Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОТ АВТОРА-СОСТАВИТЕЛЯ 5 страница






МИКРОЦЕФАЛИЯ (от греч. mikros — маленький и kephale — голова) — значительное уменьшение размеров черепа (соответственно — головного мозга) при сохранении нормальных размеров других частей тела. Возникает в результате врожденного недоразвития или внутриутробного заболевания мозга, в частности вследствие перенесенных матерью в первые месяцы беременности вирусных заболеваний. При М. рост головы замедлен, черепные швы сужены, •лицевая часть черепа преобладает над мозговой. Сопровождается интеллектуальной недостаточностью, как правило, глубокой (имбецильность и идиотия).

МИМИКО-ЖЕСТОВАЯ РЕЧЬ — термин, традиционно принятый в отечественной сурдопедагогике для обозначения формы общения глухих посредством жестов. Данный термин введен в обиход в первой половине XIX в., когда понятие «мимика» имело более широкое значение и под мимической речью понималось общение при помощи движений рук и мышц лица. В совр. лит-ре предпочтение отдается термину «жестовая речь».

«МИМИЧЕСКИЙ МЕТОД» — система обучения глухих на основе использования мимико-жестовой формы речи. Разработан в середине XVIII в. во Франции Ш. М. де ль'Эпе. Сторонники «М. м.» исходили из концепции совершенствования прирожденных способностей глухого ребенка посредством использования естественных жестов. Язык жестов расценивался как наиболее приемлемое для глухого средство мышления и общения на всех этапах возрастного развития. На этой основе глухие должны были обучаться дактильной и письменной речи, получать знания об окружающем мире. Ставились гуманные цели приобщения глухих к активной жизни и деятельности. Однако их достижение оказывалось затруднительно вследствие внутренних противоречий самой дидактич. системы: деятельность глухих ограничивалась узким кругом общения между собой, освоение родного языка в словесной форме на основе жестов вызывало трудности, несмотря на попытки привнесения в мимико-жестовую речь грамматич. символов. Тем не менее система «М. м.» оказалась весьма жизнеспособной, хотя впоследствии претерпела ряд усовершенствований.

МИНИМАЛЬНАЯ МОЗГОВАЯ ДИСФУНКЦИЯ - нарушение функции ЦНС вследствие микроповреждений коры и подкорковых структур головного мозга. Возникает главным образом в результате кислородного голодания плода во внутриутробном периоде и в процессе родов (см. Асфиксия новорожденных). Поскольку в данном случае отсутствуют грубые органич. повреждения, диагноз, как правило, ставится не сразу после рождения. Наиболее частое проявление М. м. д. — гипердинамический синдром.

МИОПИЯ - см. БЛИЗОРУКОСТЬ.

МОНГОЛИЗМ — название, под к-рым английским врачом Л. Дауном впервые была описана хромосомная болезнь, впоследствии названная его именем (см. Дауна болезнь). Термин был предложен в связи с характерным внешним видом больных, несколько напоминающим монголоидный антропологический тип. В современной лит-ре данное название болезни практически не употребляется, а нек-рые авторы даже указывают на его некорректность.

МОРАЛЬНАЯ ДЕФЕКТИВНОСТЬ - термин, к-рым в 10-20-х гг. XX в. в заруб, и отечественной психолого-педагогич. науке обозначалась широкая категория детей, включавшая как детей, страдающих нарушениями характера и эмоционально-волевой сферы, так и детей, склонных к агрессивному и противоправному поведению, педагогически запущенных, беспризорных и т. п. Т. е. под М. д. понималось явное отклонение от общепринятых норм поведения. Такая трактовка была неоправданно расширительной, поскольку объединяла на основании внешних поведенческих проявлений разнородные группы детей.

В работах П. П. Блонского, А. Б. Залкинда, Л. С. Выготского было убедительно показано, что основные причины М. д. лежат преимущественно во внешних (по отношению к ребенку) условиях, т. е. М. д. определяется главным образом недостатками воспитания, педагогической запущенностью, социальной депривацией и т. п. В резолюциях II съезда по социально-правовой охране несовершеннолетних (1924) была отмечена недопустимость подразделения детей на нормальных и морально дефективных.

