Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиограмма журнализма






Признаки профессиограммы журналиста

Информационная креативная деятельность, связанная с оперативной социально-ориентирующей, коммуникатив­ной, информационно-управляющей, просветительной, рек­ламной, рекреационной функциями

Открытая профессия, в которой могут работать люди с раз­ными типами образования, однако предпочтительнее жур­налистское, филологическое, вообще гуманитарное или спе­циальное (в той области, которая является сферой публика­ций) плюс журналистское, полученное в вузе (бакалавр, специалист, магистр) или в системе повышения квалифи­кации. Профессия с относительно малой численностью занятых в

ней

Возраст — средний, около 35—40, хотя в зависимости от специализации и типа деятельности (репортер, аналитик и т.п.) варьируется от молодого до среднего и выше. Пол — любой, хотя в связи со сложностью и динамизмом профессии в основном в журналистике работают мужчины (60—65%), но это тоже зависит от специализации. Опыт работы. Для узких специалистов желателен опыт до-журналистской работы в сфере специализации. Для осталь­ных — разнообразный жизненный опыт Творческий самостоятельный и исполнительский при ши­роких контактах с людьми в сфере информации, управле­ния, материального и духовного производства, в сфере вос­питания людей

Орудия, предназначенные для создания, переработки и пе­редачи информации (пишущие ручки, машинки, компью­теры, принтеры, сканеры, печатная теле- и радиотехника,

средства связи и пр.)._________________________________

Выразительные средства устной и письменной речи, образ­ные средства, изображение и звук, мимика, жест и другие признаки профессионального поведения. Система задач и правил поиска и преобразования инфор­мации

Работа индивидуально-коллективная с устойчивым разде лением труда, но нередко изменяющимися функциями (творческая, организаторская, редакторская работа и т.п.). Работа коллективная в процессе выхода публикации (для теле- и радиожурналистов коллективный характер труда свя­зан и с процессом создания передачи). Количество группы зависит от типа редакции и целей конкретного задания


                       
   
 
     
     
 
       
 
       
 
 
 

5. Условия труда 5.1. Микроклима­тические условия

5.2. Режим и ритм труда

5.3. Основные виды профессио­нальных вреднос­тей

5.4. Социальные и социально-психологические условия, гигиени­ческие условия труда 6. Психологичес­кая характеристи­ка профессиональ­ной деятельности6.1.1. Сенсорные процессы и перцептивные действия (связан­ные с непосред­ственным отраже­нием реальности о рганами чувств) 6.1.2.Преобладаю-щие виды сигна­лов и загрузка сенсорных каналов

Категории рофессиограммы

ятельности по ризнаку «индиви-уальная—коллек­тивная»

.3.2. Особенности о признаку: амостоятельности аботников

.3.3. Профессио­нальные, деловые онтакты

4. Информацион­ные признаки, характеризующие типовые производ­ственные показате­ли работы 4.1. Предмет деятельности

4.2. Цели, функции

4.3. Типы деятель­ности, важнейшие производственные операции, обязан­ности

4.4. Виды трудно­стей


 

но с элементами исполни-

Признаки профессиограммы журналиста

амостоятельная, творческая, тельской

Широкие (с разным и постоянно меняющимся кругом лиц ' разных специальностей и должностного статуса)

Предмет деятельности — актуальные события действитель^! ности во всех сферах (информация, производство, потреб- ' ление, досуг и пр.), информация об актуальных измене­ниях действительности

Удовлетворение потребностей общества как системы и от­дельных его групп в актуальной информации (информиро­вание, просвещение, социальное ориентирование, ком­муникация, интеграция, рекреация, информационное уп­равление, пропаганда, рекламирование и т.п.)

Литературно-творческая и познавательная деятельность, создание журналистских публикаций (работа с источника­ми информации, постижение сути полученных сведений, конструирование текста). Редактирование различного вида текстов. Работа с ретранслируемой информацией (с официальной, агентской, справочной, художественной, материалами дру­гих СМИ и т.п.).

Работа с авторами и письмами в редакцию. Планирование, организаторская, организационная рабо­та, участие в производственном процессе выхода издания или передачи в свет, в эфир. Участие в рекламной и коммерческой деятельности

Высокая степень социальной ответственности. Высокая степень психологической стрессовости. Опасности для здоровья и жизни. Высокая степень риска.. Частые командировки. Высокий ритм труда. Ненормированность рабочего времени. Трудности работы с источниками информации. Творческие трудности при создании текстов. Трудности в общении с людьми в процессе сбора инфор­мации.


