённых со всего света и строивших их столицу, украшавших её дворцы и храмы.

Бату (прозванный на Руси Батыем), сын Джучи, возглавил поход монгольских войск на земли Юго-Восточной Европы и Руси. За 1236–1238 гг. были завоёваны Рязанское и Владимирское княжества. Монголы подходили и к Новгороду. Лишь морозы, снегопад да отчаянное сопротивление русских заставили войска Бату отступить. Однако уже на следующий год он снова повёл своих воинов на русские земли, но уже в южном направлении. Переяслав, Чернигов, Киев, волынские и галицкие земли стали его добычей. Монгольская конница растекалась по землям Польши, Венгрии и Моравии. Казалось, не было в мире силы, способной остановить её бег.

В это время Бату получает известие о кончине Угэдэя и поворачивает войска: нужно во что бы то ни было успеть вернуться на родину к моменту выборов нового Великого хана. Однако Бату спешил напрасно: спор между претендентами длился 5 лет. Пока суть да дело, страной правила Дорэгэнэ, вдова Угэдэя, добиваясь возведения на престол своего сына Гуюка. Её усилия увенчались успехом, и в 1246 г. его провозгласили Великим ханом.

И опять разгорелась вражда. При поддержке братьев Бату – один из самых влиятельных представителей дома Чингиса, отказался признать Гуэка Великим ханом, отъехал в распоряжение преданных ему войск и стал готовиться к войне. За ним потянулись и другие недовольные. Гуюк не стал ждать и сам пошёл на непокорных. Чем бы закончилась распря – неизвестно, но Гуюк неожиданно умер, процарствовав всего полтора года.

В 1251 г. наследники старшего и младшего сыновей Чингиса объединились против детей его средних сыновей Угэдэя и Чагатая. Им удалось выбрать Великим ханом Мункэ (1251–1259 г.), сына Тулуя.

Новый владыка прежде всего позаботился укоротить притязания своих родственников-соперников. Наказанием была смерть, хотя и без пролития крови. Подозревая всех, Мункэ распорядился сместить старых чиновников и назначить новых, подотчётных лишь ему. В своём дворце Каракоруме он приказал соорудить “Серебряное дерево” как знак своего могущества. чтобы ни у кого не было сомнений в его силе, отправил одного из своих братьев, Хубилая, покорять восточные земли, а другого, Хулагу – западные.

Хулагу в 1256 г. завоевал весь Иран, покончив с исмаилитским государством, через два года разгромил войска аббасидского халифа Мустасима и занял его владения. В 1259 г. на пути Хулагу встали войска мамлютского правителя Египта Кутуза. Проиграв его сражение, Хулагу решил повернуть назад и заняться обустройством уже завоёванных земель – иранских, азербайджанских, армянских и грузинских.

В благодарность за помощь Бату получил от Мункэ-хана обширные земли, простиравшиеся от Крыма и Днестра на западе до Иртыша на востоке. На северо-востоке ему досталось Булгарское княжество, на юге – Северный Кавказ до Дербента, а на юго-востоке – Хорезм с Ургенчем и нижнее течение Сырдарьи. Данниками Бату стали покорённые русские князья, получавшие из рук монголов ярлыки и правление в собственных уделах. Владения Бату-Батыя вошли в русские летописи под названием Золотая Орда. Почти три века продолжалось её господство, пока не было поколеблено в 1308 г. на Куликовом поле.

В 1259 г. Мункэ собрался в поход на центральные и южные районы Китая, но, не успев выйти за пределы Великой степи, умер.

Хубилай немедленно собрал единомышленников и в 1260 г. объявил себя Великим ханом. Монгольская же знать провозгласила правителем его младшего брата Ариг-Буку. Закипела распря. Когда Хубилаю удалось в 1264 г. захватить непокорного брата, умершего вскоре в плену, объявился другой претендент – внук Угэдэя Хайду, поддержанный родственниками. Лишь в 1289 г. Хубилаю удалось избавиться от конкурентов.

