Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 1. Сравнение и счет предметов






 

Для формирования у первоклассников позитивного отношения к предмету «математика» важное значение приобретают первые уроки. Вот почему в этой книге особое внимание уделяется началу изучения курса.
Естественно, что ни семья, ни детский сад не могут дать всем 6—7-летним детям одинаковой подготовки для успешного обучения в школе и усвоения начальных математических знаний. Неоднородность состава учащихся 1 класса по подготовленности к школе обуславливает необходимость проведения специальных подготовительных занятий.
Поэтому традиционно всякий учебник по математике для 1 класса начинается с так называемого дочислового периода. В нашем учебнике этот раздел называется «Сравнение и счет предметов».
При изучении этого материала перед учителем стоит целый ряд весьма важных задач, связанных с выявлением и уточнением уровня математических знаний и представлений учащихся о количественном и порядковом значении числа, умением распознавать на моделях и чертеже основные геометрические фигуры (круг, квадрат и треугольник), ознакомлением с отношениями «больше», «меньше», «столько же», уточнением пространственных и временных соотношений, закреплением умения вести счет в пределах 10 (как прямой, так и обратный).
Принципиальное отличие предлагаемой методики состоит в том, что обучение с ориентацией на жизненный опыт учащихся заключается не в прямой пролонгации «дошкольной математики», как это часто бывает в традиционных курсах. Учебник предусматривает не только уточнение имеющихся знаний, но и продвижение ребенка именно в том направлении общего развития, которое является недостаточным, но к чему он внутренне готов из опыта его личных взаимоотношений с окружающими и сотрудничества в детском коллективе.
Так, уже с первых уроков учащимся предлагаются новые сведения о форме и величине предметов, их сравнении и упорядочивании, о сравнении численностей множеств и способах их уравнивания, о разбиении множества на части и сравнении численностей множеств, о взаимном расположении точек и линий.
Особенно важным в этот период является развитие речи малыша, способности объяснять и рассуждать. Материал учебника для первых уроков призван решать и эту проблему: здесь и «чтение» стрелочного письма, и различного рода задания на моделирование и схематизацию пространственных отношений «между», «вне», «внутри» и т. д.
Надо сказать, что буквально с первых уроков идет подготовка к изучению величин: длина, масса и емкость. В процессе выполнения заданий на сравнение предметов по величине и измерение длин различными мерками у учащихся расширяются представления о числе. Они убеждаются, что числа получаются не только в результате пересчета элементов конечных предметных множеств, но и в результате измерения величин.
Известно, что счет возникает и применяется на сравнительно высоком уровне развития математических элементов мышления. Ему предшествует несколько ступеней усовершенствования логических суждений, связанных с рассмотрением конечных совокупностей предметов и приемами выделения этих совокупностей. В этой связи в первый раздел учебника включены упражнения на умение выделять свойства предметов (форма, размер, материал, назначение и т. д.), сравнивать и упорядочивать предметы по величине, группировать предметы по выделенному признаку, устанавливать соответствие между конкретными конечными группами предметов, сравнивать численности конечных множеств путем установления соответствия между их элементами.
Лишь в результате выполнения операций сравнения и сопоставления предметов и их совокупностей, упорядочивания и восстановления целостности множества и развития сопровождающей эту деятельность речи у ребенка вырабатывается среди прочих способность создавать абстракции, необходимые для счета.
В результате изучения этого материала дети должны знать, что вопрос «Сколько?» требует счета, а результат счета не зависит от порядка, в котором его выполняют.
Эту работу следует проводить так, чтобы ребенок мог самостоятельно наблюдать, сравнивать, выделять из окружающей обстановки такие предметы, по отношению к которым можно задать вопрос со словом «сколько».
В качестве счетного материала сначала лучше использовать однородные предметы, отличающиеся цветом или размерами, например разноцветные кружки, елочки разной высоты и т. п. Позже для счета можно уже использовать совокупности предметов разного вида, формы. Например, игрушки или персонажи из сказки «Теремок».
Очень полезны в этот период задания, при выполнении которых по выставленному на наборном полотне ряду игрушек или геометрических фигур (разного цвета, размера и формы) дети задают как можно больше вопросов со словом «сколько».
Например:
— Сколько синих фигур? Сколько красных?
— Сколько кругов? квадратов? треугольников?
— Сколько больших фигур? Сколько маленьких?

