Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стратегический анализ конкурентов и конкуренции






Важным условием успеха фирмы является надежная система слежения за конкурентами и анализа их действий. Это необходимо для определения границ, в пределах которых возможно их стратегическое продвижение, развитие стратегического потенциала и пр.

С целью лучшего изучения конкуренции в отраслях и на рынках, где действует компания, осуществляется ее специальный анализ (отрасли и компании, товарных и ресурсных рынков, стратегических группировок, потенциальных рынков и отраслей).

 

Такой анализ должен выявить:

во-первых, общее состояние конкуренции (острота, масштабы, степень государственного регулирования);

во-вторых, характер конкурирующей продукции (степень ее новизны, дифференциации, частоту и причины внедрения новинок конкурентами, например, погоня за лидером, усовершенствование отдельных элементов, повышение качества, надежности, безопасности, придание дополнительных свойств, вероятность новых технологических изменений);

в-третьих, главные факторы успеха в конкурентной борьбе;

в-четвертых, самых опасных конкурентов.

 

Конкретными направлениями их изучения могут быть:

1. Объем и качество выпускаемой продукции (ближайшие конкуренты производят аналогичные товары и услуги в сравнимых объемах).

2. Величина производственного и экономического потенциала, обеспеченность ресурсами, в том числе финансовыми.

3. Сильные и слабые стороны, создаваемые угрозы.

4. Основные цели.

5. Действия на рынке (поглощение конкурентов; внутренний рост с целью их вытеснения; приобретение доли рынка соперников; удержание своей доли; ее сокращение под натиском более сильных фирм).

6. Масштабы соперничества (местные, региональные, национальные, глобальные).

6. Потенциальные возможности и конкурентная позиция соперников (усиливается; надежно защищена; может быть сохранена; средняя; слабеющая и т. п.).

7. Стратегические намерения (нейтральные, наступательные, оборонительные).

Нейтральные конкуренты могут даже быть полезны, поглощая пиковые нагрузки, обслуживая непривлекательные сегменты рынка, создавая «ценовой зонтик» за счет более высокой себестоимости, развивая рынок, предотвращая появление новых конкурентов.

9. Тип поведения {агрессивный с высоким уровнем риска; независимый, игнорирующий соперников; компромиссный, предполагающий поиск путей к соглашению с ними; кооперативный, ориентирующийся на совместные действия; адаптивный, основанный на учете действий других; подчиненный и пр.).

Агрессивные конкуренты обычно предпринимают что-то новое; фирмы же, удовлетворенные положением, вносят, как правило, незначительные изменения в свою стратегию. Неудачники от отчаяния могут предпринимать как наступательные, так и оборонительные действия.

10. Конкурентные преимущества, качество и уровень конкурентоспособности продукции, ее защищенность патентами.

11. Организация сбыта (по видам продукции, потребителям, регионам; условия и сроки поставок), политика товародвижения.

12. Нацеленность на лидерство (единоличное с вытеснением нынешнего лидера; приближение к лидирующей группе; одержание верха над конкретным конкурентом; удержание позиции; выживание).

13. Отношение к риску.

14. Способы и оперативность реакции на изменения рыночной конъюнктуры.

 

Типы конкурентной реакции:

1) активное противостояние конкурентам;

2) сдержанность (при уверенности в своих клиентах, завершении деятельности на данном рынке, дефиците ресурсов);

3) избирательный ответ на отдельные действия конкурентов (это экономит средства и позволяет вести конкурентную борьбу на ряде направлений и рынков одновременно);

4) случайный, мало предсказуемый ответ, не связанный прямо с экономическим положением и конкретной ситуацией (обычно имеет субъективные причины).

15. Затраты и факторы, влияющие на них; политика цен (на что делается упор - цену или качество).

16. Экспорт (фирмы-импортеры; объем экспорта и его структура по странам: доля рынка за рубежом) и пр.

17. Намерения и возможные будущие шаги.

 

М. Портер считает, что всегда нужно знать:

• удовлетворены ли конкуренты своим настоящим и будущим положением;

• какие серьезные шаги и изменения они могут предпринять;

• что может спровоцировать их активные действия.

Формами прямого и косвенного выражения намерений конкурентами являются:

1) официальные заявления, угрозы, провокации, комментарии к текущей ситуации, объяснение собственных шагов;

2) публикации в средствах массовой информации (статьи, интервью и т. п.);

3) демонстрация силы;

4) практические действия (дорогая реклама, внедрение товаров на периферийный рынок, снижение цен и пр.);

5) поведение, противоречащее прежним намерениям и целям.

 

18. Личные возможности первых руководителей.

19. Уровень издержек.

20. Успехи в области НИР.

21. Рыночная политика.

22. Главные проблемы и пр.

На практике требуется оценивать риск от возможных шагов конкурентов, ибо они оказывают непосредственное воздействие на компанию. Поэтому необходима система постоянного слежения за ними. В итоге есть возможность понять, почему те поступают именно так, а не иначе, и выработать собственную стратегию. Если фирма не обращает внимания на поведение своих ближайших соперников, она участвует в конкурентной борьбе вслепую и не сможет их переиграть.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.