Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игровая терапия






«Что же это за метод? Чему и кому он служит? Зачем терапевтировать ребенка в игре, ведь вы толь­ко что доказывали нам, что игра и есть процесс " само"..., так пусть дети сами и играют...». Нередко приходится слышать такие слова.

По определению Г. Л. Лэндрета: «Игровая терапия опреде­ляется как динамическая система отношений между ребенком и терапевтом, обученным процедурам игровой терапии, кото­рый обеспечивает ребенка игровым материалом и облегчает построение безопасных отношений для того, чтобы ребенок мог более полно выразить и исследовать собственное Я (чувства, мысли, переживания и поступки) с помощью игры — естествен­ного для ребенка способа коммуникации"»9.

Мы разделяем и поддерживаем позицию Г. Л. Лэндрета, но в нашем понимании игротерапия — это процесс совместного с ребенком проживания и осмысления какой-либо жизненно важ­ной ситуации, поданной в игровой форме. Это процесс сотвор­чества, содействия, сопереживания, в котором ребенок и взрос­лый вместе идут по дороге откровений, открытий и побед 10.

Так почему же игротерапия в последнее время вызывает ин­терес и привлекает к себе внимание специалистов, работающих с детьми? Все дело в том, что игра для ребенка — естественный способ рассказа о себе, своих чувствах, мыслях, о своем опыте. «Очевидно, что игрушки для детей — слова, а игра — речь.

9 Лэндрет Г. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.

10 Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. СПб., 1999.

Свести терапию к вербальной экспрессии — значит отрицать существование наиболее графической экспрессии: деятельнос­ти... Если существует терапия с помощью разговоров, то почему не может существовать терапия с помощью игры?»— абсолют­но справедливо задает вопрос Лэндрет.

Детям бывает очень непросто поделиться со взрослыми, да и друг с другом своими переживаниями и чувствами. Но все свои чувства, весь свой полученный опыт они легко, непринужденно и естественно могут прожить в игре, выбрав определенный иг­ровой материал, действуя с ним определенным образом. Ра­зыгрывая и тем самым проживая вновь и вновь определенные ситуации. Все это дает возможность чуткому и мудрому взрос­лому постичь «ландшафт детской души». Игра предоставляет уникальную возможность ребенку реорганизовывать, преобра­жать свой опыт, свой личный мир.

Экслайн рассматривала игру как процесс, в котором ребенок проигрывает свои чувства, таким образом выводя их на повер­хность, вовне, получая возможность взглянуть на них со сторо­ны или научиться управлять ими, либо отказаться от них (Axline, 1969). Действительно, зачастую наши беседы, увещевания «не греют детскую душу». Они, быть может, и понятны, и принима­ются ребенком, но все это не есть их собственный опыт, не их личный выбор и не ими принятое решение. Как часто мы пред­лагаем детям нюхать срезанные цветы, лишая их возможности выращивать прекрасные цветы самим.

Таким образом, игротерапию мы понимаем как процесс взаимодействия ребенка и взрослого по­средством игры, в котором на глубинном ценност­ном уровне происходит волшебное таинство соби­рания и укрепления собственного Я, успешное мо­делирование собственного настоящего и будущего. Какова же история развития игровой терапии? О зарубежном пути развития игротерапии написа-

но немало. Достаточно обратиться к книге Г. Лэндрета. Он вы­деляет пять основных направлений развития западной игроте-рапевтической мысли.

1. Игровая терапия и психоанализ

История маленького Ганса, описанная в трудах Зигмунда Фрейда, стала отправной точкой использования наблюдений за детской игрой в психоаналитической терапии. Вслед за ра­ботой Фрейда с Гансом Термина Хаг-Хельмут стала одним из первых терапевтов, утверждавших, что игра является наиболее ответственным моментом в психоанализе ребенка. Именно она предложила использовать игрушки, для того чтобы помочь де­тям как можно полнее выразить себя в игре. Психоаналитики обнаружили, что дети не могут описывать свое беспокойство словами, как это делают взрослые. Детей чаще всего, в отличие от взрослых, совсем не интересуют их прошлое и стадии соб­ственного развития. Поэтому многие психоаналитики были вынуждены использовать непрямой терапевтический контакт, а именно метод наблюдения за детьми.

В 1919 году М. Клейн стала активно использовать игровую технику, как средство анализа при работе с детьми моложе 6 лет. По мнению Клейн, детская игра всегда бывает обусловлена скры­тыми мотивациями и свободными ассоциациями, точно так же, как и поведение взрослых. Ею были проанализиро­ваны те случаи, когда игра использовалась как ме­тод свободных словесных ассоциаций. Таким обра­зом, игра позволила непосредственно проникнуть в детское бессознательное, при этом обогатив пред­ставления терапевта о ребенке. Использовала в сво­ей работе с ребенком игру и Анна Фрейд. Игра для нее была неоценимым подспорьем для установле-

ния контакта с ребенком. В отличие от Клейн А. Фрейд подчер­кивала, что прежде чем приступить к толкованию бессознатель­ных мотиваций, скрывающимися за рисунками и игрой ребен­ка, чрезвычайно важно наладить эмоциональный контакт меж­ду ребенком и терапевтом. Клейн и А. Фрейд утверждали, что игровая терапия позволяет безболезненно «вскрыть» прошлое и усилить ЭГО ребенка, ведь игра — это то средство, которое делает самовыражение ребенка свободным.

2. Игровая терапия отреагирования

Дэвид Леви (1938) предложил использовать игру в работе с детьми, пережившими какое-либо травмирующее событие. Леви обосновывал использование игры в процессе терапии тем, что именно игровая деятельность дает ребенку возможность отреа­гирования. В рамках этого подхода игротерапевт воссоздает такую обстановку, чтобы специально отобранные игрушки по­могли ребенку восстановить тот опыт, который вызвал у него реакцию тревоги. Ребенку предоставляется возможность спон­танной игры в игровой комнате с предложенным игровым ма­териалом. Затем терапевт в определенный момент вводит в игру ребенка стрессогенную ситуацию. Воссоздание травмирующего события позволяет ребенку освободиться от боли и напряже­ния, вызванных этим событием.

Иногда ребенку разрешается свободный выбор игры. В процессе «отыгрывания» или разыгрыва­ния прежнего опыта ребенок управляет игрой и тем самым переходит из пассивной роли пострадавше­го в активную роль деятеля.

Яркой иллюстрацией игровой терапии отреаги­рования может служить замечательный фильм-на­блюдение Ролана Быкова «Кукла». Главная герои -

ня фильма — девочка 6-7 лет. Вся ее жизнь протекает во вза­имодействии с неким взрослым (женского пола) и куклой. Увлеченно играет девчушка с куклой: нежит, баюкает, кормит, одевает, поет ей песенки и пр. Но вот слышны тяжелые шаги, хлопанье двери, стук об пол тяжелых предметов, охи, недоволь­ное бормотание, крики, шлепки, детский плач.

Сменяется кадр, и девчушка вновь играет с куклой. Но те­перь она уже кричит на куклу, бьет, откидывает от себя. Затем поднимает ее с пола, прижимает к груди, успокаивает, что-то нашептывая.

Но вот снова шаги, открывается дверь. Взрослого человека не видно в кадре, лишь нечто гнетуще-зловещее заполняет ком­нату. И опять — бормотание, шлепки, крик, плач. Дверь захло­пывается. Ребенок некоторое время находится в оцепенении, затем хватает куклу и бежит в сад, где под могучим деревом кидается на землю и начинает бить, в остервенении рвать кук­лу, кричать и плакать... Обессилев, девочка засыпает. А когда просыпается, то своими нежными, тонкими пальчиками собира­ет истерзанную куклу, прижимает ее к груди и спокойно воз­вращается в дом...

Так игры с куклой помогают этой маленькой девчушке вы­нести вовне свои тревоги, страхи, разочарования. И кто знает, не будь куклы, смог бы ребенок переносить те стрессогенные си­туации, постоянно выпадающие на ее долю.

3. Игровая терапия построения отношений

Философской основой этого подхода стала рабо­та Отто Ранка, который перенес акцент с исследова­ния истории жизни ребенка и его бессознательного на развитие отношений в системе «терапевт-кли-

ент», акцентируя внимание на то, что происходит непосредственно «здесь и теперь».

