Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Песочный лист 1







170

Новые разработки

Особые пометки, замечания

В протоколе мы фиксируем выбор игрушек, схематично зарисовываем ландшафт, помечаем расположение фигурок на песочном листе.

Для удобства записи и последующей интерпретации схематическое изображение песочного листа мы делим на три части: левую, центральную, правую. Если Ваш пациент — левша (или " переученный на правшу" левша), " правая" и " левая" части меняются местами. В протоколе вы можете сделать пометки об этом.

Объекты ландшафта и фигурки, которые попадают в ЛЕВУЮ часть песочного листа, символизируют процессы, желания, события уже ПРОЖИТЫЕ, остающиеся в прошлом, а также имеющийся ОПЫТ, взаимоотношения с матерью, ситуацию в семье, дома, эмоционально-чувственную сферу жизни нашего пациента. Словом, все, что связано с ИНЬ-скими процессами в нашей психике.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ часть песочного листа символизирует АКТУАЛЬНОЕ НАСГОЖЦЕЕ. Фигурки и объекты ландшафта, распо-


Постановка сказок на песке

171

ложенные в центральной части, отражают состояние пациента " здесь и сейчас": что для него важно, беспокоит, радует и пр.

ПРАВАЯ часть символизирует ЯНЬ-ские процессы внутреннего мира. То, что оказывается в правой части, расскажет нам о будущем, социальной ориентации, социализации, образе будущего, взаимоотношениях с отцом, с друзьями, сослуживцами и пр. Это могут быть потенциальные нереализованные, еще не прожитые, планы, ситуации, взаимоотношения. А также опасения и тревоги, связанные с будущим.

Кроме этого, мы разделим песочный лист по горизонтали: на ВЕРХНЮЮ и НИЖНЮЮ части.

Фигурки и объекты ландшафта, смещенные к ВЕРХУ, будут описывать процессы иррациональные, фантазийные, надежды, прежние ассоциации, актуальные мысли, образы будущего и пр.

То, что смещено к НИЖНЕЙ части, отражает сферу реальной деятельности, нечто сделанное или воплощаемое.

Все, что " попадает" в центр песочной картины, описывает процессы, связанные с ЭГО нашего пациента, тенденцию к самоактуализации.

Особенно важно зафиксировать фигурку, которая появляется на песочном листе ПЕРЮЙ (не обязательно первой в песочнице окажется игрушка, выбранная первой из коллекции фигурок). Как правило, она символизирует образ, на который осуществлен перенос ЭГО, с которым бессознательно идентифицирует себя человек. Местоположение первой фигурки на песочном листе укажет нам положение " точки эго" в пространстве внутреннего мира нашего пациента Где находится " точка самоосознавания": в прошлом, настоящем или будущем? Дома или в социуме? Какая сфера жизни на данный момент является наиболее актуальной для бессознательного?..

Для удобства нами введена " дробная" запись: в числителе — порядковый номер выбора фигурки из коллекции, в знаменателе — очередность появления фигурки на песочном листе.

Например, обозначение 3/1 — означает, что фигурка под номером 3 появилась первой на песочном листе. 1/2 — фигурка под номером 1 появилась второй и т.д.


172 _______________________________ Новые разработки

Иногда фигурки закапывают. В этом случае рядом с цифровой записью нужно поставить значок " стрелка вниз". Закопанные в песок предметы символизируют ВЫТЕСНЯЕМОЕ В БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ или то, что еще неосознано. Могут закапывать камни (как потенциальные части личности), монстров (как вытесненное напряжение), ключи (как символы потенциальных путей, открытий и пр.) и многое другое. Об этих фигурках важно подробно расспросить пациента: что это, по каким правилам живет, почему закопано и пр.

Много интересной информации нам передадут водоемы. Они бывают " открытые" и " закрытые".

В отличие от " закрытого", " открытый" водоем " вытекает" за пределы песочного листа, символизируя открытость определенному процессу, тенденцию к расширению собственных границ и пр. Важно, в какой части песочного листа оказался " открытый" водоем: правой или левой, а также куда " течет" вода. Это нам покажет вектор бессознательной ориентации человека на данный момент. К чему он склонен сейчас: к исследованию прошлого, домашних ситуаций, или стремится преобразовать свое настоящее и будущее.

Горы и другие возвышенности, проявленные на песочном листе, символизируют бессознательные тенденции к самоутверждению, реализации. Фигурки, оказавшиеся на возвышенности, имеют особую значимость для автора картины.

Бывает, что горы и реки разделяют песочную картину на две и более частей. Это может символизировать разные аспекты личности, " автономные" внутренние миры, ряд жизненных ситуаций, которыми озабочен автор картины.

Когда пациент дает понять, что завершил картину, мы просим его рассказать о ней:

• что это за мир, Сказочная страна,

• какие существа ее населяют, какой у них характер, что они умеют, откуда они пришли в эту страну (важно подробно расспросить о каждой фигурке),

• в каких взаимоотношениях они находятся между собой,

• всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране, если нет, то что можно было бы сделать, чтобы им стало лучше, что можно изменить?


Постановка сказок на песке

173

• какие события будут происходить в этой стране, что будут герои делать дальше?

Последние два вопроса стимулируют нашего пациента вносить изменения в картину. Фантазировать, проецируя свои желания на будущее песочной страны. И здесь важно не просто воображать, а реально делать, менять — ибо фигурки легко переставляются, вносятся новые, убирается то, что больше не нужно.

