Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Многообразие сказочных форм




Легенды, сказы, мифы, саги, былины, притчи, анекдоты — вот далеко не полный перечень сказочных форм. Часто на методических семинарах по сказкотерапии меня спрашивают: "А детективы — это что?" Наверное, и детективы, и фантастические рассказы, и любовные романы можно отнести к сказкам для взрослых. Это лишний раз доказывает, что сказочный жанр гораздо шире, чем принято считать.

1. Родина сказки

Сказка несет в себе культуру, мировоззрение, стиль взаимоотношений, ценности, моральные нормы своего народа. Африканские сказки непохожи на русские или французские, восточные сказки отличаются от европейских.

Через сказки разных народов ребенок имеет возможность познать жизнь и взгляд на Мир в разных уголках Земли. Причем в сказках обычно передается самое сокровенное и характерное для нации. Поэтому ребенок может проникнуть во внутренний мир человека, живущего в другой части света. Это, в свою очередь, помогает ребенку научиться понимать людей, живущих в других странах.

В одной телепередаче русский журналист, переехавший жить в Америку, рассказывал о своем сыне, который собирается жениться на американке. Он говорил о том, что его сыну бывает трудно понять свою невесту, у него возникают психологические сложности в понимании внутренних мотивов будущей супруги. Это неудивительно, сказал журналист, ведь сын и его невеста выросли на разных сказках...

Сказки разных народов — замечательное средство понимания внутреннего мира, образа мыслей и "правил игры" людей, живущих иначе, чем мы. Ибо сказки передают архетипы своего народа.

2. Народная и авторская сказка

Народные сказки тоже имеют своего автора — это интерпретатор и составите/л сборника. В разных изданиях одна и та же сказка может иметь разные оттенки. В настоящее время существует множество сборников народных сказок в


Многообразие сказочных форм_______________________35^

обработке различных авторов. Под народной сказкой подразумевается и фольклор. Например, в собрании русских народных сказок Афанасьева можно увидеть несколько вариантов одной сказки (в зависимости от губернии). Эти сказки грубоваты, натуралистичны, отражают крестьянский быт и мировоззрение того времени. Как правило, детям не нравятся такие сказки. Это неудивительно — ведь они представляют бо'ль-ший интерес для ггрофессиональных исследователей.

Замечательный петербургский сказочник Андрей Гнез-дилов часто говорит: «Есть сказки, и есть "читки". Читки служат для развлечения как лекарство от скуки. А сказки действительно развивают Душу».

Авторские сказки отражают взгляд писателя на Мир. Эмоциональный фон, сюжет, линии главных героев и смысл во многом зависят от особенностей личности автора. Читая авторскую сказку, ребенок воспринимает жизненный и психологический опыт писателя, который может нести как радость и надежду, так и разочарование и недоверие к Миру. Выбирая сказки для себя и детей, важно прислушаться к своей душе...



3. Действующие лица и сюжет сказки

По этому признаку сказки можно разделить на несколько групп:

♦ сказки о животных;

♦ сказки о взаимодействии людей и животных;

♦ сказки-притчи;

♦ бытовые сказки;

♦ сказки-страшилки, истории о нечисти;

♦ заветные сказки;

♦ волшебные сказки и другие.

У каждой группы сказок есть своя детская и взрослая аудитория.

Детям 3—5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.


36

Истоки волшебства

Начиная с 5,5 лет ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Волшебниками, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, "примеряя" на себя различные модели поведения и роли. Примерно с 5-6 лет ребенок начинает понимать и любить волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи, бытовые и заветные сказки.

Часто родители и педагоги жалуются, что современная западная телевизионная культура навязывает детям псевдосказочные образы: трансформеры, супергерои, Черный Плащ, Вольтрон, Черепашки-ниндзя и пр. Нельзя сказать, что это примета только нашего времени. В 20—30-е годы, когда Н.Крупская пыталась предать сказки анафеме (ибо сказки отрывают ребенка от реальности и пр.), стали появляться "пролетарские" псевдосказки. Их сюжетом и идейным содержанием была, как и полагалось, классовая борьба. До нас дошли лучшие из таких сказок "Три Толстяка", "Королевство Кривых зеркал" и другие. Сложно сказать, развивали ли эти истории Душу, но зато они явно формировали советское самосознание. В наши дни детское сознание вновь оказывается под угрозой захвата, но теперь уже не советскими образами, а "западными". Поскольку запрещать смотреть подобные мультфильмы все равно что дать на это благословение (и вдобавок испортить отношения с ребенком), поэтому мы должны только как можно больше читать детям других сказок, расширяя их представление о мире. Если ребенок идентифицирует себя с "мультяшными" героями, не стоит ругать его, а нужно побольше расспросить об этом герое — ведь именно через него в данный момент ребенок познает систему отношений в окружающем мире.



Наступает момент (как правило, лет с шести), когда дети начинают интенсивно читать, сочинять и рассказывать друг другу сказки-страшилки. В настоящее время исследованием сказок-страшилок и детской субкультуры занимается замечательный психолог Мария Осорина. Через сказки-страшилки и сказки про нечисть дети косвенно "прорабатывают"


Многообразие сказочных форм_____________________37

свои страхи. В этом возрасте у многих появляется страх умереть, потерять родителей. Некоторые дети даже боятся ложиться спать и закрывать глаза. В связи с этим в страшилках часто присутствуют образы смерти и потустороннего мира. Если кто-то из взрослых читателей ездил в детстве в пионерский лагерь, то он помнит, как перед сном дети рассказывали друг другу про Черную перчатку, Желтую простыню и пр. Надо сказать, что истории про нечисть сочинялись и рассказывались нашими предками с не меньшим эмоциональным накалом. Ведь часто в этих историях содержатся способы выхода из самых сложных ситуаций. Многие страшилки имеют веселый, забавный конец. Многократно проживая свой страх, стрессогенную ситуацию, ребенок (да и взрослый) постепенно изменяет отношение к пугающим событиям, освобождается от внутреннего напряжения.