Конечно же, в терапии отношений основное внимание уделя­ется лечебной силе эмоциональных отношений между тера­певтом и клиентом. Фредерик Аллен писал: «Я не боюсь дать пациенту почувствовать, что он интересен мне как личность. Я не буду прилагать никаких усилий для того, чтобы объяснить или интерпретировать прошлый опыт. В фокусе внимания на­ходятся прежде всего сиюминутные чувства и реакции...».

Нам очень важен подход Фредерика Аллена (1934) и Джесси Тафты (1933), которые особенно подчеркивали необходимость от­ношения к ребенку как к личности, обладающей внутренней си­лой и способной конструктивно изменить собственное поведение.

Гипотеза состояла в том, что дети постепенно приходят к по­ниманию того, что они являются отдельными личностями со своими желаниями и что они могут существовать в системе отношений с другими людьми, обладающими своими специфи­ческими качествами.

4. Недирективная игровая терапия

Недирективная терапия, или терапия, «центрированная на клиенте», наиболее полно получила свое отражение и обоснова­ние в трудах Карла Роджерса (1942). Он расширил первона­чальные концепции и разработал систему недирек­тивной терапии. Успешно применяла принципы не­директивной терапии Виржиния Экслайн (1937) в игровой коррекционной работе с детьми. Недирек­тивная терапия не тратит усилий на то, чтобы уп­равлять ребенком или как-то изменить его, основы­ваясь на идее, что поведение ребенка всегда направ­ляется стремлением к наиболее полной само-

реализации. Цели недирективной терапии состоят в самопоз­нании и самореализации ребенка.

Обобщая свою концепцию игровой терапии, Экслайн (1950) отмечает: «Игровой опыт терапевтичен, поскольку в игре со­здаются безопасные отношения между ребенком и взрослым так, что ребенок свободен утверждать себя так, как умеет, и быть в точности таким, каков он в данный момент, собственным спо­собом и в собственном темпе...».

5. Игровая терапия в условиях школы

Школа видит свою основную цель помощи детям в их интел­лектуальном, эмоциональном, физическом и социальном разви­тии, предоставив им соответствующие возможности обучения. Таким образом, главная задача использования игровой терапии с детьми состоит в том, чтобы помочь детям подготовиться к усвое­нию предлагаемых знаний наилучшим образом. Детей нельзя заставить научиться чему-либо. Русская пословица гласит:

«И один человек может привести лошадь к реке, но даже сотни людей не заставят ее пить воду, если она того не желает». С од­ной стороны, игровая терапия способна возбудить интерес к уче­нию, к творческому, продуктивному взаимодействию в учителя и ученика в процессе общения. С другой стороны, игровая терапия призвана оказать содействие в формировании личности в целом. Игровая деятельность дает возможность ребенку по­чувствовать себя хозяином положения, властелином своих эмоций и чувств, первооткрывателем и успеш­ным человеком, тем самым формируя положитель­ные представления ребенка о себе.

Безусловно, направленность игротерапии и спо­соб ее организации зависят от той терапевтичес­кой школы, к которой принадлежит игротерапевт.

Рассмотрим подход к «игротерапии» в русской деревне 16-19 веков. Ребенок до семи лет в русской деревне не воспиты­вался в современном понимании этого слова. Крестьяне были убеждены, что ребенок еще находится в стадии младенчества, а посему существо еще глупое, неразумное. Взрослым не прихо­дило в голову учить семилетнего ребенка азам крестьянского труда — уходу за животными, земледелию, охоте, шитью, пряже или выпечке хлебов. Однако, это не означало, что родителями совсем не прилагалось никаких усилий чтобы вырастить свое­го малыша достойным, трудолюбивым крестьянином или ре­месленником, или расторопной и всеми уважаемой хозяйкой домашнего очага.

Крестьяне ненавязчиво приучали ребенка к мысли о том, что ему в жизни придется много трудиться, и что труд может при­носить радость и удовольствие.

Этот основной ценностный постулат крестьянской жизни закладывался в душу ребенка через своеобразную игру «в труд». Игру, которая сопровождала жизнь крестьянской семьи бук­вально на каждом шагу.

Малыш двух—четырех лет видит вернувшегося с работы отца, слушает его рассказы, и у него, естественно, возникает желание стать таким же ловким и смелым, удачливым охотником, как и отец. И поэтому сын с отцом вместе отправлялись на огород, чтобы где-нибудь в зарослях травы поставить простейший си­лок, в который, по уверению отца, обязательно попа­дется перепелка, необходимо только немного подож­дать. Малыш отправляется домой или играть с дет­ворой, а взрослые подкладывают в ловушку пойманную накануне отцом птицу. Через некото­рое время напоминают малышу, что необходимо вре­мя от времени следить за силком. Ребенок бежит в огород и... радостно приносит в дом свою первую добычу. Ликует малыш и ликуют взрослые, хвалят

его за ловкость, терпение, удачливость. Мать целует его, называ­ет своим «промышленником, кормильцем, удачливым охотни­ком».

Иногда ребенок обрывками сети в глубокой луже пытался поймать рыбу, и надежды его всегда оправдывались. В его са­док всегда попадала рыба из садка отца. Заметьте, что ни один взрослый не осмеивал действия малыша, не уверял его в бес­смысленности данного предприятия, а всячески помогал осуще­ствлению ребячьих замыслов. Если мать замечала, что дочка заигралась с куклами, то всегда напоминала ей о том, что куклу надобно накормить, сварив ей обед, а то она останется голодной. Никогда не забывала мать похвалить свою ненаглядную дочур­ку за приготовленный для кукол обед или сшитую рубашку.

Не правда ли, как успешно формируется и развивается СА­МОСТЬ в этих неприхотливых крестьянских семейных играх в «труд». И не за горами то время, когда неразумное дитя перей­дет из младенческого возраста в отрочество, которое начиналось по мнению русских людей с 7-8 летнего возраста и продолжа­лось до 15-летия. А уж в это время: «Сумел дитя родить, сумей и научить!» — гласит народная мудрость.

А пока все время дитяти отдано играм. В подвижные, игры-забавы, игры-страшилки и потешки играли с малышней на де­ревенских улицах и дворах пестуньи. Пестуньями называли девочек постарше, которые с удовольствием в свое свободное время возились с малышней. Разные это были игры: веселые и забавные, несущие в себе некие традиции и обряды, элементы драматизации преданий и на­родных сказок. Но самое главное, что заботясь о том, чтобы жизнь ребенка была благополучной, чтобы он находился в согласии с самим собой, ближними и дальними людьми, крестьяне стремились привить своим детям желание проявлять доброту к людям. «Добро творить — себя веселить». Особенно стара-

лись удержать ребенка от мстительности, ибо держать долго зло на другого человека — тяжкий грех. Оказывается очень важно либо простить обиду, либо ответить на нее, не откладывая на долгий срок, словом или кулаком. Видимо поэтому в культуру народных праздников входят и частушки, порой такие едкие, и кулачные бои, а зачастую и деревенские драки, после которых обязательно была мировая!

Не правда ли, в неприхотливом быте русских крестьян, в иг­рах детей заметны элементы известных нам направлений иг­ротерапии? Это и терапия отреагирования, и терапия отноше­ний, и недирективная терапия, центрированная на ребенке.

Особенностью русской игротерапии (позвольте так называть это явление народной жизни) всегда была, есть и будет тесная связь с реальностью, бытом, устоями, истинными ценностями, культивируемыми русским народом.

Таким образом, дорогие соотечественники, наша форма игро­терапии уходит корнями в глубь веков, имеет традицию. И, быть может, пройдет немного времени, и русские игротерапевты бу­дут помогать семьям воспитывать гармоничных детей, следуя русской традиции.

СКАЗОЧНАЯ ИГРОТЕРАПИЯ

Что же отличает русскую традицию игротерапии? Прежде всего, тесная взаимосвязь с жизнью и обще­человеческими ценностями. Инструкции к играм часто бра­лись из народных сказок и преданий.

Сказочная игротерапия является преемницей этой традиции. Самое главное — построить связный сюжет игры, где одна игра плавно перетекает в другую, отражая жизненно важный опыт.

