Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контрольная работа. Контрольная работа выполняется либо в печатном варианте на листах формата А4, либо в рукописном варианте в тетрадях (с оставлением полей и написанием через

 

Контрольная работа выполняется либо в печатном варианте на листах формата А4, либо в рукописном варианте в тетрадях (с оставлением полей и написанием через клетку). Контрольная работа должна поступить в университет до 20 мая текущего года (почтовый адрес: 400062, г. Волгоград, просп. Университетский, 100, Волгоградский госуниверситет, кафедра русского языка, доц. Ильину Д.Ю.).

 

Задание 1. Проведите сравнительный анализ построения словарных статей на слово арап в следующих словарях:

а) " Толковый словарь живого великорусского языка" В.И.Даля (любое издание);

б) " Толковый словарь русского языка" С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой (любое издание);

в) " Словарь русского языка" в 4-х томах под ред. А.П.Евгеньевой (М., 1981-1984);

г) " Словарь современного русского литературного языка" в 20-ти томах (2-е изд., перераб. и доп., М., 1991-…)

в соответствии с нижеприведенным планом:

 

а) каковы способы толкования значения слова;

б) какое количество значений выделено;

в) какая грамматическая информация представлена;

г) каков способ подачи иллюстративного материала;

д) какие пометы, отражающие языковую норму, представлены;

е) какие экспрессивно-стилистические свойства слова отмечены;

ж) какие хронологизирующие пометы представлены;

з) каков способ подачи фразеологизмов.

 

Задание 2. Используя " Этимологический словарь русского языка" М.Фасмера (любое издание), определите, какие из слов являются исконно русскими и выделите группы: общеславянские, восточнославянские, собственно русские), а какие - старославянского происхождения:

дуб, беззаветный, ворковать, агнец, липа, бойкий, исследовать, ланиты, горох, горячиться, вилка, выпуклый, небо, ткать, ерзать, варенье, бедствие, дом, дядя, вьюга, благодать, петух, лукошко, возвратить.

 

Задание 3. Обозначьте фонетические, морфологические и семантические признаки, позволяющие отнести слова к группе старославянизмов:

сумрак, между, сладкий, величие, младенец, пространство.

 

Задание 4. Используя " Толковый словарь иноязычных слов" Л.П. Крысина, установите, из каких языков заимствованы слова, и укажите фонетические и словообразовательные признаки их иноязычного происхождения:

фураж, бриджи, джентльмен, антрепренер, штепсель, экзекуция.

 

Задание 5. Определите разновидности калькированных слов (словообразовательные, семантические, фразеологические кальки):

черты лица, утонченные манеры, она не была синим чулком.

 

Задание 6. Используя " Толковый словарь русского языка" С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой (любое издание) и " Словарь русского языка" в 4-х томах под ред.А.П.Евгеньевой (М., 1981-1984), определите, к какой группе с точки зрения сферы употребления относятся в каждом словаре слова:

блестящий, гравюра, досье, коррозия, океан, рассыпчатый, барахлить.

 

Задание 7. Определите способ образования слов специальной лексики:

дот, мимикрия, полузащитник, книжка (" отдел желудка у жвачных животных").

 

Задание 8. Определите типы диалектизмов по характеру различий, используя для объяснения значения " Словарь русского языка" в 4-х томах под ред. А.П.Евгеньевой (М., 1981-1984):

выползень, занедужиться, кучерявый, подтелок, новина (" хлеб нового урожая"), чепь (" цепь").

Задание 9. Применяя словарь справочник " Лексические трудности русского языка" (любое издание), объясните значение устаревших слов, разделите их на историзмы и архаизмы и определите группы последних:

афронт, бедство, кавалергард, кандальник, отрок, ристалище, сонм, шуйца.

 

Задание 10. Используя " Толковый словарь русского языка" С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой (любое издание) и " Словарь русского языка" в 4-х томах под ред. А.П.Евгеньевой (М., 1981-1984), определите функционально-стилевую принадлежность слов, зафиксированную в каждом из этих словарей:

аномалия, баста, дюжий, карандаш, копирка, игла.

 

Задание 11. Используя " Словарь русского языка" в 4-х томах под ред. А.П.Евгеньевой (М., 1981-1984), определите у выделенных слов главное значение и лексико-семантические варианты в условиях данного контекста:

Прикрыть пустоту содержания громкими словами. Громкий разговор. Громкая слава. Немногие доходили до Северного полюса. Оттуда письма доходят на третий день. Степь доходит до Черного моря. Игра актера не доходит до зрителя. Печка плохая, поэтому пирог не доходит. Часто дело доходило до слез.

Задание 12. На основании словарных статей в " Словаре русского языка" в 4-х томах под ред. А.П.Евгеньевой (М., 1981-1984) и " Учебном словаре сочетаемости слов русского языка" (любое издание) выясните, какие значения будут приобретать имена прилагательные и глаголы при их сочетании с именами существительными, указанными в скобках:

сухой (воздух, дорога, хлеб, ветка, кашель, старик, закон); навести (на след, орудие, красоту, порядок, гостей).

 

Задание 13. Используя " Словарь русского языка" в 4-х томах под ред. А.П.Евгеньевой (М., 1981-1984), определите, в каких из приведенных словосочетаний выделенные слова употреблены в прямом значении, а в каких – в переносном:

работать по профсоюзной линии – провести прямую линию, вышивать по канвеканва событий, разбить чашку – разбить надежду, копна сена – копна волос.

