Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рекомендовано к изданию в качества методических рекомендаций кафедрой искусствознания.






МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

Кафедра искусствознания

 

 

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВ

 

РАЗДЕЛ IV. ТЕОРИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ИСКУССТВ

 

Методические рекомендации по выполнению курсовых работ

для студентов 2-го курса ФФиТРМ для специальности:

071301 народное художественное творчество

специализация: «художественный руководитель кино- фото- видеотворчества»

 

 

Санкт-Петербург

Автор-составитель:

канд. искусствоведения, доц. кафедры искусствознания

М. Б. Капрелова

 

Рецензент:

канд. искусствоведения, доц. кафедры искусствознания

С. В. Хлыстунова

Рекомендовано к изданию в качества методических рекомендаций кафедрой искусствознания.

Протокол заседания кафедры искусствознания № от 2011 г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

«Методические рекомендации по выполнению курсовых работпо дисциплине ² История и теория аудиовизуальных искусств: Раздел IV. Теория аудиовизуальных искусств²» предназначены для студентов 2-го курса ФФиТРМ, обучающихся по специальности 071301 «народное художественное творчество» специализация: «художественный руководитель кино- фото- видеотворчества». Так как учебной программой предусмотрен теоретический раздел «Теория аудиовизуальных искусств» и курсовая работа, имеет смысл дать некоторые методические рекомендации по написанию курсовой работы.

На 2-м году обучения в процессе преподавания дисциплины «История и теория аудиовизуальных искусств» студенты должны не только уметь анализировать экранный образ, но и научиться ставить перед собой задачу теоретического порядка. Именно этому может помочь выполнение курсовой работы.

В процессе выполнения работы существенную роль играет ознакомление с первоисточниками – теоретическими статьями, программными публикациями ведущих практиков и теоретиков кино, эстетиков, киноведов, культурологов.

При освоении дисциплины подчеркивается теснейшая связь между теорией и практикой аудиовизуальных искусств, в первую очередь, кино. Поэтому немаловажным признаком усвоения материала является умение студента самостоятельно находить примеры из практики кино. Для успешного усвоения учебного материала студентам рекомендуются фильмы для самостоятельного просмотра.

В процессе выполнения курсовой работы студент должен научиться:

- ставить перед собой задачи теоретического исследования и решать их;

- осуществлять грамотный поиск библиотечными фондами, в первую очередь СПбГУКиТ, и другими дополнительными фондами;

- грамотно применять цитаты, оформлять сноски, списки литературы (фильмографии и др. приложения).

 

В 1-м семестре 2-го курса студенты ФФиТРМ выполняют курсовую работу. В курсовой работе студент должен показать свое умение осмыслить прочитанную литературу, ставить проблему теоретического характера, изложить ее понимание, сделать выводы. Как и при работе над любой темой, студент должен не только изучить тексты конкретных статей, но и ознакомиться с общей литературой по курсу, прочесть соответствующие разделы учебных пособий по истории и теории кинематографа. Приветствуется обращение к специальной научной литературе, включенной в рекомендательный список.

Прежде всего, подразумевается самостоятельное выполнение курсовой работы. Источники необходимо цитировать, но чужие высказывания должны быть правильно поданы, грамотно оформлены и подкреплены собственной мыслью (что вовсе не означает, что каждое предложение нужно начинать со слов «Я считаю…», «По моему мнению…»). Распространенная ошибка и неосознаваемая как таковая, – клонирование чужих текстов. Работы, полностью заимствованные из интернет-сайтов, или из других печатных источников засчитываться не будут.

В Методических рекомендациях даны примерные темы курсовых работ, списки литературы и списки фильмов. Необходимо выбрать одну тему для курсовой.