Признаки профессиограммы журналиста

Сложности общения в творческом коллективе редакции.
Трудности в отстаивании независимости, выражении в пуб­
ликациях собственной позиции, отличной от позиции вла­
дельцев или учредителей органа информации.
Сложности учета и выражения интересов аудитории, осо-
бенностей ее восприятия массовой информации___________

Работа в помещении. Часто на открытом воздухе во время выполнения редакци­онных заданий с постоянной сменой места работы. В разных климатических условиях (периодически в коман­дировках)

Ненормированный рабочий день, работа в разное вре суток — днем, вечером и даже ночью — ив связи с разны­ми редакционными заданиями и в связи с тем, что многие публикации создаются дома во внеурочное время. Работа творческая, разнообразная, не монотонная. Динамичная, связанная с выездом на задания, в команди ровки

Быстрый темп, оперативность.

Непредсказуемость профессиональных ситуаций, их стрес-

совость.

Высокая степень риска.

Физические и нервные перегрузки

Высокая степень социальной ответственности перед обще­ством и аудиторией.

Высокая степень профессиональной несвободы. Высокая степень психологической стрессовости и связан­ные с этим профессиональные болезни: сердечные, нервные, желудочные заболевания, бессонница

Связь между субъектом и объектом деятельности в процессе сбора информации — непосредственная и опосредованная, в процессе общения с аудиторией — опосредованная кана­лами передачи, хотя может быть и непосредственной (инте­рактивная связь во время ТВ и радиопередач, в электронных сетевых коммуникациях).

-Информация обычно достаточно легко воспринимается, но иногда смысл и сущность восприятия затруднены по раз­ным причинам (например, в расследовательской деятель­ности, в работе с документами, в беседе, когда собеседник не хочет открывать своих намерений и скрывает информа­цию и пр.)

Содержание зрительного восприятия: ситуации, социальные объекты, их поведение (вербальное и невербальное) и вза­имоотношения, природные объекты, их состояние, пред­меты и их качества, изображения, тексты (печатные, доку­менты, рукописи и пр.) и т.п.

Содержание слухового восприятия: беседы с людьми, раз­говорная и официальная речь, радио, телеречь.


234


 

Категории профессиограммы Признаки профессиограммы журналиста
  Особенности тактильного восприятия связаны с процес­сом печатания текстов, работой на компьютере, работой стехникой и пр.
6.2.Умственная деятельность 6.2.1. Общие характеристики умственной деятельности По соотношению умственной и практической деятельности: в основном умственная деятельность, реализуемая в печат­ный текст или эфирную передачу. По виду умственной деятельности: специфическая инфор­мационная деятельность, универсальная, пограничная (или включающая в себя определенные функции) между поли­тической и социальной практикой, общением, наукой иискусством, возможно было бы ее еще назвать информаци­онной практикой, если сами эти понятия не противоречи­ли друг другу. По соотношению чувственных и логических компонентов: преобладают умственные действия, основанные и на чув­ственном, и на рациональном познании, гармоничное со­четание чувственного и словесно-логического познания (вос­приятия). По темпам и интенсивности: высокая степень интенсивно­сти, оперативности, быстроты темпа умственной деятель­ности, нестабильность, разноритмовость и разноуровневость в зависимости от предмета деятельности, возможность са­мостоятельно регулировать темпы деятельности. По объему и значимости специальных знаний:, требуется ши­рокая образованность в сочетании с более углубленными специальными знаниями в одной или нескольких облас­тях, если журналист специализируется на определенной тематике, а также специальные профессиональные, жур­налистские знания
6.2.2.Особенности умственных процессов: внима­ния, наблюдения, памяти, представ­лений, мышления Восприятие, наблюдение: способность к быстрому, точному восприятию, способность хорошо ориентироваться в об­становке, богатство, широта восприятия, умение улавли­вать ускользающие от других детали и особенности наблю­даемого объекта. Внимание: по видам: зрительное, слуховое, произвольное, распреде­ляемое, переключаемое, устойчивое; по объекту наблюдения: динамическое и статическое состо­яние ситуаций, явлений, процессов, с преобладанием ди­намического; по функциям наблюдения: фиксирующее, исследующее, оце­нивающее, контролирующее. Память: по видам: разные виды памяти — зрительная, слуховая, мо­торная, словесно-логическая и эмоциональная, быстрая, точная, кратковременная и долговременная и т.п.; по содержанию (преобладающим видам мнемонических пред­метов): — форма, цвет, величина, расположение, особенности предметов, движение, внешность и поведение людей, осо-






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.