4. Виды сказок

Художественные сказки — к этому виду сказок можно отнести все литературное наследие наших предков, то, что мы, собственно, и привыкли называть сказками, мифами, легендами и пр. Художественные сказки могут быть народными и авторскими. Они содержат опыт, мировоззрение, систему ценностей как отдельного автора, так и этноса в целом.

Следующие 4 вида сказок яа\яются продуктами нашего времени. Последовательно рассматривая их, будем помнить о том, что дидактический, психокоррекционный, психотерапевтический и медитативный аспект присутствует и в каждой художественной сказке.

Дидактические сказки — это сказки, которые придумывают педагоги для создания положительной мотивации к учебному процессу. Данная категория сказок призвана передавать в доступной метафорической форме дидактический материал, а также учебные задания и инструкции. Психологи, "упаковывают" в дидактические сказки инструкции к тестовым заданиям. В качестве примера хочу привести сказку Виталии Лаврентьевой:

"Однажды попросил старик-отец Иванушку принести ему молодильное яблочко. Стал собираться Иван в дорогу,


38

Истоки волшебства

развернул перед собой карту, чтобы заранее хорошенько продумать свой путь. А путь предстоял ему интересный и сложный. Чтобы дойти до чудесного сада, где росли молодильные яблоки, нужно было путешественнику — Сперва пройти через Волшебный лес, где неожиданно мог вспыхнуть огромный пожар, — После этого взобраться на вершину самой высокой горы и слететь вниз на спине горного орла, — Далее, вместе с Чудо-Юдо-Рыбой спуститься глубоко-глубоко в Подводное царство и испросить у Его Морского Величества позволения ггродолжить путь, — Затем, пройти через Царство Ветров, где живут маленькие ветерки и их старшие братья Ураганы...

Непростой путь предстоял Иванушке. И перед тем как отправиться в путь, он попросил благословения и напутствия у друга — мудрого Волшебника.

Благословил Волшебник Ивана в путь-дорожку. Дал ему с собою камешек-помощник. Если бросить его перед собой на землю, да топнуть три раза — любая опасность стороной пройдет. Вот только использовать камешек волшебный можно лишь один раз, когда своих сил не хватает, чтобы справиться с опасностью.

Использовал ли Иван камешек, или прошел весь путь сам? Если он использовал камешек, то в каком царстве и при каких обстоятельствах? Как камешек помогал ему справиться с опасностью?"

Это одна из сказок, которые написаны Виталией Лаврентьевой для диагностики детских страхов. В данном случае исследовались страхи огня, высоты, глубины, стихийных бедствий. В ходе исследования В.Лавретьевой установлено, что ребенок использует силу волшебства в тех ситуациях, которые его сознательно и бессознательно беспокоят, вызывают страх. Преимущество дидактических тестовых сказок еще и в том, что ребенок на бессознательно-символическом уровне может находить выход из тревожащих его ситуаций.

Психокоррекционные сказки — это сказки, сочиняемые психологами, психотерапевтами, психиатрами, педагогами и родителями. В них метафорически отражаются проблемы пациента: эмоциональные и поведенческие затруднения, трудности во взаимоотношениях, тревоги, обиды, страхи и пр.


Многообразие сказочных форм

39

Причем исследуется, в основном, ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ аспект проблемы. В качестве героя психокоррекционной сказки выступает близкий пациенту по полу, возрасту, характеру, интересам и поведению персонаж. Он может быть как человеческим (мальчик, девочка, принц, принцесса, танцовщица, воин и пр.), так и животным, растением и пр. В зависимости от индивидуальной предпочитаемости образов. Психолог, описывая в сказке жизнь героя, метафорически передает реальную жизнь пациента: структуру его семейных взаимоотношений, характер, интересы, эмоциональные состояния, желания. Герой психокоррекционной сказки оказывается перед лицом ситуации, похожей на реальную проблему пациента. Психолог описывает мысли и чувства, которые овладевают героем — фактически вербализируя эмо-1рюнальное состояние пациента. Далее герой психокоррек-.ционной сказки ищет способы выхода из проблемной ситуации. В этом ему могут помогать другие сказочные существа. Он может, путешествуя, видеть, как решают подобную проблему его новые знакомые и пр.

Часто в психокоррекционных сказках приводятся метафорически "зашифрованные" модели успешного разрешения проблемной ситуации, и обязательно присутствует психологическая "мораль", жизненный урок, извлеченный героем из своих приключений. Взрослый, создающий пси-хокоррекционную сказку, описывает все изменения, произошедшие в поведении героя (удачный способ реагирования, изменение отношения к ситуации, получение новых знаний, позволяющих ему быть более успешным).

Например, пятилетний мальчик боится темноты: ему кажется, что в темной комнате живут страшные чудовища, и он бессилен перед ними. Поэтому он придумывает разные небылицы, только чтобы не ложиться спать. Любимый герой мальчика — Чебурашка. Для ребенка была написана психо-коррекционная сказка:

«Я хочу рассказать тебе сказку о твоем любимом герое — Чебурашке. Ты, конечно, знаешь много историй и событий из его жизни, но то, что я буду рассказывать, покажется тебе новым.


40

Истоки волшебства

Как-то раз, проводив друзей, Чебурашка остался дома один. Время было позднее. Он прибрался, умылся и собирался лечь спать. Коснувшись ручки двери, которая вела в неосвещенную темную спальню, Чебурашка вдруг почувствовал сильную тревогу: ему показалось, что в спальне кто-то есть. Этот "кто-то" скрывается в темноте, его не видно, и невозможно придумать, как себя вести: спасаться от него или предлагать дрркбу. Страх Чебурашки стал настолько сильным, что он так и не решился войти в спальню. Что же делать? Может, позвонить Крокодилу Гене? А вдруг он засмеет его? А если про эти страхи еще узнает Шапокляк, тогда точно Чебурашке не избежать насмешек. Размышляя таким образом, Чебурашка вновь попробовал войти в спальню. Теперь этот "кто-то" даже чем-то потрескивал в комнате. Стало еще страшнее. "Надо покрепче закрыть дверь в спальню и срочно звонить Гене. Неважно, будут надо мной смеяться или нет", — подумал Чебурашка.