Счетный материал желательно располагать по-разному: в ряд (близко друг к другу или с большими промежутками между предметами), хаотично, вроссыпь, по кругу, крестом и т. д. Важно, чтобы дети поняли, что счет предметов можно начинать с любого из них, счет не зависит от порядка расположения предметов. И если последний предмет оказался, к примеру, седьмым, то всего — семь предметов.
С первых же уроков дочислового периода отрабатывается умение сравнивать группы предметов или, по-другому говоря, численности множеств. Работу в этом плане следует вести таким образом, чтобы дети самостоятельно с помощью практических действий на раздаточном материале могли устанавливать взаимно однозначное соответствие между элементами множеств. Например, учитель привлекает внимание детей к фланелеграфу, на котором в один ряд помещено 6 цветных изображений хоккеистов, а на некотором расстоянии от них — 7 клюшек. «Хватит ли хоккеистам клюшек? Как узнать?» — спрашивает он у детей. Вызванный к доске ученик ставит рядом с каждым хоккеистом клюшку. Выясняется, что одна клюшка лишняя.
— Каких изображений больше: хоккеистов или клюшек?
— Как сделать так, чтобы хоккеистов и клюшек стало поровну?
Дети предлагают два способа уравнивания групп предметов: убрать лишний предмет или добавить недостающий.
Особое внимание в этот период придается упражнениям на подготовку к письму цифр. Уже на первых уроках первоклассники знакомятся с точкой, точечной и клетчатой разлиновкой, учатся отмечать точки и рисовать простейшие узоры и орнаменты по заданному образцу. Учитель обращает внимание детей на точку пересечения каких-либо двух прямых линий в клетчатой разлиновке тетради, учит отмечать эти точки карандашом.
Первоклассники учатся отмечать и такие точки, через которые данные прямые не проходят, например центр клетки. Важно научить детей отмечать также середину стороны клетки и точки в углах клетки (нижнем левом, верхнем правом и т. п.).
Упражнения на копирование рисунков, выполненных на клетчатом фоне, предлагаются не столько с целью подготовки детей к письму и для развития мелкой моторики руки, но и для обучения детей действовать по образцу, выполнять «калькирование» изображения. Здесь активно работает все — и внимание, и ориентировка на плоскости, и планирование действий. Заметим, что умение действовать по образцу, правильно переписать задание, а также копировать изображение при усвоении математики играет весьма важную роль.
Первые подготовительные упражнения к письму цифр направлены на формирование умения видеть рабочую строку тетради в клетку (горизонтальный ряд клеток), отдельную клетку в строке, столбики (вертикальный ряд клеток), различать верхнюю, нижнюю, левую и правую стороны клетки, точки (центр клетки, середины сторон, вершины) и углы клетки.
Далее, во втором разделе, эта работа продолжается. Узоры для рисования усложняются, дети учатся рисовать по клеткам и точкам геометрические фигуры (квадраты, круги, треугольники и др.) и различного рода узоры из них.

Примерные конспекты уроков 1
(Учебник. Часть 1)

УРОК 1 (первая четверть).
Какая бывает форма (с. 4—5)

Цели урока:
1) познакомить учащихся с учебником математики, задачами обучения;
2) выяснить значение слова «форма», тренировать умение различать предметы по форме, сформировать представление об основных видах геометрической формы: квадратная, треугольная, круглая;
3) упражнять в счете предметов, выяснить знание слов-числительных (количественных и порядковых) и их последовательности при счете.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.
Учитель:

— Ну-ка, проверяй, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё в порядке? Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?

