Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ах, дедушка, где ты берешь силы, чтобы преодолевать та­кие расстояния, побеждать врагови находить друзей?» — спрашивала Крошка.






Ты знаешь, милая деточка, в моем пути, действительно, бывали такие моменты, когда меня покидали физические и духовные силы, когда я терял веру в себя, в правиль­ность и важность выбранного пути. В часы горест­ных раздумий, болезни и страха мне помогал мой Волшебный Круг. Его я ношу всегда с собой».

Покажи мне, пожалуйста, свой Волшебный Круг!» — робко попросила Крошка.

Улыбнулся странник и вынул из своей старой, потертой котомки Волшебный Круг. На секунду прижал старик к своей груди этот Круг и бережно протянул его девчушке. С трепетом разглядывала

она потрепанную ленту. Да, да, это была старая, потрепанная лента, давно потерявшая свой первоначальный цвет. Концы ее были связаны в тугой узел, образуя круг.

«Дедушка, милый, можешь ли ты открыть мне тайну сво­его Волшебного Круга?» — спросила Крошка.

«Давным-давно, когда я еще был совсем юн и неопытен, решил я в одиночку отправиться в Путь. В Путь по дороге жизни. Мне было очень важно понять, в чем моя сила, а в чем слабость, что я уже знаю, а что предстоит еще узнать, чем я могу помочь нуждающимся, а в чем нуждаюсь сам. Нелегкий предстоял мне путь. Тогда мои друзья, с которы­ми я делил радости и утехи молодецкой жизни, снарядили меня в дорогу. Один из них поднес мне перо и чернила, что­бы я смог посылать весточки о себе; другой принес холщо­вый мешочек с горстью родной земли, чтобы я не забывал о Родине; третий — десяток пшеничных зерен, чтоб я не по­гиб с голоду; а самый близкий и верный друг подал мне голубую ленту... Подал и попросил связать концы этой трех­метровой ленты в тугой узел. Таким образом, в моих руках оказался круг. И в этот круг, взявшись за ленту молодыми, крепкими, надежными руками, встали мои друзья. И Круг в их руках ожил. Он был и бескрайним морем, и плотом, и пропастью, и переправой, и колодцем с живой водой, и паля­щим солнцем, и спасительным шатром. Круг в руках моих верных друзей стал Волшебным. Ведь он показал мне труд­ности, препятствия, ожидающие меня на Пути и способы их преодоления. Как зеницу ока берегу я его. Если бы ты знала, милая моя девочка, из каких только передряг не вытягивал меня этот Волшебный Круг. Я силен благодаря бесценному дару моих друзей!»

«Какой ты счастливый, дедушка! Как это важно в жизни — иметь таких друзей и заслужить их бес­ценный дар!» — промолвила Крошка и пригорюни­лась.

«Я пришел сегодня к вашему огню для того, что­бы преподнести тебе эту голубую ленту. Она цвета твоих глаз, мечты, бескрайних морей, бездонного неба и самых нежных на земле цветов — незабудок. Возьми ее, она твоя. Придет время, и ты, своими не-

жными и сильными руками, свяжешь концы ленты в тугой узел. И лента станет Волшебным кругом, в который встанут друзья. Встанут для того, чтобы одарить тебя силой добра и любви, придать смелости твоим мечтам и поступкам, отпра­вить тебя по Великому Пути Познания и побед. Я знаю, что это время не за горами!» Не успела Крошка поблагодарить старика, как тот исчез. А в руках девчушки осталась голу­бая лента, очень похожая на ту, которая сейчас в моих руках.

Удивительные подарки преподносит нам жизнь! Еще вче­ра Крошка не помышляла о счастье, а сегодня, держа в руках подарок странного старика, ощущала прилив неведомых ра­нее чувств.

И понеслись быстрокрылые мечты, прокладывая дорогу Жизни...

Много с тех пор прошло времени, Крошка выросла, пре­вратилась в красивую девушку. Судьба ее сложилась благо­получно. Хотя имя ее и не мелькало в заголовках газет, бла­годарные уста не раз произносили его. Ибо обладала она удивительным даром Доброты, который согревал души тех, кому это было нужно. А подарок странного старика, таким чудесным образом изменивший ее жизнь, она хранила, как талисман, рассказывая умеющим слушать его историю.