 

Примерные темы курсовых работ к Разделу IV:

Теория аудиовизуальных искусств:

 

1. Французский авангард в поисках «чистого» кино: «интегральное» кино (Ж. Дюлак)

2. Французский авангард в поисках «чистого» кино. Установка на субъективное в и дение (Ж. Эпштейн)

3. Фильм как игра пластических и музыкально-ритмических элементов (М. Л’ Эрбье, А.Ганс)

4. Французский авангард в поисках «чистого» кино. Пластический компонент и опора на воображаемое (Р. Клер)

5. Кинематограф и сюрреализм

6. Монтажная теория Л. Кулешова

7. Монтажная теория Вс. Пудовкина

8. Теория монтажа С. Эйзенштейна.

9. Семиотический язык фильмов С. Эйзенштейна.

10. Актер в 1920-е: традиции и новаторство.

11. Проблема жанров в советском кино 1920-30-х гг.

12. Кино и проблемы массовой культуры конца ХХ в.

13. Роль бессознательного в процессе восприятия фильма.

14. Симуляция образов и искусственная реальность (Ж. Бодрийар).

15. Музыкальные клипы: эволюция и взаимодействие аудиовизуальных искусств.

 

Требования к оформлению курсовой работы:

 

При подготовке к написанию курсовой студенты должны продемонстрировать культуру оформления реферативного текста.Курсовые работы должны быть грамотно оформлены ивключать в себя обязательные элементы:

o Титульный лист

· указывается место обучения – Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения;

· кафедра искусствознания;

· дисциплина – История и теория аудиовизуальных искусств. Раздел IV: Теория аудиовизуальных искусств;

· тема работы

· ФИО студента, курс, специальность

· ФИО преподавателя, проверившего работу,

· место, год – Санкт-Петербург, 20_

 

o Содержание работы (структурирование по главам, параграфам)

o Шрифт Times New Roman (12 при интервале 1, 5 либо 14 при интервале 1).

o Объем работы приблизительно 10-15 печатных страниц.

 

o Список литературы

 

Требования к оформлению списка литературы и сноскам.

 

Список литературы составляется в алфавитном порядке на фамилии авторов. При наличии нескольких записей, начинающихся с одной буквы, их располагают согласно алфавитному порядку второй, третьей и последующих букв. Если фамилии авторов совпадают, то в алфавитном порядке располагают их инициалы. Напр.,

Иванов И. А.

Иванов И. С.

Иванов П. Н.

 

Наиболее распространенными являются три способа формирования списка:

а) алфавитный;

б) хронологический;

в) тематический.

При написании курсовой работы по данной дисциплине необходимо соблюдать алфавитный список.

Если библиографический список состоит из книг, статей в книгах, статей в периодических изданиях и ссылок на интернет-ресурсы, то вначале указываются книги и статьи в книгах, затем статьи в периодических изданиях. В алфавитном указателе можно дать и описание на интернет-ресурс, при условии, если описание начинается с фамилии автора, а затем следует название книги или статьи.

 

    • Сноски в курсовой работе должны быть постраничные. После цитаты в кавычках, следует дать сноску. Допустим, в работе применена следующая цитата: «Основа кино – крупный план – максимально выражает эту фотогению движения. Неподвижный, он превращается в бессмыс­лицу».[1]

 

o Ссылка на интернет-ресурсы (в данном случае электронная сноска копируется полностью, при этом не упускается из виду тот факт, что у каждой статьи есть автор и название). Иногда при библиографическом описании на электронную ссылку встречается написание: [Электронный ресурс] или Режим доступа. Чаще их заменяют аббревиатурой URL (унифицированный указатель ресурса), после которой указывают адрес интернет-страницы и дату обращения. Тогда сноска на интернет-ресурс будет выглядеть так:

Эпштейн Ж. Укрупнение // Из истории французской киномысли. Немое кино: 1911-1933. Сост. М. Б. Ямпольский. Ссылка для скачивания: https://biblioteka.teatr-obraz.ru/node/7163 Дата обращения: 02.09.2011.

Или:

Лотман Ю. М. Природа киноповествования – URL: https://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/LOTMAN/CINEMA.HTM Дата обращения: 03.09.2011.

