Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 5 Художественная система






Художественные системы в зависимости от подхода к реализации (внедрению) моделей можно классифицировать на следующие основные группы:

1) автономная художественная система (моносистема);

2) “семейство”;

3) “гарнитур”;

4) “комплект”;

5) “ансамбль”;

6) “коллекция”.

 

Проектируя художественную систему “семейство ”, художник-модельер решает композицию каждой модели семейства на одной конструктивной основе. Различными могут быть материалы, форма неосновных деталей, их расположение, отделка и др. Существование такого рода системы вызвано потребностями рациональной организации технологического процесса производства изделий в промышленности. Рост объема производства и производительности труда, расширение и улучшение качества швейных изделий связаны с максимальной унификацией всего процесса моделирования на основе требований массового поточного производства. Это до известных пределов требует подчинения процесса проектирования возможностям технологических потоков и экономической выгоде промышленного предприятия. Акцент делается не столько на то, как оценит модель покупатель, сколько на то, с какими материальными и трудовыми затратами она будет изготовлена в массовом производстве.

 

Творческая работа художника при этом должна вестись на основе установленных на какой-то срок жестких требований унификации:

 

1) определенный ассортимент одежды;

2) установленные и взаимозаменяемые ткани;

3) применение заранее обусловленных модных силуэтов в каждой возрастной и полнотной группе;

4) одинаковые конструктивные основы для всех силуэтов одежды;

5) ограниченное количество некоторых конструктивных частей и деталей – рукавов, воротников, карманов и др.;

6) использование только унифицированных деталей при моделировании и конструировании одежды.

 

 

Художественная система “комплект” имеет наиболее широкое распространение в проектировании одежды. Комплекты костюма специально разрабатываются для промышленности.

Комплект (в переводе с латинского означает “полный”) – это полный набор одежды и предметов, дополняющих ее и составляющих вместе с ней костюм, отвечающий определенному, конкретному назначению. Одежда и предметы в комплекте связаны между собой стилевым единством художественного решения формы.

Так, по отношению к одежде говорят: дорожный комплект, комплект для службы, спортивный комплект, комплект для пляжа. В зависимости от сезона и других условий дорожный комплект, например, может состоять из пальто, сарафана, блузки, жилета (безрукавки, длинной или короткой), юбки, брюк. Отдельными комплектами делаются и дополнения к ним: головной убор, перчатки, обувь, пояс, сумка и др. Летний повседневный комплект может состоять из костюма с короткими рукавами, блузки, шорт, головного убора, головной повязки.

При специализации промышленности части комплекта изготовляются целым рядом предприятий. При этом огромное значение имеет согласованность работы этих предприятий, участвующих в выпуске частей комплекта.

Система “комплект ”позволяет достичь высокого художественного уровня вещей, составляющих костюм, так как одежда и ее дополнения, входящие в комплект, связаны между собой единством назначения и художественного решения. Важной особенностью комплекта является взаимозаменяемость его частей в зависимости от назначения. Замена одной вещи другой, взятой из комплекта, не должна нарушать его художественную целостность. Для этого вещи, составляющие комплект, должны быть равнозначны друг другу.

Связь частей комплекта строится на использовании различных отношений и ритмического повторения каких-либо составных первичных элементов формы: силуэта, линий, цвета, отделки и др.

 

Проектирование одежды в художественной системе “ ансамбль ” – более высокий уровень и более сложная ступень творчества.

Современное определение ансамбля как вида художественной системы вытекает из его исторически сложившегося понимания, основанного на анализе самых различных произведений прикладного искусства. “ Ансамбль ” (в переводе с французского означает “вместе”) в костюме – это совокупность составляющих его предметов, решенных по определенному идейно-художественному замыслу. В широком смысле слова ансамбль определяет образную связь костюма с человеком, его мировоззрением, видом деятельности, обстановкой (пикник, городская улица, офис, дом, театр, транспорт; весна, лето, осень, зима; утро, день, вечер).

В профессиональном, узком смысле слова ансамбль – это продуманная связь и соподчинение одежды и дополнений, составляющих в целом костюм для определенного человека, для конкретной ситуации, для выражения художественного образа.

В ансамбле, в отличие от комплекта, одежда и ее дополнения помимо согласованной связи еще и подчинены друг другу. Ансамбль в костюме обязательно имеет какую-то часть, главенствующую над остальными частями, причем и подчиненные части могут быть неравнозначны между собой. В ансамбле ничего нельзя ни прибавить, ни убавить, ни заменить без нарушения его художественной образности.

В повседневной жизни, на службе, дома, на улице удобнее пользоваться комплектами одежды и дополнений, так как вещи комплекта можно заменять. При этом, заменяя одну вещь другой, можно менять и назначение костюма, используя его для того или иного вида деятельности. Можно, конечно, проектировать как ансамбль костюм любого назначения, но это не всегда бывает целесообразно и практично. Однако есть костюмы, которые надо разрабатывать только на основе художественной системы “ансамбль”. К ним относятся нарядные туалеты, костюмы для особо торжественных случаев, например, для свадьбы, а также костюмы специального назначения (эстрадный, зрелищный).

Проектирование костюма в ансамбле начинают с определения его главной части в соответствии с художественным образом и назначением. Чаще всего главной частью ансамбля является одежда или какая-либо ее часть, но могут быть и такие случаи, когда композиционным центром (главной частью) ансамбля будет не одежда, а, например, шляпа или украшение. Число предметов, вещей, составляющих костюм в ансамбле, может быть весьма различным – меньшим или большим в зависимости от их необходимости для выражения художественного образа и требований, предъявляемых к конкретному ансамблю. Согласованность и связь частей ансамбля строятся на тех же основных закономерностях композиционного процесса, что и в системе “комплект”. Соподчинение частей ансамбля, выделение его композиционного центра, динамика основываются на законах соподчинения и читаемости формы в композиции костюма.

Система “ансамбль ” в костюме более, чем другие художественные системы, может выразить образное, эмоциональное содержание формы, а потому широко применяется в моделировании одежды как самое действенное средство раскрытия через художественные образы формы развития жизни, реальной действительности, общественного вкуса и направления моды.

Система “ ансамбль ” для проектирования моделей одежды в промышленности имеет ограниченное применение, так как ансамбль – это специализированный и индивидуализированный костюм, который можно воспроизводить только в очень малых тиражах, что не рационально для промышленности; кроме того, при узкой специализации швейных предприятий затруднителен выпуск составных частей ансамбля.

Главное назначение художественной системы “ ансамбль ”– это разработка новых художественных предложений, пропаганда нового образного направления моды и творческой работы художника-модельера.

 

Новые тенденции моды ставят перед промышленностью требование подготовки к смене всего ассортимента изделий, составляющих костюм. Эту смену надо осуществлять организованно, продуманно и в определенные сроки.

 

Для одновременного показа большого числа моделей их нужно объединить, связать в единое целое, отражающее стиль времени, образ жизни и требования развития моды. Все это приводит к необходимости разработки новой, широкой по своему значению, охвату вещей художественной системы – “коллекция ”.

Художественная система “ коллекция ” – это совокупность новых предложений моделей (или проектов моделей), построенная на согласовании, связи и развитии определенных пластических идей формы и раскрывающая эмоционально-художественную выразительность через художественные образы человека в костюме.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.