Основной признак сказочной игротерапии — инструкция к игре в форме сказки или притчи, в зависимости от возраста клиента. Мы заметили, что инструкция в сказочной форме со­здает условия для более глубокого проживания ребенком, под­ростком и взрослым всего хода игры. Кроме того, в контексте сказкотерапии, игры становятся важным инструментом для «подачи» выделяемых нами видов сказок.

Мы выделяем два способа превращения обычной игротера­пии в сказочную.

Способ первый. Сегодня, к счастью, издано множество книг, описывающих разнообразные игры. Их можно взять за основу. Превращаясь в сказочного игротерапевта, нужно просто «пере­писать» инструкцию к игре в форме сказки или притчи. Возьмем к примеру, всем известную игру «в колечко». Помни­те, «колечко, колечко, выйди на крылечко»? Попробуем превра­тить ее в сказочную игру. Основной образ игры — колечко. Тот, кому оно досталось, может смело выходить «на крылечко». Причем, задача других играющих — этого не допускать.

Не исключено, что эта игра относится к разряду предбрач-ных. Давным-давно, вероятно, в нее играли несколько девушек

и юноша. Юноша выбирал себе невесту. Признак выбора — тайная передача избраннице кольца. Потом юноша мог выйти за порог и подать своей суженой знак словами: «Колечко, ко­лечко, выйди на крылечко!» Девушка должна была быстро от­реагировать, не дать своим конкуренткам опомниться и удер­жать ее. На крылечке, вместе с юношей, она уже в безопасности, и готова принять новую социальную роль жены. Это лишь вер­сия, но она может лечь в основу сказочной инструкции к игре. «В некотором царстве, в некотором государстве, жил-был царь. И было у него двенадцать дочерей. Все, как на подбор, красоты неписаной. Но характер красавицы име­ли лютый. На людях улыбаются, скромными кажутся, а как между собой останутся, все ссорятся да ругаются. Все друг дружке завидуют. Все им кажется, что батюшка кому-то из них лучшие подарки делает! Вот беда царю: дочек замуж выдавать, да женихов нет. Никто ведь не хочет в жены взять сварливую, да злобную. А характера-то не скроешь под улыбками да речами сладкими!

Но, к счастью, не все дочери были характера злонравно­го. Одна, самая младшая, в ссоры не вступала, козней не строила. Была она кроткой и нежной. Да только сестры ее не жаловали. Как приедут к ним женихи заморские, все норовят сестры заслонить младшенькую. Чтоб не по­чуял никто сердца доброго.

Да только жемчужину-то не утаишь! Шла молва о кра­соте и нраве кротком младшей дочери царя. И вот однажды заехал в царство принц знатный, богатый, заморский. Несмотря на то, что вырос он в роскоши и почитании, имел он золотое сердце, был умным и лов­ким. Слыхал принц о дочерях царя, и захотелось ему посмотреть на них, познакомиться.

Царь принял его с радушием. Еще бы, родовитый богатый жених объявился! Царевны принца обсту-

пили. Расспрашивают его о делах заморских, да глазки строят. Видит принц, что сестры между собой не дружны. То одна пихнет сестру, то другая ущипнет, — все к принцу поближе встать пытаются.

Но сердце-то у принца было чуткое. Почувствовал он, что судьба его где-то рядом, но глаза ее пока не видят. Что же делать?

Но принц недаром заморским был. Имел он колечко особенное, волшебное. Колечко то по наследству у них пе­редавалось, от отца к сыну. Еще во времена стародавние добрый волшебник прадеду за особую доблесть его подарил, да сказал: " Не даю тебе ни злата, ни серебра; самый доро­гой подарок делаю — это кольцо поможет тебе выбрать самую лучшую жену. И сыновьям своим сей перстень передай". Так с той поры и повелось у них в роду: все принцы себе лучших жен выбирали. И дети поэтому в люб­ви рождались. От того и сердца у них были добрые.

Отошел принц в сторонку, зажал колечко в кулаке и шепнул ему: " Лети к суженой моей. А как выйду я на крыльцо, позову тебя. Пусть суженая моя и передаст тебя мне". А колечко-то волшебное. Оно невидимым стало, да по воздуху, незаметное для сестер, перенеслось к младшень­кой, да прямо на ее пальце оказалось. Удивилась девушка, но виду не подала.

Принц же, тем временем, с царем распрощался, за при­ем поблагодарил, царевнам поклонился и в путь заторопился. А как вышел из дворца, так по­звал: " Колечко, колечко, выйди на крылечко! "

Услыхало его колечко. А оно же на пальце у младшенькой было! Так царевна и побежала к своему суженому. Пытались сестры удержать ее, дане смогли.

Увез принц свою ненаглядную, сыграли они свадьбу. Жили долго и счастливо. А колечко-то потом к сыну их перешло».

С тех пор многие играют «в колечко», давайте поиграем и мы.

Согласитесь, дорогие читатели, давно знакомая игра приобре­ла совсем иной смысл благодаря сказочной инструкции. Те­перь игра станет осознанным приобщением к жизненным цен­ностям, к сокровищам коллективного бессознательного. Таким образом, можно адаптировать любую известную игру. Восприя­тие и проживание ее существенно углубится.

Способ второй. Он подразумевает обратное действие: игра придумывается к сказке. Как вы уже знаете, в системе сказко­терапии мы выделяем пять видов сказок: художественные, ди­дактические, психокоррекционные, психотерапевтические, меди­тативные. В зависимости от целей работы и проблем клиента или воспитанника подбираются соответствующие сказки, и на основе их сюжета придумываются игры.

Например, нам необходимо проработать с детьми идею помо­щи ближнему. Без этого эффективная созидательная коммуни­кация невозможна. Если мы сами не имеем возможности напи­сать сказку или притчу на эту тему, то ищем среди художе­ственных сказок сюжет, иллюстрирующий эту идею. Например, сказка «Цветик-семицветик». Фабула ее всем известна: девоч­ка получает в подарок чудесный цветок, исполняющий жела­ния. Шесть лепестков она потратила с наименьшей пользой. Зато последний лепесток принес пользу больному мальчику. В игре «Цветик-семицветик» мы обыграем чудесные свойства цветка и научимся их созидательно использовать. Но прежде мы обязатель­но обсудим сказку.

Итак, с правилами игры знакомит ведущий. Из обо­рудования потребуются один лист ватмана, набор цвет-

ной бумаги, клей, ножницы, карандаши и ручки по количеству играющих.

— Сказка рассказала нам, дорогие друзья, о чудесном цветке, исполняющем желания. Цветик-семицветик был подарен вол­шебницей. Но мы с вами находимся в сказочной стране, и сами можем быть волшебниками. Тем более, что это нам не раз уда­валось! Давайте вырастим свой Цветик-семицветик.

— Вы спрашиваете, как это сделать? Вот большой лист бума­ги. Давайте его сделаем волшебным. Вы уже знаете, что для этого нужно передать листу частичку своего тепла. Положите, пожалуйста, руки на лист бумаги, поводите по нему руками. Чувствуете, он постепенно становится волшебным? Теперь возьми­те простые карандаши.

— Давайте договоримся между собой: кто рисует стебель, кто — листочки, кто серединку, а кто лепестки Цветка.

— Прекрасно, дорогие волшебники! Эскиз нашего Цветка го­тов. Теперь нужно сделать его волшебным, в особенности его лепестки. Но знаете ли вы, что нужно для этого сделать?

— Чтобы лепесток был волшебным, в него необходимо зак­лючить доброе пожелание близкому человеку.

— Возьмите цветную бумагу, ножницы. Вырежьте по одному лепестку. На обороте лепестка напишите доброе пожелание кому-то. Не торопитесь, хорошо подумайте. Ведь все может сбыться!

— Итак, чудесные разноцветные лепестки готовы. Пожалуй­ста, прочитайте ваши пожелания, написанные на обороте лепес­тков.

— Дорогие волшебники, вы создали чудесные ле­пестки с добрыми пожеланиями. Теперь приклейте, пожалуйста, кончик лепестков в серединке Цветка.

— Вот мы и создали Волшебный Цветок, испол­няющий желания. Давайте вспомним сказку. Де­вочка с небольшой пользой истратила шесть лепест­ков. Почему? Да, она думала только о своих желани-26

ях. Вы, дорогие волшебники, подумали о тех, кто рядом с вами, ваших близких.

— Наш цветок создан для того, чтобы нести радость. Мы можем оторвать по лепесточку для наших близких, и отнести им добрые пожелания.