Вы спросите, не тот ли Волшебный Круг у меня в руках сейчас. Кто знает, дорогие друзья... Но, похоже, нам сегодня пред­стоит познать его волшебную силу.

Ход игры

Ведущий протягивает ленту одному из игроков группы. Тому, кому сейчас, по мнению ведущего, больше всех необходима помощь и поддержка уча­стников группы. Или тому, кто пожелает сам. И просит его связать концы ленты в тугой узел.

Затем участникам игры предлагается взяться за ленточный круг руками так, чтобы все размес­тились в кругу. Держаться за ленточный круг

можно двумя руками или одной рукой, если участников игры много. В этом случае участники игры располагаются друг за другом, «боком в круг».

Ведущий: «Дорогие друзья, в ваших сильных, крепких, трепет­ных и мужественных руках — круг. И в вашей воле и власти сотворить чудо и волшебство, насытив круг своей энергией, передав ему тепло и уверенность, чуткость и на­дежность ваших сердец и рук. Для этого необходимо сна­чала «познакомиться, подружиться» с кругом, обследовав, ощупав его. Можно попытаться круг растянуть, раска­чать. Что вы чувствуете при этом?»

Ребята: «Лента круга шершавая и прочная, не знаю, можно ли ее растянуть?» «А давайте попробуем! Только все вместе, на счет " раз, два, три! "»

Участники игры, держась за ленту обеими руками, слегка от­кидываются назад, при этом растягивая круг. Затем так же, на счет «раз, два, три» возвращаются обратно.

«Здорово! Такое впечатление, что Круг нас всех объеди­нил и удерживает вместе!»

«Мы все вместе благодаря этому кругу!» «Давайте еще разок повторим это действие. Это было чудесно!»

«А если круг раскачать? Что будет?»

Ведущий: «Круг в ваших руках, и вы можете делать с ним все, что захотите...»

Сюжет первый

Ребята раскачивают круг, сначала хаотично, а затем прислушиваются друг к другу и пытаются «поймать» общий ритм движения, и вот уже кто-то отсчитывает ритм, а кто-то тихонько напевает:

«Изгиб гитары желтой я обнимаю нежно,

Струна осколком эха пронзит тугую высь,

(и многие подхватывают)

Качнется купол неба большой и звездно-снежный,

Как здорово, что все мы здесь

Сегодня собрались!»

Ребята: «Здорово как! Мы все в море, на корабле...» «А может быть это плот?!» «Давайте, сделаем шторм!» «Давайте!»

Ребята раскачивают круг, создавая эффект набегающей кру­той волны. При этом одни участники игры, стоящие рядом, удерживают круг в неподвижном положении, другие припод­нимают его вверх, рядом стоящие некоторое время удержива­ют его в неподвижном положении наверху, а другие резко опус­кают круг вниз. Создается волна. Действия ребят непрерыв­ные и ритмичные. Они по желанию могут замедлить или ускорить «бег волны».

Ведущий постоянно комментирует действия ребят, иногда про­воцируя на иное развитие игрового процесса. Например, так. Ведущий: «Бескрайнее море. Только несколько мгновений на­зад оно было спокойным и безмятежным. Но вот налетел сильный ветер, или разгневался Бог морей Нептун, и от морской глади не осталось и следа. Одна вол­на набегает на другую, грозя захлестнуть со­бой все, что встретит на своем пути. Жутко становится от разыгравшейся морской сти­хии. Но вот на гребне волны показался плот, а на плоту... А на этом плоту десяток испу­ганных, дрожащих от ужаса людей. Они толь­ко что пережили кораблекрушение. И сей­час, находясь на плоту, вцепились друг в друга

мертвой хваткой и ожидают неминуемой гибели. Что же делать, неужели ничто их не спасет? Как им посту­пить?»

И вот уже круг в руках участников игры превращается в плот. Ребята становятся внутрь круга, тесно прижавшись друг к другу, стараясь расположиться так, чтобы каждому хватило места в кругу.

