Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие конкуренции






Слово «конкуренция» произошло от латинского «сталкиваться». В данном случае речь идет о столкновении, соперничестве между субъектами рынка, их борьбе за наиболее выгодные условия осуществления сделок. Без конкуренции любой фирме угрожает застой. Но сегодня конкуренция состоит не столько в борьбе против соперников, сколько за потребителей.

Процесс развития рыночной ситуации постоянно создает для нее новые возможности, поэтому в большинстве случаев затишье в конкуренции временно.

 

Фирмы, участвующие в конкурентной борьбе, обычно классифицируются по следующим главным признакам:

• масштабам соперничества;

• рыночной доле;

• стратегическим намерениям;

• прочности конкурентных позиций;

• типам конкурентных стратегий и поведения.

 

Последнее может быть независимым от соперников; согласованным с ними в рамках законодательства; приспосабливающимся; опережающим, основанным на предвидении действий конкурентов; агрессивным, нацеленным на победу любой ценой.

 

Общие правила осуществления конкурентной борьбы:

• не следует недооценивать конкурентов, даже если они загнаны в угол;

• нельзя без нужды нападать на сильных соперников, особенно не обладая стабильным конкурентным преимуществом;

• атаковать лучше слабую фирму, чем сильную;

• необходимо учитывать возможные ответные меры, ухудшающие ситуацию.

 

Конкуренция выполняет следующие функции.

1. Приводит к установлению единой рыночной цены.

2. Дает импульс специализации, расширению масштабов производства, улучшению его технологии.

3. Стимулирует совершенствование конструкции и повышение качества выпускаемой, появление новой продукции, разнообразие ассортимента.

4. Направляет межотраслевой и межрегиональный перелив капитала (последний покидает неприбыльные сферы и направляется в перспективные, где конкуренция сравнительно низка, а доходы значительны).

5. Приводит к дифференциации субъектов экономической деятельности.

 

В результате она вызывает постоянные перемены на рынке, касающиеся:

• уровня и динамики цен;

• соотношения спроса и предложения;

• появления новых видов продукции и пр.

 

Конкуренция протекает в определенной среде, называемой конкурентной. Ее образует совокупность отношений хозяйствующих субъектов: поставщиков, потребителей, посредников, производителей аналогичной, взаимозаменяемой, нейтральной продукции (ее могут предпочесть покупатели, которым безразлично, на что тратить деньги). Таким образом, конкурентная среда есть часть макроокружения фирмы.

 

На нее сегодня в значительной мере влияет также государство, которое осуществляет активные действия по регулированию конкуренции. К ним относятся:

во-первых, проведение антимонопольной политики, определяющей методы средства контроля конкуренции, ограничения существующих монополий, защиты прав потребителей;

во-вторых, налоговое стимулирование конкуренции;

в-третьих, ее экспортно-импортное регулирование;

в-четвертых, участие в производстве, реализации продукции, капиталовложениях в перспективные отрасли;

в-пятых, стандартизация продукции, технологий и пр.;

в-шестых, регулирование добычи полезных ископаемых, цен на сырье, энергию, воду, выдачу различных лицензий.

 

Острота конкурентной борьбы определяется:

• количеством и составом конкурирующих субъектов и соотношением сил между ними, характеризуемым долей в совокупных продажах соответствующих товаров (увеличение их числа и рост масштабов сбыта обостряют борьбу);

• уровнем издержек (высокий конкуренцию усиливает);

• темпами роста рынка и возможностью расширить свою долю (конкуренция обостряется, если рост замедленный, и успеха можно добиться, только потеснив других);

• степенью дифференциации продукции (когда она незначительна, соперничество растет);

• стабильностью покупательских предпочтений;

• масштабами инновационной деятельности, распространения технически и технологических изменений, скоростью обновления продукции, которое расширяет рынок и стимулирует спрос;

• интенсивностью маркетинговых мероприятий, затратами на привлечение покупателей (если они низки, столкновения острее);

• постоянством связей с клиентами (стабильные долгосрочные контакты сужают сферу конкуренции);

• сложностью входа в отрасль и выхода из нее;

• стратегической значимостью отрасли;

• сезонностью работы (разовый выброс крупных партий продукта обостряет борьбу, поскольку необходимо избежать затоваривания);

• характером государственного регулирования.

 

Особенностями современной конкуренции являются:

• быстрая смена объектов вследствие сокращения жизненного цикла продукции;

• уменьшение препятствий к введению новинок;

• ослабление прямого государственного регулирования;

• переориентация производителей со снижения затрат на повышение качества и разнообразие продукции;

• возрастание роли инноваций в сфере технологий и продуктов;

• сокращение общей продолжительности производственного цикла;

• широкое применение информационных технологий;

• переход по ряду направлений к глобальному соперничеству, характеризующемуся особой остротой, которое далеко не все могут выдержать, ибо воевать против всех — бессмысленно.

 

Успех конкуренции определяется:

• обладанием устойчивыми конкурентными преимуществами по сравнению с сильнейшими соперниками;

• наличием обоснованной стратегии, ее лучшей реализацией (важно при сходстве стратегий);

• активным осуществлением инноваций.

 

Сегодня важным фактором делового успеха, часто единственным средством выживания и развития, обеспечивающим более высокое качество и технический уровень продукции, становится сотрудничество — органический симбиоз конкуренции и кооперации. Оно характеризуется прочной долговременной связью партнеров и совместной реализацией цели.

В случае единичных сделок интересы участников в основном противоположны. Но в многосторонних отношениях субъекты сталкиваются друг с другом в сферах, где вовсе не обязательно оказываются противниками, например могут сотрудничать с некоей третьей стороной.

 

Теснота и характер межфирменного сотрудничества определяются:

• интенсивностью и частотой взаимодействия;

• числом его функциональных областей;

• организационным уровнем и важностью решаемых проблем.

При низкой степени взаимодействия на первое место для фирмы выходит проблема приращения добавленной стоимости, при высокой — знаний и опыта, которые она хочет получить от партнеров.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.