"Алло", — ответил на другом конце провода Крокодил Гена. "Гена, мне срочно нужна твоя помощь. Похоже, Шапокляк подложила в мою спальню бомбу. Я чувствую, как она тикает". "Чебурашка, а ты не забыл, что у тебя в спальне стоят большие часы с кукушкой — они и тикают". "Ой, Гена, может, это и не бомба, но точно что-то опасное. Приезжай скорее".

Как хорошо, что ты приехал! — воскликнул Чебурашка, открывая дверь Крокодилу Гене. Они подошли к двери, ведущей в спальню. Чуть приоткрыли ее. Все было тихо. Ничего не тикало и не потрескивало. Но именно это и настораживало особенно Чебурашку. Скоро его настороженность и тревога начали передаваться и Гене. "Что за глупости, — подумал он, — я начинаю бояться как в далеком детстве". И тут Гена вспомнил, как в детстве ему было страшно заходить в неосвещенные комнаты.

— Послушай, Чебурашка, я, кажется, понимаю, в чем тут дело. Со мной уже такое было.

— Да?! Тебе тоже Шапокляк подкладывала бомбу? Почему ты мне не рассказывал?!


Многообразие сказочных форм__________ 41

— Шапокляк здесь ни при чем. Просто когда я был помладше, мне казалось, что в неосвещенных комнатах, таких как твоя спальня, обитают незнакомые мне существа. Я не знал, злые они или добрые, навредят они мне или, наоборот, будут помогать. Я ничего про них не знал, не мог их толком разглядеть, и поэтому мне ничего не оставалось, как бояться.

— Гена, я ведь вовсе не хочу с ними знакомиться. Если бы они были нашими друзьями, они давно бы вышли на свет, или как-то дали о себе знать.

— Дорогой Чебурашка, они, может, и стали нашими друзьями, если бы действительно существовали.

— Ну, а кто же тогда издает все эти странные звуки? — воскликнул Чебурашка.

— Ты знаешь, Чебурашка, я тоже задавал себе этот вопрос. Когда я включал везде свет, мне казалось, что никаких посторонних звуков нет. И мне совсем не было страшно. Страх приходил только тогда, когда становилось темно. Я понял, что эти существа, если они, конечно, есть на самом деле, сами всего боятся. Боятся света. Но когда я стал более внимательно прислушиваться к звукам в доме, полном света, то обнарркил, что все эти звуки есть!

— Ой, — прошептал Чебурашка, — значит, эти существа все-таки не боятся света!

— Не волнуйся, Чебурашка, оказывается, наши дома умеют издавать звуки! Дом же тоже имеет свою жизнь. Просто звуки, которые он издает, очень тихие. Когда мы чем-то заняты, или разговариваем, мы издаем звуки громкие. Поэтому не можем слышать, как живет наш дом. А когда дневная жизнь затихает — не слышно машин на улице, выключен телевизор и радиоприемник, спят соседи, мы можем слы-шить, как поскрипывает пол, ветер гудит за окном, тихий ход часов. Дом, в котором мы живем, начинает рассказывать нам свои сказки.

— Ничего себе сказочки, что даже страшно войти в спальню! — воскликнул Чебурашка.


42

Истоки волшебства

— Когда чего-то не знаешь или не можешь себе объяснить, тогда и боишься. Придумываешь себе и бомбы, которые подложила Шапокляк, и чудовища.

Чебурашка смутился — теперь его выдумка о бомбе казалась смешной.

— Знаешь, Чебурашка, ведь я теперь, когда ложусь спать, слушаю сказки, которые рассказывает мне мой дом. Его звуки сплетаются в интереснейшие рассказы о приключениях и путешествиях.

— Да, но чтобы лечь спать и слушать сказки, которые тебе рассказывает дом, нужно еще войти в темную спальню, найти выключатель, включить свет...

— Значит, я не убедил тебя в том, что твой дом тебя охраняет, — задумчиво сказал Крокодил Гена. — Тогда я раскрою один волшебный секрет: когда входишь в темную комнату, начерти пальцем в воздухе круг и скажи: "Охраняй, Волшебный Круг. Мне знакомо все вокруг!

— Спасибо тебе большое, Гена! А почему ты мне сразу не сказал про Волшебный Круг и заклинание?

— Проговорив заклинание, ты бы преодолел свой страх только на время. Тебе было бы не до того, чтобы слушать сказки своего дома. Потратив силы на борьбу со страхом, ты не узнал бы, как много интересного происходит в это время рядом с тобой.

Когда дверь за Крокодилом Геной закрылась, Чебурашка совсем по-новому оглядел свой дом. Он погладил рукой стены, двери. "Неркели, вы мне каждую ночь рассказываете сказки! Конечно. Вы ждете меня, когда я не дома. Согреваете меня, когда холодно. Пытаетесь со мной разговаривать, издавая звуки. А я, не зная этого, боялся. Спасибо вам". И Чебурашке показалось, что пол благодарно скрипнул.

На всякий случай, входя в темную спальню, Чебурашка начертил Волшебный Круг и произнес заклинание. Правда, делая это, он уже совсем не чувствовал страха.

Он лег в свою кроватку, подушка и одеяло его мягко и приятно обняли. Чебурашка закрыл глаза, и дом стал нашептывать ему сказочные истории, которые потом превращались в удивительные и прекрасные сны...»


Многообразие сказочных форм

43

Итак, через описание состояния и действий Чебурашки мы даем ребенку информацию о том, как мы поняли его состояние и проблему. Фигура Крокодила Гены — образ взрослого, психолога, передающего под сказочной маской опыт разрешения проблемной ситуации. В данной сказке раскрываются две модели преодоления страха: замещение тревоги на исследовательский интерес (знакомство с домом, его звуками и сказками) и конкретный оберегающий сказочный ритуал (Волшебный Круг и заклинание).