Другой пример. В группе есть проблема конструктивного проявления чувств и взаимодействия друг с другом. Дети про­являют агрессию, быстро обижаются, тревожны. С одной сторо­ны, нам необходимо снизить уровень психоэмоционального на­пряжения, с другой стороны, важно проработать с детьми тему эмоций и чувств. Иначе говоря, нам нужно преодолеть «хаос» в эмоциональной сфере и «включить» естественные механиз­мы саморегуляции.

Как добиться этого? Конечно, с помощью психотерапевтичес­кой сказки, которая расскажет ребятам о Стране Чувств. Сказ­ку мы сразу же разыграем в песочнице.

Идея состоит в представлении нашего внутреннего мира в образе сказочной страны, которой правит добрый и мудрый Король. Он имеет множество слуг — это наши чувства, жела­ния, мысли, намерения. Самое главное для нас — разделить Ко­роля и его слуг (а на психологическом языке — «усилить Я»). Для этого мы последовательно знакомимся со слугами Короля, узнаем их поближе, понимаем, что самое главное качество ко­ролевского слуги — чувство МЕРЫ. Образ Меры — образ ба­ланса во внутреннем мире.

Мы говорим с ребятами о том, что у каждого из нас внутри есть такая сказочная страна, есть Король и слуги. Но насколько силен Король? Бывает, что слуги захватывают власть в стране, а Король оказывается в темнице или изгнании. Как, например, было, когда власть в стране захватили слуги по имени Обида, Злость и Страх. А случилось это так...

«Конечно, приятнее видеть слуг по имени Радость, Удо­вольствие, Интерес, а Злость, Обиду, Страх встречать неча­сто. Но мы ведь с вами знаем, что они тоже верные слуги Короля. Однако не все подданные Короля так считали. Некоторые стали говорить: «Зачем нам эти противные Злость, Страх, Обида? Когда они приходят, мы ссоримся, деремся, нам очень неприятно. Давайте подговорим Ко­роля, чтобы он выгнал этих слуг из страны!»

Но Король был мудр и останавливал своих подданных. Но, если о нас за глаза говорят плохо, перешептываются и перемигиваются за нашей спиной, мы это почувствуем? Ко­нечно! Нам будет приятно или неприятно? Конечно, непри­ятно! А когда нам неприятно, мы какие дела будем делать быстрее: хорошие и плохие? Многие люди, когда о них пло­хо говорят, обижаются и совершают не очень хорошие по­ступки. Так случилось и в нашей чудесной стране чувств... (Далее рассказ ведущего разыгрывается в песочнице. Веду­щий предлагает ребятам создать Страну Чувств, потом про­должает свой рассказ.)

Так вот, темной ночью, на краю леса собрались слуги по имени Обида, Злость и Страх. Обида, обиженно поджав губы, рассказывала о том, что их хотят выгнать из страны. «Им, видите ли, без нас лучше живется! Мы им, видите ли, совсем не нужны!» — фыркала Обида, а слуга по имени Злость сжимал кулаки. «Мы им покажем, что мы можем! Вот посадим Короля в темницу, да будем пра­вить страной, вот они у нас попляшут!»

И вот заговорщики пробрались во дворец, схватили спящего Короля и бросили его в тем­ницу (фигурка Короля может быть в этом эпи­зоде зарыта в песок).

Когда на следующее утро придворные, по сво­ему обыкновению, собрались в тронном зале, они

замерли в ужасе и изумлении. На королевском троне си­дел слуга по имени Злость (или Страх — в зависимости от того, какую проблему вам важно проработать: агрессив­ность или тревожность). Он пытался одеть на свою голову корону, но она была волшебной и сползала. Тогда слуга по имени Злость со злостью кинул ее под трон (при этом корона Короля также закапывается в песок). Как вы думаете, каков был первый указ нового правителя? Да, было решено объявить войну соседнему государству. Кроме того, отныне каждому жителю королевства надлежало доносить на своих соседей, решать все споры с помощью кулаков, пугать друг друга всевозможными неприятностями. Представляете, какая жизнь настала в стране, тем более что слуги по имени Радость, Удовольствие и Интерес были из нее изгнаны?

Конечно, страна разрушалась и превратилась... (ребята в пе­сочнице разрушают постройки, деревья и прочее). Видите, что может произойти со страной, если у власти оказались не закон­ный Король, а Обида, Злость и Страх, забывшие о Мере?.. При­ятно ли на это смотреть?..

Наверное, то же самое происходит и у человека внутри, если он постоянно со всеми ссорится, дерется, обижается...

Давайте попробуем честно ответить на вопрос: бывает ли в нашей жизни так, что власть во внутреннем королевстве захва­тывает слуга по имени Обида, или Злость, или Страх? Что вы чувствуете и что, как вы думаете, чувствуют окружающие вас люди? В каких ситуациях это происходит?

Итак, к власти пришел самозванец, и в стране на­чались разруха и бедствия. Ничего другого невозмож­но ожидать, если у власти находятся Злость или Страх.

А наши изгнанники, слуги Короля — Радость, Удо­вольствие, Интерес, что же стало с ними? Конечно, их сердце не могло вынести такого страшного зрелища.

Они вспомнили, что далеко-далеко, за горами, за долами, живет волшебница по имени... Как вы думаете, каково ее имя?.. Конечно же, волшебницу зовут Любовь!

Ах, и нелегок же путь к волшебнице! Сколько испыта­ний пришлось выдержать верным слугам Короля! И сра­зиться с ужасными людоедами и гигантскими муравьями, пройти через Черный лес... Но они дошли до царства Любви. Умывшись из колодца, почувствовали невероят­ный прилив сил и ликования. Сомнений не было — они ощутили Любовь.

Волшебница дала путешественникам сосуд с Любовью, чтобы они отнесли его своему повелителю. Ведь в этом было спасение их страны.

Путь назад был уже не таким тяжелым. Тем более что верных слуг Короля окрыляла Любовь.

Вот мы и узнали, что самое главное во внутренней ска­зочной стране — Любовь. Давайте приложим руку к сер­дцу: ведь именно там, согласно древним легендам, живет Любовь. Она позволяет заботиться о себе и близких лю­дях, помогает создавать хорошее настроение, дает силы на свершение добрых дел, учит прощать тех, кто нас обидел... Чувствуете тепло от своих сердец? Это значит, что Любви в ваших сердцах много-много. Давайте, выйдя из сказоч­ной страны, подарим Любовь тем, кто сейчас заботится о нас, а потом и нашим близким людям. А как это сде­лать — подскажет сердце...

Но наша история не закончилась. Слушайте, что было дальше.

Конечно, путь домой легче, чем из дома. Тем более, если несешь сосуд с Любовью! Итак, слу­ги по имени Радость, Удовольствие и Интерес добрались до своей страны, нашли темницу и освободили Короля. Только повелитель пригу-

бил из сосуда с Любовью, как к нему вернулись силы, уве­ренность, мужество и мудрость. Царственной поступью он отправился в тронный зал.

Как только самозванцы — слуги по имени Обида, Злость и Страх — увидели Короля, они затрепетали и бросились на колени. А придворные зашипели: «Вот, Ваше Величе­ство, мы же говорили Вам, надо было избавиться от этих слуг, и ничего бы не было!»

Но Король остановил их: «Дело не в моих слугах, дело в дурных мыслях и разговорах! Я даю им три дня сроку, пусть они сами решат: покинуть ли нашу страну или найти в ней себе достойное применение».

Так сказал великодушный Король. Как вы думаете, правильно ли он поступил?

Через три дня слуги по имени Злость, Обида и Страх пришли к Королю и сказали: «Ваше Величество! Прости­те нас и Вы, и вы, жители королевства! Мы вспомнили о своем качестве Меры и поняли наше назначение в стра­не. Позволь нам построить свои дома НА ГРАНИЦЕ го­сударства».

«Почему же на границе? — удивился Король». Вот, что сказали слуги: «Слуга Ваш, по имени Страх, са­мый чуткий, самый осторожный, он далеко чувствует опас­ность и сможет Ваше Величество предупредить вовремя. Вы будете иметь время на то, чтобы достойно встретить опасность или предотвратить ее. Слуга по имени Злость придаст Вам силы для борьбы с врагом, сможет быст­ро наказать обидчика. Но не «переусердствовать», ибо он помнит о Мере. Слуга по имени Обида чуток к дур­ным мыслям и разговорам, он будет охранять Ваше достоинство и предотвращать недостойные разговоры и действия». (В песочнице страна перестраивается, дома Злости, Страха и Обиды переносятся на окраины.)