В совр. дефектологич. лит-ре термин «М. д.» не употребляется.

МУТИЗМ (от лат. mutus — немой) — отказ от активной речи. Возникает преимущественно в школьном возрасте в результате психич. травмы. Представляет собой невротич. реакцию на психотравмирующую ситуацию. В зависимости от природы этой травмы М. может быть тотальным (полное и постоянное молчание) или, чаще, избирательным (проявляющимся лишь в определенных случаях); нередко возникает на фоне заикания. Если М. сохраняется длительное время, это может привести к ЗПР.

Прогноз в большинстве случаев благоприятный: устранение психотерапевтич. методами патологических реакций на травму способствует полному исчезновению М. В тех случаях, когда М. является симптомом РДА или шизофрении, его преодоление зависит от лечения основного заболевания.

Н

 

НЕВРАСТЕНИЯ — одна из форм невроза, характеризующаяся нарушениями мотивационно-волевой сферы: робостью, пассивностью, неуверенностью в себе. Отрицательные переживания при Н. приводят к вегетососудистой дистонии, нарушениям функций внутренних органов. Лечение, направленное на купирование соматич. симптомов, как правило, малоэффективно; действенный эффект достигается снятием внутреннего конфликта психогенного характера.

НЕВРОЗЫ (от греч. neuron — нерв) — психогенные (вызванные внешним психотравмирующим воздействием) заболевания личности, в основе к-рых лежит нерационально и непродуктивно разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее явлениями действительности, приводящее к болезненным переживаниям неудовлетворенности. Н, составляют до 45% от общего числа нервно-психич. отклонений в дет. возрасте; преобладают у мальчиков; чаще возникают в рамках критических возрастов (см. Кризисы возрастные). По данным отечественных исследователей, основным фактором, обусловливающим возникновение Н. у детей, является дисгармония семейных отношений, нарушения в системе воспитания. Проявления Н. разнообразны: невротич. природу могут иметь заикание, энурез, фобии и др. Лечение проводится в основном методами психотерапии, направленной на смягчение и устранение последствий психич. травмы.

НЕВРОПАТИЯ, врожденная детская нервность — болезненное состояние, вызванное нарушением функций вегетативной нервной системы. Причины возникновения Н. разнообразны, однако предполагается, что Н. главным образом возникает вследствие нарушений развития ЦНС во внутриутробном периоде. По нек-рым наблюдениям, встречается почти вдвое чаще у мальчиков, чем у девочек. Диагностируется уже на ранних этапах развития на основании следующих показателей: нарушение сна и вскармливания, недостаточная регуляция физиология, отправлений, контрастность поведения и эмоциональная нестабильность, повышенная двигательная активность, предрасположенность к аллергии, чрезмерная чувствительность, а также нарушения терморегуляции. Дети, страдающие Н., обычно предрасположены к неврозам и закреплению вредных привычек. При правильном воспитании Н. обычно проходит к началу школьного возраста.

НЕГАТИВИЗМ (от лат. negatto — отрицание) — лишенное объективных оснований сопротивление предъявляемым требованиям. Термин «Н.» первоначально употреблялся лишь в психиатрии применительно к патологич. явлениям, возникающим при нек-рых психич. заболеваниях. В совр. педагогике и дет. психологии трактуется шире — как любое немотивированное сопротивление внешнему влиянию. У детей Н. возникает чаще всего как реакция на требования взрослых, не учитывающих их потребности. Закрепляясь, Н! становится одной из сторон патологического формирования характера.

НЕМОТА — собирательный термин, используемый для обозначения вызванного различными причинами отсутствия устной речи. В нек-рых случаях Н. бывает вызвана нарушениями речевого аппарата (в частности, параличом речедвигательных мышц). При нарушениях слуха Н. возникает вследствие неспособности ребенка овладеть устной речью (см. Глухонемота). При нормальном слухе к Н. могут быть отнесены расстройства, определяемые как мутизм. В случаях глубокий интеллектуальной недостаточности неспособность к овладению речью также приводит к Н.

