Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тарнажская осада. Городок – крепость.






 

На первом этапе своего развития Тарногский Городок являлся укрепленным поселением, военной крепостью и носил название «город Кокшенгский», основан он был, судя по старинным документам, в XIV - XV веках новгородскими переселенцами. «В целях оградить свои владения в Кокшеньге с юга от набегов татар, ‘’ черной чуди ‘’ и московитов, новогородцы и построили на берегах реки Кокшеньги и её притоков Уфтюги и Тарноги целую группу небольших деревянных крепостей, известных историкам под названием ‘’ кокшенгских городков’’. По местным преданиям, известно, что такие поселения были в тех местах Кокшеньги, где находились церкви: Шевденицкая-Богоявленская и Ромашевская – Введенская.Всего на территории района было выстроено десять городков. Самым южным из них и был «город Кокшенгский», позднее, в документах 17 века, его название звучит по-иному: «город Тарнажский», «Тарнинский городок», «Тарнаская осада» «Тарновский городок» (по названию речки Тарновки – Тарноги).

Что же представляет собой «город Кокшенгский», военная крепость? Просматривая работы исследователей по данному вопросу, мы обнаружили подробные описания укрепленного поселения, прообраза Тарногского Городка, в работах А. А. Угрюмова, А. В. Силинского, В районном архиве нам удалось найти уже полуистлевшие листочки первых научных исследований, выполненных в конце 30-х годов XX столетия учителями, А. А. Угрюмовым, М. И. Друговым, и учениками Тарногской средней школы. Одна из этих работ, работа ученика 9 класса, Николая Климовского посвящена подробному описанию Тарногского Городища. На основе данных исследований «города Кокшенгского» постараемся восстановить его первоначальный вид. Он представляется нам таким.

«Тарногское городище расположено на правом обрывистом берегу реки Тарноги. Оно занимает выгодное географическое положение В широкую пойму реки Тарноги вдаётся вытянутый с востока на запад высокий мыс. Река Тарнога омывает этот мыс с трёх сторон: с юга, запада и севера. Затем, круто повернув, уходит к реке Кокшеньге и вливается в неё. На мысу возвышается «город», обнесённый земляным валом. С восточной стороны, которая не омывается Тарногой, «город» отрезан от окружающей его местности двумя глубокими и широкими искусственными рвами, идущими параллельно друг другу. Через оба глубоких рва были перекинуты легко убиравшиеся мосты. При своём основании вал имеет 37 метров ширины. Длина его тоже довольно значительная- 180 м. Рвы по обеим сторонам вала широкие и глубокие, глубина их сейчас достигает 2-3 м. На южной стороне городища существует природный 3-4-х метровый обрыв в реку Тарногу, которая на протяжении 340 м омывает городище. Ширина реки около16-17 м при глубине от 0.6 м до 1 м и более. На всем своём протяжении обрыв покрыт сосновым боровым лесом. По левому берегу реки прилегающая местность - пологий зелёный луг в пойме, на коренном же берегу еще и сейчас сохранился боровой лес. По всей вероятности, и пойма реки раньше была покрыта лесом.

Западный склон городища образует угол; обрывистость здесь меньше, Тарнога уже поворачивает сейчас на север и идёт уже не по северной стороне, а отходит в сторону от городища.

Север городища- обрывист, покрыт редкими соснами. Под обрывом заметно как бы русло реки: виден покрытый ракитником или ивняком, противоположный берег, край проходимой болотистой, сильно кочковатой поймы, которая полукругом вдалась в сосновый бор. По наружному краю этого болотца идёт более углублённая полоса, в которой ещё и сейчас стоят по летам лужи стоячей воды.

По всей вероятности, здесь раньше проходила река, если не естественно, то искусственно отведённая. Эта сторона меньше противоположной и идёт, немного изогнувшись к северу с незначительной стрелой. Длина её - 257 метров (до первого рва)».

На земляном валу был «городок рубленой древяной о двух стенах» с несколькими угольными и воротными башнями под шатровыми крышами. Нам известно, что одна из башен носила название Шевденицкой. «Башни по углам назывались «наугольными», посредине – «середними», с воротами –«проезжими».В воротных башнях на могучих железных крюках висели обшитые железными полосами ворота из толстых сосновых плах. Изнутри их замыкали мощные засовы. Часто стены «городов» были двойными, тройными и четверными. У нашего древнего городка были двойные рубленые стены. Пространство между стенами засыпалось землей или было соединено поперечными бревнами. Сверху над ними делалась кровля из теса или решетки. При тогдашней военной технике, примерно технике 14-15 вв., такой укреплённый городок представляет настоящую военную крепость того времени, со рвами и защитными приспособлениями. Обрывы и река тоже являются отличными природными укреплениями. Окружение лесом скрывало его от глаз непрошеных гостей».