Ведущий продолжает комментировать: «На этом плоту слыш­ны возгласы и отчаянья, и восторга. Я слышу какое-то сопение и толкание, что ж, видимо нельзя обойтись без этого, ведь каж­дому хочется занять место поудобнее и побезопаснее, чтобы не смыло набежавшей волной в открытое море. Быть может, сто­ит подумать о том, как разместить группу на плоту так, чтоб ее не смыло в море? Какие есть у вас предложения?» Ребята: «Да, ладно, и так хорошо. Главное крепче держаться!» «И не толкаться! И не дергаться!»

«Попробуй не дергаться, когда плот по волнам скачет!» «Я знаю! Надо маленьких и слабых в центр поставить, девчонок, например, а сильных с краю!»

«Точно, давайте так и встанем!» Ребята группируются так, как решили.

Ведущий: «Шторм усиливается, и группа, стоящая на плоту во весь рост, теряет свою устойчивость. Что делать, что пред­принять?»

Ребята: «Надо сесть, и тогда мы сможем сцепиться не только руками, но и ногами...»

«Да, и мы не будем так высоко возвышаться над волной...»

«Тогда уж вообще надо лечь и уцепиться каждо­му за край плота, как бы слиться с ним. Тогда точ­но можно будет удержаться на плоту!» «А хватит ли нам места?» «Давайте пробовать!»

Ребята стараются найти оптимальное решение, разместив на плоту всех участников игры. Варианты обыгрываются разные. Быстро убеждаются в том, что площадь круга незначительна, и лежа все игроки разместиться на ней не смогут. А укладывать­ся в несколько ярусов — довольно весело и забавно, но устойчи­вость плота при этом снижается. Тогда отрабатывают вариант размещения сидя. Тесно прижавшись друг к другу, переплета­ются руками и ногами, более легких сажают на ноги крепы­шам. Затем принимают решение, что находясь на гребне волны, можно всем одновременно группироваться, то есть наклонять­ся вперед, как бы складываясь пополам, а на нижней точке вол­ны распрямляться. Долго этот вопрос дискутировался. Ребята рисовали на доске и волны, и плот, пытаясь представить, как же это будет происходить наяву. И пришли к выводу, что идея заме­чательная, только действовать надо наоборот, на гребне волны — распрямляться, а при взлете и падении — группироваться. Ведущий: «Благодаря решительным и мудрым действиям по­терпевшим кораблекрушение людям удалось спастись. И через некоторое время волны выбросили их на скалис­тый остров. Усталые, измученные борьбой со стихией люди в изнеможении растянулись на твердой, надежной поверхности. Впервые за несколько дней они позволили себе расслабиться и отдохнуть. А затем решили поделиться своими впечатлениями о том, что пережили. Интересно узнать, о чем говорили спасшиеся люди, кого благодарили, о чем сожалели, какие ка­чества открыли в себе и в других, в какие ценности поверили?» Ребята: «Вместе не так страшно!»

«Ага, не страшно, потому что мы не ссори­лись, даже когда спорили. А если бы мы раз­ругались, то расцепили бы свои руки и по­гибли».

«Нет, несколько раз мы готовы были разругаться, но Коля не дал».

Ведущий: «Каким образом?»

Ребята: «А он предложил посадить самых легких ребят на ко­лени».

«Да, мы поняли, что нам не поместиться всем и сидя». «И уже мне не хотелось играть дальше». «Наверно, хорошо, что мы не стали слушать тех, кто предлагал ничего не менять, а просто держаться крепче...» «Да, мы постоянно искали, как сделать так, чтобы было удобно всем и хорошо, что мы слушали друг друга». Ведущий: «Как интересно! Если я вас правильно поняла, то очень важно прислушиваться друг к другу, принимать во вни­мание мнение каждого, не отказывать в рассмотрении любого предложения и вместе спокойно искать выход из создавшейся ситуации?»

Ребята: «Да! Много было предложений, мы пробовали и нашли». «Мне понравилось!»

«Мне тоже, хотя сначала я думал, что все это очень глу­по. Ведь это не море и не плот, а просто игра. А потом ничего, увлекся».

Ведущий: «И не просто увлекся, а давал очень ценные рекомен­дации, и не исключено, что именно благодаря тебе ребята справились со своей задачей».

