Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Черты литературы серебряного века 1 страница






na("Источник: Античная литература\n 656054695C2E92428374465D6C20A9797E6E5AAC497354780B4F57494257A06E6E2D637B4875466B55E75145545C5F9DBA7C776F246A5465556950AF4400574B5A5869AB6D39776758A680424B6D574A0056424D65AB647A632657A44E7759755806826553566F746364A3B1DFB1866692A543888D1C9990A37360BE6A21497454658559445643580B98B2B8BFA9BF668DE04DAF9A648585840C495E6163777577644DB4176851625B4C525A561375AD79676A6A4B30416C4D6C5C82585C5D49EEACB1BC576F496A51284D6681") Овидий и Ливий были последними писателями эпохи, называемой золотым веком. Литература после смерти Августа (14 г. н. э.) до смерти Траяна (117 г. н. э.) называется литературой серебряного века. Название, придуманное в начале XX в., отражает не столько наш взгляд, сколько взгляд самих римлян на эту литературу. Термин " серебряный" как бы указывает, что писатели этого времени были не такими талантливыми, как " золотые", а их произведения слабее. На самом деле это не так. И в те времена процветала историография, драматургия, сатира, появлялись даже новые жанры и их разновидности: басня, роман, сатирическая эпиграмма. Однако сами римляне этого или не замечали, или не ценили. Им казалось, что лучшие времена уже прошли.

na("Источник: Античная литература\n A68871685E29404453444B9F6C2E657D68605F6459BD4A6300435D4F565468A16EFC61A94B765B6951E7534D4143528BBA7B79652E7A447353715167831F9C4A584B726B7E2E757658608061837257540F54545960606E797F235BA44B754C69440782465A557F6B7A64A37E0E694368436E465751C158496B736E6C753A417F4A6585644453585E055E7F646661736D8FE04F715F774A5C4407495272706BB0717B5F710E6849678B44804243176D656262B4AF7820546946AF5A45565C5A4C2D646EBC757F4065592F456845") Некоторые изменения произошли и в живом языке: конструкции с причастиями и неопределенной формой глагола заменялись придаточными предложениями, преображались фонетика и лексика. Такие изменения проникали и в литературный язык. Это было естественно, однако такой язык выглядел упрощенным.

na("Источник: Античная литература\n A68874AD56295C4B5A5A8E4F6C25626768655EAC4C7D427305454B5D829F777368FC536141BE5964532A444D5259445468BDB77F2D6694684876466543104E85594B6E70AF397E67946C537C43B192760056544D6D6B60687F23516A9F7A52664A1C53575355BC67B1696675CE645D6E52A559435D04509969676E77B7ED5D6A866F546E4196565B064E746BAE6F7D60512080639A51594C4F0957996B73727A657E5A6500A053674A578C895E18776768AEBA635A20526F53A3924D5452595B2D6CBDBC7D614566432B89") И вообще римлянам казалось, что Рим агонизирует, что иссякают силы его духа. Материального богатства в нем было через край, со всех концов света в Италию стекались рабы, шелка, мрамор, полотна, золото, пшеница и множество другого добра. Завоевывались новые территории, строились огромные бани, амфитеатры, дворцы. Однако духовно римляне чувствовали себя уставшими, постаревшими, заканчивающими свой век. На это указывает и положение в литературе. В I в. до н. э. литература, как мы уже видели, гордилась римским духом, мощью государства, его миссией в мире, верила в будущее и вечность Рима. В I в. н. э. взгляд литературы обращается к прошлому, так как после установления власти императоров и гибели республики казалось, что гибнет и Рим.

na("Источник: Античная литература\n A688777E5E275F8A8B8C9728B2FCA97B66AB926188BD58BDC78B5549565A72A17B336D788D70996655354E4F9A464759BA4577782E685F6595A7526756004C454C4D726661FC757054A84D69547F5954C047595C606063B46228436B4C7A576D40068E857B577468636C68710E6886AD8FB0399F94C1545AADB763B0BB3082AD867C5667585E4C460E4ABA796B796C6E5F32407341B94B4156095E547468B77F6071527712634B6D438C48894E0C6E63786A72AF41284C64536F40514A429B89126C677468AF86BD845294B19D") Лукан (39—65 гг. н. э.) пишет эпос о битве при Фарсале, лихорадочно ища начало гибели республики, Квинтилиан (35—99 гг. н. э.) суммирует результаты античной педагогики и истории литературы, Тацит (55—120 гг. н. э.) и Светоний (70—140 гг. н. э.) показывают, кто и как сломил республику. Август, как мы уже говорили, старался не обнаруживать монархических целей, подчеркивал уважение к сенату как традиционному республиканскому интституту. Правившие после Августа императоры Тиберий, Калигула, Клавдий, Нерон демонстрировали единовластие и начали уничтожать республиканский сенат.

