Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика характера взаимодействия в группе. Стиль ситуативной коммуникации






Стиль ситуативной коммуникации (ССК) отражает общий характер взаимодействия «вокруг песочницы». В зависимости от того, каким образом вели себя участники группы по отно­шению друг к другу, мы определяем ССК как сотрудничество, ассимиляция, «параллельная игра», конфронтация, «борьба за территорию». Если ни один из выделенных стилей не отражает наблюдаемое взаимодействие, можно выделить новый ССК.

Сотрудничество. Если в песочнице все участники группы слу­шали друг друга; тот, кто предлагал свою идею, был выслушан; члены группы уважали друг друга, но при этом каждый учас­тник игры имел свою территорию, связанную коммуникациями с другими, — мы можем говорить о сотрудничестве.

Ассимиляция. Если мы видим песочную картину с единым центром; предложения участников группы как будто объеди­нились в одну общую идею; «территории» членов группы не выделены, размыты; все подчинены од­ной идее и царит полное взаимопонимание, — это стиль ассимиляции.

«Параллельная игра». В этом случае в песочни­це можно увидеть несколько «параллельных ми­ров» — автономных стран, которые друг другу не мешают. Иногда между ними есть средства комму­никации (дороги, мосты, проходы), а иногда они от-

сутствуют вообще. Бывает, что два члена группы находятся меж­ду собой в конфронтации, а другой (или двое других) спокойно строят свои «сказочные страны». Если вы наблюдаете именно это — можно отметить два стиля ситуативной коммуникации: конфронтация и «параллельная игра». Иногда тот, кто ведет «параллельную игру», потихоньку может захватывать террито­рии спорящих. Этот СКК проявляется, если страну строят не­знакомые люди, не желающие вступать в контакт, открываться. Иногда один из детей или подростков строит свою «параллель­ную страну», тогда как другие участники строительства демон­стрируют стиль сотрудничества. Ведущий может предложить проложить дороги к автономной стране. По тому, как отреаги­руют на это предложение участники группы и сам автор изо­лированной страны, можно судить о характере взаимоотноше­ний между ними.

Конфронтация. Если в группу «попали» два или более лиде­ра, наблюдалось открытое или скрытое противостояние, напря­жение; даже разразился конфликт (группа спонтанно раздели­лась на подгруппы), — это стиль конфронтации.

«Борьба за территорию». В этом случае участники группы прежде всего стремятся захватить территории друг друга. Они уже не выясняют друг у друга «кто главнее», как в случае кон­фронтации. Идет борьба за власть и территорию, сопровождаю­щаяся агрессивными вспышками и конфликтами.

Общие рекомендации. Важно, чтобы наблюдение за ССК в одной группе заняло не менее 3-5 сеан­сов. Если все это время ССК сохранялся — можно говорить об его устойчивости.

Наиболее деструктивный ССК — «борьба за тер­риторию». Чаще всего он проявляется у детей и подростков, находящихся в сложной жизненной ситуации. В этом случае наиболее сложно «умерить страсти». Чаще всего члены группы плохо совмес-

тимы друг с другом или не умеют взаимодействовать конст­руктивно. Если в группе есть явный «зачинщик» конфликта, имеет смысл поработать с ним индивидуально. Чтобы «перей­ти» от «борьбы» к сотрудничеству, ведущему потребуется много терпения и мастерства. Ведущий может стать одним из членов группы, «задать тон» позитивной коммуникации и посмотреть, насколько чутко участники группы реагируют на его советы и рекомендации. Если они продолжают «бороться», группу луч­ше расформировать и рекомендовать всем ее участникам ин­дивидуальные занятия. Параллельно индивидуальным заняти­ям этих детей можно включать в другие группы, исследуя ССК. Если и в других группах ребенок демонстрирует деструктивное поведение, значит, с ним нужно заниматься пока только инди­видуально. Сначала он может создавать песочные картины один. Потом можно строить совместные картины, «проживая» моде­ли позитивной коммуникации. Только после этого его можно присоединять к детским группам.

Если наблюдается устойчивая конфронтация, не нужно торо­питься приписывать участникам группы недостаточную сте­пень развития коммуникативных навыков или расформировы­вать группу. Противостояние часто является следствием нали­чия в группе нескольких лидеров, которые бессознательно «делят сферы влияния». Иногда, после определенных трений, лидеры «заключают перемирие» и начинают довольно успешно сотруд­ничать друг с другом. Если этого не произошло спон­танно за 6-8 сеансов, им необходимо помочь. Мож­но дать им общее задание: поставить на картину фигурку существа, нуждающегося в помощи, или фигурку злодея, от которого нужно спасать сказоч­ный мир, и пр. Основное условие: не ругаться, по­могать друг другу. Необходимо действовать всем вместе, иначе успеха не достичь. Когда ситуация раз­решится, важно сказать ребятам, что именно их со-

трудничество стало залогом успеха. Таким образом, конфрон­тация предполагает «обучение» участников группы навыкам сотрудничества на примере «проживания», «разрешения» кон­кретных сказочных ситуаций.

Сотрудничество и ассимиляция отражают либо хорошо сфор­мированные навыки позитивной коммуникации, либо высокую степень совместимости, сплоченности группы. Обычно, эти ССК можно наблюдать в зрелых и взрослых группах. В работе с деть­ми обычно к такому положению приходят через серию занятий.

В случае «параллельной игры» важно стимулировать среди участников группы желание узнать мир соседа, строить комму­никации между территориями. Но делать это нужно осторож­но. Часто дети сами, постепенно узнавая друг друга, превраща­ют «параллельную игру» в общую. В любом случае, насильно, против желания ребенка, внедряться на его кусочек сказочной страны не стоит. Имеет смысл подольше понаблюдать за есте­ственной динамикой развития взаимодействия в песочнице. Длительная изоляция миров друг от друга (более 8 сеансов) может говорить о существенных проблемах. Если только один или два участника группы обособляют свои миры, это может отражать стремление к дополнительной безопасности, уязви­мость, ранимость. Однако, при достаточной степени доверия в группе, они идут на взаимодействие. Также как и в случае кон­фронтации, участникам этой группы можно предложить со­вместное задание.

Распределение ролей в группе

Наблюдая за игрой в песочнице, можно опреде­лить распределение ролей в группе. Обычно сразу проявляются лидеры. Они начинают предлагать, диктовать, нормировать и прочее. Таким образом проясняется не только лидер, но и его направлен-

ность: созидательная или разрушительная, а также стиль руко­водства: демократический или авторитарный.

Наблюдая за спонтанным распределением ролей, специалист выявляет также и связи между членами группы. Таким обра­зом, набирается материал для социометрии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.