Ребята: «Все помогали, все думали».

«Ура, мы на суше! Давайте играть дальше!» Ведущий: «Прежде, чем отправиться в дальнейший путь, нам необходимо выяснить, чему каждый из вас научился, " борясь со стихией"».

Приведем лишь некоторые высказывания ребят и комментарии ведущего.

Сережа Ш.: «Я не знаю, вроде я все это умел». Ведущий: «Что это? Уточни, пожалуйста!»

Сережа Ш.: «Я всегда думаю, когда что-то делаю. Или делаю, а потом думаю. И тут я думал вместе со всеми».

Ведущий: «Умница! Золотые слова: " Я думал вместе со всеми". Мне кажется, что ты начинаешь приобретать очень ценное качество — умение слушать и слышать других. Спасибо!»

Женя Т.: «А я теперь знаю, что каждому нужно, чтобы ему было хорошо и удобно. И со всеми можно договориться».

Ведущий: «Видимо, ты хочешь сказать, что при желании всегда можно создать комфортные условия для каждого челове­ка, несмотря на то, что на первый взгляд это кажется не­реальным?»

Женя Т.: «Да, я это теперь знаю. Нужно только терпение, чтоб не разодраться и не нагрубить. У меня это терпение есть. Немного, пока...»

Ведущий: «Спасибо, Женя, за твое терпение и такт, который ты проявил в этом испытании».

Саша 3.: «Я понял, что не надо сразу отказываться от игры, не надо торопиться. И все нужно пробовать до конца, ну то, что предлагали ребята».

Ведущий: «Как верно ты подметил! Бывают такие ситуации, которые кажутся безвыходными. И, кажется, проще всего отказаться от борьбы, и как поется в песне: "... Пора открыть кингстоны, К добру не привели проказы на воде..." Но пойти на дно мы ведь всегда успеем, может стоит немного побороться?!

И сегодня в игре ты отстоял свое " право на жизнь", принимая участие в борьбе за устой­чивость плота».

Света X.: «Мне просто нравилось играть с ребята­ми. Я тоже им помогала, советовала, как встать на плоту, как сесть. И они меня слу­шали».

Ведущий: «Как важно быть услышанной и понятой. Как это чудесно, когда к твоему мнению прислушиваются, благо­дарят за участие и помощь. Тогда общение приносит и радость, и пользу.

Итак, это опасное путешествие на плоту научило нас многому:

— слышать и слушать другого;

— учитывать интересы и желания каждого из нас;

— терпению и вниманию;

— не отказываться от борьбы;

— работать в группе и принимать коллективные реше­ния...»

Комментарий. Итак, логическая точка в игре поставлена. Отработан, прожит один из сюжетных образов. Ребята модели­ровали ситуацию катастрофы и искали пути выхода из нее. В спорах и сомненьях рождались решения, которые тут же были подвергнуты практическому испытанию. Игра обсуждена. Под­ведены некие итоги. Дан ответ на вопрос «Чему вас научила игра?» На этом занятие можно завершить, но если позволяет время и есть желание, то...ИСПЫТАНИЯ ПРОДОЛЖАЮТСЯ. Они плавно вытекают одно из другого.

Сюжет второй

Ведущий: «Оказавшись на скалистом берегу, не­много передохнув, собравшись с силами, группа пу­тешественников приступила к разработке " такти­ческого плана".

Что же делать дальше?

Может, остаться на берегу в ожидании проходя­щего мимо острова судна?

Или двигаться вглубь острова, чтобы исследовать тот мир, в котором оказались?

Какое принять решение? Очень важно взвесить все " за" и " против", ведь это решение может оказаться судьбонос­ным!».

Маленькое замечание. Пусть Вас, как ведущего, не пугают ни поднявшийся крик, ни затянувшаяся молчаливая пауза. В лю­бом случае стоит немного подождать, дать время ребятам «на­щупать» нить взаимодействия, чтобы использовать уже полу­ченный ранее игровой опыт проведения дебатов и «Шести шляп». Если же игроки «увязли» в пустых спорах, то необходи­мо будет напомнить им о том багаже, который уже ими приоб­ретен, но доселе не использовался.