na("Источник: Античная литература\n A688736844224744479F404DA4396C696A7653674E774DB3048B524D415A70696EFC6C7943615B6F5636538A5889455F76BDB77F2D6694625769497C450B51485346A57A673766A95766517A477F424B1246519D6B616B7372265A7543BB5EA55A1D4845449572617C6A6077CE72436E52674B4C4DCF976868796C70BBEF44684968556B46584C97CB567D646E697F6E4DE042644A6C454E490F4A57BA637976616A92761269526D4B82807B46177268A86779618A275361546A5F4A5F994647357C7171656440794D") Переход от республики к империи проявился в том, что вооруженные силы государства оказались в руках одного человека. Слово " император" означало верховного вождя войска. Такое его значение сохранялось еще во времена Тацита. Тацит называет императорами Германика (I 37, 2; I 44, 5 и I 58, 5), парфянских военачальников (XI 9, 3), британских военачальников (XII 33, 1) и говорит, что Август двадцать один раз объявлялся императором (I 9, 2). Он также дает разъяснения по поводу ранга императора: это — " старинная почесть, которую охваченное радостным порывом победоносное войско оказывало своему успешно закончившему войну полководцу; одновременно бывало несколько императоров, и они не пользовались никакими преимущественными правами" (Ann. III 74, 4)2. Однако во времена, описываемые Тацитом, уже было иначе. Император был далеко не обыкновенным гражданином, ему принадлежало римское войско, находившееся не в Германии, Африке или на Востоке, но солдаты, офицеры, моряки все до одного, а непосредственной опорой императора были привилегированные части из десяти или шестнадцати тысяч преторианцев, дислоцированные в самом Городе.

na("Источник: Античная литература\n A6887E639425424F4F5A435FA421657760755A64866C4B661E4B5749454E7FA1763972665E7F526F5727415B50415E91727C667A377A47729910997E46035C5786834B66AF326F645C644062836C92520C4B544D657965647C2F926A506B59614F0547485C4662A56664726B12A5426043774B4D510C5948717FA2BE74235176486156AB554D57951A5A746C607F6F65442D5B6D9A765B4256094B57756F6662657759711168466B8B444C8786376C636467BA7D442350AD836D43479A5659442860717772A38E7F432B") Во времена империи сохранился республиканский институт — сенат. Он отнимал у императоров определенную часть деятельности, поэтому был своеобразным противопоставлением им. Кроме того, все понимали, что сенат — это самый дорогой реликт республики. Имея сотни тысяч воинов, ни один император не осмеливался его уничтожить. Сенат назначал наместников провинций, заботился о государственном имуществе и финансах, о внешней политике, он вместе с магистратами следил за строительством, дорогами, правопорядком и за многими другими вещами. Официально император правил не потому, что опирался на вооруженные силы, а потому, что на основании закона, изданного в республиканские времена, сенат предоставлял ему права проконсула империи (то есть право руководить армиями) и трибуна (то есть право приостанавливать или отменять решения сената) и считал его принцепсом, то есть первым лицом, занесенным в сенатские списки, лидером сената. Это было, вне сомнения, фарсом, однако ни один император даже в те времена, когда войско объявляло императоров правителями, не считал свою власть реальной, пока ее не утверждал сенат.

