Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контент-анализ как анализ продуктов деятельности






Контент-анализ(от англ, content «содержание») применяется в исследованиях, в которых психолог не измеряет и не наблюдает актуальное поведение человека, а анализирует дневниковые записи и заметки, архивные материалы, продукты трудовой, учебной или творческой деятельности и т. д.. В американской литературе контент-анализ относится к так называемым архивным методам.

Разработанный на стыке психолингвистики, социологии и психологии, контент-анализ особенно часто используется в практической психологии, психологии рекламы и коммуникации, в социологических исследованиях. Приемы контент-аналитических исследований применяются в литературоведении, лингвистике, журналистике, источниковедении, исторической науке, криминологии. Посредством контент-анализа изучаются проблемы управления, рекламной деятельности, политической пропаганды и др.

Это один из наиболее разработанных и строгих методов анализа документов, предполагающий систематическую и надежную фиксацию определенных элементов содержания информационных носителей (документов, текстов) с последующей квантификацией (количественной обработкой) полученных данных. При этом предполагается, что количественные характеристики содержания документов отражают некоторые существенные черты изучаемых социальных явлений и процессов. Контент-анализ — качественно-количественный метод, который призван свести к минимуму субъективность исследователя при работе в том числе с массовыми документами. Главной отличительной чертой контент-анализа является не его декларируемые во многих определениях систематичность и объективность (эти черты присущи и другим методам анализа текстов), а его квантитативный характер.

Контент-анализ это, прежде всего количественный метод, предполагающий числовую оценку ряда компонентов информационного носителя (документа, текста), которая может быть дополнена также различными качественными классификациями и выявлением тех или иных структурных закономерностей. В отличие от элементарного содержательного анализа, контент-анализ как научный метод психологии используется для получения информации, отвечающей критериям объективности, надежности и валидности.

Основная идея контент-анализа заключается в том, что при восприятии текста его формальные содержательные компоненты представлены в разной степени, которая может быть измерена. Мерой служит то место, которое эти компоненты занимают в общем объеме текста и/или частота их встречаемости. В обыденной речи подобные наблюдения проявляются в виде обобщающих высказываний, таких, как «сквозь все произведения писателя красной нитью проходит тема такая-то»; «в своей речи выступающий постоянно обращался к такой-то проблеме; он не упускал ни одного случая, чтобы не напомнить о том-то». Подобные выражения свидетельствуют о знании такого феномена, как наличие в информационном потоке некоторых настойчиво повторяющихся тем, образов, ссылок на проблемы, оценок, утверждений, аргументов, формальных конструкций и т. д. Более того, при восприятии текста, как правило, происходит осознание динамики содержания — тех случаев, когда вдруг появляется какая-то новая тема или резко изменяется отношение к описываемому объекту.

Контент-анализ может применяться:

•к официальной и личной документации, в том числе письмам, автобиографии, дневникам, воспоминаниям;

•материалам групповой коммуникации (таким, как записи разговоров, стенограммы дискуссий, совещаний и т. п.);

•произведениям искусства; книгам, эссе, мифам;

•ответам на открытые вопросы анкет, интервью (поскольку в данном случае мы имеем дело с фрагментами текста);

•результатам проективных методик;

•качественным характеристикам личности, развернутым экспертным оценкам;

•материалам СМИ (таким, как заголовки газетных статей и сами статьи; содержание публичных выступлений, теле- и радиопередач, рекламы и т. п.).

При широком подходе в состав документов включают также кино-, фотоматериалы, звуковые и видеозаписи, этикетки, рисунки. Метод контент-анализа применяется по отношению к информационному носителю, содержащему в себе достаточное количество материала для анализа (множество однородных документов или один документ значительного объема) и дающему возможность формализации его содержания с целью выявления или измерения социально-психологических тенденций.

В зависимости от представления содержания текста различают количественный и неколичественный (качественный) контент-анализ.

