Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Другой взгляд на мир






Тому, кто может самостоятельно двигаться и без посторонней помощи сходить вдругую комнату за игрушкой, осмотретьсяпо сторонам или просто наслаждаться ходьбой, мир открывается с новой стороны. Как только ребенок встает на ноги, у него меняется угол зрения и освобождаются руки. Естественная тяга ребенка к исследованиям, до сих пор ограниченная пределами своего и материнского тела или предметов, которые были в руках, теперь приобретает широкий размах. Кухонные шкафы, полки, дверные ручки, выключатели, ящики — юбопытству ребенка нет пределов. Ребенок, который только-только научился ходить, постоянно куда-то идет, словно движимый необходимостью практиковаться и совершенствовать свежеприобретенный навык. В это время ребенка часто обуревает такой восторг от самого себя, что удары и падения его не смущают. В нем зачастую поднимается волна уверенности в своем всемогуществе, словно весь мир теперь у него в руках. Одна мать, описывая это состояние своей дочери, сказала: «У нее с миром роман».

Вставна ноги, ребенок приблизился к миру взрослых и приобрел возможностьдо некоторой степени распоряжаться своими передвижениями; психологически это заставляет его исследовать свою возросшую независимость. Внешние признаки растущей самостоятельности сопровождаются внутренним ощущением большей уверенности в себе, признания которой ребенок требует от родителей, зачастую неохотно уступающих свои позиции. Для этого им приходится эмоционально перестраиваться, особенно матери, которая временами чувствует сожаление, что ее исключительным правам на ребенка пришел конец. Матерям, которым неповторимая близость с беспомощным малышом доставляла особенное удовольствие, бывает трудно примириться с этим самоуверенным и важничающим карапузом.

Ощущение своей независимости от матери парадоксальным образом приводит ребенка к противоположному страху. Он чувствует, что теперь может больше, чем раньше, но стоит ему осмотреться, и он внезапно осознает, как много ему неподвластно: мирвовсе не у него в руках и не под его контролем, как он было подумал. Его миниатюрность и уязвимость бросаются ему в глаза и наносят удар по его самоуважению, особеннопо меретого, какон все больше осознает, что его мать, которая все еще находится вцентре его мироздания, от него не зависит, и у нее есть свои собственные интересы и желания. Он начинает опасаться, что его потеряют или бросят, и такие страхи выражаются в поведении, которое часто наблюдается у начавших ходить малышей. Ребенок то и дело срывается с места и убегает от матери только затем, чтобы тут же примчаться обратно, словно хочет убедиться, что она все еще там и он может к ней вернуться. Пять-десять минут такой эмоциональной встряски заметно оживляют поникшего было ребенка и позволяют ему возобновить свои изыскания. Другой тип поведения на этой стадии развития состоит в том, что ребенок убегает, но не возвращается, принуждая мать бежать за собой. Это часто становится игрой, которой наслаждается не только энергичный бегун, но зачастую и его не столь энергичная мама; однако здесь также выражается потребность ребенка убедиться в том, что мать внимательно за ним следит и не даст ему потеряться. До некоторой степени за этим кроется и проверка того, как мать воспримет такие пробные претензии на свободу. Хотя многие дети начинают с того, что ходят не иначе как держась за палец матери, словно она не более чем придаток, персональное приспособление для ходьбы. Душевные колебания между независимостью и привязанностью. Вспышки независимости и выходы во внешний мир нередко перемежаются приступами капризной привязчивости, когда ребенок страдает от некой душевной раздробленности и не в силах с собой совладать в одиночку. Какое-то время он может не позволять матери скрыться из виду, как будто внезапно испугался слишком большой свободы и на самом деле хочет вернуться к маме и снова стать ее беспомощным младенцем. Ребенок ходит за матерью хвостом, цепляется за юбку, с плачем просится на руки и отказывается отпустить ее одну даже в туалет. У некоторых детей такие настроения бывают выражены очень резко и сбивают с толку; другие проходят через эти колебания довольно спокойно. В некотором смысле это вопрос темперамента. Самое трудное для матери примириться с этой переменой. Ей нужно найти в себе силы позволить ребенку развиваться со свой собственной скоростью, и в то же время оценивать, когда его нужно ободрить и подтолкнуть, а когда притормозить, чтобы он не перестарался. На этом этапе ребенок иногда словно бы самне знает, чего он хочет, — большей свободы или поддержки.

Мать Барни рассказала о коротком периоде, когда он плакал и просил взять его на руки, но оказавшись у нее на коленях, тут же хныкал, что хочет обратно на пол. Ему как будто бы и хотелось оставить мать в покое, но в то же время он не был уверен, что это нужно и можно сделать.

Многих матерей очень тревожит, когда их годовалый ребенок как бы теряет хватку и возвращается к младенческим привычкам;

они словно опасаются, что он никогда ужене станет независимым. Полезно вспомнить, что в этом возрасте независимость очень относительна; набеги во взрослый мир еще неуверенные, и ваш годовалый ребенок все еще малыш и сильно нуждается в матери и физически, и эмоционально.

 

Речь

С первогодня жизни между матерью и ребенком не прекращается общение. Мать общается с ребенком посредством голоса, взглядов и прикосновений. Ухаживая за ребенком физически» мать обогащаетего и психологическим опытом; удовлетворяя его физические надобности, она выражает ребенку свои чувства. Мать склонна инстинктивно говорить с - младенцем не только потому, что это привычный для взрослых вид общения, но и потому, что голосом она преодолевает дистанцию. Когдаона говорит, у ребенка возникает ощущение, что его держат на руках, даже если на самом деле это и не так. Разговаривая с ребенком, мать нередко выражает словами то, что он в этот момент, скорее всего, чувствует, или называет то, на чтоон смотрит. Некоторые матери делают это чаще других, но в течение дня жизненно необходимо разговаривать с ребенком в любой форме, если вы хотите, чтобыон приучился узнавать звуки и, позже, слова.

В раннем младенчестве ребенок тоже общается с матерью, но по-своему. Он смотрит на нее, пока ест; когда она к нему обращается, он разводит ручками или тянется кней. Он поворачивает голову к материнской груди, чувствуя ее тепло и запах, и энергия, с которойон сосет молоко или трогает одежду, говоритоб удовольствии, которое он испытывает от близости с матерью. Но, конечно, самым действенным и неотложным способом обратиться к матери остается плач или крик, извещающий о том, что ему больно или неуютно. Иногда интуитивно, иногда путем проб и ошибок, матери быстро научаются различать, отчего плачет ребенок.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.