Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Кафедра «Управление качеством»






ИжГТУ

Кафедра «Управление качеством»

 

 

ВСЕОБЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

Учебное пособие для студентов ВУЗа

Г.Ижевск, 2008

ИжГТУ

Кафедра «Управление качеством»

 

 

Коньков В.С., Кадрова К.С., Кадырова Л.Ш. Всеобщее управление качеством., 2008.-245с.

Рассматриваются теоретические основы всеобщего управления качеством (TQM), создание концепции и ее содержание. Подробно изложены методы TQM, широко применяемые в мировой практике, даны методы оценивания эффективности работ и характеристики (критерии) национальных и международных премий по качеству (моделей совершенства).

Работа написана на основе существующих разработок по данной теме с учетом их интеграции и оптимизации и в соответствии с учебной программой дисциплины «Всеобщее управление качеством».

Работа предназначена для более глубокого освоения дисциплины студентами, но может быть полезна всем, интересующимся вопросами качества.

 

 

г.Ижевск, 2008 г.

ВВЕДЕНИЕ

Формирование концепции всеобщего управления качеством (ВУК – TQM) относится к восьмидесятым годам XX века. В это время сформировались подходы (концепции) крупнейших специалистов по качеству, в ряде стран, в том числе в нашей стране, создавались системы, отражающие подходы.

Развитие TQM в эти годы шло по пути расширения сферы управления качеством, вовлечение в нее все большего числа направлений деятельности и факторов, определяющих внутреннюю среду предприятия.

Однако, несмотря на единство концепции во всех этих странах (высокое качество, высокая прибыль), в каждой стране она имела довольно существенные отличия.

Были и определенные различия в концепции, или точнее – смещение акцентов. В Японии главный акцент делался на качество, а в странах Европы и США – на прибыль.

По содержанию принципов, методов – в Японии делалась ставка на статистические методы и групповую деятельность, в Европе – на культуру производства.

Первоначально многие западные компании разрабатывали элементарные модели TQM на собственном опыте и опыте других фирм. Эти элементы обычно акцентируют внимание на отношениях с потребителем, подготовке и вовлечение персонала, что позволяло достичь лучших результатов в конкурентоспособности и деятельности фирмы.

В конце 80-х годов с появление систем ИСО и ряда премий за качество, содержащих многообразие критериев менеджмента качества, были сформулированы принципы TQM.

На русский язык концепция или философия TQM чаще всего переводится как «Всеобщее управление качеством». Есть и другие варианты: всеобъемлющее, тотальное - вместо всеобщего. И руководство, менеджмент – вместо управления. Его определение согласно ИСО 8402 [1] звучит так: TQM – это подход к менеджменту предприятия, нацеленный на качество, основанный на участии всех его работников и направленный на достижение долговременного успеха путем удовлетворения потребителей и выгоды для работников предприятия и общества.

Это определение позволяет выделить главные цели TQM:

  1. Достижение высокого качества
  2. Достижение высокой прибыли

 

Концепции TQM и системы менеджмента качества.

СМК – система менеджмента качества. Иметь должно ее каждое предприятие, если оно желает достичь успехов в качестве продукции, и в понимании и сотрудничестве с потребителями и субподрядчиками. Концепция TQM идет дальше. Если качество, то лучшее, а на основе этого и высокое качество фирмы, и успех ее работы, и высокая прибыль.

Концепция TQM предусматривает и более глубокие и качественные процессы, с вовлечением всех сотрудников фирмы в эти процессы. В тоже время, если стандарты ИСО предназначены, в значительной степени, для регулирования отношений между производителем и потребителем, т.е. являются документами, выходящими за рамки предприятия, то концепция TQM предназначена для внутренних нужд производителя. Концепция TQM направлена на то, чтобы дать ответ, как достигнуть намеченные цели.

В 90-е годы совершенство различных моделей TQM значительно возросло. Их стали называть «моделями делового совершенства». В стандарте ИСО 9000-2000 [2] дается объяснение «взаимосвязи между системой менеджмента качества и моделями совершенства».

Отмечается, что они основаны на общих принципах, которые

а) дают возможность организации выявить свои сильные и слабые стороны;

б) содержат положение по оцениванию в сравнение с общими моделями;

в) обеспечивают основу для постоянного улучшения;

г) включают способы внешнего признания.

Различия в их областях применения. Стандарты ИСО содержат требования к СМК и рекомендации по улучшению деятельности; оценивание СМК устанавливает выполнение этих требований. Модели совершенства содержат критерии, позволяющие проводить сравнительную оценку деятельности организации, критерии оценки обеспечивают организации основы для сравнения ее деятельности.

Таким образом, концепция TQM – это принципы и методы менеджмента, целью которых являются достижение высокого качества и дохода организации, за счет вовлечения и качественной работы всех работников организации.

 

При разработке учебного пособия использованы материалы монографий по всеобщему управления качеством [4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11], а так же лекционный материал преподавателей ИжГТУ.

В учебном пособии пять основных глав.

В первой главе отражены работы крупнейших специалистов качества У. Шухарта, Э. Деминга, Дж. Джурана, Ф. Кросби, А. Фейгенбаума, К Исикавы, Г. Тагути, отечественные и зарубежные системы - предшественники концепции TQM.

В заключении этой главы дается характеристика концепции, ее принципы, средства и методология осуществления концепции.

Во второй главе кратко изложены системы, которые можно считать, составными частями концепции TQM: системы менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО 9000, систем менеджмента качества окружающей среды на основе МС ИСО 14000, американской системы для автомобилестроительной промышленности QS 9000.

В третьей главе дана характеристика наиболее известных и распространенных в мире методов, таких как статистические, Тагути, развертывание функции качества, точно-во-время и канбан, группы качества, корпоративной культуры, реинжиниринг, бенчмаркинг, поддерживание жизненного цикла, «шесть сигм», функционально-физический анализ, анализ следствий и причин отказов (FMEA), функционально-стоимостный анализ, система всеобщего обслуживания оборудования (ТРМ), концепция 5 S, т.е. описаны большое количество методов, гораздо больше чем в любой из вышеперечисленных работ.

Четвертая глава посвящена методам оценивания качества и эффективности работ на предприятии, с целью достижения превосходства, создание модели совершенства, на основе критериев национальных и международных премий качества, таких как японская имени Э. Деминга, премия США имени М. Болдриджа, европейской, Российской национальной премии.

В пятой главе дается экономика качество, затраты на качества их связь с эффективностью производства.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.