Вот как закончилась эта история. Сосуд с Любовью установи­ли на самом красивом месте (в песочнице ребята совещаются, выбирая место для сосуда с Любовью). К этому месту мог легко подойти каждый, как только чувствовал себя раздраженным или тревожным. Ведь Любовь приносила покой в души жите­лей. Так, слуги по имени Злость, Страх, Обида охраняли страну, а Любовь согревала ее. Все жили долго и счастливо».

Эта сказочная игра, особенно разыгранная в песочнице или с помощью кукол, поможет ребятам осознать причины своего деструктивного поведения и понять свои сильные и слабые сто­роны. Теперь мы всегда сможем спросить нашего воспитанни­ка: кто правит в твоей стране, Король или самозванец? Если самозванец, что может сделать Король, чтобы восстановить по­рядок вещей?

Конечно, «скоро сказка сказывается, но нескоро дело делает­ся»... Для того чтобы внутренний Король вырос, требуется ог­ромное терпение и время. Но путь теперь освещен.

Итак, дорогие читатели, теперь вам известны два способа пре­вращения игротерапии в сказочную игротерапию. Вероятно, их намного больше. И осознание этого раскрывает перед нами боль­шие возможности.

игровой практикум

В этом параграфе мы приводим три игры. Пер­вая, «Дебаты», не является, собственно, сказочной. Мы включили ее для мягкого входа в сказочную игротерапию. Ведь при всей мягкости сказкотерапевтического воздействия нельзя не развивать способности к аргументации своего мнения...

Вторая игра «Шесть шляп» и третья «Волшебный круг» яв­ляются примерами сказочной игротерапии.

1. Искусство дебатов

В этой игре две команды, отстаивая свой тезис, используют разнообразные аргументы, контраргументы, эмоционально кон­структивные средства выражения. Сначала играют две коман­ды наставников (имеются в виду педагоги, воспитатели и дру­гие взрослые), а ребята являются зрителями, а иногда и судья­ми. Следующий этап игры — ребята играют с помощью тренера-наставника или в условиях смешанной команды (на­ставники плюс ребята); последний шаг — самостоятельная игра.

Условия игры «Дебаты» таковы.

Участники игры (на первом этапе это педагоги и воспитате­ли) делятся на две творческие группы. Одна группа подбирает материал для утверждения какого-либо постулата, а другая со­бирает материал для отрицания оного. Таким образом, первая группа становится командой Утверждения, а вторая — коман­дой Отрицания (жеребьевку проводит ведущий).

Для первой игры рекомендуем сделать предметом дебатов за­явление Фреда Роджера: «Для того чтобы вырасти здоровым, ре­бенку необязательно уметь читать, ему необходимо уметь играть!» Команда Утверждения соглашается с мэтром. Команда Отрица­ния выдвигает антитезис: «Для того чтобы вырасти здоровым, ребенку необходимо уметь читать и необязательно уметь играть».

Задача обеих команд состоит в том, чтобы собрать «пакет до­казательств, подтверждающий истинность выдвигаемого посту­лата, подготовиться к оспариванию предполагаемых доказа­тельств противников и привести исторические, литературные и другие примеры, иллюстрирующие отстаиваемую позицию.

В процессе обсуждения тезиса и подбора доказательств чле­ны команды выявляют и назначают троих активных игроков, которые будут представлять команду в процессе дебатов.

Первый спикер — игрок, начинающий игру. «Мозг коман­ды», ведь именно в его руках находится пакет собранных вами доказательств. Он и предъявляет этот пакет для дальнейшего обсуждения и оспаривания. Его речь неспешна, убедительна. Каждое слово и фраза выверены, здесь нет пустых или «про­странных» рассуждений — здесь суть, «соль» проблемы.

Второй спикер — активный слушатель, гибко и тактично ведущий линию оспаривания высказанных доказательств про­тивоборствующей команды, мягко и ненавязчиво подводящий к мысли о шаткости и ненадежности выдвинутых противника­ми доказательств, готовящий зрителей и жюри (если таковое имеется) к выступлению спикеров своей команды. В его речи часто встречаются та­кие обороты, как «...с большим удовольствием я выслушал(а) Ваше выступление, и хотелось бы уточ­нить вот что...», «...очень ценное замечание прозву­чало в Ваших словах, но...», «...как мы все слыша­ли, Вы утверждаете, что..., а как быть с тем, что...» и т. д.

Третий спикер — очень эмоциональный игрок, хорошо вла­деющий не только речью, но и телом — актер, импровизатор. Его задача — «влюбить в себя» и жюри, и публику, обращаясь к жизненному опыту каждого зрителя и участника игры, приво­дя в пример исторические факты, судьбы литературных и ска­зочных героев, декламируя высокую поэзию, рассказывая бай­ки и анекдоты.

Порядок выступления спикеров:

Открывает дебаты первый спикер команды Утверждения (не более 5 минут). Затем слово предоставляется второму спикеру команды Отрицания (не более 4 минут). Эстафету подхватыва­ет первый спикер команды Отрицания (не более 5 минут). Его оспаривает второй спикер команды Утверждения (не более 4 минут). Потом в бой вступает третий спикер команды От­рицания (не более 4 минут). Завершает дебаты третий спикер команды Утверждения (не более 4 минут).

После того как ведущий рассказал играющим основные ус­ловия, командам дается 30 минут на сбор материала. При этом разрешается пользоваться литературой.

Звучит гонг. Команды собираются в зале. В центре зала уже оборудовано место для спикеров обеих команд (это могут быть столы, на которых расставлены таблички «КОМАНДА УТВЕР­ЖДЕНИЯ», «КОМАНДА ОТРИЦАНИЯ» и обозначены места для 1, 2, 3 спикеров).

Снова звучит гонг, и ведущий призывает спике­ров занять свои места. Остальные участники игры становятся зрителями и болельщиками (в дальней­шем можно назначать и независимое жюри, кото­рое будет оценивать работу спикеров и присуждать победу той или иной команде). Ведущий стано­вится «тайммейкером». Он будет следить за време­нем, отпущенным на каждое выступление спике­ров.

Традиционно игра начинается с представления спикеров. Де­лают это первые спикеры. Например: «Я, Первый спикер ко­манды Утверждения — Иванова Екатерина, представляю свою команду. Второй спикер — Петрова Светлана, Третий спикер — Сидорова Ольга».

В качестве иллюстрации приводим стенограмму игры в Шек-снинской спецшколе. Отметим: играли взрослые, ребята были болельщиками и зрителями.

Ведущий: Слово предоставляется первому спикеру команды Ут­верждения.

1 спикер: Мы утверждаем, что для того чтобы вырасти здоро­вым, ребенку надобно уметь играть. Что же такое игра в нашей жизни?

Прежде всего, это движение. Рука новорожденного потяну­лась за игрушкой, и это движение; глаза следят за игрой — мани­пуляцией взрослого с погремушкой — и это движение. Полза-нье — ничто иное, как первые игры в разведчика и путеше­ственника. И это есть движение, а движение — путь к здоровью.

Еще игра — это способ познания себя. Своих сил, возможно­стей и желаний.

В игре ребенок понимает, что многое может, многое умеет, ведь он берет на себя тот груз, к которому внутренне и физичес­ки готов. А значит в игре ребенок, как правило, успешен. «А ес­ли что-то не так, не так Я ловок, не так силен, как хотелось бы, то и это не беда, ведь завтра можно игру повторить», — думает ребенок. Игра всегда дает право на ошибку, а значит, сохраняет психи­ческое здоровье, при этом направляя ребенка, по­казывает ему различные пути к достижению цели. Игра развивает у ребенка положительное представ­ление о себе. А это — дорога к счастью, успешной адаптации в социуме и здоровью. Наше здоровье,

дорогие друзья, зависит и от успешного взаимодействия с окру­жающим нас миром. А где, как не в детской игре, впервые от­крываются таинства песка (игры в песочнице); воды (беганье по лужам и пускание корабликов); земли и ее таинственных обитателей (помните, дорогие друзья, свой восторг от встречи с дождевыми червями, муравьями и прочими жителями нашей планеты); воздуха (о, эти яркие воздушные шары, самолетики, воздушные змеи...); огня (романтичные ночные костры, бенгаль­ские огни и прочее). Здесь и радость открытий, и, конечно же, первые знания о технике безопасности, так необходимой для со­хранения здоровья и жизни.