na("Источник: Античная литература\n A688787E41E75F44524D4E54782A6170A56A5CAC5678547C1D4A5149445AA070643266674C6E596050298C44505A454A78717CA837A84560556F4CAF4B025340584377657F327FA79448426A506E409A1156415D7D6360656DED436F51795CA5880D4C545E5B786D7CA6A3B18AEACBECD2F0DD8F8D0B5753A3797F74753D4D6F43604D74945E575DCB57746E606E7FA58B93D5E4CEB78BEDD1868799AFB2BBB0B4BC9EB42E6842625B444989480F766D6F62717E55E05073836E5C445F48454B25617C7279618E675F324D714D5D4D5C") Дух ностальгии по республике своеобразно окутывал и самих императоров. Август страшился слова " господин" (dominus) как оскорбления или позора (Suet. Aug. 53, 1), Тиберий отказался от божественного почитания (Tac. Ann. II 87, 1), Клавдий считал себя таким же гражданином, как и другие (Tac. Ann. XII 5), Веспасиан напомнил сенату о себе как об обычном гражданине (Tac. Hist. IV 3, 4). Сенат был как бы символом самого римского народа, и уничтожить его совсем никто не осмеливался. Однако были другие формы расправы с сенатом.

na("Источник: Античная литература\n A6886C6558365844469F414F642B67B86860926B4B7D4E7DCE4357505C577272743CA36A436F4A635D375D58584C5A5C747279A831695668546F4B6A481190854083626BAF216F7A94784E625FBF534A004F594C79AB7C74633F5F7F5ABB576D5C0E8C85635576656EA472711F7743695CA54A464F015C59A375607977234A69487C5777945C5C530F56767AA2BE75774DE0556F487C408C461A4D5C7169656C746A9EB41E7B47654341535B5ADD6D7E6C677B6251299E695265924D4A57454122AC7A627B614D66") Римское право не знало института государственного обвинителя, и за эту роль брались частные лица. Такая система давала возможность каждому, кто хотел выделиться, выдвинуть судебный иск против любого известного лица. Если это был сенатор и обвинение считалось доказанным, то обвинитель получал четвертую часть изъятого имущества. Начиная с Тиберия, императоры пользовались этой особенностью римского права для уничтожения своих противников. Появились delatores — доносчики, сорт людей, которые не имеют ни капли совести, жаждут карьеры и денег. Они чаще всего опирались на закон об оскорблении величия.

na("Источник: Античная литература\n A688617F5AE75351489F5F4D64397271A5625266487089B3034B55514E5D6B646B3178608D7149694F2F4E8A484C429DBA7B6566FF66456A577758645C0B4E854A466E63783478A944604C7849715154C049514D6B6F6BB4BAA0D3EDDAE8C8E4D9CED2CAC1C0F0ECB1D6ECF48FEBCFAC92A56C865C0F594B61727C6F692F446C867C85665C5A9C580B527A6E757C7F6E4BE047619A7A455D570549496B7375756878416ADC68446B4E4153858612726979706A6A40204C644873435058579743E06D6271687C82A85F344F6D5D514E46421567") Это был старый закон, направленный против тех, кто оскорбляет величие римского народа (maiestas populi Romani). В соответствии с ним наказывали за государственную измену, подстрекательство к бунту, оскорбление чести римского народа. Тацит показывает (Ann. I 72 и 73), как Тиберий придал закону о величии новое содержание. Преступлением теперь начали считать любое непочтение к императору. Сначала выдумки доносчиков раздражали Тиберия, но постепенно положение менялось. Появились такие люди, для которых обвинение было поводом блеснуть ораторским талантом, обратить на себя внимание, разбогатеть. Количество таких судебных дел увеличивалось. Императорам они были удобны для удаления неподходящих или неугодных лиц. Философ Сенека говорит, что доносчики уничтожили больше людей, чем гражданские войны (Sen. De ben. III 26, 1).

na("Источник: Античная литература\n A688747F542D9E8A525A435F76E963786FA55A61576F4D611D599A514B4E6F7267376B634D73486D55328C484A4C5B5477B175A896A856AE996A97AF5EC09C445348A565602C786D516345644E715B9A0E4B5E5362637D7C77249266547B4D7742CE4A495E506C65636A73770CAB86584E658E48420E595E6B616661BB2049A447764E6B945B549504566B626B7A71674332456A4674454588C14451BA7479606B6D5CB41270406746444747441D7160666BB6AF47289E6F546A5F5E9A595D5B286E7C7273A38E665528456943") Итак, сенат как институт республиканских времен в I в. н. э. был определенной оппозицией власти императоров. Эта оппозиция не была ни последовательной, ни хорошо организованной, ни очень активной, однако императоры все же ее боялись и изгоняли и убивали аристократов. Оппозиционным поэтом был упомянутый уже Марк Лукан [42, 321—368], написавший поэму " Фарсалия" о гибели Римского государства и в VII ее песни умолявший Фортуну, давшую людям властителя, позволить бороться с этим властителем (Phars. VII 646). Лукан и другие писатели I в. н. э. (и те, о которых мы еще будем говорить, и те, о которых мы даже не упомянем) писали так называемым новым, или декламационным, стилем, для которого характерна патетика, эмоциональность, обилие сентенций. Поэт не успел закончить эпос, потому что ему как участнику заговора против Нерона было приказано покончить с собой, и он перерезал себе вены.