Количественный контент-анализ основан на использовании количественных мер. Его задача — получить количественную структуру содержания текста (в рамках используемой системы категорий анализа). Для исследова­ния структуры и выявления смысла информационного носителя (документа, текста) этот вид контент-анализа фиксирует частоту появления в нем отдельных исследуемых показателей (например, тем, слов, сим­волов, таблиц, фотографий) содержания.

Неколичественный (качественный) контент-анализ основан на нечастотной модели содержания текста (при этом предполагается, что исследователь выделил категорию анализа и рассматривает текст с точки зрения нали­чия или отсутствия в нем данной категории, а количественные меры не используются). Такой подход позволяет выявить типы качественных моделей содержания (вне зависимости от частоты встречаемости каждого типа).

Смысловой контент-анализ позволяет анализировать деловое содержание текста и подтекст, как включенный автором намеренно, так и неосознанно.

Цельприменения контент-анализа — выявление тех аспектов содержания текста, документа или другого информационного носителя, которые не обнаруживаются на поверхности. Контент-анализ — это попытка раскрыть ла­тентное (скрытое) содержание коммуникации через изучение проявлений этого содержания в структуре текста; это обнаружение связи текста с некоторой внетекстовой реальностью, так или иначе продуцирующей этот текст.

Задача метода сводится к тому, чтобы просчитать, как представлены в имеющемся информационном массиве те или иные смысловые единицы, т. е. узнать наполненность среды объектом поиска.

Большинство контент-аналитических исследований проводится в рамках модели: от следствия (текста, документа) к причине (коммуникатору). В результате таких исследований может быть получено определенное знание о коммуникаторе (его ценностях, мотивах, о социальных отношениях, которые он отражает и т. д.). Однако при анализе текста, документа или другого инфор­мационного носителя можно ставить и другую задачу – выявление характеристик реципиента информации (либо прогнозирование реакций аудитории на определенное сообщение).

Контент-анализ может с успехом применяться для изучения широкого круга проблем, в том числе и таких, как:

•исследование индивидуального сознания, культурных различий, специфики психического склада тех или иных социальных групп;

•выявление социальных типов личности, характерного и общего в биографиях представителей разных социальных групп в различные эпохи и периоды;

•концентрация внимания исследователя на тех признаках текста, которые прямо или косвенно свидетель­ствуют о позиции, состоянии или намерениях автора, определение эмоциональных окрасок и тональности публикаций;

определение отношения СМИ к лидерам, фирмам, организациям, определенным событиям; выявление политической, экономической ориентации СМИ, фирмы;

•выявление преобладающих информационных потоков и способа подачи материала;

•обнаружение заложенных в текст ценностей, установок, моделей поведения; выявление норм, внедряемых я сознание реципиента, прогнозирование эффективности воздействия текста;

•установление авторства текста по имеющимся образцам;

Контент-анализ может использоваться как основной метод, направленный на получение наиболее важной информации об изучаемом явлении; как метод, применяемый в комплексе с другими; как вспомогательный метод или процедура обработки данных, полученных при других исследованиях.

Заметную роль в повышении качества контент-анализа играет возможность использования методов многомерного статистического анализа данных. Особенно широко используется факторный анализ, способствующий выявлению скрытых факторов, определяющих содержание текстов.

Семинар № 5 Категории психологии деятельности

1. Деятельность. Деятельность и активность.

2. Деятельность как условие и результат развития психики.

3. Деятельностный подход в трудах российских психологов.

4. Контент-анализ как анализ продуктов деятельности

Литература:

1. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: «Политиздат», 1975. – 304 с.

2. Суходольская Г.В. Основы психологической теории деятельности. – Л.: ЛГУ, 1988. – 166 с.

3. Шадриков В.Д. О предмете психологии // Труды Ярославского методологического семинара: Методология психологии. Ярославль, 2003, с.332-348.

4. Шадриков В.Д. О психологических конструктах и последовательности их изучения при подготовке психологов // Проблемы системогенеза учебной и профессиональной деятельности. Ярославль: Аверс-пресс, 2003, с.4-11.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.