В 1271 г. Хубилай называет своё государство “Юань”, что означает “новое”, “начало”. Хубилай провозглашает себя императором – сыном неба, восстанавливает многие существовавшие ранее в Китае порядки. Правил Хубилай с 1260 по 1294 гг.

После кончины Хубилая на юаньском престоле сменилось 8 императоров, но ни один не дожил до преклонных лет. Последним был Тогон-Тэмур, вступивший на престол 13-летним мальчиком и процарствовавший до 35-летнего возраста. Уже через 4 года после восшествия на престол в Китае вспыхнуло восстание, которое охватило всю страну. Правление Тогон-Тэмура закончилось в 1368 г. Ему пришлось бежать в монгольские земли. Через 2 года ставка Тогон-Тэмуя была разгромлена войском династии Мин. Спастись удалось только его сыну Аюшридаре, бежавшему в Каракорум, где его провозгласили Великим монгольским ханом под именем Биликту-хан.

XIII век был временем великих перемен и новшеств в жизни монгольского общества: век объединения монгольских племен и создания первого единого государства, век захватнических походов, превративших Монголию в мощную империю своего времени. Это был век и многих культурных инноваций и достижений. В XIII веке у монголов появилась письменность, заимствованная у уйгуров и восходящая в своих первоистоках к арамейской графике: состоялось первое знакомство с буддизмом, шедшее как минимум по четырем каналам – через киданей, уйгуров, тангутов и китайцев. К числу важнейших культурных инноваций этого века следует отнести и принятие монголами нового календаря – двенадцатилетнего звериного цикла, заимствованного скорее всего от уйгуров, влияние которых во всей системе государственного делопроизводства на первых порах существования монгольской империи было весьма значительным. Официально этот календарь был введен в Монголии в 1210 году.

С распространением и господством буддизма декоративно-прикладное искусство и ремесло подверглось влиянию религии, появились элементы индийского, тибетского, непальского искусства. Иконостасы (гунгэрва), сосуды для подношений божествам, курильницы и другие изделия, музыкальные духовые и ударные инструменты, употреблявшиеся при богослужениях, являлись творением умельцев народного ремесла. Каждый хошун, аймак страны, как правило, славился своими мастерами одного из видов художественного ремесла.

С давних времен в монгольском народе появилось почтительное отношение к мастеровому люду – дарханам – кузнецам, они пользовались особым положением в обществе. Рашид-ад-Дин, иранский ученый XIII века, доносит до нас предание о монгольских племенах, живших около двух тысяч лет назад. Оно гласит о том, что одно монгольское племя в битве с другими было целиком уничтожено, остались только двое мужчин и две женщины, и они вынуждены были бежать из своих мест. Долго шли они по горным тропам и труднодоступным местам, наконец дошли до большой, просторной котловины среди гор, богатой злаками и дичью. они остались там жить навсегда. Через несколько сотен лет им стало тесно там, ибо это был уже целый народ. И решили они искать выход из этой горной долины. У них был железный рудник, где плавили железо. Там они стали пробивать выход. Набрали в лесу много дров и угля, из шкур семидесяти лошадей и быков пошили огромные кузнечные меха, развели большой огонь, расплавили железную гору и вышли из долины в широкую степь. Кузнечное дело имело особое значение среди других народных ремесел Монголии. Когда в кузницу заходил чиновник, то кузнец мог не отрываться от работы и не приветствовать его, ибо по обычаю считалось, что кузнечное дело родилось намного раньше чиновника.

Во всех аймаках кузнечное ремесло имело широкое развитие и было кастовым, передавалось из поколения в поколение по наследству и имело свои семейные секреты ремесла. Большинство кузнецов были людьми талантливыми и универсалами. Они умели делать все: от ободов на колеса телег, хитроумных замков, таганов, различной металлической домашней утвари до отделок и украшений для конского снаряжения, до пластинчатых кольчуг, орнаментов на колчаны для стрел, декоративные компоненты из серебра для женской и мужской одежды – бляхи, подвески, орнаментированные серебром ременные пояса, мужские наборы, в которые входили стальные ножи с богатыми ножнами, стальные огнива, палочки для еды, зубочистки, щипчики для выдергивания волос, трубки для курения, уховертки и пр. Описание работ умельцев выглядит так: «разбивают чистое серебро в весьма тонкие листы и, по сделанным из бересты образцам, вырезают из них птиц, зверей и другие изображения. Накладывают серебряные вырезки и насекают их в раскаленных горнах молотками с шероховатыми бороздками на уздечки, седла, колчаны, и серебро пристает к железу так крепко, что никогда не отваливается. Напоследок работу воронят через огонь и выглаживают углем».