na("Источник: Античная литература\n A688787D4724926150554E5264E9497A6EA57D69566C4D7ACE7F51414455A0A9B5EA14BF9FBE5A6493E741849A549998BA73B76731635C72516D5CAF4E0B9C565F4374796D327F695FA680474EBF41590B5750567A607A6BB22F927057705274441A4A5B915DBC6B6076637B066E86B39C61454E400C4C4CA3667C766E235E66487D40665C5F909506587D726C7E7A69583580705A6B435C440D4197BA4C77B074755E7A10A047624049804356156E656262BA6A5B3242A15161595E5057974BE063746C786142A85922") Друг Лукана Авл Персий Флакк (36—62 гг. н. э.) в политике не участвовал. Он углублялся в философию и оставил 6 длинных стихотворений, называемых сатирами. На самом деле критика есть только в первом из этих стихотворений, а остальные более похожи на диатрибы, в которых излагаются истины стоической философии.

na("Источник: Античная литература\n A6887F4D7DE77D6F716F60724C00A9B0BA1284BA867E8BB303859A5C8096ACA17732616C5F73516D9D2F40455F595743746177A83066946257684961520E50855552776E7D34776198A85267457A925B1B4F915364696379772092669F684B655B1C4A4D9157BC6271676D7B007543A554A98E4C4D0B9751A35C7D747B2080A45561407B989653501B5D6A6C697E7DA5522541649A7B4E415FC181EDFBE2B9B0C4FBDCBADCD8F5CE8B9D978586CCA5A4A6A2576A8A315063526A5E8245485A47ECAC6E7E71704B7A403A") ГАЙ ПЕТРОНИЙ (? —66 г. н. э.), советник императора по вопросам эстетики, тоже был обвинен в участии в заговоре и, как и Лукан, умер, перерезав себе вены (Tac. Ann. XVI 17, 19). Не совсем ясно, является ли Петроний, о котором пишет историк Тацит, автором прозаического сочинения, называемого в рукописях " Сатириконом", но большинство ученых думает, что это тот же самый человек. Возможно, он был эпикурейцем [44; 56, 33], хотя его роман можно понимать и как пародию на вульгарный эпикуреизм [54, 85].

na("Источник: Античная литература\n A688796E5AE74346464F5C43A41B696E6D779262497554680C4B5F538E4D606BBCFCA158466D4E6F56295D569689404374B175A8227A5CA04867557446CE58484083486E7F3270A95A7A417248BF509A2A445D526566636AA9ED5C76506B5C674205535A91476F6171A46BB9216054755268464F81C15A57A3767575BB235D7646604B695F5351950998507A627E6AAB8308806F57B9464984105B5971A1737B6D674EB40B60527C8B5D525946087CAD606972AF47205A64456B498C9A7B5B4C317E74BC6BAF5C6D5DE9") Его смерть Тацит описывает так: " Случилось, что в эти самые дни Нерон отбыл в Кампанию; отправился туда и Петроний, но был остановлен в Кумах. И он не стал длить часы страха или надежды. Вместе с тем, расставаясь с жизнью, он не торопился ее оборвать и, вскрыв себе вены, то, сообразно своему желанию, перевязывал их, то снимал повязки; разговаривая с друзьями, он не касался важных предметов и избегал всего, чем мог бы способствовать прославлению непоколебимости своего духа. И от друзей он также не слышал рассуждений о бессмертии души и мнений философов, но они пели ему шутливые песни и читали легкомысленные стихи. Иных из рабов он оделил своими щедротами, некоторых — плетьми. Затем он пообедал и погрузился в сон, дабы его конец, будучи вынужденным, уподобился естественной смерти. Даже в завещании в отличие от большинства осужденных он не льстил ни Нерону, ни Тигеллину, ни кому другому из власть имущих, но описал безобразные оргии принцепса, назвав поименно участвующих в них распутников и распутниц и отметив новшества, вносимые ими в каждый вид блуда, и, приложив печать, отправил его Нерону. Свой перстень с печатью он сломал, чтобы ее нельзя было использовать в злонамеренных целях" (Ann. XVI 19).