Мы начинаем урок математики. На этих уроках вы будете учиться считать, решать примеры и задачи, чертить фигуры и играть в математические игры. Но чтобы хорошо учиться математике, нужно быть очень внимательными. Давайте потренируемся во внимании.
2. Устные упражнения. Счет от 1 до 10.
— Внимательно осмотрите учебный класс, в котором вы сидите. Скажите, сколько в классе окон.
— Сколько шкафов (дверей, комнатных растений)?
— Сколько парт в первом ряду, у окна? (Ряд показывает учитель.)
— Сколько девочек во втором ряду? (Ряд показывает учитель.)
— Сколько мальчиков в третьем ряду? (Ряд показывает учитель.)
3. Сравнение по форме.
— Сегодня праздник. Первый день занятий в школе. Ученики пришли в школу нарядные, в новой форме, с цветами. Почему наш класс сегодня такой красивый? (Много букетов цветов.)
Учитель показывает два гладиолуса одинаковых размеров, но разного цвета.
— Рассмотрите два цветка из букета. Чем они похожи? Чем различаются? (Форма одна, цвет разный.)
Далее учитель предлагает детям сравнить гладиолус и георгин того же цвета. (Цвет один, форма разная.)
Учитель выставляет на наборном полотне зеленые листья березы, клена и дуба.
— Что общего? (Цвет.) Чем различаются? (Формой.) Игра «День-ночь». (Дети закрывают глаза, учитель меняет местами два листочка. Дети открывают глаза и выясняют, что изменилось.)
4. Физкультминутка.

Один, два — выше голова. Три, четыре — руки шире. Пять, шесть — тихо сесть. Семь и восемь — лень отбросим.


5. Знакомство с учебником.
С помощью учителя дети рассматривают обложку учебника, читают обращение к первоклассникам.
1) Выяснение значения слова «форма».
— Посмотрите на иллюстрации вверху левой страницы учебника. Скажите, кто на них нарисован. Как вы догадались? (Учащиеся в школьной форме, солдат в военной форме и т. д.)
Вывод: Люди одеты в разную форму в зависимости от того, чем они занимаются.
2) Знакомство с видами геометрической формы.
— Назовите фигуры, которые вы знаете.
Учитель демонстрирует геометрические фигуры, которые обычно уже знакомы детям: квадрат, круг, треугольник. Желательно, чтобы все они были одного цвета. Если ребята не знают каких-то фигур, то учитель называет их сам, приводит примеры предметов из окружающей обстановки, имеющих такую же форму.
— Какие предметы вокруг нас имеют квадратную форму? (Носовой платок, плитка паркета, клетка шахматной доски и т. д.)
— Найдите в классе предметы круглой формы, треугольной формы.
3) Сравнение предметов по форме.
— Рассмотрите картинку на левой странице учебника. Что на ней нарисовано? (Пряники.)
— Пряники какой формы кажутся вам самыми вкусными?
Желательно, чтобы, отвечая на последний вопрос, учащиеся проговаривали, например: в форме елочки, круглой формы, квадратной формы и т. д.
4) Игра «Узнай предмет по его тени».
— Я принесла игрушки. На странице справа, вверху, художник изобразил фотографии их тени. Отгадайте, какие это игрушки.
— Опишите тень, какая бывает у мяча, кубика, колпака волшебника. Используйте подсказку художника на рисунке посередине.
5) Закрепление представлений о форме предметов.
— Найдите на рисунке знакомые вам фигуры.
Заметим, что эти рисунки составлены не только из треугольников, квадратов или кругов. Здесь более развитые учащиеся могут выделить также и прямоугольники, сосчитать их. Однако требовать от всех первоклассников умения распознавать эту фигуру на чертеже на данном этапе не следует.
6. Физкультминутка.

Встали дружно мы с тобой, Развели руками. Хлоп — Треугольник над главой Сделали мы сами. Хлоп руками пред собой — И в замочек их заключим, Появился круг большой, Тот, который мы здесь учим. А теперь он будет рад, Если сложишь ты квадрат.