НУНАН СИНДРОМ — заболевание, характеризующееся нарушениями физического развития, своеобразным строением лица, нарушениями интеллекта, речи, эмоционально-волевой сферы и поведения. Синдром впервые описан в 1963 г. Причины заболевания и частота точно не установлены. Описаны примеры разной степени выраженности различных симптомов. Обучение детей с Н. с. затруднено главным образом в силу интеллектуальных и речевых расстройств, а также в связи с нарушениями внимания, памяти, низкой умственной работоспособностью. Отклонения в эмоционально-волевой сфере напоминают симптоматику РДА. Дети с Н. с. обучаются в разных типах спец. образовательных учреждений: во вспомогательных школах, в школах для детей с ЗПР, в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Иногда возникает необходимость в индивидуальной форме обучения.

О

 

ОГЛОХШИЕ ДЕТИ — дети, утратившие слух, но сохранившие речь, сформировавшуюся на основе нормального слухового восприятия. Сохранность речи зависит от возраста ребенка в момент наступления глухоты и соответственно от уровня сформированности речевых навыков. Чем младше потерявший слух ребенок, тем скорее и сильнее нарушается его речь (вплоть до полного распада). Предотвратить речевые нарушения помогает коррекционная работа с О. д., направленная на формирование зрительного восприятия устной речи (см. Чтение с лица), а позднее — на использование остаточного слуха с применением сурдотехнических средств. Важное условие нормального речевого и личностного развития О. д. — пребывание в говорящей среде. Необходимы также спец. занятия по коррекции произношения.

ОЛИГОФРЕНИЧЕСКИЙ ПЛЮС, псевдоолигофрения — отставание в умственном развитии, характерное для детей, страдающих шизофренией. В стадии обострения болезни у ребенка нарушается протекание познавательных процессов, он плохо усваивает и перерабатывает информацию, что сказывается на овладении им необходимыми умениями и навыками. В результате лечения проявления шизофрении, как правило, значительно смягчаются, тогда как отставание в умственном развитии выходит на первый план. Такие дети производят впечатление олигофренов, хотя и не страдают слабоумием. Данное явление изучалось дет. психиатром Т. П. Симеон и названо ею «О. п.».

ОЛИГОФРЕНИЯ — недоразвитие сложных форм психической деятельности, обусловленное патологической наследственностью, органическим поражением ЦНС во В1гутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития (возникновение интеллектуальной недостаточности на более поздних этапах жизни, когда психика ребенка уже достигла определенного уровня развития, дает отличную от О. структуру дефекта). При О. органическая недостаточность мозга носит непрогрессирующий характер. Поэтому дети-олигофрены способны к развитию, к-рое подчинено общим закономерностям психич. развития ребенка, но имеет специфич. особенности, обусловленные типом нарушения ЦНС. При тяжелых формах О. отмечается ряд анатомич. изменений мозга: малое количество нервных клеток, недостаточное развитие извилин, утолщение оболочек мозга и т. д. Часто наблюдается остаточная гидроцефалия, приводящая к патологическому развитию нервных клеток. При О. нарушается высшая нервная деятельность, особенно подвижность нервных процессов: временные связи становятся инертными и их переделка, а также выработка новых затрудняются. Нарушения познавательной деятельности проявляются в узости и недифференцированности восприятия окружающих предметов и пространственных отношений, в трудности логического запоминания и воспроизведения воспринятого и заученного. Недоразвито наглядно-образное и словесно-логич. мышление, затруднены сложные формы анализа и синтеза.