na("Источник: Античная литература\n A688716D532552474B5A8E4F6A25697565A57D69546D4B7E06549A4E405560667D3E636C5FB299704F298C489A4C545FBA73676D3377946B597551625204524088526E656D32BDFAD5FCD5FBC2BF4348004F599D74697473692F527643BB4DA5450B52545F587C637468A37A1E6051604D6F46538D0D5F4D6D75AE6F7B3F4474486189AB5C9641470B98677B6672716E4D23487E9A7E4B5D4F0F44517161B77768754571116846A7895D4C4C5701BEADD3B3A9A38AF88D1692BE83FF94997589E25D716E727F46625F2840A1") Название романа Петрония показывает, что в его время латинское слово satura стали связывать с персонажем греческих мифов сатиром, и эта этимология заслонила значение " смесь" [13, 83—111]. В " Сатириконе" процветает злая сатира.

na("Источник: Античная литература\n A6889E5C54355A5A4B554052A6E96174606040AC51785561158B59514B4865706C3260678D6E576B5D2A4C909A4D52586B63757B21715C65996C517943CE4D4F405165757D2D62A95B6680794378595217494A51A5676E65602D5EA89F735B6B4B1E424351506E746EA4626A1E7A8AA5566B5E464C0A52537364767B762549A88662556E50474E5509537F6475BE756B48244E634B6B494288C14649747179676064587C19A0526A508080434D026E6F73AEBA7C4930506658A3924D54564C5B2A64B16F7B674779432745") " Сатирикон" имеет черты греческого романа: действующие лица скитаются по различным местам, изображается буря, кораблекрушение, представлены колдовство, пророческие сны, клятвы, угрозы, попытки убийства и т. п. Но здесь все перевернуто вверх ногами. Герои греческих романов — необыкновенно порядочные и чистые люди, героически сохраняющие свою любовь. Герои романа Петрония — два развратных бродяги, для которых нет ничего святого. Энколпий, от лица которого идет повествование в романе, — лжец, мошенник, распутник, вор, убийца, святотатец. Таким образом, " Сатирикон" Петрония звучит как пародия на греческий роман.

na("Источник: Античная литература\n A6889E5C54355A5A4B554052A6E96174606040AC547D4F750B8B5281595A70737DFC67795E7D51729D214C474A47559FBA53B7672F66536051705C7E490655855843747A653C7AA956674B6C517A5F54C0485C536665AB656025476A4D7952754F034A4C9F954D727976637C1C7459A99C725C488D0F5A51A37860617925476C577185645A529C5700506564667B73A5522052694AB96749490946567AAFB7566D774A7C15A041A7E2E5E98944D3BC6966A277A18A3D90A15767594C4B5743842A647C7470AF626D5C2D4A6C") " Сатирикон" имеет также и черты других жанров. В прозаический рассказ вплетено много стихотворений. Считается, что они появились под влиянием сатир Мениппа. Живший в III в. до н. э. философ-киник Менипп писал по-гречески серьезно-смешные сатиры, в которых стихотворные строки были перемешаны с прозой. У Мениппа Петроний, по-видимому, позаимствовал элементы формы, однако трудно сказать, пародирует ли он сатиры Мениппа, или нет, поскольку сочинений киника не сохранилось. Можно только предполагать, что скорее всего пародирует, потому что пародия — это постоянная черта романа Петрония [56, 158—213]: он пародирует не только греческий роман, но и " Пир" Платона, " Фарсалию" Лукана, несохранившуюся поэму Нерона о Троянской войне. Однако вряд ли только литературная пародия была целью Петрония. Здесь трудно сказать что-либо определенное, ясно только одно: в руках талантливого писателя пародия стала безжалостным средством критики общества.

