Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая система деятельности






В 70–х годах XX столетия Ярославской школой психологов под руководством В.Д. Шадрикова была продолжена разработка проблемы деятельности. В рамках этой школы был сформулирован подход, в дальнейшем получивший название психологическая система деятельности (ПСД). Данный подход позволяет систематизировать анализ деятельности, и уточняет уровни анализа деятельности (личностно-мотивационный, компонентно-целевой, информационный, структурно-функциональный, индивидуально-психологический, психофизиологический).

Личностно-мотивационный анализ деятельности предусматривает как изучение значения конкретной профессиональной деятельности, выявления ее личностной значимости, так и изучение мотивационной структуры личности, возможностей профессии по удовлетворению потребностей человека, рассмотрение условий, в которых выполняется деятельность и от которых зависит уровень трудовой активности. Одним из таких условий является организация стимулирования, при которой важно учитывать не только имеющие потребности личности, но и формировать общественно значимые потребности. Подобный анализ включает изучение не только мотивации, но и взаимодействия мотивационных факторов с другими компонентами психологической системы деятельности. При формировании ПСД одним из системообразующих факторов служит мотивация, проявляющаяся в выборе критериев достижения цели, критериев предпочтительности, в отборе информации.

Компонентно-целевой уровень анализа деятельности предусматривает раскрытие цели деятельности и цели отдельно взятого действия в рамках деятельности, а также устанавливает наличие нормативно – одобренной цели деятельности и фиксирует основные показатели цели деятельности. Данный анализ деятельности предусматривает сначала разделение деятельности на отдельные действия, а затем определяются признаки, характеризующие данное действие. В.Д. Шадриков указывал на два аспекта цели деятельности: идеальное и мысленное представление будущего результата и уровень достижений, на который претендует личность (Шадриков В. Д., 1982). Достижение поставленной цели – это длительный процесс. Элементом или единицей деятельности в психологии принято считать действие. Деятельность можно описать как систему сменяющихся друг друга действий. Поставленная цель должна сохраняться в памяти человека до окончания деятельности, выступая регулятором всей системы действий. И связь между действиями подчиненными единой цели, возможна тогда, когда человек имеет план деятельности, который организует деятельность во времени и пространстве. План формируется в сознании человека также как и цель, еще до начала деятельности. Цель отражает будущий продукт деятельности, а в плане отражается тактика и стратегия реализации деятельности на основе объективных и субъективных условий выполняемой деятельности

Информационныйуровень анализа деятельности может использоваться в двух направлениях: при изучении закономерностей формирования оперативной информационной основы деятельности, психологических механизмов переработки информации и принятия решения, а также в изучении взаимодействия информационных, активационных, мотивационных факторов (Шадриков В.Д., 1976).

Б.Ф. Ломов выделяет три аспекта информационного анализа деятельности (Ломов Б.Ф., 1965), первые два из которых соответствуют аспектам в подходе Шадрикова В.Д.:

- психофизический, связанный с вопросом о физическом алфавите сигналов, несущих производственно важную информацию;

- оценочный, связанный с измерением количества информации;

- психологический, связанный с раскрытием механизмов приема, хранения, переработки и реализации информации.

Основными методами, которые используются в информационном анализе в подходе Шадрикова В.Д. являются: извлечение информации из соответствующих документов; наблюдение за процессом трудовой деятельности специалиста; наблюдение за процессом освоения профессии; описание информационной основы деятельности специалистом; самоотчет специалиста в процессе деятельности; трудовой метод (по Шпильрейну); коллективная оценка информационной основы деятельности экспертами; беседы со специалистами и анкетирование; объективная регистрация трудового процесса и его информационной основы; эксперимент с оценкой параметров деятельности при предоставлении различной информационной основы.

Структурно-функциональный уровень анализа деятельности выявляет связи между отдельными компонентами деятельности. С помощью данного анализа деятельности можно определить динамическую организацию действий, выполняемых человеком при достижении трудовой цели. В процессе анализа рассматривается влияние качества выполнения каждого действия на скорость, качество и надежность выполнения других действий и деятельности в целом.

И ндивидуально-психологический уровень анализа деятельности позволяет выделить индивидуальные способы и индивидуальные стили деятельности. Во-первых, определяется нормативно одобренный способ деятельности и реально изучаемые способы деятельности, затем рассматриваются расхождения между ними, позволяющие впоследствии рассмотреть характер обучения; характеристики предмета, орудий труда, технологию производства; свойства субъекта деятельности. Анализ индивидуального стиля деятельности предполагает рассмотрение характерных индивидуальных качеств в деятельности через применение таких процедур, как определение матрицы интракорреляционных структур каждого ПВК; вычисление корреляции между отдельными интракорреляционными структурами и показателями деятельности; проведение качественного анализа способа деятельности для различных интракорреляционных структур. Необходимо различать индивидуально – стилевые особенности деятельности, способствующие повышению эффективности деятельности, и индивидуально – стилевые особенности деятельности, провоцирующие на нежелательные действия.

Психофизиологический уровень анализа деятельности производится в тех случаях, когда требуется установить полное соответствие рабочего места физиологическим и психологическим особенностям работника. Для его осуществления часто привлекаются специалисты смежных профессий: физиологи, эргономы, медики.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.