Как прожить без стрессов, на которые нас порой обрекает взаимодействие с себе подобными? Умению жить в коллективе, подчинять себе и подчиняться самому, быть социально гибким — всему этому ребенок может научиться в коллективных играх. Как непросто в наше время быть человеком команды — найти в ней свое достойное место. Что получается у меня лучше всего, кто я таков? Лидер-организатор, или генератор идей, или талан­тливый исполнитель?

Какое тестирование ответит на эти вопросы более полно и точно, чем игра?

Наше здоровье и наше счастье зависят и от того, какой жиз­ненный путь мы себе выберем. Кем будем, будет ли наша про­фессия приносить нам радость и удовлетворение? Как здесь не ошибиться? А очень просто, надо лишь наиграться в конструкторов, градостроителей, учителей, врачей, космонавтов, разбойников и полицейских. И тогда пусть отдыхают психологи, занимающиеся профо­риентацией, зачем нам их выводы и советы. Мы принимаем решение сами, уже испытав себя в на­ших играх и найдя дело себе по душе, в котором мы и будем наиболее успешны.

Еще наше здоровье и счастье зависят от выбора партнера, с которым нам идти по жизненному пути, растя своих наследни­ков. Как нам не ошибиться и в этом?

В играх дети и формируют идеал своего спутника, помощни­ка и единомышленника, с которым хотелось бы играть, дру­жить и жить. А уже имея конкретные представления о желае­мом партнере, можно приступать и к выбору, который навер­няка будет удачным.

Таким образом, мы утверждаем, что для того чтобы вырасти здоровыми, детям надо уметь играть.

Ведущий: Спасибо большое первому спикеру команды Утверж­дения, слово предоставляется второму спикеру команды Отрицания.

2 спикер команды Отрицания: С большим удовольствием мы выслушали это блистательное выступление. Разрешите ос­порить лишь некоторые Ваши положения.

Итак, если я правильно поняла, то вы утверждаете, что основ­ной путь к здоровью — это движение. Любое ли движение яв­ляется таковым? Отнюдь!

Ведь важно знать, куда двигаться, в каком направлении, ка­кие опасности могут подстерегать нас на этом пути, что там, за поворотом? Как может игра дать ответ на этот вопрос? Да никак! Выбрать направление движения вам поможет карта или схема, которую, извините меня пожалуйста, надо внимательно рассмот­реть и прочитать. Но и этого мало. Чтобы выбрать свою дорогу, надобно знать и о многих других, а все их не прошагаешь и не проиграешь. Но об этих дорогах можно прочитать в приключенческой ли­тературе, волшебных сказках, энциклопедиях и справочниках. Итак, движение — это путь к здоро­вью, но выбор этого движения надо предоставить все-таки чтению.

Далее в своей речи Вы, многоуважаемый спикер, говорили о том, что игра дает возможность ребенку познать себя, свои силы и возможности. Я и с этим согласна, но... Вспомните свою пер­вую, самую дорогую победу! Когда же это было, когда вы удачно спрятались от приятеля или запятнали его; или когда сами, без посторонней помощи, прочитали слово, затем предложение, стра­ничку, книгу? Ответьте мне, уважаемые коллеги! Вот это откры­тие, вот это перспектива личностного роста!

Но Вы продолжали утверждать и то, что игра позволяет Вам открывать таинства Вселенной, ковыряясь в песке, барахтаясь в луже, разрывая несчастных червяков и поджигая леса — досто­яние человечества. Ну, что ж, как говорится, каждому свое! Я же приглашаю вас всех проникнуть в удивительные миры прошло­го и будущего, лишь открыв книгу. Книгу, которая поведет вас по доселе нехоженым тропам, заставит покорять океан, отпра­вит за поиском истины и мечты. Книга станет вашим учите­лем, другом, тактичным и мудрым попутчиком. И, немаловаж­ная деталь, совсем недокучливым. Когда вас что-либо утомит, вы просто свою книгу закроете.

Уважаемый первый спикер, как я поняла, Вы говорили и о том, что для полноценного здоровья, необходимо найти свое призвание, выбрав профессию по душе. И в этом, смею Вас уверить, Вам помо­гут книга, журналы, газеты. Именно из них вы почерпнете знания о великих открытиях, выдающихся личностях, их благородном и гуманном труде. Познакомясь с их трудами, вы смо­жете выбрать то дело, которое и будет вам по душе. А что касается выбора спутника жизни, то читайте сказки и испытывайте своих избранников так, как это предписано делать лицам королевской крови!

Спасибо всем, благодарю за внимание! Ведущий: Благодарим за выступление второго спи­кера команды Отрицания. Слово предоставляется первому спикеру команды Отрицания.

1 спикер команды Отрицания: Я очень рада, уважаемые колле­ги, вашему искреннему участию в нашей полемике. Раз­решите мне ознакомить вас с основными положениями команды Отрицания.

Мы утверждаем, что для того чтобы вырасти здоровым, ребенку надобно уметь читать.

Следует отметить, что мы понимаем здоровье как сово­купность интеллектуального, эмоционального, психичес­кого и физического развития.

Рассмотрим роль чтения в каждом из вышеперечис­ленных аспектов развития личности.

Интеллектуальное развитие немыслимо без активного участия в нем второй сигнальной системы — речи. Наша речь не что иное, как «ее величество Слово».

Мы можем совершенствовать свое слово, лишь посто­янно расширяя свой словарный запас, тем самым фор­мируя образную, четкую, эмоциональную и грамотную речь. А образцы такой речи мы сможем взять только из книг — наших великих учителей.

Эмоциональное развитие человека не что иное, как опыт переживаний различных эмоций и чувств. Что же заста­вит нас радоваться и грустить, негодовать и умиляться, как не прекрасная сказка со всеми ее перипетиями и все­гда счастливым концом или высокая поэзия Пастернака и Ахматовой, Пушкина и Гете? Где еще, как не при чтении, мы сможем познакомиться с высочайшими проявлениями жертвенности и героизма, мерзости, жадности и людской глу­пости. Книга учит нас состраданию и героиз­му, прививает любовь к Отчизне и «отечес­ким гробам».

Психическое здоровье обеспечит нам пра­вильный подбор литературных произведений,

их осмысление, анализ и обсуждение, как самостоятель­ное, так и совместное (с родителем, учителем, психологом) проживание прочитанного.

А физическое здоровье удастся сохранить, соблюдая ре­жим чтения и используя наши знания, почерпнутые из книг.

И хоть мое выступление было кратким, надеюсь, что оно дало представление о нашей позиции. Напомню, что мы утверждаем, что для того чтобы вырасти здоровым, детям надобно уметь читать!

Благодарю за внимание!

Ведущий: Спасибо. Еще раз убеждаемся, что «Краткость — се­стра таланта».

Слово 2 спикеру команды Утверждения.

2 спикер команды Утверждения: Уважаемые дамы и господа! Позвольте мне, второму спикеру команды Утверждения, вступить в полемику по поводу выдвинутых командой Отрицания постулатов. Итак, команда Отрицания несом­ненно права в том, что для интеллектуального развития личности необходимо развитие второй сигнальной систе­мы — речи. И предлагает «инструментом» для этого выб­рать книгу.

Однако, развитие речи не всегда напрямую связано с чтением. Мы знаем множество игр, участие в которых всегда сопровождается речью. Это и проговарива-ние правил и условий игры, распределение ролей, обсуждение хода игры, выдвигание каких-либо ги­потез, совместное фантазирование и т. д.

Да и проживание игры всегда сопровождается речью. Речью, отражающей не только суть проис­ходящего действия, но и эмоциональные пережи­вания самого ребенка. А это, как вы понимаете, дает нам полное право утверждать, что игра и есть ис-

точник не только интеллектуального, но и эмоционально­го развития.

Дабы лишить вас сомнений на этот счет, рекомендуем изучить недавно вышедший в издательстве «Речь» сбор­ник программ по сказкотерапии под редакцией Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Особое внимание уделите програм­ме «Волшебная страна внутри нас». Мы думаем, что после этого комментарии будут излишне.