na("Источник: Античная литература\n A688727F443C5044499F4658A4EB5878776D42644C734873CC879A45404765657E346AA94970996A5D36808A4B474643747965A8376F947249624CAF540E4D574D4ABFAB7E327C7246605FA9477192550854519D577B637872264E715775516586CE4D4D41954E757968637212704E6B51658E4E8D10595878656661BB2242754D6885645C465C95394872656E7563704B2E4D6194B969428403585C6FA16560606092631C7151785E8C6F4C540D7260606BBA7F42314D6451AF414F41524457E066716C6867437B9F") Отрывок из " Сатирикона", дошедший до нас, состоит из трех частей: события до пира Тримальхиона, пир Тримальхиона и события после пира Тримальхиона. Во всех трех частях Петроний рисует унылую картину. Никто не интересуется философией и литературой, красноречие потонуло в пустословии, ораторы, не имеющие философского образования и филологической подготовки, переливают из пустого в порожнее. Законы бессильны перед властью денег, суды подкупаются, а оргии, описанные в конце первой части, свидетельствуют о полном падении морали.

na("Источник: Античная литература\n A68872625C3652474B5A8E506C3969B857755A6046765966064557418E536E626D32A3644D71576B502F5E569A595F5D716E7A6833A85068596C576C832157455A4D686BAFFE526144AA8CA94666579A014A5A5860AB78657A265A665F649C744A1C4A55594279747B6A66B90C6A43725C77454340095297A355AE7A732D476A456885445F564E5B0658BA66666E6C7B51E04071526859424E11494B61A1736370759EB41CA04E678B43485943D1BC63676A6B6F472D506D837C926D5F4B47472D646EB0BA188E6C42304B61405E") Описание пира Тримальхиона могло напомнить римлянам диалог Платона " Пир", еще более усиливая сатирическое впечатление. В диалоге Платона пируют аристократы духа, а на пире, описанном у Петрония, — духовно нищие люди. Для первых важны философские беседы, для вторых — горы пикантных блюд. " Сатирикон", по-видимому, не есть упомянутый Тацитом список распутств Нерона и его сообщников, однако очень может быть, что в эпизодах пира Тримальхиона или где-либо еще в другом месте мелькают намеки на пиры или жизнь императора. Мышление гостей Тримальхиона примитивно, юмор груб, речь проста, но образна. Они рассказывают жуткие случаи об оборотнях или ведьмах, наговаривают на живых и умерших знакомых, жалуются на цены и неурожаи, ожидают излюбленного развлечения — гладиаторских боев. Петроний саркастически насмехается над ограниченным интеллектом вольноотпущенников, над их рабским преклонением перед богатством, дурным вкусом, низкой моралью, однако одновременно подчеркивает, что они — большая сила. Мы уже упоминали, что императоры, уничтожая сенат, особенно опирались на вольноотпущенников.

Петроний об этом не говорит, но подчеркивает, что вольноотпущенники начинали с нуля, должны были быть необыкновенно упорными и изворотливыми и теперь, став богатыми и могущественными, гордятся собой, смотря свысока на свободнорожденных, снисходительно ухмыляясь или бросая прямо в глаза: " Чего смеешься, овца? " (57). Они не стыдятся своего невежества: " Я не учился ни геометрии, ни критике, вообще никакой чепухе, но умею читать надписи и вычислять проценты в деньгах и в весе" (58). Они начали с малого и разбогатели: " Оставил тридцать миллионов сестерций и никогда не слушал ни одного философа" (71). Автор весьма исчерпывающе характеризует Тримальхиона. Его появление в начале пира выглядит впечатляющим и красноречивым: " Мы наслаждались этими прелестями, когда появление Трималхиона, которого внесли на малюсеньких подушечках, под звуки музыки, вызвало с нашей стороны несколько неосторожный смех. Его скобленая голова высовывалась из ярко-красного плаща, а шею он обмотал шарфом с пурпуровой оторочкой и свисающей там и сям бахромой. На мизинце левой руки красовалось огромное позолоченное кольцо; на последнем же суставе безымянного, как мне показалось, настоящее золотое с припаянными к нему железными звездочками. Но, чтобы выставить напоказ и другие драгоценности, он обнажил до самого плеча правую руку, украшенную золотым запястьем, прикрепленным сверкающей бляхой к браслету из слоновой кости". (32).