 

Задание 14. Обращаясь к " Словарю русского языка" в 4-х томах под ред. А.П.Евгеньевой (М., 1981-1984), установите, в каких словосочетаниях (предложениях) выделенные слова выступают в исходном значении, а в каких – в производном, назовите способы переноса наименований, определив при этом для метафоры признак, лежащий в основе явления, а для метонимии – разновидность:

меховая шапка – дать несколько статей под одной шапкойшапка угрожающе молчала, чай выращивают в Индии – крепкий чай – плиточный чай – за чаем вели интересный разговор.

 

Задание 15. Разграничьте лексические омонимы, омоформы, омофоны и омографы:

ключ от квартиры – студеный ключ, металлургический завод – неисправный завод, съедобный гриб – вирусный грипп, попадали в цель – попадали от ветра, три морковь – три рубля.

 

Задание 16. Используя " Словообразовательный словарь русского языка" А.Н.Тихонова (любое издание) и " Словарь омонимов русского языка" О.С.Ахмановой (любое издание), определите словообразовательные ряды для выделенных слов-омонимов:

газовые горелки – играть в горелки, снимать кадры на пленку – воспитывать кадры, личные счеты – считать на счетах.

Задание 17. Проанализируйте, как разграничиваются случаи омонимии и полисемии в " Толковом словаре русского языка" С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой (любое издание), " Словаре русского языка" в 4-х томах под ред. А.П.Евгеньевой (М., 1981-1984), " Словаре омонимов русского языка" О.С.Ахмановой и " Словаре паронимов русского языка" Н.П.Колесникова:

строить новую жизнь – строить дом – строить в шеренгу, мотать нитки – мотать головой – мотать деньги, прокат рельсов – плата за прокат телевизора – выпуск проката, запустить камнем в окно – запустить хозяйство – запустить спутник,

Задание 18. На основании словарных статей в " Словаре паронимов современного русского языка" Ю.А.Бельчикова и М.С.Панюшевой опишите, в чем состоит смысловое различие паронимов и употребите их в сконструированных вами предложениях:

гордость – гордыня, жесткость – жестокость, эффектность – эффективность.

 

Задание 19. Найдите в предложениях синонимы, укажите группу, к которой они могут быть отнесены, назовите их функции и, используя " Словарь синонимов русского языка" в 2-х томах под ред. А.П.Евгеньевой, дополните синонимический ряд, выделив его доминанту:

Горе застало токаря врасплох, нежданно-негаданно, и теперь он никак не может очнуться, прийти в себя, сообразить (Чехов). Алчная я, жадная, до всего завистная, до всякой малости завистная (А.Островский). Как втолковать генералу Стремаухову, что эта французская штучка ничтожна, плоска, банальна, избита, если он, кроме таких плоских штучек, никогда не читал ничего другого (Чехов). Всегда поражала меня у этого взрослого человека страсть ко всему крошечному, микроскопическому (Григорович). …Она меня ненавидела, питала ко мне отвращение, как к гадине (Куприн). Сколько потом со мной не случалось огорчений и передряг, а эта неприятность с японским болванчиком одна только не изгладилась на моей памяти (Куприн).

Задание 20. Используя " Словарь синонимов русского языка" в 2-х томах под ред. А.П.Евгеньевой и " Учебный словарь сочетаемости слов русского языка", употребите синонимы со словами, указанными в скобках, и установите сходство и различие в лексической сочетаемости синонимов:

уменьшаться, сокращаться (боль, яблоко, расстояние, доход); внезапный, неожиданный, скоропостижный (ливень, появление, смерть, отъезд).

 

Задание 21. Используя " Словарь антонимов русского языка" М.Р.Львова, найдите антонимы, разделите их на общеязыковые и контекстуальные, указав вид противоположности:

Под " таранным" стилем я понимаю: ловлю шайбы на корпус не только защитниками, но и форвардами; Скорбеть надо, а не радоваться (Чехов); Тогда она принялась стучать то кротко, то властно, пока настороженный Машин голос не спросил из-за двери (Леонов); Горе старит, а радость молодит.

 

Задание 22. На основании словарных статей в " Словаре русского языка" в 4=х томах под ред. А.П.Евгеньевой, " Словаре синонимов русского языка" З.Е.Александровой и " Словаре антонимов русского языка" М.Р.Львова подберите к словам антонимы, к каждому из антонимов – синонимы, определите, в каких значениях полисемантичные имена прилагательные входят в разные антонимические пары, и составьте с ними предложения:

сладкий, легкий, добрый.

Задание 23. Определите лексико-грамматический разряд следующих фразеологизмов:

голь перекатная, быть в ударе, стереть с лица земли, скатертью дорога, кот наплакал, очертя голову, сорока на хвосте принесла, от мала до велика.

Задание 24. На основании словарных статей в " Толковом словаре русского языа" С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой и " Фразеологическом словаре русского языка" А.И.Молоткова установите значение фразеологизма, случаи их полисемии, возможность подбора фразеологизмов-синонимов и фразеологизмов-антонимов (с учетом разных значений фразеологической единицы):

натянуть нос, пальма первенства, поворачиваться спиной, ни то ни се.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Land Bayern. | Количество информации




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.