По степени недостаточности интеллекта различают три группы О. Наиболее тяжелая — идиотия. Дети-идиоты нуждаются в постоянном наблюдении и уходе и направляются в учреждения Министерства социальной защиты. Менее тяжелая степень О. — имбецильность. Детям-имбецилам при правильном воспитании удается привить элементарные навыки труда и самообслуживания. Однако способность самостоятельно ориентироваться в жизни у них ограничена, они нуждаются в постоянной опеке. Наиболее легкая форма О. — дебильность. Дети-дебилы составляют основную массу учащихся вспомогательных школ. В процессе обучения и воспитания они достигают достаточного уровня развития, чтобы приспособиться к общественно полезной трудовой деятельности, овладеть несложной профессией и вести впоследствии самостоятельную жизнь. Среди детей-олигофренов встречаются и такие, у к-рых общее недоразвитие сочетается с тяжелыми нарушениями слухоречевой системы или с двигательными расстройствами. В этих случаях наряду с общими задачами обучения и воспитания выступает спец. задача компенсации дополнительного дефекта.

ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА — отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения, пути коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых детей.

Первые попытки воспитания и обучения умственно отсталых детей были предприняты во Франции в начале XIX в. Ж. Итаром. В середине XIX в. французский врач и педагог Э. Сеген обобщил и оформил в виде целостной медико-педагогич. системы собственную практику воспитания слабоумных детей. Со второй половины XIX в. в связи с развитием всеобщего начального обучения усилилось внимание к проблеме воспитания таких детей и для них начали создаваться спец. классы и школы во многих странах. Становление О. в России связано с именами Е. К. Грачевой, М. П. Постовской, В. П. Кащенко, к-рым принадлежит заслуга в создании первых учреждений для умственно отсталых детей (первый вспомогательный класс был организован в Москве в 1908 г.). Значительную роль в отечественной О. сыграли виднейшие деятели русской медицины В. М. Бехтерев, П. Ф. Лесгафт, Г. И. Россолимо и др., стремившиеся сблизить педагогику с мед. наукой и тем самым усилить естественнонаучную основу обучения и воспитания умственно отсталых детей.

Важнейший вклад в создание научных основ отечественной О. внес Л. С. Выготский. Его концепция о возможности и необходимости ослабления интеллектуального дефекта в результате развития в первую очередь высших психич. функций явилась основополагающей в О.

О. как наука разрабатывает психолого-пед. проблемы диагностики умственной отсталости, методы и пргащипы организации учебно-воспитательного процесса, пед. классификацию и типологию исследований — комплексное изучение умственно отсталых детей, проводимое в сопоставительном плане с нормой и разными видами патологии. Наиболее важная и специфическая задача О. — определение оптимальных пед. средств коррекции недостатков познавательной деятельности и личности ребенка в целях его социальной и трудовой адаптации. На основе общих дидактич. принципов построены спец. дидактич. принципы О., согласно которым процесс обучения и воспитания носит коррекциошю-развивающий характер и направлен на максимальное преодоление (ослабление) недостатков познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сфер умственно отсталого ребенка с ориентацией на его положительные возможности.

ОСЛЕПШИЕ ДЕТИ — дети, к-рые в результате заболевания или травмы утратили зрение полностью или сохранили лишь остаточное зрение с остротой до 0, 4. Если потеря зрения произошла по достижении ребенком 3—4-летнего возраста, то он может долго {иногда на протяжении всей жизни) сохранять зрительные образы окружающего мира. О. д. в связи с этим имеют преимущество перед слепыми от рождения, поскольку с помощью зрительной памяти способны актуализировать образы предметов, в частности по словесному описанию. Однако, как и для слепых детей, основными средствами познания О. д. становятся слух и осязание, причем этим детям приходится заново осваивать ранее незнакомые им способы овладения знаниями. Своевременно начатая коррекционно-пед. работа с О. д. способствует предупреждению возможных отклонений в развитии.

П

 

ПАРКИНСОНИЗМ, болезнь Паркинсона —- хроническое прогрессирующее заболевание ЦНС, характеризующееся расстройствами в двигательной сфере. Впервые описан в 1817 г. Дж. Паркинсоном под названием «дрожательный паралич». Возникает в результате травм и опухолей мозга, отравлений, перенесенного энцефалита; при этом поражаются подкорковые структуры головного мозга. Типичные симптомы: дрожание рук и ног, повышенный мышечный тонус, слюнотечение, амимия, замедленность движений и речи. Характерна походка больных: они передвигаются мелкими шажками. Медикаментозное лечение не всегда эффективно. В ряде случаев П. успешно купируется хирургич. разрушением ограниченной зоны в подкорковых структурах мозга.

ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА - негативное изменение характера ребенка под влиянием хронической психотравмирующей ситуации, дефектов воспитания. Нередко встречается у аномальных детей как следствие переживания ребенком своего дефекта. Необходимо отличать П. ф. х. от психопатии.

При устранении или смягчении психотравмирующей ситуации, создании благоприятных условий развития личности явления П. ф. х. практически полностью компенсируются.

ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ - см. ДЕФЕКТ.

ПЕРСЕВЕРАЦИЯ (от лат. perseveratio — упорство) — навязчивое повторное воспроизведение какого-либо ощущения, действия, мысли или переживания. Термин предложен в 1894 г. А. Нейсером, хотя на обозначаемые им явления указывал еще Аристотель.

Явления П. иногда возникают в рамках нормальной психики, напр. при переутомлении. У маленьких детей вследствие инертности нервных процессов (сохранения возбуждения после прекращения действия раздражителя) отдельные проявления П. также не выступают симптомами патологии (ребенок часто требует многократного повторения понравившегося действия и т. п.). П., однако, может выступать одним из проявлений речевых, двигательных и эмоциональных расстройств, в частности при поражении головного мозга, а также при глубокой умственной отсталости (в виде однообразных движений и действий, повторения слов и т. п.).

ПОГРАНИЧНАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ - термин, принятый в международной классификации психич. заболеваний для обозначения состояния между нормальным психич. развитием и легкой дебильно-стью. Диагностика П. у. о. основывается на количественном измерении интеллекта: к категории страдающих ею лиц относят тех, чей коэффициент интеллекта 75—80%. В отечественной дефектологии данное понятие практически не употребляется.

ПОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ — один из симптомов нарушения эмоционально-волевой сферы; проявляется в отсутствии произвольной регуляции ребенком собственных действий. Полевым принято называть поведение, к-рое пробуждается не собственными внутренними потребностями и мотивами ребенка, а привлекшими его внимание особенностями внешней ситуации. При этом собственные побуждения либо отсутствуют, либо легко угасают под влиянием внешних обстоятельств. Так, зная расположение предметов в каком-то помещении, можно почти точно предсказать, какие действия в этих условиях предпримет ребенок, страдающий, например, РДА. П. п. характерно для детей с нек-рыми психич. расстройствами, а также с нарушениями интеллекта (препятствующими рациональной мотивации действий). Склонность к П. п. искажает игровую и учебную деятельность, затрудняет общение с окружающими. Пед. мероприятия по формированию произвольности поведения в значительной мере способствуют устранению П. п.

ПОЛИОМИЕЛИТ (от греч. polios — серый и myelos — спинной мозг), детский спинномозговой пара ли ч — острое инфекционное заболевание, обусловленное вирусным поражением спинного мозга. Болеют чаще всего дети в возрасте до 5 лет. При паралитической форме П. появляются параличи мышечных групп, иннервируемых спинномозговыми центрами. Нередко впоследствии этот дефект устраняется не полностью и сохраняется длительное время.

В середине XX в. заболеваемость П. в ряде стран приобрела эпидемич. характер. Разработка и широкое применение эффективных вакцин способствовали снижению заболеваемости.

ПРОТАНОМИЯ - см. ДАЛЬТОНИЗМ.

ПСЕВДОБУЛЬБАРНЫЙ ПАРАЛИЧ — паралич мимико-артикуляционной мускулатуры, обусловленный двусторонним поражением проводящих путей, идущих от коры мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего, добавочного и подъязычного нервов (IX, X, XI, XII пары черепно-мозговых нервов). При П. п. органич. недостаточность иннервации речевого аппарата проявляется в виде характерного нарушения звукопроизношения — псевдобульбарной дизартрии. Характеризуется нарушениями мышечного тонуса, ограниченной подвижностью артикуляционных мышц, нарушениями дыхания и голосообразования.