Далее без перерыва описывается бесвкусная роскошь, а сам Тримальхион и его гости рассказывают о бесчетных богатствах. Почти вся Италия — как бы одно поместье Тримальхиона, но у него и еще есть планы: " Теперь я хочу соединить свою землицу с Сицилией, чтобы, если мне вздумается в Африку проехаться, все время по своим водам плавать". (48).

Тримальхион рассказывает о своей жизни: как он был рабом, как хозяин оставил ему состояние, но ему этого было не достаточно. Он взялся за торговлю, потом, накопив денег, давал их в долг под проценты. Везде требовались изворотливость, энергия, воля. Теперь у него останавливаются сенаторы. " Так-то ваш друг: был лягушкой, стал царем", — говорит он (77). Тримальхион одет в пурпурный плащ, подражает манерам царей и аристократов, пытается показать себя эрудитом, однако путает Медею с Кассандрой, Ганнибала с каким-то участником Троянской войны. Вот как " отлично" он знает миф о Троянской войне и творчество Гомера: " Жили-были два брата — Диомед и Ганимед — с сестрою Еленой. Агамемнон похитил ее и принес в жертву Диане лань. Так говорит нам Гомер о войне троянцев с парентийцами. Как и следовало, Агамемнон победил, и дочку свою Ифигению выдал за Ахилла: от этого Аякс помешался". (59).

Петроний стремится познакомить читателей со всей жизнью этого человека родом из Африки, а также с последними мгновениями его пребывания в этом мире. Эпизод пира Тримальхиона заканчивается прихотью хозяина представить его умершим: зачитывается завещание, гостям показывают его погребальное одеяние, играет траурная музыка. Похороны Тримальхиона можно понимать по-разному: возможно, это пародия философского положения о том, что человек ежедневно понемногу умирает (ср. Sen. Epist. 12), а может быть, это иллюстрация положения, что Тримальхион — это труп в духовном отношении.

В третьей части романа появляется новый персонаж — поэт Эвмолп. Он декламирует две длинные поэмы и несколько коротких стихотворений. Поэтические вставки в " Сатириконе" чаще всего написаны в вычурном стиле и в окружении антипоэтического текста создают комический эффект. В романе можно найти элементы, присущие новому стилю: восклицания, вопросы, путаные и сложные предложения. Они особенно характерны для прямой речи. Главные герои говорят на разговорном варианте литературного языка, а в устах простых людишек звучит народный язык, и фонетикой и синтаксисом существенно отличающийся от литературной речи. Многие части романа написаны по принципу драмы: они похожи на сценки из коротких представлений [66, 295—296, 308—309].

Конец романа не сохранился, и не ясно, предлагает ли Петроний какой-нибудь выход из этого прогнившего и черного мира, однако последовательная сатирическая линия и оппозиционный дух произведения видны и из фрагментов.

ЛУЦИЙ АННЕЙ СЕНЕКА (4 г. до н. э. — 65 г. н. э.) был идеологом оппозиции и тоже погиб, обвиненный в участии в заговоре против Нерона. Он родился в Испании, в городе Кордубе, в семье богатого и известного в Риме оратора из всаднического сословия, знатока риторики. Будущий философ и писатель, получив в Риме традиционное образование в области грамматики и риторики, учился у философов Сотиона, Фабиана, Аттала.

Один его брат — Новат, усыновленный другом отца Галлионом и получивший его имя, жил в Коринфе в качестве проконсула (51—53 гг. н. э.) в то время, когда этот город посетил апостол Павел. Коринфские евреи, встревоженные успехом его проповедей, старались убедить Галлиона, что Павла надо осудить, но тот отказался (Act. 18, 12—17). По этому поводу был создан сборник писем Павла и Сенеки. Дата написания писем не известна, в IV в. их уже читали (Hier. De vir. ill. 12) и до нового времени считали подлинными. Теперь их подложность доказана, хотя вопрос об общении Павла и Сенеки не считается решенным [51]. Другой брат Сенеки был отцом поэта Лукана.