 

7. Работа в тетради.
— Правила посадки при письме. Ориентировка в тетради (верх, низ, поля, край, середина, клетка).
— Выполнение упражнений учебника.
8. Итог урока.
— Что вам больше всего понравилось на уроке?
— Что показалось легким? трудным?
— Что расскажете о сегодняшнем уроке дома?
— А теперь задание на следующий урок. Попробуйте в предметах домашней обстановки найти «спрятавшиеся» в них геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). Расскажите нам завтра об этом.
Замечание. Для отработки умения определять форму предмета на данном и последующем уроках полезно использовать специальные задания на осязание. С этой целью учитель может легко приготовить 5—6 пособий на угадывание формы по контуру фигуры. Каждое такое пособие представляет собой кусок картона размером 15 × 15 см с наклеенными на него зернышками пшена (горошинами, бисером или бусинами) в виде квадрата, круга, прямоугольника, треугольника или овала 2. Важно, чтобы расстояние между зернышками было не больше 2—3 мм, а угадываемая фигура могла быть полностью накрыта ладошкой первоклассника.

Например, дети закрывают глаза, нащупывают зернышки и, обводя их пальцем, а при необходимости и ощупывая ладонью, определяют, какую форму они образуют.

 

УРОК 2. Разговор о величине (с. 6—7)


Цели урока:
1) научить определять величину предмета (большой — маленький, широкий — узкий, толстый — тонкий, высокий — низкий);
2) закрепить представления о форме предметов, плоских фигур, умение считать предметы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Сообщение темы урока.
2. Устные упражнения.
— Кнам на урок пришли гости из сказки про Вини-Пуха и его друзей. Они принесли с собой задания. (Учитель ставит на наборное полотно изображения Вини-Пуха, Совы, Пятачка, ослика Иа-иа.)
1) Сова — счет от 2 до 8, от 7 до 1, от 4 до 10, от 9 до 3.
2) Пятачок — счет предметов, расположенных а) по кругу; б) крестом; в) горкой (в виде треугольника).

— Пятачок сам не может справиться с этими задачами и просит помощи у вас, ребята. Помогите Пятачку сосчитать геометрические фигуры.
Заметим, что в последнем случае при подсчете треугольников важно, чтобы дети видели все 10 фигур.
Если учащиеся испытывают затруднения, то вместо геометрических фигур можно использовать изображения предметов или игрушек.
3) Ослик Иа-иа — уточнение представлений о форме. Ослик просит отгадать загадки.

Он большой, как мяч футбольный, Если спелый — все довольны. Так приятен он на вкус, Что за шар это? (Арбуз.) Красный нос в землю врос, А зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен, Нужен только красный нос. (Морковь.) Летом в огороде свежие, зеленые, А зимою в бочке желтые, соленые. (Огурцы.)

По мере отгадывания этих загадок учитель выставляет на наборное полотно картинки, на которых изображены арбуз, морковь, огурцы. Рядом выставлены модели геометрических фигур — коричневый квадрат, зеленый круг, красный треугольник и зеленый овал.
— А теперь внимательно посмотрите и выберите те геометрические фигуры, которые по форме напоминают эти предметы. (Дети выходят к доске и выкладывают под картинками арбуза, морковки и огурцов соответственно круг, треугольник и овал.)
— Какие еще фигуры вы знаете? (Квадрат.)
— Кто из вас отыскал в домашней обстановке предметы, похожие на эту фигуру? (Ответы детей.)
3. Сравнение предметов по размеру.
Звучит фонограмма песенки Винни-Пуха (один куплет). Учитель прикрепляет на доску изображение Винни-Пуха и Пятачка.
— Все они собрались идти в школу и взяли с собой разные предметы (книги, тетради, закладки, пеналы, карандаши — они одинаковые по форме и цвету, но различаются по размеру):
— два карандаша (длинный и короткий);
— две тетради (толстая и тонкая);
— закладки (широкая и узкая);
— пеналы (легкий и тяжелый);
— книги (большая и маленькая).
Дети выясняют, чем различаются эти предметы, и пытаются определить, кому из указанных героев какой предмет принадлежит. Например, они говорят, что Винни-Пух больше Пятачка, значит, он мог взять большие предметы, а Пятачок — маленькие. Так, толстую тетрадь взял Винни-Пух, потому что он тоже толстый, а тонкую тетрадь, наверное, взял Пятачок — он худенький. И т. д.
4. Физкультминутка.