ПСИХОГЕНИИ (от греч. psyche — душа и gemao — порождаю) — расстройства психики, возникающие в результате психич. травм. В качестве последней может выступать единовременная ситуация острого нервно-психич. напряжения, вызванная неблагоприятными внешними условиями, а также длительная ситуация, характеризующаяся накоплением напряжения под воздействием мелких раздражителей. П. чаще возникают на фоне ослабленности организма и нервной системы (в частности, вследствие заболевания). П. подразделяют на различные по составу группы: реактивные состояния (реактивные психозы) и неврозы. К П. относятся также дидактогении.

ПСИХОГИГИЕНА (от греч. psyche — душа и hugienos — целебный) — область мед. психологии, ставящая задачей предотвращение нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также облегчение острых психотравматических реакций (см. Психогении). Методы П. включают спец. консультирование в связи с возникающими психологич. проблемами, упреждающее психотерапевтич. воздействие, психологически обоснованные мероприятия по оптимизации условий коррекцйонно-воспитательной работы. Психогигиенич. ориентация практических мероприятий в спец. образовательных учреждениях призвана максимально снизить травмирующее воздействие дефекта на формирование личности аномальных детей.

ПСИХОЗЫ (от греч. psyche — душа) — глубокие расстройства психической деятельности, проявляющиеся в нарушении отражения реальной действительности и в своеобразных отклонениях от нормального поведения. Иногда проявляются на фоне наследственной предрасположенности, а также могут возникать вследствие психич. травмы. Чаще в основе П. лежит органич. поражение головного мозга. Конкретные симптомы разнообразны. Изучение и лечение П. входят в область психиатрии.

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ — направление реабилитационной и коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми, целью к-рой является предупреждение и преодоление нарушений психич. развития, в первую очередь отклонений в развитии личности. П. представляет собой не столько целостное науч. направление, сколько генеральную тенденцию всех практич. мероприятий по формированию личности аномальных детей. Задачам П. соответствуют психолого-пед. воздействия, осуществляемые в практике спец. обучения и воспитания и в решающей степени—в русле психотерапевтич. работы с аномальными детьми.

ПСИХОЛОГИЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ — отрасль психологии, изучающая особенности психики людей, для к-рых характерно отклонение от нормального развития, вызванное врожденными или приобретенными дефектами. В зависимости от специфики дефекта выделяют психологию слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), умственно отсталых (олигофренопсихология), а также детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, речи и др. П. с. является составной частью дефектологии. Научные основы отечественной П. с. заложены в 20-х гг. XX в. Л. С. Выготским, показавшим, что первичный дефект (напр., нарушение функционирования анализатора) приводит к вторичным изменениям психич. развития, перестройке взаимоотношений с окружающими, а также обусловливает своеобразное развитие и формирование высших психич. функций. В Москве в 1930 г. в Экспериментально-дефектологич. институте (ныне Институт коррекционной педагогики РАО) впервые в мире была создана лаборатория П. с. (под руководством Л. В. Занкова). На основе исследований по П. с. разрабатываются психолого-пед. рекомендации, способствующие совершенствованию содержания и методов учебно-воспитательной работы в спец. школах и дошк. учреждениях для аномальных детей.

ПСИХОПАТИЯ (от греч. psyche — душа, pathos — болезнь) — психическое заболевание (патология характера), развивающееся с раннего возраста. (Некоторые психиатры считают отнесение П. к психич. заболеваниям условным и расценивают П. как «органичное состояние» на грани нормы и патологии.)