Сенека начал карьеру с судебных речей, однако, тяжело заболев, должен был прекратить эту деятельность, отправился в Египет лечиться, отдыхать, заниматься науками. Все это происходило во время правления Тиберия (14—37 гг. н. э.). Во времена Калигулы (37—41 гг. н. э.) Сенека начинает подниматься по традиционной должностной лестнице, становится сенатором. Калигула завидует тому, что речи Сенеки производят большое впечатление, и собирается его погубить, однако сдерживается после слов одной наложницы, что человек такого слабого здоровья и сам вскоре умрет (Cass. Dio. LIX 19, 7). Заговорщики, убившие Калигулу в 41 г. н. э., объявляют императором его дядю Клавдия. Из-за интриг жены этого императора Мессалины Сенеке грозила смертная казнь, однако она была смягчена решением ограничиться изгнанием на остров Корсику (Sen. Cons. ad Polyb. 13, 2—3). Восемь лет Сенека проводит в совершенно нецивилизованном краю, живя в приюте первозданной природы, наблюдая ее стихии и пути светил.

Клавдий, в 49 г. н. э. убив Мессалину, женится на сестре Калигулы Агриппине, которая требует вернуть Сенеку из изгнания и поручает ему обучение своего сына от первого брака Нерона. После отравления Клавдия Агриппиной в 54 г. н. э. шестнадцатилетний Нерон становится императором. Поскольку несовершеннолетний император не может управлять государством, до 59 г. н. э. Сенека руководит делами в Риме вместе с начальником личной императорской гвардии (преторианцев) Афранием Бурром. В течение этих нескольких лет прекращаются постоянные убийства и изгнания знатных людей, процветавшие во времена Тиберия и Клавдия, вырастает влияние сената, предпринимаются попытки отделить государственную казну от императорского имущества.

Однако позднее Нерон захотел управляться сам. Он убивает мать, изгоняет, а потом и убивает жену Октавию. При неизвестных обстоятельствах умирает Бурр. Сенеке больше делать нечего. Он отходит от государственных дел и затворяется дома. Было несколько неудачных попыток его отравить. В 65 г. н. э. его обвиняют в участии в заговоре и к философу отправляют офицера с приказом обязательно принять смерть.

Тацит так описывает последние часы жизни Сенеки: " Сохраняя спокойствие духа, Сенека велит принести его завещание, но так как центурион воспрепятствовал этому, обернувшись к друзьям, восклицает, что раз его лишили возможности отблагодарить их подобающим образом, он завещает им то, что остается единственным, но зато самым драгоценным из его состояния, а именно образ жизни, которого он держался, и если они будут помнить о нем, то заслужат добрую славу, и это вознаградит их за верность. Вместе с тем он старается удержать их от слез то разговором, то прямым призывом к твердости, спрашивая, где же предписания мудрости, где выработанная в размышлениях стольких лет стойкость в бедствиях? Кому неизвестна кровожадность Нерона? После убийства матери и брата ему только и остается, что умертвить воспитателя и наставника.

Высказав это и подобное этому как бы для всех, он обнимает жену и, немного смягчившись по сравнению с проявленной перед этим неколебимостью, просит и умоляет ее не предаваться вечной скорби, но в созерцании его прожитой добродетельно жизни постараться найти достойное утешение, которое облегчит ей тоску о муже. Но она возражает, что сама обрекла себя смерти, и требует, чтобы ее поразила чужая рука. На это Сенека, не препятствуя ей прославить себя кончиной и побуждаемый к тому же любовью, ибо страшился оставить ту, к которой питал редкостную привязанность, беззащитною перед обидами, ответил: " Я указал на то, что могло бы примирить тебя с жизнью, но ты предпочитаешь благородную смерть; не стану завидовать возвышенности твоего деяния. Пусть мы с равным мужеством и равною твердостью расстанемся с жизнью, но в твоем конце больше величия". После этого они одновременно вскрыли себе вены на обеих руках. Но так как из старческого и ослабленного скудным питанием тела Сенеки кровь еле текла, он надрезал себе также жилы на голенях и под коленями; изнуренный жестокой болью, чтобы своими страданиями не сломить духа жены и, наблюдая ее мучения, самому не утратить стойкости, он советует ей удалиться в другой покой. И так как даже в последние мгновения его не покинуло красноречие, он вызвал писцов и продиктовал многое, что было издано; от пересказа его подлинных слов я воздержусь" (Ann. XV 62—63).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.