Крепость невольно являлась заложницей в междоусобных войнах Новгорода Великого с Ростовом и Москвой того времени. На окраине современного Тарногского Городка есть улица Пограничная. Этому названию около шестисот лет. Ранее это была деревня Пограничная, выстроенная в полуверсте от крепости, к югу-востоку от неё и выполнявшая стратегическое назначение: она служила границей Новгородских и Ростовских владений. Не вдаваясь в исторические подробности отношений между великим князем московским Василием Васильевичем и его двоюродным братом Дмитрием Юрьевичем (по прозвищу Шемякой), мы все-таки можем на основании летописного источника привести пример жестокой расправы отряда татар и отряда москвичей во главе с юным великим князем Иваном Васильевичем с защитниками «города Кокшенгского». «Кокшеньга встретила их недружелюбно, ворота южной крепости - города Кокшенгского и других городков были заперты. Кокшары держали сторону Новгорода и сочувствовали Шемяке. Действия москвичей в такой обстановке очень лаконично позднее изложил устюгский летописец: «А князь великий Иван с Ондреевых селищ, из Галицины, пошел на Городишную, да на Сухону, да в Саленгу на Кокшеньгу, воюючи, а город Кокшенгский взял, а кокшаров секл множество, а с Кокшеньги на Вологду»[6]. Записано это летописцем под 6961 (1453) годом без указания точной даты осады и взятия города Кокшенгского. Учитывая темп сбора в поход и скорость движения войск того времени, можно предположить, что событие это произошло во второй половине февраля. В новгородской летописи сказано также, что войско князя Ивана Васильевича взяло не только город Кокшенгский, но и целый ряд других кокшенгских городков. С той поры за городом Кокшенгским закрепилось еще одно название - Тарнажская осада. Оно многократно упоминается в документах XVI-XVIII дробности веков[7].

Тарногский Городок после разорения войсками великого князя Ивана в 1453 году вновь отстроился и еще десятки лет служил крепостью, оберегая южные границы новгородского Поважья (территория по реке Ваге и ее притокам).Устюгский летописец зафиксировал ряд нашествий в 60-е годы XV века на Посухонье и Поважье, в том числе и в Кокшеньгу. В эти края наведывались тогда черемисы (марийцы), татары и вятчане: «В лето 6970 (1462)… рать черемиская с тотары казанскими приходили на Устюжский уезд, на» верх Югу реки, на волость Лоху, повоевали, в полон повели много русских голов. А устюжане ходили за ними в погоню; сугнав их, побили всех, а полон назад отполонили весь»[8] «Кокшенга издавна считалась «житницей» Северного края. Земли здесь, в бассейне реки Кокшеньги, довольно плодородны. Супески здесь чередуются с суглинками, а теплое континентальное лето, несмотря на довольновысокие северные широты (61-62 градусов сев. шир.) дает возможность вызревать не только озимой ржи. но и яровым культурам – овсу, ячменю, пшенице. Это обстоятельство делало Кокшеньгу счень рано (по мнению Н. В. Ильинского), уже в XIII веке «житницей Важского края». Она снабжала хлебом волости Поважья и Северного Подвинья и привлекала к себе внимание не только жителей Новгорода Великого, но и других областей средневековой Руси». Устюгский летописец зафиксировал еще ряд нашествий в 60-е годы XV века на Посухонье и Поважье, в том числе и в Кокшеньгу. «В лето 6974 (1466) по всей земле Русской хлеб призяб; ржи иныя ушли, а иныя призябли, а яровое жито все призябло, опричь ячмени. Того же лета на зиме, (в) Великое говинье, на пятой неделе в среду вечер, в первое стояние вятчана ратью прошли мимо Устюг на Кокшеньгу, а сторожи не слышали на городе. А шли по Сухоне реце вверх, а воеваша Кокшеньгу, назад шли Вагою вниз, а по Двине вверх до Устюга»[9]. Эти сведения о набегах на хлебную Кокшеньгу и взятии города Кокшенгского далеко не полны. Черемисы и татары еще не раз в голодные годы доходили до Кокшеньги и грабили ее.