 

Примеры библиографического описания:

 

Сергей Эйзенштейн. Избранные произведения. Том 1. М., 1964. - НЕПРАВИЛЬНО

Эйзенштейн С. М. Избр. произв. в 6 т. Т. 1. М., 1964. - ПРАВИЛЬНО

 

Сара Бернар. Моя двойная жизнь. СПб., 1995. – НЕПРАВИЛЬНО

Бернар С. Моя двойная жизнь: Мемуары. СПб., 1995. С. 242. - ПРАВИЛЬНО [Если используется цитата, после указания года выпуска обязательно указывается номер страницы. После точки С пишется с большой буквы]

 

Божович В. Образ человека в фильмах Андрея Тарковского: Доклад на I международных чтениях, посвященных творчеству А. Тарковского апр. 1989 // Человек. 1990. N 2, с. 67-73. – НЕПРАВИЛЬНО

Божович В. Образ человека в фильмах Андрея Тарковского: Доклад на I междунар. чтениях, посв. творчеству А. Тарковского (апр. 1989) // Человек. 1990. N 2. С. 67-73. – ПРАВИЛЬНО

 

«Все вокруг нас – фальшивка». Интервью с братьями Вачовски. Интервью брал С. Хоуард // Экран и сцена. 1999. № 37-38.- НЕПРАВИЛЬНО

Братья Вачовски: «Все вокруг нас – фальшивка». Инт. С. Хоуард // Экран и сцена. 1999. №37-38. С. 8. – ПРАВИЛЬНО

 

Альфред Хичкок – маэстро саспенса // Экран и сцена. 1999. № 27 (июль). – НЕПРАВИЛЬНО

Вулкотт Дж. Альфред Хичкок – маэстро саспенса // Экран и сцена. 1999. № 27 (июль). С. 8-9. – ПРАВИЛЬНО

 

Константин Эрнст. https://seance.ru/n/29-30/portret-konstantin-ernst/sobesednik-konstantin-ernst/ (Дата обращения: 14. 11. 2009) - НЕПРАВИЛЬНО

Собеседник: Константин Эрнст. С Константином Эрнстом беседует редакция «Сеанса» [электронный документ] // Сеанс. 2006. № 29/30. https://seance.ru/n/29-30/portret-konstantin-ernst/sobesednik-konstantin-ernst/ (Дата обращения: 14. 11. 2009) - ПРАВИЛЬНО

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Аристарко Г. История теории кино. М.: Искусство, 1966

2. Гинзбург С. С. Кинематография дореволюционной России. М.: Искусство, 2007.

3. Зоркая Н. М. История советского кино. СПб., 2005.

4. Кракауэр 3. Природа фильма: Реабилитация физической реальности. М. 1974. Или ссылка для скачивания: https://media-shoot.ru/load/50-1-0-270

5. Новые аудиовизуальные технологии / Отв. ред. К. Разлогов. М.: Едиториал УРСС, 2005.

 

Дополнительная литература:

 

1. Андреев Л. Г. Сюрреализм: История. Теория. Практика. М., 2004.

2. Арнхейм А. Кино как искусство. М., 1960

3. Базен А. Онтология фотографического образа // Базен А. Что такое кино. Сб. ст. М., 1972. Или ссылка для скачивания: Или https://kinoru.ucoz.ru/publ/28-1-0-374

4. Бодрийар Ж. Злой демон образов // Искусство кино. 1992. №10

5. Виноградов. В. В. Стилевые направления французского кинематографа. М., 2010.

6. Дерябин А. Фильмы «малой формы» как предвестники телевидения: Тезисы к размышлению // Советская власть и медиа / Сб. ст. под общ. ред. Ханса Гюнтера и Сабины Хэнсген. СПб.: Академический проект, 2006. С. 387-395.

7. Иоскевич Я. Б. Сто лет аудиовизуальной культуры Франции. Ч. 1. Становление кинокультуры (1895-1939). – СПб.: РИИИ, 2009.

8. Из истории французской киномысли. Немое кино. 1911-1933/ Сост. М. Б. Ямпольский. М., 1988.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.