Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура программы. Программа может иметь различные варианты структуры, но основными ее элементами (составными частями) являются: введение






Программа может иметь различные варианты структуры, но основными ее элементами (составными частями) являются: введение, цели и задачи, основное содержание деятельности, механизм реализации и предполагаемые результаты. Это “минимальный набор”, позволяющий программе быть программой. Часто встречаются и другие элементы: например, кадровое обеспечение, атрибутика, предполагаемые затраты и т.п. Их значимость в программе определяется ее назначением.

Рассмотрим подробней основные разделы структуры:

1. Введение (объяснительная записка, преамбула, обоснование и т.п.). В этой части программы обосновывается ее актуальность и значимость. Для этого необходимо проанализировать социально-педагогические условия, в которых работает ДОЛ (на момент разработки программы). Здесь же указывается точный адрес программы, т.е. кому она предназначается (какому возрасту, социальной группе детей и т.п.). Во введении раскрываются основные идеи и принципы программы (хотя они могут войти и в отдельный блок), объясняется название программы (если оно есть).

2. Цели и задачи. В этом разделе указываются цели и задачи предстоящей деятельности. Следует различать понятия “цель” и “задача”. Цель – это образ предполагаемого результата, который лагерь реально может достичь к четко определенному времени. Задача – это частная цель, мини-цель, это путь, при помощи которого вы можете отмерить процесс реализации цели. Блок целей и задач должен быть конкретным, реальным, достижимым. На практике это означает, что каждую из поставленных задач важно сформулировать так, чтобы

- было ясно, чего конкретно заданный период следует добиться в деятельности лагеря;

- для ее решения имелись реальные возможности;

- ее действительно можно было решить (достигнуть) за тот срок, на который она рассчитана.

Опыт программирования убеждает, что хорошая программа может иметь одну-две цели и несколько конкретизирующих их задач. Задачи также можно разделить на воспитательные (ведущие) и организационно-практические (вспомогательные). Главное, чтобы согласовывались с целью программы.

3. Содержание (блоки программы, основные направления и т.п.). Этот раздел содержит описание форм и методов, с помощью которых предполагается реализовывать цели и задачи. Обычно, исходя из задач, содержание разбивается на отдельные части (блоки, модули, подпрограммы, направления и т.п.), представляющие относительно самостоятельные разделы.

В этой части программы указываются планируемые мероприятия, дела, их регулярность и последовательность. Программа не требует лишней детализации. Подробная информация должна быть отражена в плане работы на смену, который по сравнению с программой, носит более конкретный и детализированный характер.

4. Механизмы реализации (логика развития, режим реализации программы). Один из наиболее сложных разделов. Он представляет собой описание системы действий по воплощению в жизнь замысла, идей программы (что необходимо сделать, в каком порядке, в какие сроки и т.п.). В зависимости от типа программы механизм реализации может быть внешним и внутренним. Внешний – когда для реализации программы необходимо участие “внешних сил”. Внутренний механизм реализации предполагает использование собственных сил, внутренних резервов.

Главное назначение этого раздела – продумать, как то, что написано на бумаге, превратить в реальную деятельность детей и взрослых в лагере.

5. Результаты (Итоги). В этой части программы указываются ожидаемые, предполагаемые результаты, итоги выполнения программы. Как и задачи, результаты должны быть конкретными и реальными. По сути, главными результатами деятельности любого ДОЛ является развитие ребенка. Показатели этого развития (укрепление физических и психических сил ребенка, приобретение им новых знаний, умений, т.е. новый положительный жизненный опыт) – и должны стать результатами деятельности лагеря.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что разработка программы Дол – процесс не простой, требующий от разработчика определенного опыта и знаний. Лучший путь – объединить всех заинтересованных лиц, всех кто любит лагерь и считает себя настоящим участником лагерной команды. Создание программы лагеря – это лишь полдела. Надо, чтобы программа заработала, тогда усилия, затраченные на ее создание, не окажутся напрасными, и лагерь получит эффективное средство совершенствования своей работы.

Базовые модели функционирования детских оздоровительно-образовательных лагерей

Основная функция летних лагерей – оздоровление, образование, воспитание и развитие детей в летний период; создание и организация деятельности временных детского и педагогического коллектива; рациональная организация свободного времени детей, максимальное использование в воспитательных и оздоровительных целях пребывания детей в новом для них социальном и природном окружении.

Функционирование конкретного детского лагеря определяется его базой (основной) моделью.

Под конструированием базовой модели подразумевается технологическое построение социально-педагогической системы данного типа учреждения.

В таблицах 1-6 представлены некоторые базовые модели детских оздоровительно-образовательных лагерей, которые можно использовать при создании любого учреждения подобного типа. В эти моделях содержится лишь краткая характеристика детских лагерей. Это, скорее, определенный образ учреждения – “Лагерь-клуб”, “Лагерь-школа”, “Летняя академия”.

