Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История России в играх на песке






Это игра-размышление. Перед детьми ставится вопрос, напри­мер, где и как строились русские города. За помощью можно обратиться к карте: «Ты на карту посмотри, реку Волгу отыщи, города поволжские смело назови». Когда ребенок выполнит за­дание, ему предлагается следующий вопрос: «Как ты думаешь, почему большинство городов строят именно у реки?» Здесь ребе­нок может высказывать любые предположения. После чего ему предлагается проложить реку в песочнице. Важно обратить вни­мание на то, что у рек, как правило, один берег крутой, а другой — пологий. Может быть, так и получилось у Вас в песочнице?

Следующая проблема, которую решает ребенок: на каком берегу лучше строить город и почему. Важно, чтобы он привел веские аргументы в защиту своей позиции. Вы можете расска­зать о принципе древнерусской застройки: города строились на высоком берегу, чтобы обеспечить лучшую защиту от врагов, наводнений, паводков.

После этого можно начинать строить в песочнице город: «С чего город ты строить начнешь, как от врагов убережешь?» Дальнейшему строительству можно помогать вопросами: «Что ты построишь за стенами крепости (церкви, дома, верфи и пр.)? Чем занимаются люди (собирательство, растениеводство, охота, животноводство, путешествия по реке, торгов­ля и войны)?»

Здесь Вы можете поделиться с ребенком своими знаниями о том, как зародились сельское хозяйство, градостроительство, ар­хитектурные стили, как появились дружинники и купцы и пр. Инструкция к игре в стихах может выглядеть так (стихи Д. Фролова): (начинается игра с рассматривания карты; мед­ленная речь взрослого сопровождает строительство ребенком песочного города; знак «***» проставлен в тех местах, где пред­полагаются детские ответы)

«Сегодня, милые друзья, Начнется новая игра!

Про города и про леса, Озера, реки, небеса, Про то, как в давние века Сложили люди города.

Возьми-ка карту побыстрей, Смотри — как много рек на ней, А по реке — все точки... Да, Так отмечают города.

Вот Волга — главная река, На ней — большие города. Меня вдруг память подвела... Давай прочтем их имена.

А вот еще одна загадка, Спрошу сейчас я для порядка: Уж с давних лет всегда, везде Селились люди на реке.

А почему же их всегда Тянула так к себе вода? Какой секрет или беда — На реках строить города?

* * * i

Ты выбрал очень верный путь! Я помогу тебе чуть-чуть:

Вода нужна и для питья, Для стирки грязного белья,

Вода нужна коров поить, А летом — огурцы полить, Как по дороге, по реке Легко поехать налегке —

В другие города и села,

Куда иного нет пути:

Через леса к ним не пройти!

Река еще, в конце концов, Хранит людей и от врагов: Враг не прискачет по воде, Утонет он в большой реке.

А при пожаре без воды «И ни туды, и ни сюды»! Поэтому, дружок, всегда Селились люди — где вода.

* * *

Есть у реки высокий берег, Сухой и солнечный всегда, Другой же — низкий, плоский берег, Там иногда стоит вода.

И вот вопрос тебе, дружок: Где будешь ставить городок? Каким твой берег должен быть? Тебе же в городе том жить!

* * *

Ты верно думаешь, дружок, Высокий лучше бережок. На низком избы и поля Затопит по весне вода.

Ну, ладно, место мы избрали, А вот с чего же начинали Строительство тут городка В далекие от нас века?

Покоя все тогда не знали: Враги нежданно нападали И грабили все города, Чего же строить-то зазря?!

А вот тебе вопрос-догадка:

Что ставят вкруг всей стройплощадки

Здесь, в твоем городе родном,

Когда хотят построить дом?

* * *

Ну, молодец, что догадался! Никто в тебе не сомневался! Конечно, нечего хитрить, Сначала — все огородить!

Ну, хорошо! Огородили, Песка побольше навозили... А что намерен ты потом Построить в городе своем?

Сначала — свой, наверно, дом, Дворец для детских игр — потом, Конечно, школу, Мюзик-холл, Бассейн, Исаакиевский собор...

Но это лишь мои догадки,

Ты должен строить без подсказки...

* * *

Чем люди раньше занимались, Что делали, над чем старались?

Ведь раньше не было заводов, Котельных, фабрик, пароходов,

Так как же люди раньше жили? Еду себе как находили?

Вокруг: луга, поля и лес, Глухой, бескрайний — до небес. Чем им заняться? Что добыть? Как без зарплаты им прожить?

* * *

Коль приглядеться, всюду есть, Что человеку можно съесть: Грибы и ягоды, малина, Щавель и дикий лук, рябина.

Все люди в пищу собирали, Потом — охотникам меняли, На птицу или на зверей, А рыбакам — на окуней.

В полях копались до зарницы: Овес сажали, рожь, пшеницу. Вот главная из их проблем — Себе добыть, да на обмен.

* * *

Теперь же, если не устали, Придем к тому, с чего начали: Река всех кормит и хранит, Твой город счастья здесь стоит!

А что еще дает река?

Еще в чем людям помогла?

Река сливается с другими, И маленькими, и большими, Проходят реки много стран, Выходят даже в океан!

Как это свойство наших рек Полезным сделал человек?

* * *

Торговля? Верно ты сказал! Ведь каждый город торговал. По рекам, испокон веков, С товаром лодки шли купцов.

Война же если возникала, По рекам быстро приплывала, Под стены наших городов, Армада кораблей врагов.

Но, чем напрасно воевать, Гораздо лучше — отдыхать! И, как Том Сойер, налегке Поплавать по большой реке.

* * *

Когда ты вырастешь большим, Возьмешь себе ты отпустк долгий, Купив билет на пароход, И... «вниз по матушке, по Волге».

На этом мы сейчас кончаем, А завтра снова поиграем!






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.