Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Производства и реализации продукции






 

Рассмотрение путей снижения затрат на производство продукции необходимо начинать с анализа структуры себестоимости выпускаемой про­дукции. В настоящее время удельный вес материальных затрат достигает значительной величины в структуре себестоимости. Отсюда становится понятным, что важнейшим фактором снижения себестоимости продукции является сокращение потребления материальных ресурсов на единицу продукции. Этого можно достичь различными путями:

- внедрением ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий;

- экономией энергии организационными мерами, в том числе и путем установки приборов по измерению ее расхода, разработки норм потребления различных видов энергии.

Важное значение имеет экономия трудовых ресурсов, несмотря на относительно малую долю затрат на оплату труда в структуре издержек производства. Экономия на оплату труда влечет экономию выплат во внебюджетные фонды и сокращает ряд налоговых платежей предприятия, базой расчета которых является фонд заработной платы.

Снижение издержек, обеспечиваемое за счет уменьшения затрат живого труда (Ст), определяется по формуле:

(20.12)

где Iзп – индекс изменения заработной платы;

Iпт –индекс изменения роста производительности труда;

kзп – удельный вес заработной платы в издержках, %.

При увеличении объема производства доля постоянных затрат на единицу продукции снижается. Влияние этого фактора на снижение издержек (Сп) можно выразить формулой:

(20.13)

где Iзп – индекс изменения постоянных затрат;

Iоп – индекс изменения объема производства;

kпз – удельный вес постоянных затрат в издержках предприятия, %.

Актуальной сегодня является задача снижения трудоемкости выпускаемой продукции, роста производительности труда, сокращения численности управленческого аппарата.

Роста производительности труда и снижения трудоемкости продукции можно достичь различными способами, наиболее важными из которых являются:

- механизация и автоматизация производственных процессов;

- разработка и внедрение высокопроизводительного технологического оборудования;

- замена физически и морально устаревшего оборудования новым, более производительным.

На производственных предприятиях могут иметь место резервы сниже­ния себестоимости продукции. Резервы – это неиспользованные возможности снижения себестоимости. Они реализуются за счет многочисленных фак­торов. Факторы – это действия, позволяющие управлять себестоимостью.

Для управления себестоимостью продукции наиболее важна группировка факторов на внутрипроизводственные (внутренние) и внепроизводственные (внешние).

Внутрипроизводственные (внутренние) факторы зависят от деятельности предприятия. К внутрипроизводственным факторам относятся технические (углубление специализации производства), организационные (улучшение организации производства и труда, управления и обслуживания производства, материально-технического обеспечения и др.), структурные (изменение структуры и объема производства).

Внепроизводственные (внешние) факторы – это те факторы, изменение которых не зависит от деятельности предприятия. К ним относятся:

- устанавливаемые нормы амортизационных отчислений;

- изменение цен на получаемые от поставщиков сырье и материалы;

- изменение тарифной системы и устанавливаемой минимальной ве­личины заработной платы;

- изменение налоговых ставок и нормативов отчислений в бюджет и внебюджетные фонды.

Снижение себестоимости продукции обеспечивает предприятию:

- увеличение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;

- появление большей возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;

- улучшение финансового состояния предприятия и снижение степени риска банкротства;

- возможность снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж.

Мировая практика показывает, что для коренного повышения эффективности управления издержками производства необходима его многоуровневая организация, т. е. его осуществление во всех структурных звеньях уп­равления производством – от рабочих мест до предприятия в целом. Из этого вытекает очень важный вывод о том, что проблема снижения себестоимости продукции всегда должна быть в центре внимания на предприятии.

55. Значение производственной программы
в хозяйственной деятельности предприятия

 

Производственная программа определяет необходимый объем производства продукции на предприятии в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж. Она обусловливает задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте. Производственная программа разрабатывается на всех предприятиях, выпускающих продукцию для реализации потребителям или выполняющих отдельные виды работ и услуг. Она включает расчеты объема производства продукции (работ, услуг) и обоснование производственными мощностями, материальными и трудовыми ресурсами.

Различные виды товаров и услуг называются номенклатурой производственной программы. Ассортимент продукции (услуг) характеризует соотношение удельных весов отдельных видов продукции (работ, услуг) в производственной программе.

Производственная программа предприятия представляет собой перечень продукции, работ и услуг по заказам и договорам потребителей.

При разработке производственной программы предприятия применяются натуральные, трудовые и стоимостные измерители. Они позволяют вести планирование, учет и контроль себестоимости, объемов продаж, номенклатуры, ассортимента, трудоемкости выпускаемой продукции.

Натуральные измерители (штуки, тонны, метры и т. д.) характеризу­ют производственную специализацию предприятия и долю на рынке. В расчете на единицу продукции устанавливаются технологические нормы расхода сырья, энергии, рабочего времени, рассчитывается себестоимость продукции (услуги). Без натуральных измерителей невозможно определить потребность в производственных мощностях и их использование. Нату­ральные измерители наиболее полно и правильно характеризуют рост про­изводительности труда, но применимы только для однородной продукции.