Топай, мишка, Хлопай, мишка, Приседай со мной, братишка. Руки вверх, вперед и вниз, Улыбайся и садись.

5. Работа по учебнику.
Выполнение заданий на с. 6—7 учебника.
При выполнении задания на с. 6 желательно, чтобы дети сравнивали по величине однородные предметы: а) клоуны толстый и тонкий, у одного шарф длинный, а у другого короткий (у одного шарф узкий, а у другого широкий); б) шары большой и маленький; в) одна тумба низкая, а другая высокая.
Рассматривая картинки на с. 7 и сравнивая по размеру предметы, дети должны заметить ошибки и несоответствия. Например, на первой картинке изображены тарелка и кувшин. Тарелка мелкая, а кувшин глубокий, поэтому лиса не может есть из тарелки, а журавль — из кувшина. На второй картинке заяц и слон качаются на качелях. Заяц легкий, а слон тяжелый, поэтому заяц не может перевесить слона на качелях.
На третьей картинке бабушка и мальчик едут в автобусе. Бабушка старенькая, ей трудно ехать стоя, а мальчик молодой, он должен уступить бабушке место.
На последней картинке изображена лесная полянка, на которой расположены ель, гриб, земляничка и рядом воробей. Ель должна быть высокая, а земляничка и гриб низкие. Воробей большой, а земляничка маленькая.
6. Физкультминутка.

Мы становимся все выше, Достаем руками крыши, На два счета поднялись, Три, четыре — руки вниз.

(Исходное положение: дети стоят у края парт. Затем подтягиваются на носках, поднимают руки вверх и на счет три, четыре — опускают.)
7. Работа в тетради. Подготовка к письму цифр.
8. Итог урока.
— Кто сегодня помогал вам учиться?
— Какие задания вы запомнили?
— Чему учились на уроке?

 

УРОК 3. Расположение предметов (с. 8—9)


Цели урока:
1) уточнить пространственные представления детей, научить ориентироваться на местности, используя слова «перед», «за», «между», «справа», «слева», «на», «над», «под»;
2) закрепить представления о форме и величине предметов, умение сравнивать предметы по форме, цвету и величине, выражать в речи признаки сходства и различия, счет предметов — как прямой, так и обратный.

ХОД УРОКА

Организационный момент. Сообщение темы урока. 2. Устные упражнения и практическая работа. 1) Счет в пределах 10. Сравнение предметов по размеру. Учитель выставляет на полку по одной игрушке животных: заяц, жираф, обезьяна, слон, лиса (всего 5). Дети считают про себя. — Сколько всего игрушек? (Всего 5 игрушек.) Затем учитель просит ученика поставить еще одну игрушку (медведь). — Сколько стало игрушек? (Стало 6 игрушек.) — Кто из этих животных самый высокий? Самый толстый? Самый маленький? И т. д.3 2) Расположение предметов в пространстве. Игра «День-ночь». — Назовите игрушку слева от жирафа. Справа от слона. — Кто стоит между обезьяной и лисой? Кто в этом ряду первый слева? Кто последний? 3) Практическая работа. «Геометрическое лото». — Положите перед собой на парту желтый круг, сверху красный круг, снизу зеленый. Что получилось? (Светофор.) — Возьмите в левую руку треугольник, а в правую квадрат. Покажите. — Расскажите, что вы видите на парте? Под партой? Над головой? Впереди? Позади? Слева? Справа? 3. Физкультминутка.