Американский детский психотерапевт Ричард Гарднер предлагает взрослым, психологам и психотерапевтам делиться с детьми историями из своей жизни. Ведь у каждого из нас когда-то были похожие проблемы (если не у нас, то у наших родных или знакомых), и мы можем поделиться опытом их разрешения.

Примеры психокоррекционных сказок можно найти в книгах: Л. Вилсуорт "Вилли и его друзья", Дорис Бретт "Жила-была девочка, похожая на тебя", Д. Миле и Р.Кроули «Терапевтические метафоры для детей и "внутреннего ребенка"», Дм. Соколов "Сказки и сказкотерапия".

Хочется отметить, что относительно психокоррекционных сказок налицо терминологическая путаница. В иностранном, да рке и российском психологическом опыте подобные сказки называют "психотерапевтическими историями". Однако они затрагивают именно поведенческий аспект личности, ненавязчиво привносят модели успешного поведения и реагирования, изменяют отношение к ситуации с "неадекватного" на "более адекватное". Именно поэтому хочется разделить психокоррекционные сказки и психотерапевтические.

Таким образом, психокоррекционные сказки расширяют спектр моделей поведения и подсказывают альтернативы решения сложных ситуаций.

Психотерапевтические сказки — это сказки, которые в полном смысле "лечат Душу", "заботятся о Душе". За образами этих сказок стоят глубинные механизмы бытия, рассуждения о сущностных философских понятиях: Любви, Добре, Гордыне, Смерти, Стиле жизни. Эти сказки исследуют самые


44

Истоки волшебства

сокровенные мотивы поведения человека и раскрывают тайны Бытия. Они помогают человеку трансформировать себя, развивая Душу. Такие сказки можно найти в книгах А.Гнез-дилова "Петербургские сновидения" и "Дым старинного камина". К психотерапевтическим сказкам можно относить библейские истории и сказки-притчи.

Психотерапевтические сказки помогают там, где традиционные психологические и психотерапевтические приемы бессильны, когда речь идет о сущностных философских переживаниях пациента, о прощении недруга, или принятии ситуации "как есть", о понимании глубинных механизмов Мироздания, переживании смерти близкого человека, немотивированной "пустоты в душе", остро стоящем вопросе: "За что?!"

На прием приходит уверенный в себе мркчина, практикующий экстрасенс. Говорит, что у него все есть: власть, деньги, он чувствует себя реализованным. Казалось бы, ему совсем не нркна помощь психолога. Но он говорит, что все стало пресным. Нет, он не устал, у него сил на десятерых. Просто пусто на душе. Нет, последнее время он не переживал стрессовых ситуаций. Вроде бы все хорошо... и в то же время очень плохо. Что же делать? На помощь приходит психотерапевтическая сказка (принадлежит она перу замечательного петербургского сказочника Андрея Гнездилова и приводится из сборника психотерапевтических сказок "Петербургские сновидения"):

"Жил-был Волшебник. Могуществу его не было предела. Он мог возводить прекрасные дворцы и разрушать неприступные замки, ему повиновались леса и горы, ветры и дожди. Но чем больше он мог, тем меньше он хотел. Ему достаточно было знать о своей власти, не применяя ее на деле. И все же он творил чудеса. Правда, они были нужны не ему, а тем людям, которых он хотел привлечь к себе. И конечно же, это вызывало удивление. Но что нужно Волшебнику от простых людей? Что нищие могли дать королю? Оказывается, Волшебнику нркно было восхищение, а еще больше — любовь. И вот он осыпал своих избранников цветами, драгоценными подарками, заставлял танцевать перед ними деревья, повелевал ветрам петь пес-


Многообразие сказочных форм_____________________45

ни, устраивал праздники птиц, балы камней, поединки молний. Но адалысо он не завоевьшал сердец, все ему казалось мало. Получив чью-то любовь, он тут же терял к ней интерес и спешил за новой. И так дальше, пока ему не захотелось получить целое море любви. Желания его сбывались, и вот он очутился на берегу, а у его ног, переливаясь радужными искрами, шепча нежнейшие на свете слова, плескалось море любви. Лишь на мгновение Волшебник почувствовал себя счастливым. А затем вновь его сердце охватила пустота, и он ощутил себя безжизненной скалой, которой были совершенно безразличны и красота моря, и его ласки, и нежность, и чары. Тогда он заплакал, потому что больше негде было искать любви подобной той, что подарило ему море. Тоска охватила его, и он призвал к себе Смерть. Она не заставила себя ждать:

— Что ты хочешь от меня, о Великий? Твоя власть настолько могущественна, что даже я боюсь ее и готова повиноваться.

— Жизнь обманула меня, — ответил Волшебник. — Сердце мое не знает счастья, хотя целое море любви расстилается передо мной. Что мне делать? Скажи! Я готов отдать все свое могущество и даже жизнь, лишь бы не оставаться с той страшной пустотой, которая охватила мою душу.

Смерть засмеялась и, зачерпнув горсть воды из моря, плеснула в лицо Волшебнику:

— Ты жаждал любви, не имея ее в себе. Утолить тебя может только собственная любовь.

Вслед за этими словами капля из моря любви проникла в сердце Волшебника. Всего лишь одна капля! Но свершилось чудо! Радость и счастье охватили его. Растерянный, он еще не верил и ждал, что душа снова опустеет. Но она оставалась полной.

Низко склонился Волшебник перед морем и с улыбкой пошел прочь, отбросив в сторону свой магический жезл.

— Это не я помогла тебе, — крикнула Смерть ему вслед. — Возьми обратно могущество и власть.

Но он не ответил ей.

— Ему больше ничего не нужно, — шепнула волна, разбиваясь о берег".


46

Истоки волшебства

Пациент, выслушав сказку, говорит "Спасибо, я все понял. Не знаю, смогу ли я действительно полюбить, но я понял, почему у меня так пусто на душе". Любовь — это не модель успешного поведения, ее невозможно "отработать". И сказка для этого человека — лишь раскрытие новой грани Бытия, его взаимоотношений с окружающим Миром. И у него достаточно сил, чтобы дальше решать проблему самому.