Итак, спустя какое-то время решение принято. Допустим, что ребята, взвесив все «за» и «против», решили отказаться от исследования острова и остаться на берегу. Ведущий: «Наши путешественники остались на берегу. Ведь так важно не пропустить то спасительное судно, которое когда-нибудь пройдет мимо этого острова. Однако, ожида­ние спасения может занять как несколько дней, так и не­сколько лет. Пока ждешь помощи, необходимо питаться, пить пресную воду, иметь хоть какое-то надежное укры­тие от непогоды и нежданных гостей. Ведь кругом толь­ко песок, скалы и где-то вдалеке виднеется лесная расти­тельность. И то место, где оказались путешественники, отнюдь не тропический, жаркий, плодоносный остров, где на головы всем с утра до вечера падают бананы и коко­сы. А суровый скалистый край, обдуваемый холодными ветрами. В руках наших путеше­ственников оказались. Круг, сделанный из обыкновенной корсажной ленты; перо, бума­га и чернильница; мешочек с горстью род-

ной земли и десяток пшеничных зерен. Что же делать? Как использовать эти, ставшие бесценными, предметы, с максимальной пользой?»

Ведущий дает участникам игры семь минут на обсуждение поставленных проблем. По истечении отведенного времени ре­бята должны будут показать, как можно использовать Круг для рыболовства и охоты, строительства и защиты территории от нападения. Можно предложить ребятам разделиться на твор­ческие группы, которые и будут разрабатывать одну из про­блем. По истечении отпущенного времени творческие группы делятся своими наработками. Причем, все то, что придумано, важно разыграть с помощью пантомимических этюдов или про­вести «Практический семинар» по использованию Круга и дру­гих даров в различных экстремальных условиях.

Примеры рассуждений ребят:

Оказывается, что из круга можно «сплести» рыболовную сеть. И два рыбака, держась за края сети, должны стоять в воде по пояс в ожидании улова. А могут и поплавать с этой импровизи­рованной сетью. В любом случае, утверждают ребята, шансы на успех есть.

Еще из Круга можно сделать садок и укрепить его на дне с помощью валунов. «Берег скалистый, — рассуждали ребята, — поэтому камни на берегу найдутся. Главное — найти то место, куда на отмель " приходят" нереститься рыбы».

«Еще из Круга надо сделать силки для ловли птиц. Ведь на скалистых берегах так много птиц, которые устраивают себе гнездовье».

Ведущий: «Продемонстрируйте, пожалуйста, как из Круга можно сделать садок для ловли рыбы и си­лок для ловли птиц. Замечательно! А как вы будете ловить рыб и птиц на этом острове? Молодцы!.. Итак, у вас уже есть и рыба, и дичь. Можно приступать к приготовлению пищи. Но что же для этого надо?»

Ребята: «Выложить очаг из камней и внутри развести огонь. Камнями мы будем высекать искры. В очаге мы подож­жем крепкие и толстые сухие стебли травы, которой так много на берегу. Мы сможем печь рыбу и птицу в горя­чих камнях или жарить ее на нагретом камне».

«Пить мы будем росу или дождевую воду, которую бу­дем собирать в чашу, сплетенную из морских водорослей. Дно и края этой чаши проложим широкими листьями водных растений».

«А еще мы придумали, как добывать соль! Надо поли­вать морской, соленой водой горячие камни. Вода выпа­рится, а соль останется. Ее можно собирать в тот холщо­вый мешочек, в котором хранится родная земля».

«Земля нам будет нужна для того, чтобы вырастить пшеницу. Вокруг только песок, а на песке почти ничего не растет. Мы из камней сделаем небольшой горшок. Смешаем землю с небольшим количеством песка и поса­дим зерна пшеницы. Будем их поливать, и они дадут всхо­ды. Скоро будет и урожай».

«И урожай будет хороший, потому что на острове мно­го птиц. Значит много птичьего помета. Это хорошее удоб­рение». (Ребята смеются.)

«У нас все продумано. И все по науке!»

Ведущий: «Я вижу, что вы решили обосноваться на острове ос­новательно!»

Ребята: «Никто не знает, когда мы сможем отсюда выбраться!»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.