«Лагерь-дом» №1

Показатель Характеристика
Типология по базису Специализированный
Участники Воспитанники детских домов, дети, находящиеся под опекой, дети-инвалиды, дезадаптированные дети, коллектив класса, семья (для тех, кому необходимо погружение в атмосферу нормальной семьи)
Специалисты группы сопровождения воспитательно-оздоровительного процесса Воспитатели, вожатые, педагоги дополнительного образования, психолог, игротехники, психотерапевт, социальный педагог, дефектолог, медики
Информационно- методическое обеспечение Информационная поддержка органами административного управления социальной сферой, государственной опеки и попечительства, здравоохранения и образования; комиссией по делам несовершеннолетних. Региональные программы по проблемам семьи и детства. Создается по типу большой семьи, где царит атмосфера всеобщей заботы о каждом: отношения между взрослыми и детьми строятся на взаимопонимании и добровольном сотрудничестве. Учитываются индивидуальные особенности детей. Работа ведется с малыми группами. Свободный выбор детьми содержания деятельности. Гибкое планирование деятельности.
Материально-техническое обеспечение (в соответствии с типом лагеря) Помещения для работы с малыми группами, оборудование в зависимости от содержания деятельности и контингента детей, комнаты психологической разгрузки и т. п.
Реализуемые программы деятельности (преимущественно) «Дом друзей», «Поезд».

 

 

Лагерь-школа», «Летняя академия» №2

Показатель Характеристика
Типология по базису Специализированный
Типология по форме Комбинированный
Участники Дети 14-17 лет, ориентированные (одаренные) в определенной области знаний, коллективы научных обществ учащихся (НОУ); дети с ослабленным здоровьем.
Специалисты группы сопровождения воспитательно-оздоровительного процесса.     В зависимости от профиля смены: валеологии, экологии, медики, туристы, преподаватели вузов, школьные учителя, педагоги дополнительного образования.
Информационно – методическое обеспечение. Информационная поддержка станций юных натуралистов, юных техников, центров детско - юношеского творчества, специализированных детских клубов, городских или областных НОУ, вузов, академий, комитета по делам молодежи. Создается по типу учреждения дополнительного образования. Реализуются различного рода образовательные-обучающие рограммы: экскурсии, походы, путешествия, работа с природным материалом, массовые мероприятия, игры, конкурсы. Развивается познавательная и творческая активность детей. Возможно профильное содержание смен(гуманитарное, естественное, научное и т.п.) Работают специалисты по профилям.  
Материально – техническое обеспечение (в соответствии с типом лагеря) Мини – лаборатории, туристическое снаряжение, исследовательские площадки, объекты наблюдений (в зависимости от профиля), аудитории, компьютеры, множительная техника.
Реализуемые программы деятельности (преимущественно) «Экологическая тропа», «Лесная школа», программа погружения в научно- исследовательскую деятельность.

 

 

«Лагерь – экополис» № 3

Показатель Характеристика
Типология по базису Специализированный
Типология по форме Комбинированный
Участники Дети любого возраста, коллективы детских объединений, дети с ослабленным здоровьем, семьи.
Специалисты группы сопровождения воспитательно - оздоровительного процесса Экологии, валеологии, биологии, медики, туристы, преподаватели вузов, школьные учителя, работники лесничества, рыбнадзора и т.п.
Информационно-методическое обеспечение Информационная поддержка детских экологических станций, комитетов по экологии, лесничества, вузов. Нормативно- правовые документы по охране лесов, водоемов и т.п. Создается по типу учебно-просветительского учреждения в природных условиях, сочетающего в себе возможности отдыха, образования и воспитания. Идет реализация образовательно-развивающих валеологических, экологических и биологических программ практической направленности. Создаются разновозрастные отряды, основанные на сотрудничестве взрослых и детей, наставничестве старших. Проводится исследовательская и природоохранная деятельность.
Материально- техническое обеспечение (в соответствии с типом лагеря). «Экологическая тропа», экологические делянки, фермы, живой уголок, конюшня, птичник, туристическое снаряжение, оборудование и инструменты для наблюдения, мини-лаборатории.
Реализуемые программы деятельности (преимущественно) «Экология, здоровье, культура»

 

«Лагерь-театр» №4

Показатель Характеристика
Типология по базису Специализированный
Типология по форме Комбинированный
Участники Дети любого возраста, творческие коллективы этого направления.
Специалисты группы сопровождения воспитательно-оздоровительного процесса. Педагоги дополнительного образования (руководители театральных коллективов), вожатые, специалисты театральных профессий.
   
   
   

 

Показатель “Типология” предполагает классификацию существенных признаков, таких, как базис – структурный элемент на основе использованной технологии и форма – устройство содержания образца.

Строка “Участники” определяется с учетом возрастного подхода, а также социальных и валеологических аспектов.

В строке “Специалисты группы сопровождения воспитательно-оздоровительного процесса” отражена зависимость лагеря от кадрового обеспечения.

Строка “Информационно-методичческое обеспечение” несет в себе краткую информацию о целях, задачах и месте создаваемого временного учреждения, а также о возможностях применения некоторых общеизвестных методик.

Тип лагеря определяется не только базой, формой, методическим обеспечением, но и материально-технической основой (территориальная локализация, необходимое и рекомендуемое оборудование), что нашло отражение в соответствующей строке.

Основные показатели, представленные в правой колонке таблиц, позволяют увидеть как общие, так и конкретные характеристики детских оздоровительно-образовательных лагерей. С их учетом программируется совместная деятельность детей и педагогов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.