П. может быть обусловлена как наследственностью (генетически), так и неблагоприятными условиями пренатального развития или родовой травмой, перенесенным в раннем возрасте энцефалитом. Различают четыре формы П.: стеническая (повышенная раздражительность и быстрая истощаемость); возбудимая (неадекватность эмоциональных реакций); истерическая (повышенная эмоциональная подвижность, эгоцентризм); паранойяльная (завышенная самооценка, склонность к сверхценным идеям, мнительность и т. п.). П. характеризуется сочетанием трех основных признаков: стабильность характерологических черт во времени, тотальность их проявления во всех жизненных ситуациях, социальная дезадаптация (П. Б.- Ганнушкин, О. В. Кербиков). Выраженные формы П. встречаются довольно редко. Менее выраженные вызывают значительные трудности при постановке диагноза (отличие от психопатоподобных состояний, акцентуации характера и т. п.). П. усугубляется неправильным воспитанием и нуждается в спец. лечении.

ПСИХОПАТОПОДОБНЫЕ СОСТОЯНИЯ — болезненные нарушения характера, возникающие на почве травм и инфекционных заболеваний ЦНС, перенесенных в детском возрасте. Проявляются в повышенной раздражительности, двигательной расторможенности в сочетании со сниженной работоспособностью. В отличие от психопатии не затрагивают основных структур личности и в меньшей мере снижают социальную адаптацию. Постановка диагноза требует квалифицированного различия от психопатий.

ПСИХОТЕРАПИЯ (от греч. psyche — душа и therapeia — лечение) — 1) отрасль медицины, разрабатывающая систему психологически опосредованного лечения заболеваний; 2) метод психологического (в отличие от медикаментозного и хирургического) лечебного воздействия на мотивы, эмоции, волю и самосознание человека при многих психич., нервных и психосоматич. заболеваниях. Условно различают П. клинич. ориентации, к-рая направлена главным образом на ликвидацию или смягчение симптомов заболевания, и личностно ориентированную П., задача к-рой — содействие пациенту в изменении его отношений к обстоятельствам жизни и к собственной личности. Основной сферой приложения П. являются неврозы; при других болезненных состояниях (аутизм, психозы, психопатии) П. имеет вспомогательное значение, поскольку психологически обусловленные факторы менее значимы в их происхождении.

Разработка научных основ П. была начата в середине ХГХ в., особое внимание тогда уделялось явлениям гипнотич. внушения. На этих основах базируется существующая поныне суггестивная П., оперирующая методом прямого внушения. В начале XX в. разработан метод рациональной П., при к-ром лечебное воздействие осуществляется за счет обсуждения с больным характера его заболевания, обучения приемам противодействия симптомам болезни. В 40—60-е гг. возникло направление групповой П., в к-ром нашли применение дискуссионные и игровые формы работы. Существуют многочисленные методы П., каждый из к-рых основывается на той или иной теории личности и ее патологии. Распространенным методом является поведенческая терапия, основанная на учении об условных рефлексах; в ней используются лечебно дозированные раздражители, способные «загасить» негативные симптомы. В других направлениях разрабатываются приемы психич. саморегуляции в виде аутогенной тренировки, применения в лечебных целях изобразительного творчества больных, пантомимы, музыки, драматич. постановок.

П. дет. возраста характеризует сравнительно небольшая роль рациональных аналитических приемов при преобладании игровых, эмоционально насыщенных методик с активным привлечением родителей. Разработаны оригинальные методы П. невротич. расстройств, энуреза, заикания, при РДА и патологии характера. Наряду с коррекцией выраженной патологии П. выполняет также задачи профилактики нервно-психич. расстройств.

Р

РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ (РДА), синдром Канн ера -аномалия психического развития, состоящая главным образом в субъективной изолированности ребенка от внешнего мира. Под названием «синдром РДА» впервые описан Л. Каннером в 1943 г. Независимо от Каннера синдром был описан в 1944 г. Г. Аспергером и в 1947 г. С. С. Мнухиным.

Наиболее существенные симптомы РДА: аутизм — одиночество ребенка, отсутствие стремления к общению; консервативность — сопротивление любым переменам обстановки, склонность к стереотипным занятиям, однообразие интересов и пристрастий; речевые нарушения; ранняя (проявляющаяся до двух с половиной лет) патология психич. развития (в большей мере связанная с нарушением развития, нежели с регрессом).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.