Эта сказка может помочь не только в приведенном выше случае. Разочарованным в любви мркчинам и женщинам она показывает другую сторону взаимоотношений. И кроме того, учит особому взаимодействию со Смертью.

В зависимости от ситуации психотерапевтические сказки могут обсуждаться с пациентами. Сложно сказать, насколько они будут понятны нашим маленьким пациентам, но многим школьникам они интересны...

Медитативные сказки — это сказки, способствующие процессу погрркения, медитации.

Для медитативных сказок важно отсутствие явного конфликта и отрицательных героев. Ведь задача этих сказок — снятие напряжения, невротических симптомов; а также создание "идеальных" моделей взаимоотношений, которые выступали бы впоследствии как духовные ориентиры; передача положительных, энергетизирующих образов (звездное небо, Золотой Шар, добрые стихии: огонь, вода, воздух, земля и пр.); формирование философско-созерцательного взгляда на мир.

В тексте медитативной сказки могут присутствовать образы всех пяти модальностей восприятия: зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной (кожной).

Например, мы можем лежать на волшебной поляне и видеть над собой высокое чистое голубое небо (зрительный образ), слушать, как поют птицы и переговариваются деревья, журчит ручей (слуховой образ), чувствовать рядом аромат спелой земляники или свежевыпеченного хлеба, который исходит из избушки Волшебницы, живущей на опушке (обонятельный образ), протянуть руку, сорвать и положить в рот (кинестетический образ) крупную ароматную ягоду и ощутить сладость спелой земляники (вкусовой образ), при


Направления сказкотерапии

47

этом шелковая молодая трава нежно щекочет наши руки, ноги, лицо (тактильный образ).

Медитативные сказки рассказываются под специальную музыку, способствующую расслаблению. Примером таких сказок могут быть "Сказки звездной страны Зодиакалии" автора этих строк, "Волшебные истории планеты Магнолия" Галины Азовцевой, имаготерапевтическая программа "Баиньки" Алены Лисиной, программа "Солнышко" Татьяны Речицкой.

Направления сказкотерапии, формы работы со сказками

Сказкогерапия многопланова. Поэтому мы ее делим на несколько направлений, в рамках которых решаются психодиагностические, коррекционные, развивающие и терапевтические задачи. И каждый специалист может выбрать себе по душе свою форму работы со сказками.

1. Анапитическое направпение. Интерпретация сказок

Смысл психологической и развивающей работы состоит в том, чтобы понять и проинтерпретировать суть сказочных ситуаций, образов, конструкций сюжета. В основании направления лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе огромный скрытый смысл, опыт решения нашими предками сложных жизненных проблем. Информация об этом "зашифрована" в сказочных образах. Использование этого метода эффективно для развития дивергентного (творческого) мышления, аналитико-синтетичес-ких способностей и ценностных ориентации детей от 5 лет, подростков и взрослых.

На нынешнем этапе развития сказкотерапии аналитическое направление представлено в двух формах: исследовательской и терапевтической.

Исследовательская форма тесно связана с именами Карла Густава Юнга и его ученицы, последовательницы — Марии Луизы фон Франц. "Расшифровка" глубинной, архетипи-ческой природы сказочных образов дает нам возможность


48

Истоки волшебства

понимания сложнейших человеческих мотиваций и жизненных законов. Так, например, К.Юнг считал, что архетип Духа проявляется в сказочных образах Волшебника, Старца, которые являются герою в самые ответственные моменты его пути. Зачастую героем, по мнению К.Юнга, движет мотивация, исходящая из архетипа Спасителя: он стремится спасти похищенную невесту (кстати, архетип Анимы — женской части в мужчине), сказочную страну, более слабых.

Исследования сказок погружают нас в древний символизм мифов, преданий, легенд, сказов, былин и саг; позволяют узнавать психологический смысл метафор, чувствовать архети-пическую природу проблемных и творческих человеческих проявлений, исследовать происхождение многих "крылатых" выражений, видеть, какие ассоциативные цепи рождают в бессознательном различные мифы и сказы, и многое другое. Такая работа позволяет соприкоснуться с мировым эпосом: античной, славянской, египетской, китайской, японской, персидской, индийской, африканской, индейской и кельтской мифологией. Само по себе понимание ритуалов и традиций различных культур расширяет рамки обыденного сознания.

Например, во многих сказках мы встречаемся с Бабой-Ягой. Это амбивалентный образ: о ее характере нельзя сказать определенно — злая она, или нет. Она может предстать перед нами как коварная, или простодушно доверчивая, может создавать герою массу неприятностей, или безвозмездно оказывать помощь. Кто же она, Баба-Яга? Исследователи славянского эпоса, в частности А.Андреев, считают, что образ Яги связан с языческой колдуньей, богиней, которая жила на границе двух миров: яви (наш реальный мир) и нави (мир усопших, тонкий мир). Помните реку Лету в греческой мифологии, разделяющую миры живых и мертвых? Наша Баба-Яга связана с этим образом. Не случайно, герой, попадая в царство Яги, напрямую встречается с волшебством: оживает лес, появляются говорящие по-человечески животные и другие существа. А сама Баба-Яга часто спрашивает героя: "Ты дела пытаешь, аль от дела лытаешь?" Таким образом колдунья проверяет героя — идет он в неведомый и не каждому доступный мир с определенной целью,


Направления сказкотерапии_______________________49

или же праздно любопытствует. Этот предупреждающий вопрос Бабы-Яги может служить предостережением для многих, кто сегодня увлекается парапсихологией, спиритизмом, грубо внедряясь в тонкий мир нави.

Понимание архетипической природы сказочных смыслов важно не только для специалистов, но и для родителей. Какие сказки мы выбираем для чтения детям, что они на самом деле несут? Ведь ребенок "впитывает" не только сознанием, но и, в основном, бессознательным...