Наш мишутка потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Лапы в стороны развел, Меду, видно, не нашел.

4. Работа по учебнику.
Выполнение заданий на с. 8—9 учебника.
1) По картинке на с. 8, где дети играют в прятки, учащиеся под руководством учителя составляют небольшой рассказ, используя слова «на», «над», «слева», «справа», «за», «вверху», «внизу». Чтобы облегчить первоклассникам задачу, учитель может задавать учащимся наводящие вопросы: «Кто водит? Где он стоит? Кто спрятался за скамейкой? За кустом? Кто спрятался под скамейкой? Где лежит портфель? Кто забрался на крышу? На дерево? Кто стоит под деревом? Что расположено слева от дерева? Что справа от него?» И т. д.
2) Второе задание на с. 8 имеет целью выяснение относительности позиций справа и слева. Здесь первоклассники должны заметить, что на обеих картинках медвежонок держит синий мяч в правой лапке, а красный в левой. Поэтому на каждой картинке относительно медвежонка синий мяч будет справа от него, а красный слева. Однако по отношению к читателю на картинке слева синий мяч расположен слева от медвежонка, а красный справа. И наоборот, когда медвежонок повернулся к нам спиной, то синий мяч будет справа от медвежонка, а красный слева от него.
3) Закрепление представлений о взаимном расположении предметов. Рассматривая картинки к сказкам «Бременские музыканты» и «Репка», дети составляют небольшие рассказы с использованием указанных под картинками слов. Можно эту работу провести так. Учитель начинает предложение, а дети его заканчивают. Например, по первой картинке можно составить предложения с таким началом: «Вверху стоит...», «Внизу...», «Над собакой...», «Под котом...».
4) Повторение. Сравнение по форме, цвету, размеру.
5) Аппликация. Выполнение задания по взаимному расположению предметов (у доски на фланелеграфе, на партах). При наличии времени полезно провести дополнительную работу по преобразованию полученной картинки. Например, учитель просит детей изменить картинку так, чтобы яблоня стояла слева от домика или за ним. Можно предложить учащимся составить с этими же предметами свою картинку и потом объяснять, что где находится. Важно следить за тем, чтобы дети, увлекшись творчеством, не утратили чувство правдоподобности и объективно оценивали эстетическую ценность собственного творения.
5. Физкультминутка.

Утром встал гусак на лапки, Приготовился к зарядке. Повернулся влево, вправо, Приседанье сделал плавно, Клювиком почистил пух И скорей за парту плюх.

6. Работа в тетради.
Выполнение первого задания (узор из крестиков) можно несколько усложнить, связав с новым материалом. Для этого учитель предлагает сначала нарисовать в ряд только три крестика. Затем обвести синим цветом клеточку, в которой крестик в середине, крестик слева от него заключить в клеточку желтого цвета, а справа — красного.
Далее можно продолжить этот узор, но в слабом классе вполне достаточно ограничиться этой работой и продолжить рисовать только крестики. Второе задание желательно выполнить полностью.
7. Итог урока.
— Что интересного было сегодня на уроке?
— Какие слова помогают нам найти предмет?
— Что вы рисовали в тетради?
Задание. Расскажите дома, какую вы составили картинку из фигур Приложения.

 

УРОК 4. Количественный счет предметов (с. 10—11)


Цели урока:
1) совершенствовать умение вести счет предметов в пределах 10 как прямой, так и обратный;
2) закрепить умение ориентироваться на местности, используя слова «перед», «за», «справа», «слева», «на», «над», «под», умения сравнивать предметы по форме, цвету и величине.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Сообщение темы урока.
2. Повторение.
1) Закрепление представлений о взаимном расположении предметов.
Учитель обращает внимание детей на картинки на наборном полотне, где выставлены изображения Буратино, Пьеро, Лисы Алисы, Кота Базилио, Артемона, Мальвины и Колобка.
— Кто лишний? (Колобок.)
— Почему? (Все остальные герои сказки «Приключения Буратино».)
— Кто стоит слева от Пьеро? Справа от Лисы? Кто стоит между Колобком и Артемоном? Кто первый? Кто последний?
Игра «День-ночь». (Учитель закрывает занавеской ряд этих картинок и задает вопрос: «Что изменилось?» Отвечая, дети должны использовать слова «перед», «за», «справа», «слева», «между».)
2) Закрепление представлений о свойствах предметов.
— Рассмотрите фигуры в каждой паре. Назовите их и скажите, что изменилось: форма, цвет или размер. (На доске — пары геометрических фигур; фигуры в каждой паре различаются только одним признаком.)

