Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основания изучения развития






Развитие – это качественно-количественные изменения во времени объекта как многоуровневой и многокачественной системы, реализуемые через спектр разнонаправленных тенденций (прогресс, регресс и т.д.) Психическое развитие человека - качественно-количественные изменения во времени многоуровневой и многокачественной психической системы в результате активного взаимодействия ее носителя – человека – с природным и социальным миром. Промежуточный результат психического развития, фиксирующий элементные, уровневые, структурные, системные изменения психики называется новообразованием.

Наиболее четко теоретико-методологические основания изучения развития сформулированы в работах Д.Н. Завалишиной. Кратко они могут быть сформулированы следующим образом:

1) Основной единицей развития в психического развития является индивидуальная психика. Существование системы психического соизмеримо с длительностью жизненного цикла ее субъекта – каждого человека во всем богатстве социальных опосредствований его жизнедеятельности. Последнее и делает онтогенетическое развитие основным объектом психологического анализа. Вместе с тем психологию интересует и развитие психики в антропогенезе, и историческое развитие психического отражения в ходе эволюции органического мира.

2) Психическое развитие человека – это не просто воспроизведение видного качества, но его существенное изменение, реализуемое в различных новообразованиях.

3) Психическое развитие разнонаправленный процесс, в котором присутствуют прогрессивные и регрессивные тенденции одновременно в виде круговых движений, идущих в одной плоскости.

4) Разнонаправленность развития не отрицает принципиального преобладания в нем прогрессивных тенденций. При этом реализация последних ограничена лишь продолжительностью жизни отдельного человека.

5) Результаты психического развития на стороне субъекта безотносительны, по словам А.В. Брушлинского, к любому наперед заданному пределу. Поэтому финалистические концепции для их описания недостаточны.

6) Психическое развитие со стороны «материала» - системное гетерогенное образование, включающее в себя качественные изменения всех компонентов и уровней психической организации человека: личностных свойств, когнитивных процессов, нейробиологического оснащения и т.д.

7) Рассмотрение развития как системы изменений обуславливает и системное понимание критериев развития и его механизмов (движущих сил, факторов, условий). Последнее означает, в частности, что развитие детерминируется не единственным противоречием, но сложно взаимосвязанным их множеством (как внешних, так и внутренних).

8) Важнейшим методологическим принципом отечественной психологии является принцип единства актуального процесса (Функционирования) и развития, реализуемого в основном в рассмотрении психических процессов как развивающихся, в единстве их генетических микро- и макрохарактеристик.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.