Наверное, всем известна русская народная сказка "Семь Симеонов" ? Оказывается, в рассказе об увлекательных приключениях семи братьев заложен глубочайший смысл. Исследователи, в частности Алексей Андреев, считают, что на символическом уровне в этой сказке содержится информация об энергетических центрах человека, называемых в индийской традиции чакрами. В русской традиции существовало понятие семи составах (суставах), или Симеонах. В метафорической форме сказка о семи Симеонах передает нам, потомкам, информацию о смысле и функции каждого энергетического центра. Собственно, читая ребенку сказку о семи Семеонах, мудрый родитель косвенно "очищает" его энергетические каналы...

Терапевтическая форма является прикладной и может быть использована в групповой и индивидуальной работе с детьми, подростками, взрослыми. В рамках данной формы решаются задачи формирования способностей к установлению причинно-следственных связей поступков и явлений, развития творческого мышления и воображения.

Терапевтическая форма применяется нами в двух видах:

— библеотерапия,

— решение сказочных задач.

Библеотерапия предполагает формирование ценностной структуры личности, более глубокое понимания смысла жизненных явлений и развитие аналитико-синтетических способностей. Такая форма работы хороша для детей от 5-6 лет, подростков, студентов и взрослых. В качестве психотерапевтического материала мы используем различные художественные сказки, а также психотерапевтические сказки А.В.Гнездилова,


50

Истоки волшебства

Процедура библеотерапии довольно проста. Участники группы располагаются в удобных, расслабленных позах. Они даже могут закрыть глаза. Ведущий читает специально подобранную (в соответствии с психологическими целями) сказку. После того как сказка прослушана, ведущий организует групповую дискуссию. Для этого могут быть предложены вопросы, например:

— Как вам показалось, о чем эта сказка?

— Как вы думаете, чему она учит?

— Отчего герой совершал те или иные поступки?

— Что могло бы произойти, если бы герой выбрал другой путь (или чего-либо не сделал, отказался) ?

— Что было бы, если бы в сказке были одни плохие герои?

— Какой была бы сказка, если бы в ней не было плохих героев?

— Почему герой потерял (или приобрел) что-то важное?

— Мог ли быть у этой сказки другой конец? Если — да, то в каком случае? и прочие вопросы.

Важно, чтобы слушатели почувствовали и проговорили не сюжетную линию сказки, а ее скрытые смыслы. Что происходит, почему это происходит, зачем это нужно, есть ли аналоги сказочным ситуациям в нашей жизни — вот формулы для составления вопросов.

Подобные обсуждения сказок "учат нас думать", разбираться в скрытых механизмах происходящего, абстрагироваться от поверхностных смыслов и событий. Кроме того, в ходе групповой дискуссии каждый ее участник имеет возможность высказаться и быть услышанным, научиться выстраивать свою линию поведения в группе, аргументированно отстаивать свое мнение и без ущерба для себя принимать мнение других. Это очень важно для детей и подростков, но особенно полезно и "терапевтично" для взрослых, ибо в нашей непростой жизни не каждому удается освободиться от повседневных проблем и подумать о смысле происходящего...

Решение сказочных задач "открытого" типа служит благородным целям сбора психодиатостического материала, развития творческого (дивергентного) мышления и воображения. Попробуем определить понятие ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.


Направления сказкотсрапии_______________________51

Это умение находить оригинальные, свободные от стереотипов решения различных задач, достигать результата с наименьшими энергозатратами и большей радостью, понимать множественность первопричин и последствий ситуаций, поступков и решений. Наверное, без творческого подхода и мышления жизнь в конце старого и в начале нового тысячелетия была бы чрезвычайно затруднительна...

Сказочная задача формулируется таким образом, чтобы человек мог спроецировать, перенести на нее свой жизненный опыт. И самое важное, она не имеет единственно правильного решения. Цель сказочной задачи — простимулировать процесс "генерации идей" для разрешения непростых жизненных ситуаций, рассмотреть явление со множества сторон, найти как можно больше потенциальных решений.

Например:

"В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И была у него дочь царевна-красавица. Всем хороша, да вот беда — ни разу в своей жизни она не улыбнулась и не рассмеялась. За что и прозвали ее люди Несмеяной. Что только царь ни делал, чтобы развеселить Царевну! И артистов-скоморохов приглашал, и фокусников заморских — ничего не помогало. Как вы думаете, почему не смеялась царевна?"

Читатели-психологи, конечно, уже поняли, что в этой простой задаче содержится психологический вопрос: "Что вас огорчает, есть в вашей жизни стрессогенная ситуация?" Вы можете получить самые разнообразные ответы на этот вопрос: "Ее мама с папой все время ссорились, ей было не до улыбок", "Ей все надоело", "Она была несвободна", "Она при людях не смеялась, зато когда оставалась одна — давала себе юлю", "У нее не было близкого человека", "Она видела, что ее веселят неискренно, не от души, ее это злило", "Она была тяжело больна". Безусловно, в этих простых ответах содержится проекция травмирующих нас ситуаций, а следовательно и уникальная проективная диагностическая информация для психологов и психотерапевтов.

С помощью этой задачи можно строить не только проективную диагностику, но и коррекцию, ибо следующий наш вопрос может быть таким: "А что можно сделать, чтобы


52

Истоки волшебства

царевна улыбнулась, рассмеялась? Мы в Сказочной стране, и нам доступны самые разнообразные средства". Отвечая на этот вопрос, участники группы на метафорическом уровне расскажут нам о том, что поднимает их настроение, что их может вывести из сложных эмоциональных состояний. Без этой уникальной информации психологический процесс был бы затруднен.

Прекрасно, если сказочная задача, предлагаемая ребенку, отвечает следующим требованиям:

1. Задачу задает какое-либо сказочное существо (Фея, Волшебник, Страж Сказочных Ворот, Баба-Яга и пр.), в которого перевоплощается ведущий, или кукла (об этом речь пойдет в других направлениях сказкотерапии).