 

Геометрическое лото.
Составьте узор из фигур геометрического лото. Возьмите 3 кружка: желтый, красный и синий. Положите их на парту так, чтобы вверху был красный кружок, а желтый кружок лежал между красным и синим.
Положите справа от желтого кружка красный квадрат, а слева — синий квадрат.
— Сколько всего фигур использовали? Сколько кругов? Сколько квадратов? Чего больше? Чего меньше?

3. Счет предметов в пределах 10.
Учитель напоминает детям о том, что все предметы вокруг можно считать. Для этого используют слова: «один», «два», «три» и т. д.

Расставил Андрюшка в два ряда игрушки. Рядом с мартышкой — плюшевый мишка, Вместе с лисой — заяц косой, Следом за ними — еж и лягушка. Сколько игрушек расставил Андрюшка? (6 игрушек.)

— Перечислите, как запомнили, какие игрушки были у Андрюшки? (Ответы детей.)
— Догадайтесь, почему он их так расставил? (Дети должны заметить, что так лучше запомнить игрушки. Например, они могут привести такие доводы: Мартышка и мишка — большие, они одного цвета. Лиса всегда гоняется за зайцем, а еж и лягушка — маленькие. Могут быть, конечно, и другие аргументы.)
— Положите перед собой столько палочек, сколько раз я хлопну в ладоши, постучу карандашом по столу.
— Считайте «про себя», сколько овощей. (Учитель выставляет на наборном полотне по одной картинки овощей. Их может быть 8—9.)
Далее можно задать вопросы на взаимное расположение предметов: «Какой овощ лежит справа от моркови? Слева от свеклы? Какую картинку я поставила перед капустой? После огурца?» И т. д.
4. Физкультминутка.
— Сделайте 5 приседаний; 3 наклона вправо, 3 наклона влево; 10 прыжков на месте.
Сколько раз вы приседали? наклонялись? прыгали?
5. Работа по учебнику.
Выполнение заданий учебника на с. 10—11.
1) По иллюстрациям к мультфильму о козленке, который умел считать до 10, дети должны восстановить сюжет сказки и продолжить указанные предложения так: «Один — это козленок. Два — это теленок. Три — это корова. Четыре — это бык. Пять — это конь. Шесть — это свинья. Семь — это кот. Восемь — это пес. Девять — это баран. Десять — это капитан (гусь)».
2) Рассматривая картинку к сказке «Теремок» (с. 11), учащиеся составляют разнообразные вопросы со словом «сколько» и отвечают на них. Желательно, чтобы дети использовали в этих вопросах свои знания о расположении предметов. Например: «Сколько цветов на клумбе перед теремком? Сколько окошек внизу? Сколько деревьев слева от медведя?»
3) Задание с рыбками на с. 11 имеет целью закрепление умений считать предметы и различать их по цвету, форме и размерам. Сначала удобно сравнить рыбок попарно в каждом столбике, выяснить, чем они похожи и чем различаются. Затем можно провести аналогичное сравнение по строкам, где уже по три рыбки. Здесь ребятам следует выяснить, что изменилось: цвет, форма или размер.
6. Физкультминутка.

Можешь пальцы посчитать? Один, два, три, четыре, пять. На другой руке опять: Один, два, три, четыре, пять. Десять пальцев, пара рук — Вот твое богатство, друг.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.