Художественная резьба по металлу выходила за рамки декоративного предназначения. Умельцы создавали сложные фигуры буддийских божеств размером до 40 см. В старинных сказаниях говорится, что фигуры сделаны белее серебра, отшлифованы глаже льда, украшены редкими самоцветами».

Археологические находки подтверждают мастерство монгольских кузнецов и ювелиров, обработчиков шерсти, кожи, дерева. В китайских летописях неоднократно упоминается этот факт. В Монгольских степях близ Урги имеется захоронение Ноин-Ула. В нем был обнаружен шерстяной ковер с бордюром, выполненным в технике аппликации, на котором изображены грифон в схватке с лосем и як, атакующий крылатого льва. Там же найдены настенные шерстяные ковры, украшенные черепахами, рыбами и водорослями, а также китайские одежда и ткани, на которых изображены жители западных стран. Возможно, последние сделаны руками южнорусских скифов.

В XII–XIII вв. складываются монгольское письмо и алфавит, заимствованные монголами от уйгуров, – знаки пишутся сверху вниз и справа налево. В XIV–XVI вв. из диалектов раннего монгольского языка, единого для всех племен, образовываются монгольские языки.

В 1479 г. ханский престол занял Бату-Мункэ, получивший имя Даян-хан. Снова возникли многочисленные владения, и никогда более Монголия не смогла воссоединиться. Враждовали все со всеми: северные с южными, восточные с западными, вместе и поодиночке выступали против Китая.

Конец монголо-татарского ига на Руси связывают с событиями на р. Угре (приток Оки) в 1480 г. Между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем Иваном III возникли военные действия из-за отказа князя платить Орде ежегодную дань. После неудачной попытки Ахмата форсировать реку монголо-татары не отважились на решительные действия и отступили.

В XV в. Монголия разделилась на Восточную и Западную, в
XVI в. – на Северную и Южную, в период маньчжурского господства (17–нач. 20 вв.) – на Внутреннюю (начиная с момента включения в состав Китая в 1636 г.) и Внешнюю (северная часть Монголии, захваченная маньчжурскими завоевателями в конце 17 в.). В автономных районах Тибета и Внутренней Монголии распространилась тибетско-монгольская форма буддизма.

В 1636 г. маньчжурский хан Абахай приказал собрать южномонгольских князей и объявил себя ханом Монголии. Независимыми от Маньчжурии остались северные и западные земли, но судьба их была предрешена.

В 1685–1686 гг. монголы приняли участие в военных действиях против русской крепости Албазин, а позже, в 1688 г., – против Удинска и Селенгинска в Забайкалье. Одновременно разгорается конфликт между Халкой и Джунгарским ханством, переросший в череду войн. Халхасцы во главе с Тушету-ханом опирались на поддержку Маньчжурии, а ойраты пытались заручиться помощью русского государства, направляя своих послов в Москву.

Весной 1691 г. халхаские ханы съехались в окрестностях озера Долоннор, где в присутствии циньского императора и ханов Внутренней Монголии было оформлено вхождение в состав Китая Северной Монголии. В результате этих событий Халха была разорена и обезлюдела.

Монголов поддержала Россия, способствовавшая подписанию в 1915 г. в городе Кяхте при участии представителей монгольского и правительств соглашения о предоставлении автономии Внешней Монголии. Однако уже в конце 1919 г. войска Китая под командованием генерала Сюй Шучжена подошли к Урге, потребовав от правительства богдо-гэгэна безоговорочно отказаться от автономии страны. Так была ликвидирована недолгая по времени автономия.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.