Исторические факты иногда переплетаются с легендами, события перемешиваются в памяти народной. Подтверждения о разорении Городка, основанные на местных преданиях, были зафиксированы К. Свистуновым, одним из священнослужителей Богоявленской церкви, в статье «Тарножский городок»: «…некогда было здесь событие, памятное для местных жителей, которые часто рассказывают о нападении на Кокшеньгу какой-то «чуди некрещеной». Предание говорит только, что жители семи волостей кокшеньгских, услышав о неприятеле и желая защититься от него, собрались на погост Шевденицкой волости и, призвав на помощь Божью Матерь и Угодника Господня Николая Мирликийского Чудотворца… начали с восточной стороны погоста копать рвы, в том предположении, что неприятель непременно должен пойти с этой стороны, ибо с юго-восточной до западной протекала речка, около которой в то время земля была будто бы зыбучая, а с северной болото, тогда непроходимое. И не ошиблись мирные жители в своем предположении. Черная чудь действительно должна была подойти под их крепость с восточной стороны, и, как говорят, когда начинала спускаться во рвы, то народ старался преграждать ей вход на гору, скатывая с нея навоженные бревна, которыми давило многих неприятелей, а в некоторых из них собравшийся под кров Угодника Божия народ, для защиты себя не имевший никаких особенных орудий, бросал каменьями. Но усилия его должны были уступить ярости врагов, которые, как известно из сохранившихся доселе грамот, «в храме Николая Чудотворца и Преподобного Симеона Столпника церковную казну грабили и ящики с письмами поймали…Это-то событие и усвоило Шевденицкому погосту название городка, который по течению речки Тарноги и именуется Тарножским»[10]. Подробности взятия крепости мы находим в статье Силинского А, В. «Город Кокшенгский»: «»Осада «города» происходила в конце зимы, рвы с водой, защищавшие Городок со всех сторон, замерзли и были занесены снегом, что облегчало задачу осаждающих. к тому же войска князя превосходили по вооружению защитников крепости. Как свидетельствуют документы и предания, местные жители, укрывшись в «городке», оборонялись подручными средствами: рогатинами, бревнами и камнями. «Город» пал. Победители не церемонились с побежденными: в храме Николая Чудотворца и Симеона Столпника «церковную казну грабили и ящики с письмами поимали…». К описанию события прибавляется и предание. «В это время за рекой Тарногой появился на белом коне великомученик Георгий, а по другим сказаниям, Николай Чудотворец. Осажденные собрались в церкви Николая Мирликийского и Симеона Столпника и горячо молились об избавлении от врагов. Страх обуял врагов, и они обратились в бегство, но преследуемые видением были загнаны в болото, где все и погибли». Хорошо пересказанная К. Свистуновым легенда кое в чем отступала от правды. Зато правдиво описано обустройство крепости, всенародное рытье рвов и средства обороны (бревна, камни, отсутствие оружия у обороняющихся), поведение нападавших (ярость во время штурма, грабеж после победы).

Город Кокшенгский - Тарногский Городок, ремонтировавшийся после каждого разорения, вплоть до XVII века играл роль военного укрепления, защищавшего Кокшеньгу. В Тарногском Городке имелся склад, в котором хранился «государев наряд» - это был своеобразный периферийный арсенал. Несмотря на опасность, крепость была разоружена. Военные запасы пригодились Москве в Смутное время, когда Лжедмитрий II приближался со своими отрядами к столице. Летом 1607 года в Тарногский Городок с отрядом стрельцов прибыл некто Яков Анфиногенович Корсаков. Предъявив «наказ» великого князя Василия Ивановича Шуйского, он забрал из тарногского арсенала и увез в Москву 7 пищалей затинных, 3 рушницы, 1980 железных ядер к пушкам, больших и малых, 600 пулек свинцовых и три с половиной пуда (57, 3 кг) «зелья» (пороху) и «в том государеве наряде… выборным судейкам (Семейке Исакову да Пятому Ушакову и всем крестьянам Ромашевского стану Тарнажеские осады отпись дал за своею рукою и за печатью»[12].

Длительное время Тарножский Городок был одним из опорных пунктов Русского государства на Севере. Тарногская крепость сохранилась в роли периферийного арсенала и после вхождения новгородских земель в состав Московского государства (1478 год) До XVI века включительно эта крепость оберегала Кокшеньгу от поздних набегов татар, в начале следующего столетия она давала отпор польско-литовским интервентам. Со второй половины XVIIвека кокшеньгские городки утратили свое военное значение, к концу XVII века обветшал и бывший «город Кокшенгский», стены его сгнили, башни обвалились, рвы и подъемный мост перед воротами начали зарастать. Внутри «города» была небольшая деревянная церковь и несколько домов с узкими волоковыми окнами, затянутыми бычьими пузырям (Кокшеньга тогда не знала ещё стекла). На единственной узкой улице «города» Кокшенгского, возле торговых амбаров, бродили куры и поросята.

В писцовой книге за 1678 год (об этом пишет профессор ВГПИ Ю. Чайкина в «Словаре географических названий Вологодской области») сообщается, что Тарногский Городок окружен земляным валом, внутри для торговли устроено 28 лавок и 5 амбаров». По сведениям сарожила Городка А. Е. Шишкина, «вал разрушается. Рвы тоже много потерпели от действия весенних и осенних дождей. Через внешний ров сейчас построен мостик, а внутренний ров почти совсем завален в том месте, где теперь идёт дорога. По самой середине городища сейчас идёт проезжая дорога. На валу, на северном его конце, построен сейчас маслозавод, а на южном конце стоит дом псаломщика Ивановского

Городок Тарнянский превратился в обыкновенный церковный погост, но навсегда сохранил в своем названии слово «городок».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.