2. Сказочные задачи служат испытаниями. Например, Страж

Сказочных Ворот, встречая детей у входа в Сказочную страну, может их спросить: "Хочу я проверить тех, кто пришел сегодня ко мне в сказку. У нас здесь много непростых ситуаций, и нужно быть большими придумщиками, чтобы найти из них выход. Вот послушайте, что один раз приключилось с Иваном-Царевичем: «Ехал как-то Иван-Царевич по чистому полю. Вдруг видит — камень стоит, а от того камня три дороги расходятся. На камне том написано: "Направо пойдешь — коня потеряешь. Налево пойдешь — сам погибнешь. Прямо пойдешь — ничего не найдешь" (примечание: надписи на камне можно менять и усложнять задачу). Вот вам вопрос: какую же дорогу выбрал Иван-Царевич, и почему он ее выбрал?» Дети оказываются в ситуации выбора, в которой важны: опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с Миром. Обычно дети не теряются в ситуации выбора. Чаще всего они выбирают путь "Направо пойдешь — коня потеряешь", т.к., потеряв коня, Иван-Царевич может познакомиться с другим помощником и достичь своей первоначальной цели. Некоторые, особенно изобретательные, дети говорят, что лучший путь "Прямо пойдешь — ничего не найдешь". Они утверждают, что Иван-Царевич не ищет "Ничего", поэтому если он пойдет по этому пути, он "Ни-


Направления сказкотерапии

53

чего" не найдет, но найдет многое другое. Часто дети выдвигают совершенно неожиданные критерии выбора того или иного пути. Для таких занятий полезно иметь маленькие призы или жетоны, которые можно выдавать тем, кто назовет больше всего аргументов в пользу того или иного пути.

3. Ситуация не должна иметь "правильного" ответа, который известен только взрослому — ведущему.

4. Образы, герои и события задачи должны заинтриговывать ребенка, быть ему близкими.

5. Ситуация может содержать актуальную для ребенка проблему ("зашифрованную" в образном ряде сказки). Например: преодоление препятствий (особенно если у ребенка обозначилась проблема нерешительности, страха проявить себя); взаимопомощи и взаимодействия (особенно если ребенку свойственен непро-работанный эгоцентризм), самоорганизация и прогнозирование своих действий (в случае, если ребенок недостаточно внимателен и организован) и т.п.

6. Ситуацию и вопрос лучше построить и сформулировать так, чтобы побудить ребенка самостоятельно предложить и прослеживать причинно-следственные связи (откуда и почему это взялось, происходит, зачем это нужно; что будет, если произойдет то-то и то-то).

Для заботливых и ищущих родителей хочу подчеркнуть, что решение сказочных задач может быть использовано не только в психолого-педагогической работе, но и на проводимых Вами детских праздниках. Ибо процесс самостоятельного решения сказочных "проблем" запоминается детьми намного лучше, чем всевозможные дорогие аттракционы, сладости и шумные игры.

Специалисты, работающие с подростками, могут использовать сказочные задачи в коммуникативных тренингах, упаковывая в сказочную форму тренинговые ситуации.

Уверена, что Вам доставит удовольствие процесс придумывания сказочных задач, а для примера приведу некоторые из них.

1. Решил Иван-Царевич поступить на слркбу к Бабе-Яге, для того чтобы заработать Меч-Кладенец. А Баба-Яга очень


54

Истоки волшебства

хитрой была — всем, кто хотел поступить к ней на службу, она всякие задания придумывала. Какое задание она дала Ивану-Царевичу и почему?

2. Выехал Иван-Царевич из родного дома, чтобы невесту себе найти да Белый свет посмотреть. Ехал, ехал да почти всю еду, что из дома прихватил, и съел. Осталась у него только одна горбушка хлеба. Вдруг видит — навстречу ему идет Старичок-Лесовичок, от голода спотыкается. Что делать Ивану-Царевичу? Что будет с ним, если он отдаст последний хлеб?

3. В одной сказочной стране есть Огненная река. Ничего живого не растет у ее берегов. Как можно перейти Огненную реку? Как ты думаешь, откуда взялась такая река в этой стране?

4. Приехал Иван-Царевич в царство Змея Горыныча и вызвал его на бой. Началась у них битва великая. Взмахнул Иван мечом и отрубил Змею одну голову. Да только Змей подхватил эту голову, провел по ней Огненным пальцем, и голова на старое место встала. Что нужно сделать Ивану-Царевичу, чтобы он одолел Змея Горыныча?

5. Долго ехал Иван-Царевич и, наконец, приехал к замку Ко-

щея Бессмертного. В том замке, в плену Кощеевом, жила невеста Ивана — Василиса Прекрасная. Но не просто войти в замок — ведь охраняет его злой бессмертный Дракон. Как Ивану-Царевичу войти в замок?

6. Шел Иван-Царевич по лесу заповедному и подошел к избушке на курьих ножках. Сказал он слова волшебные, чтобы она к нему повернулась (кстати, какие это слова?). Избушка повернулась, и вышла к нему Баба-Яга. "Ага, коли ты сам ко мне пожаловал, дам я тебе три задания. Не выполнишь — голова с плеч!" Какие задания она дала Ивану-Царевичу, и зачем ей нужно было, чтобы он делал именно это?

7. У одной сказочной Принцессы случилось несчастье — Дракон похитил ее сестру. Пошла Принцесса разыскивать свою сестру любимую. Шла через поле, шла через лес — долго шла, да всю еду, что из дома взяла, съела. Остался у нее только один пирог. Приготовилась она


Направления сказкотерапии_______________________55

покушать, как откуда ни возьмись, — прибежали Муравьи и стали у нее есть просить. Что сделала Принцесса?

8. В одной сказочной стране есть река. Но течет в ней не вода, а огонь. Как переправиться через эту реку?

9. Далеко-далеко, там где холодно и где живут сильные ветры, есть Туманные Горы. Тот, кто ходил через Туманные Горы, говорит, что это плохое и опасное место. Дело в том, что в этих горах живут злые Тролли. Это неприятные сказочные существа. Они очень любят путешественникам разные неприятности доставлять. То камень на голову норовят сбросить, то узкую тропинку ветками да камнями завалят. Как вы думаете, почему Тролли вредят тем, кто идет через горы? Что можно сделать, чтобы пройти через Туманные Горы?