Что же касается того, что чтение — это залог здоровья, то давайте обратимся к вашему опыту. Поднимите руки те, у кого нормальное зрение! Знаем, знаем, причин для снижения зрения предостаточно и без нагрузки на глаза при чтении и письме. Но чтение в полутьме, под одея­лом... Помните, как вы читали в детстве свои любимые книги или журналы? Чтение в общественном транспорте не способствует сохранности зрения.

А ваш позвоночник! Согласитесь, что и это довольно жал­кое зрелище! И что же этому виной? Наши позы, в которых мы пребываем довольно длительное время, почитывая лю­бимую литературу. О, это любимое кресло-качалка! Какое наслаждение, укутав ноги пледом и поджав их под себя, пребывать в грезах, навеянных Ричардом Бахом и Идри-сом Шахом! Ах, этот мякенький диван с дивной подушеч­кой, как он манит к себе! И вот, после трудов праведных, вы с романчиком в руках... то на спине, то на боку, то на животе, а то и, вообще, свернувшись ка­лачиком, уже и прикорнули, мирно посапы­вая. А ведь точно так же, гробя свое здоровье, читают и наши с вами дети! И развивается, раз­вивается гиподинамия, увеличивается вес — ведь при таком чтении и пожевать что-ни­будь не грех!

То ли дело игра! И воздух свежий, и движений предос­таточно, и сила, гибкость, выносливость — все двигатель­ные и волевые навыки совершенствуются. Да здравствует игра, говорим мы, ибо в ней залог нашего с вами здоро­вья! На сем свое выступление и заканчиваю. Так, будьте здоровы, дорогие коллеги! Ведущий: Благодарю 2 спикера команды Утверждения. Слово

3 спикеру команды Отрицания.

3 спикер команды Отрицания: Смею вам напомнить, что наша команда выдвигает постулат о том, что для того чтобы вырасти здоровым, детям надобно уметь читать.

И хочу рассказать я вам одну историю. Однажды ве­ликий император Индии Акбар провел черту и попросил своего мудреца Бирбала сократить ее, не урезая и не каса­ясь концов ее. Как вы думаете, что он сделал?

Друзья мои, если бы вы читали книги, вам бы не при­шлось сейчас гадать, изобретать, выдумывать, выставлять себя недостаточно начитанными людьми. А между тем, случай этот описан во многих книгах. Надо сказать, что Бирбал умел читать, поэтому знал, что делать. Бирбал па­раллельно провел более длинную линию, и тем самым линия Акбара была умалена. Так вот мудрость заключа­ется в проведении более длинной линии. А где у нас са­мые длинные линии? Если сложить в одну линию все бук­вы из одной умной книги и все буквы из инструк­ции к игре, угадайте, какая линия будет длиннее?.. Ведущий: Спасибо! Слово 3 спикеру команды Ут­верждения.

3 спикер команды Утверждения: Дорогие друзья, прекрасную притчу услышали вы. Проанализиро­вали ее, пофилософствовали, уроков немало каждый для себя извлек, и, конечно же, установили связи с реальным опытом. Молодцы!

А я попрошу вас всех сыграть в одну игру. Игра эта проста и незатейлива, но что она даст нам, чему научит, о чем поведает, — об этом после. Уважаемый ведущий, мне понадобится несколько больше времени, чем отведенные регламентом 5 минут. Могу ли я воспользоваться време­нем, сэкономленным предыдущими спикерами моей ко­манды?

Ведущий: Можете. У вас 8 минут.

3 спикер команды Утверждения: Спасибо. Конечно, для груп­повой игры и ее анализа времени мало, но для примера — достаточно.

Я хочу вам предложить игру из цикла «Броуновское движение». Броуновское движение, как вы помните из курса физики, беспорядочное и хаотичное. Движущиеся частицы то сталкиваются друг с другом, то разлетаются в разные стороны. Вот так и мы с вами будем двигаться в нашем помещении, встречаясь и удаляясь друг от друга. Но встречаться мы будем тет-а-тет. Вы должны будете, здороваясь за руку, задать своему партнеру один лишь вопрос: «Что ты больше всего любишь из еды?». Пара не расходится до той поры, пока не найдет нечто общее, что объединяет ее во вкусах. Ваша задача — за 4 минуты встретиться с наибольшим числом игроков. Через 4 ми­нуты я говорю «СТОП!»

(Третий спикер проводит игру с болельщи­ками своей команды.)

Дорогие друзья, к сожалению, время, отпу­щенное на игру, истекло!

Скажите мне, пожалуйста, понравилась ли вам игра? Какие чувства вы испытали? (ра­дость, удивление, изумление, некоторое вол­нение).

Чему научила вас игра?

(Реплики с мест: «Я научилась подавать первой руку, и это не страшно»; «Я узнал вкусы многих людей и с каждым из них нашел нечто общее»; «Мы двигались и веселились! И это здорово!»; «Я почувствовала тепло множества рук!»)

Спасибо! Итак, как я правильно вас поняла, благодаря этой игре вы многое узнали о себе и о других, сделали шаг навстречу «незнакомому» прежде человеку, протя­нули руку. Остановившись на бегу, уделили внимание каждому, кто встретился вам в ходе игры. Получили за­ряд бодрости, хорошего настроения, а значит и здоровья. Так, для того чтобы вырасти здоровым, детям надобно уметь играть!

И этот вывод сделали мы с вами вместе! Благодарю всех! Спасибо! (Аплодисменты)

Ведущий: Закончена игра «ДЕБАТЫ». Откипели страсти. Как убедительны были спикеры обеих команд! Кому же от­дать свои голоса, чью же позицию нам разделить? Мои вопросы — зрителям, болельщикам.

(В первой игре зрителям-ребятам сложно сформули­ровать свои чувства, они потрясены увиденным: с одной стороны, взрослые предстали в необычной роли, с другой стороны, процесс захватывающий, с третьей, много новой информации, рассказанной отнюдь не назидательным то­ном. Поэтому ведущий обращается сначала к взрос­лым зрителям с тем, чтобы они дали ребятам не­кий «образец» высказывания обратной связи.)

— Что испытали вы, уважаемые зрители и бо­лельщики, наблюдая за ходом дебатов? Зритель 1: «Как ни спорили господа спикеры, но нам-то понятно, что и игра, и книга в жизни необ­ходимы! Все хорошо в совокупности. Как это здо­рово, — узнал в песочных играх нечто новое, важ-

ное, удивительное. Познакомился с новыми героями сво­их игр — звуками и буквами, а потом можно искать их в книгах, газетах, журналах. Как важно прочитать о вели­ких открытиях, а потом делать свои, не менее великие, в процессе веселых и увлекательных игр!»

Зритель 2: «Неподдельный интерес к тому, как спикеры аргу­ментировали и отстаивали то положение, которое доста­лось при жеребьевке. Я поняла, что можно оспаривать или доказывать истинность любого постулата, даже если сам оратор с ним не очень-то и согласен. При этом быть и искреннем и уверенным в своей правоте. Видимо, суще­ствует особое искусство подбирать и использовать различ­ные аргументы и факты и трактовать их под различными углами. Примером этому — представители «четвертой власти», различные комментаторы и... сегодняшние деба-теры. Ни в коем случае не хочу их обидеть, наоборот, спа­сибо им за это " открытие" для меня».

Зритель 3: «А я отметила особый такт, с которым велась дис­куссия. Мы привыкли спорить с личностью, а команды нам продемонстрировали уважение друг к другу и к по­зиции, кардинально противоположной собственной. Хотя это всего лишь игра, но как хотелось бы, чтобы этот опыт, который мы прожили здесь, мы перенесли и в жизнь».

Зритель 4: «Я получила истинное наслаждение от игры команд, каждый участник оказался очень убедитель­ным, эмоциональным, артистичным. И еще я отметила, что я «покупаюсь» не на логику, а на эмоциональность, образность и эксцентрич­ность. Не знаю, плохо ли это, хорошо ли?»

Ведущий: Спасибо зрителям. Предоставим слово нашим спикерам. Каковы ваши ощущения и чувства? Чему научила вас эта игра? Какой опыт приобрели?