Трудовые измерители (часы, минуты) применяются во внутрипроизводственном планировании для оценки трудоемкости единицы продукции и производственной программы.

Стоимостные измерители производственной программы используются одновременно с натуральными и трудовыми. Они отражают объем произведенной продукции (услуг). Единица измерения – национальная валюта. Кроме того, для характеристики экспорта может применяться валюта других стран.

Обобщающим показателем производственной программы предприятия является объем продаж (реализованная продукция). Объем продаж более объективно отражает результат деятельности предприятия.

 

56. Структура и показатели, составление производственной программы
предприятия

 

План производства продукции в стоимостном выражении содержит такие показатели, как реализованная продукция (валовой доход), товарная продукция, валовая продукция.

Реализованная продукция характеризует валовой доход предприятия (Дв) в плановом периоде. Он определяется как произведение цены на количество проданных единиц изделий (услуг):

(21.2)

где – валовой доход предприятия от реализации i- го вида продукции;

(21.3)

где Цi – цена единицы i- го вида продукции (оптовая, договорная);

– планируемый объем продаж i -го вида продукции (i = 1, 2, 3,..., п) в натуральном выражении.

Производственная программа предприятия формируется таким образом, чтобы обеспечить выполнение плана продаж в конкретном периоде с учетом имеющихся у предприятия производственных возможностей.

Проблема состоит в том, что производственные возможности предприятия по выпуску продукции могут быть больше или меньше запланированного объема продаж.

Фактором производства, который чаще всего определяет возможности предприятия, является производственная мощность. Если производст­венная мощность предприятия больше объема продаж, то имеет место неполное использование (недогрузка) мощности, что, в свою очередь, приво­дит к завышенным издержкам на производство продукции. Если же производственная мощность будет меньше объема продаж, то в этом случае объем продаж не может быть выполненным, и необходимо либо увеличивать производственную мощность, либо уменьшать плановый объем продаж.

В связи с этим производственная программа служит инструментом согласования возможного объема продаж с производственной мощностью предприятия в планируемом периоде.

Производственная программа предприятия рассчитывается на год с разбивкой заданий по кварталам, а квартальных – по месяцам. В планах структурных подразделений задания производственной программы могут распределяться по более коротким периодам.

Изделие-представитель
Производственная мощность
Производственная программа
План производства и реализации
Эффективность производственной программы План организационно-технических мероприятий

Производственная программа предприятия составляется в следующей последовательности:

1. Анализ выполнения плана производства.

Основными задачами анализа выполнения плана в отчетном и предшествующем плановому периодах являются:

- проверка выполнения плана выпуска и реализации продукции по всем стоимостным, натуральным и трудовым показателям;

- изучение причин, положительно и отрицательно влияющих на выполнение плановых показателей;

- выявление резервов дальнейшего роста и повышения эффективности производства;

- разработка мероприятий по использованию резервов, выявленных в ходе анализа, и обеспечение условий для увеличения объема выпуска продукции и повышения ее качества;

- установление календарных сроков внедрения отдельных мероприятий, назначение подразделений и должностных лиц, ответственных за их выполнение, а также определение эффективности этих мероприятий.

2. Анализ портфеля заказов.

Работа по планированию продаж заканчивается формированием портфеля заказов или плана продаж. План продаж на этой стадии формируется с ориентацией на емкость рынка без тщательной проработки производственной мощности предприятия. Поэтому на этапе составления производственной программы портфель заказов нуждается в тщательном анализе, которому подвергаются спрос потребителей (через собственную торговую сеть), индивидуальные заказы потребителей, заявки дилеров, заявки оптовых покупателей.

На основе заявок портфеля заказов, заключенных договоров и выявленной емкости рынка формируется и анализируется ассортимент и номенклатура портфеля заказов. Устанавливаются:

- общий объем планируемых поставок продукции в натуральном и стоимостном выражении;

- удельный вес различных видов продукции в общем объеме поставок;

- графики отгрузки продукции потребителям;

- удельный вес новой и снимаемой с производства продукции;

- удельный вес экспортной продукции;

- запасы готовой продукции на складах предприятия;

- объем отправленной поставщикам, но не оплаченной в срок продукции;

- причины образования сверхплановых остатков и несвоевременной оплаты продукции покупателями;

- надежность и платежеспособность покупателей;

- финансовые показатели портфеля заказов, включая планируемую прибыль, рентабельность;

- величина налоговых поступлений и платежей;

- объемы производства из давальческого сырья;

- объемы кооперированных поставок и другие факторы, от которых зависит эффективность продаж.

На основе анализа сформированного службой маркетинга портфеля заказов специалистами всех заинтересованных структурных подразделений предприятия составляется мотивированное заключение о возможности реализации портфеля в планируемом периоде, которое впоследствии учитывается при составлении производственной программы.

3. Расчет производственной мощности.

4. Планирование выпуска продукции в натуральном и стоимостном выражении.

Установленное в производственной программе задание по объему производства продукции может быть выполнено при условии обеспечения необходимым количеством ресурсов. Поэтому обоснование производственной программы производственной мощностью составляет содержание данного этапа.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.