Некоторые люди ничего не желают менять в своей картине. Они говорят, что их все устраивает, им хочется оставить все " как есть". Это может быть связано с переносом на песочный лист состояния внутренней стабильности. В этом случае человек желает " остановить мгновенье", усилить, полностью прожить найденное и спроецированное на песочный лист состояние. То есть данная картина не содержит неразрешенного внутреннего конфликта, напряжения (хотя наблюдателю она и может показаться " проблемной"). Аля нашего пациента сейчас эта песочная " диспозиция" выражает состояние динамического равновесия.

Когда наш пациент говорит, что есть существо (или существа), испытывающее дискомфорт в песочной стране, мы спрашиваем: " А что можно сделать для того, чтобы ему стало лучше? " Здесь важно, чтобы человек не просто фантазировал, а реально драматизировал свои фантазии на песке. После каждого изменения в картине мы можем спрашивать: " А что было дальше? А что будет, когда герой придет туда, куда он направляется? " и т.п. Игра продолжается до тех пор, пока уязвленный вначале герой не станет победителем или пациент не скажет: " Теперь всем хорошо". Это сигнал того, что имевшееся на начало сеанса внутреннее напряжение " проработано" на бессознательно-символическом уровне.

Ваш пациент говорит: " Этому герою очень плохо здесь, но ничего сделать нельзя". Можно предложить ему помощь: " Мы же с тобой в сказке, а в Сказочной стране невозможного не бывает. Давай подойдем к волшебному шкафу, где живут фигурки, и посмотрим — может быть, среди них есть те, кто нам поможет. Бывает, что помощники прячутся — их сразу не заметишь. Но сейчас мы будем с тобой очень внимательны".

Ежели и после этого Ваш пациент удручен, не может


174 _______________________________ Новые разработки

найти себе помощника — это означает, что проблема глубока и потенциальное бессознательное ее решение еще " не созрело". В данном случае можно построить работу по " защите" страдающего существа. " Ну что ж, и в сказке, и в жизни бывают ситуации, когда кажется, что помочь никто не может. Давай подумаем, как наш герой может себя защитить". Таким образом, мы усиливаем психологическую резистентность, " включаем" бессознательные защитные механизмы. Быть может, на 3—5 сеанс наш пациент рке сможет найти помощников уязвленному герою.

Один 5-летний мальчик, страдающий эпилепсией, все время строил в большей части песочного листа Сказочную страну, окруженную горами, забором, рвом с водой. В этой стране жили существа, занимавшиеся созидательной деятельностью. В меньшей части песочного листа жил злой дракон. Обычно он спал. И в это время люди могли делать свои дела. Но когда он просыпался (а это было всегда непредсказуемо), то налетал на мирную страну и все разрушал. Не спасали ни горы, ни ограда. Когда дракон улетал, оставшиеся в живых люди, восстанавливали свою страну. На вопрос " Могут ли жители этой страны как-то защитить себя? Может, им нужно обратиться к Волшебнику? ", мальчик отрицательно качал головой. В течение 5 сеансов дракон методично все разрушал. Складывалось ощущение, что ребенку нравится рушить то, что он сам и создавал. Наконец, мальчик сказал, что, если люди хотят справиться с драконом, им нужно найти Волшебный Камень (в картине появился камень — он был закопан). Конечно, на этом сеансе люди камень не нашли, и, дракон опять все разрушил. В следующий раз, мальчик заявил, что к камню может подойти только один герой и, когда он коснется камня, он узнает заклинание, способное остановить дракона. " Не победить, а остановить", — подчеркнул ребенок. И вот герой нашел камень, дотронулся до него и услышал заклинание. Когда на страну вновь налетел дракон, мальчик, держа фигурку дракона в одной руке а героя в другой, стал шептать заклинание (это был сложно воспроизводимый набор звуков). Было видно, как он переживает, как непросто остановить дракона. Оказалось, что


Постановка сказок на песке

175

" просто прошептать" заклинание недостаточно. Его нужно произносить твердо. Дракон улетел, не успев серьезно повредить страну. После этого мальчик выглядел очень уставшим. На следующий день пришла его мама и сказала, что с ребенком происходит " что-то странное". Дома он стал " кукситься", что обычно предвещало начало припадка, при этом шепча какие-то непонятные слова. Маму, конечно, это очень напугало. Но оказалось, что вслед за этим припадка не последовало. Ребенок свернулся калачиком и заснул! Он пришел к тому, чтобы произвольно гасить приступ эпилепсии.

Этот эпизод показывает динамику бессознательной работы над заболеванием. Конечно, дорогой Читатель, Вам сразу стало ясно, что образ дракона — это болезнь, приступ. Долгое время он безнаказанно разрушал позитивную сферу жизни. Важно, что ребенок сам пришел к заклинанию и его форме. Это лишний раз подтверждает тот факт, что мы очень мало знаем о бессознательном и его возможностях, и, конечно же, иллюстрирует эффективность игры в песок.

Специалистам, начинающим практиковать сказкотера-певтическую песочную терапию, совсем не обязательно заниматься интерпретацией песочных картин. Достаточно уже того, что Вы выступаете организатором психотерапевтической среды и позволяете своему пациенту самостоятельно поработать над своей проблемой, поговорить " с самим собой".

В протоколе на " песочном листе 2" зарисовывается картина на конец сеанса, если, конечно, она менялась.

Если Вы работаете с неговорящими детьми и взрослыми, язык песочной картины поможет Вам глубже понять внутренние процессы этих людей.

По окончании сеанса пациент САМ разбирает песочную картину. Таким образом закрепляется приобретенный на символическо-бессознательном уровне опыт.

Для оценки результативности Вашей работы можно использовать также тест Люшера (через каждые 3—5 сеансов) и, конечно, фотографии песочных картин.


176

Новые разработки






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.