1 спикер команды Утверждения: «Я так хотела быть убеди-

тельной и интересной для слушателей. Мне было важно посеять смятение в " стане" противников четкостью, ло­гичностью и уверенностью. Еще я чувствовала, что за моей спиной — команда, и я не могу, вернее, не должна ее под­вести. И опыт публичного выступления оказался для меня очень важным. Я довольна собой».

2 спикер команды Отрицания: «Я была вся сосредоточена на

речи 1 спикера команды Утверждения. Важно было не. пропустить ничего. Найти, быть может, слабые места и по ним «бить», но мне это не удалось. И я пошла другим путем. Просто записала каждый аргумент (в этом мне помогли мои 1 и 3 спикеры) и попыталась «развернуть» полемику, под тем углом, который выгоден был нашей команде. Мне кажется, что это у меня получилось. Честно говоря, впервые. Спасибо за это игре!»

1 спикер команды Отрицания: «Мне было легче, чем всем ос­тальным участникам игры. У меня в руках был " пакет доказательств", который мы готовили сообща. Моя зада­ча состояла в том, чтобы его донести до слушателей так, чтобы они мне поверили. Эта задача была облегчена тем, что я «сеяла семена в хорошо возделанную почву», подго­товленную моим 2 спикером. Я почувствовала себя чело­веком команды. Я нашла себе помощников. Спасибо им!» 2 спикер команды утверждения: «Мне было труд­но. Я была так восхищена работой команды отри­цания, что в какой-то момент меня охватила пани­ка: " Я так не смогу", я даже забыла записать основные положения, которые выдвигались. Спа­сибо моим спикерам, которые не растерялись и записали для меня необходимые материалы. А ког­да я начала говорить, самообладание вернулось ко мне, я вспомнила наставления тренера и команды,

и вроде бы все обошлось... Ребята, я не очень вас подвела?! А опыт, приобретенный в игре, таков: не паникуй, сохра­няй спокойствие. Спокойствие и внимание — путь к ус­пеху».

3 спикер команды Отрицания: «Команда мне поручила напи­сать или вспомнить сказку или притчу о важности чте­ния. Вместе мы сформулировали некие идеи, набросали тезисы. А дальше уже был экспромт, что всегда мне при­носит радость».

3 спикер команды Утверждения: «А я играла со всеми. Основ­ная трудность была в том, чтобы определиться в выборе игры. А то, что все захотят поиграть и поразмяться, со­мнений не было — устали ведь, засиделись. Игра, по-мое­му, удалась! Спасибо участникам игры за то, что начинаю приобретать опыт игрового тренера».

Итак, игра «Дебаты» может стать уроком и для взрослых, и для ребят. Взрослые увлекаются и забывают о том, что должны «соответствовать» имиджу строгих воспитателей. Именно это — естественность, спонтанность, творческий поиск взрослых — ак­тивизирует у ребят, смотрящих «во все глаза», энергию доверия и желания сотрудничества.

Играв «Дебаты» позволяет научиться «культуре дискуссии», «отточить» аргументы и форму изложения мыслей, научиться слушать другого и творчески мыслить.

После того, как взрослые, наставники сформиру­ют собственный опыт дебатирования, можно начи­нать тренировать воспитанников. Взрослый (педа­гог, воспитатель, психолог) будет учить ребят «до­бывать» информацию, используя всевозможный справочный и художественный материал. Важно обучить ребят и методу «мозгового штурма», тех­нике «открытых» вопросов, и приемам структури-

рования материала. Но главное, необходимо стимулировать и поощрять у ребят способности видеть в каждом явлении и пред­мете как позитивную, так и негативную сторону; анализиро­вать события с различных точек зрения; отстаивать свою вер­сию, опираясь на факты; использовать личный опыт (или опыт близких людей) для анализа ситуаций. В процессе игры посте­пенно будут формироваться навыки тактичного ведения диало­га, независимо от того, спор ли это «идеологических противни­ков» или беседа закадычных друзей.

В игре «Дебаты» есть существенный «подводный камень»: при определенном совершенстве техники можно доказать не­вероятное или опровергнуть очевидное. Важно познакомить ребят и с этим явлением, тем более, что довольно часто в жизни им приходилось и еще придется столкнуться с торжеством «вопиющей несправедливости». Очень важно знать, что всегда, при любых обстоятельствах мерилом может выступать только совесть человека, его ценностные ориентиры и приоритеты.

Темы дебатов могут быть различными: «Геракл — воин-раз­рушитель. Геракл — воин-спаситель»; «Просмотр молодежных сериалов — пустая трата времени. Просмотр молодежных се­риалов — способ познания себя и друзей»; «Математика — скуч­нейшая из наук. Математика — увлекательная наука»; «Мой гнев, мой враг. Мой гнев, мой друг» и другие.

2. Шесть шляп

Для того чтобы моделировать социальные ситу­ации и способы поведения, необходимо научиться видеть одно и то же явление с разных сторон. Чем больше сторон ситуации проанализирует человек, тем более полную информацию он получит. Что, в

свою очередь, поможет ему найти наиболее удачное решение.

Идея игры, направленной на развитие критического мышле­ния и социального прогнозирования, заимствована у Эдварда де Боно, одного из известных исследователей механизмов творче­ства. Он разработал метод обучения эффективно мыслить и на­звал его «Шесть шляп мышления». Шесть шляп — это шесть различных способов мышления.

Белая шляпа — это сбор фактов и цифр, безоценочная инфор­мация, статистика.

Красная шляпа — это эмоциональное мышление.

Черная шляпа — критическое мышление.

Желтая — оптимистическое мышление.

Зеленая шляпа — это творческое, креативное мышление.

Синяя — продуктивное управление процессом мышления.

Для того чтобы научиться думать различными способами, давать качественную разностороннюю оценку ситуациям, выхо­дить победителем из интеллектуальных и жизненных испыта­ний, выстраивать прогноз событий, Эдвард де Боно призывал «менять шляпы» и учиться думать различными способами. Следуя процедуре сказочной игротерапии, познакомимся с этим методом и ситуацией, где он эффективно «работает».

Притча о старом Шляпнике

Жил-был старый мудрый Шляпник. Из всех земных бо­гатств был у него лишь цветной фетр. Но зато он имел золотые руки и прекрасную мудрую душу. Мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы — шляпы, кепки, панамы и чепчики. Просвет­ленными и одухотворенными, решительными и твер­дыми духом, выходили из мастерской старого Шляп­ника люди, унося свой заказ. Стоит ли говорить о том, как славился своим умением Мастер, как бла­годарны были ему люди за чудесные шляпы, в кото­рых таился Великий секрет Великого Мастера.

Но шли годы, и настало то время, когда ушел в иной мир старик Шляпник, оставив шестерым своим сыновьям мас­терскую, обрезки цветного фетра и шляпы. Шесть разноцвет­ных шляп. Белую шляпу, черную, красную, зеленую, желтую и синюю. «Видимо это и есть тот необыкновенный заказ, над которым в последнее время так самозабвенно трудился отец», — решили сыновья Шляпника. «Значит, скоро дол­жен появиться и заказчик, который щедро расплатится с нами за отцовскую работу. Мы разделим вырученные день­ги и сможем отправиться с ними по свету», — планировали они. Но, сколько ни ждали сыновья прихода таинственного заказчика, так и не дождались. Делать нечего, надобно де­лить отцовское наследство.

«Я возьму себе шляпу белого цвета, — заявил первый сын. — Она так изящна, восхитительна и прекрасна, я буду в ней красоваться на балах и приемах. Именно эта шляпа будет говорить о моем " непростом" происхождении. А то велика ли честь — быть сыном простого шляпника!»

«А я выбираю черную шляпу, — сказал второй сын. — И она не менее изящна, чем белая, она имеет богатый вид, уме­стна к любому костюму и событию, в ней я буду строг, пред­ставителен и изыскан одновременно».

«Что ж, я выбираю себе желтую шляпу, — промолвил тре­тий. — Желтый цвет — цвет солнца, радости и богатства, а это мне так необходимо! Быть может, владея желтой шля­пой, я смогу стать счастливым, кто знает?»

«Пусть моей шляпой станет красная, — воскликнул чет­вертый. — Как я мечтал всегда выделяться из толпы, как я хотел быть в центре внимания, чтобы мною любовались и восхищались женщины. А в этой шляпе






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.