Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины и источники развития






Движущими силами развития являются внешние и внутренние противоречия реального взаимодействия человека с миром. Внешнее противоречие – это противоречие между объективно сложившимися требованиями и актуально имеющимися функциональными возможностями исполнительного или регуляционного плана. Внутренние противоречия – противоречия между ситуативной установкой, отражающей новые требования действительности, и сложившимися функциями и исполнительными возможностями имеющихся психологических образований.

Ведущим механизмом непосредственной детерминации микро - и макроразвития может быть либо механизм содержательного типа (реализация генетической программы, мотивационных установок и т.д.), либо механизм динамического типа (включение в качественно новую систему взаимодействия, реализация потенциала, использование благоприятной возможности). Движущей силой и общим механизмом развития является противоречие между потенциальным предрасполагающим фактором, образующим симультанное силовое поле детерминационного взаимодействия, и сукцессивно развернутым актуально действующим фактором.

Преобразование серии актов микроразвития в устойчивый эффект макроразвития в виде новообразования включает механизм интеграции: с одной стороны акты микроразвития должны быть достаточно компактны во времени и по отношению к качественной характеристике взаимодействия с будущим новообразованием; с другой стороны, наоборот, акты развития должны быть распределены по существенно разным временным интервалам и качественным сторонам самого будущего новообразования, чтобы обеспечить реализацию принципа дополнительности формирования. Эпизодические акты микроразвития, как правило угасают, не приводя к устойчивым и направленным изменениям, оптимально же построенные систематические акты микроразвития дают эффект кумуляции, суммации, интеграции изменений как в количественном отношении, так и по линии качественной дополнительности структурных компонентов развивающегося психического образования.

Можно отметить неоднозначность взаимосвязей стимулирующих воздействий и актов микроразвития. Например, трудности жизнедеятельности в одних случаях блокируют позитивное развитие, в других – способствуют мобилизации усилий. Видимо, характер зависимости определяется ведущим типом детерминации, создающим своеобразный детерминационный фон, избирательность развертывания именно данного вида зависимости. Есть основания предполагать, что тип детерминации в развитии личности может нести либо содержательный (содержательно-смысловой) характер, когда развитие интересов, ценностей, идеалов опережает деятельностные возможности человека, либо динамический, когда наличные деятельностные возможности значительно опережают уровень сформированности основных побуждений. Формирование определенного типа детерминации может происходить случайно как серия сочетаний определенного рода ситуаций или же преднамеренно в результате воспитания. В любом случае, можно говорить об устойчивой тенденции личности реагировать определенным типом детерминации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.