10. В далекой Сказочной стране есть Железный лес. Как; вы думаете, кто все заколдовал и почему? Почему именно в железо все заколдовано?

11. Победил храбрый Солдат Дракона. Забрал он с собой все сокровища, что хранились в Драконовых тайниках, и поехал домой. Он был уверен, что его приключения закончились. Но вдруг... Что могло случиться с храбрым Солдатом и почему?

12. Под землей, в горах, живут маленькие человечки с длинными бородами. Это — Гномы. Они добывают золото и драгоценные камни. Как вы думаете, что потом Гномы делают с золотом и драгоценными камнями? Расскажите подробно.

13. В одной сказочной стране жил-был старый Король. И была у него дочь единственная — красоты неописуемой. Шло время, и Король чувствовал, что у него становится все меньше и меньше сил для того, чтобы управлять страной. И решил он тогда выдать дочь замуж за человека достойного, который мог бы управлять страной вместо старого Короля. Много женихов сваталось к Принцессе, но всем она отказывала. Как; вы думаете, почему? Что хотела Принцесса? Какими качествами должен обладать тот, кто будет управлять страной вместо старого Короля?


Истоки волшебства

14. На одном сказочном острове жило Чудо-Юдо. Мудрые люди говорили, что раньше Чудо-Юдо было прекрасным Принцем. Как вы думаете, кто и почему заколдовал Принца? Что нужно сделать, чтобы его расколдовать?

15. На одном волшебном озере жила Царевна-Лебедь. Днем она плавала по озеру как прекрасный белый лебедь, а ночью — сбрасывала лебединые перья и превращалась в красивую девушку. Была она заколдована. Узнал об этом один Принц. И решил помочь Царевне-Лебедь. Ночью, когда царевна скинула с себя лебединые перья и превратилась в девушку, он тихонько собрал все перья и бросил в костер. Помог Принц Царевне-Лебедь или навредил? Придумайте, что случилось потом?

16. Женился Иван-Царевич на Марье Моревне. И остался у нее жить. Случилось как-то Марье Моревне по делам уехать. Перед отъездом отдала она Ивану-Царевичу ключи от всех комнат и сказала: "Ты можешь везде ходить, но только за ту маленькую дверь не заглядывай". Сказала и уехала. Что сделал Иван-Царевич? Почему нельзя было заглядывать за маленькую дверь?

17. Захотел Кощей Бессмертный жениться на Василисе Прекрасной и задумал ее похитить. Птицы лесные рассказали об этом коварстве Василисе. Стала Василиса думать, как Кощея перехитрить и себя в обиду не дать. Что придумала Василиса Прекрасная?

18. Один раз задумался Иван-Царевич: правду ли говорят,, что Баба-Яга такая злая и коварная? А как вы думаете? Почему Баба-Яга иногда бывает злой и коварной?

19. После долгого путешествия и опасных приключений приехал Иван-Царевич домой. Заходит он во дворец — но никто его не узнает и не здоровается. Что произошло, почему никто не узнает Ивана-Царевича?

20. За лесами, за горами, за морями и полями течет Молочная река-Кисельные берега. Как вы думаете, что будет с тем, кто в ней искупается?

21. Приехал Иван-Царевич во дворец Василисы Премудрой, — потому что дала Василиса Ивану слою, что выйдет за него замуж. Василиса жениха накормила, напоила и спать уло-


Направления сказкотерапии_______________________57

жила. Наутро она ему и говорит: "Только тогда выйду за тебя замрк, когда ты искупаешься сначала в чане горячего молока, а потом в чане с ледяным молоком". Зачем ей нркно это? Что будет с Иваном-Царевичем, если он сделает это? Процесс группового решения и обсуждения существенно обогащает жизненный опыт ребенка: ведь чем больше у него будет вариантов реагирования и поведения в той или иной ситуации, тем более адаптированным к жизни он будет. В качестве сказочной задачи можно предложить детям игру "Сборы в дорогу". Ведущий говорит: «Для того чтобы отправиться в дорогу по Волшебному лесу, нам нркно хорошо подготовиться. Вы знаете, что в сказке случается много неожиданного, поэтому нужно взять с собой много разных вещей. Но, с другой стороны, мы на себе много вещей унести не можем. Поэтому мы сейчас сядем и подумаем вместе, что нам нркно взять в дорогу. Каждый, кто предлагает взять с собой какую-то вещь, должен сказать, в каких ситуациях и для чего она нам может пригодиться. Например, я говорю: "Нам нркна веревка — она нам поможет переправляться через реку, горы, на ней можно сушить белье, ей можно связать врага и еще много чего можно сделать с ее помощью". С собой мы берем только ту вещь, которую мы можем использовать во многих сказочных ситуациях». Дети, предлагая какую-либо вещь, должны назвать не менее трех (а дети после 7 лет не менее пяти) вариантов ее использования в сказочном путешествии. Тому, кто назвал больше всего вещей и больше всего оригинальных вариантов их использования, хорошо дать маленький приз или жетон. Подобные игры развивают у ребенка способность предвидеть последствия тех или иных выборов и поступков, а также способность к обобщению и комбинированию.

Таким образом, работа в рамках аналитического направления сказкотерапии способствует:

1. Развитию творческого (дивергентного) мышления ребенка.

2. Совершенствованию вербального языка (ребенок учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли).


Истоки волшебства

3. Развитию фантазии, воображения.

4. Развитию способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.

5. Развитию эмпатии и умению слушать (т.к. в ходе анализа ребенок учится чувствовать главного героя и слушать то, что говорят другие дети).

Однако детям бывает трудно заниматься только анализом, поэтому аналитические занятия сказок полезно "разбавлять" другими сказочными приемами.

2. Рассказывание сказок

Сказки очень приятно слушать, но не менее приятно их рассказывать. Многие родители, воспитатели, педагоги рассказывают детям сказки, однако рассказывание сказок как направление сказкотерапии имеет свои особенности и формы. Сказки могут рассказывать и дети.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.051 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал