Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сердце, ум и Дух






A'ohe pau ka 'ike i ka halau ho'okahi

(В одной школе невозможно получить все знания)

Учение гавайских шаманов подобно другим системам мысли, имеющим дело с умом и его воздействием на Вселенную. Однако некоторые отличия чрезвычайно значительны. Многие столетия тому назад гавайские духовные учителя пришли к тем же заключениям, которые были получены и другими учителями в различные эпохи и в различных странах: существует такая сторона сознания, которая действует скрыто и косвенно, — это можно назвать подсознанием; существует и такая сторона, которая действует открыто и прямо, — сознание; кроме того, существует такая сторона сознания, которая, будучи трансцендентной, полностью включает первые две, — это сверхсознание.

Особенностью гавайской системы мысли является то, что она опирается на представление гавайцев о местной природе, о собственных занятиях и отношениях между собой. В заглавии я назвал их сердцем, умом и духом. Понимание того, чем они являются и как функционируют с точки зрения гавайских шаманов, может оказаться одной из наиболее практических вещей, которую вы когда-либо могли бы изучить.

Три аспекта сознания

Представление о трех аспектах является способом разделить цельную природу человеческого существа на три соответствующие части, каждая из которых имеет свою функцию и мотивацию поведения. В представлениях полинезийцев нет ничего такого, что указывало бы на существенную раздельность этих аспектов. Такое разделение было бы очень похоже на то, как если бы папайю разделить на три части, называемые соответственно скорлупой, мякотью и семенами. Эти три части, появляющиеся из одного источника, собственно и составляют цельный плод папайи, хотя иногда более удобно говорить о скорлупе, мякоти или семенах раздельно. Точно так же нет ничего такого в человеческом существе, в человеческой природе, что бы не позволяло нам говорить, скажем, о четырнадцати аспектах в человеке. Но вот три аспекта, три части, безусловно, можно выделить, поскольку такое выделение будет полезным и удобным. Именно поэтому такое разделение было сделано и принято в качестве рабочей истины. По-гавайски эти аспекты называются ку (сердце, тело или подсознание), лоуно (ум или разум, сознательный ум) и кане (дух или сверхсознание).

Сердечный аспект человеческого существа — ку

Первичной и главной функцией этого аспекта сознания является память. Именно благодаря ей мы способны выучить и запомнить что-то, развивать свои способности, приобретать привычки, осознавать цельность своего тела и его тождественность самому себе ото дня ко дню на протяжении многих лет, а также управлять им как чем-то единым. Это понятие является эквивалентом западного представления о подсознательном, однако оно с ним не совпадает.

Наиболее важная вещь, которую нужно знать о памяти, заключается в том, что память хранится и находится в теле как нечто вибрирующее и находящееся в непрестанном движении. Генетическая память, конечно, хранится на клеточном уровне, в то время как память, с помощью которой происходит обучение и накапливается опыт, хранится на одном или нескольких мышечных уровнях. При подходящем стимулировании — внутреннем или внешнем, умственном или физическом — память приходит в движение и высвобождается. Это, в свою очередь, приводит к активизации ментального, эмоционального или физического поведения. Если это движение подавляется, скажем, напряжением или стрессом, то и соответствующая память подавляется также. Сказанное одинаково относится и к генетической памяти, и к памяти, с помощью которой происходит обучение.

В случае генетической памяти тело знает только то, что знали его предки. Хотя это и очень богатое хранилище, однако что касается психического и эмоционального поведения, оно, как правило, в большей или меньшей мере подвергается воздействию памяти, с помощью которой происходит обучение. В стрессовых ситуациях ку первое обращается к памяти предков, чтобы найти способ справиться с ситуацией, и тогда, если имеется несколько возможных вариантов, оно обращается к памяти, с помощью которой происходит обучение, за конкретными подробностями. Предположим, вы находитесь в стрессогенной ситуации, затрагивающей ваше человеческое достоинство, что обычно проявляется в виде осложнений в области груди. И предположим, что генетическая память предложила вам на выбор воспаление легких, приступ тревоги или астму. Если на протяжении прошедшей недели или около того ваше ку узнало от какого-нибудь человека или, скажем, по телевидению достаточно много о симптомах воспаления легких, то весьма вероятно, что ваше ку сделает именно этот выбор.

Генетическая память распределена по всем клеткам. Что же касается памяти, с помощью которой происходит обучение, то ее хранилища располагаются в особых зонах, связанных с мышечной тканью. Эти области хранения, похоже, связаны с каждой частью тела, которая находилась в активном состоянии или получала дополнительную энергию в период обучения или приобретения соответствующего опыта. Когда часть тела, в которой была сосредоточена память, испытывает определенное напряжение, то память, связанная с ней, угнетается или даже становится полностью недоступной.

Как-то отправившись со своей знакомой побродить по диким местам Кауаи, мы оказались перед фактом, что не способны обнаружить дорогу, по которой нам нужно было возвращаться назад. Вскоре мы пришли к выводу, что она должна была находиться на другой стороне ручья, но никак не могли прийти к единому мнению относительно того, как эта дорога должна была выглядеть. В результате мы потратили целый день, шлепая по ручью вверх и вниз, пытаясь обнаружить место, которое мы оба признали бы подходящим. На следующий день после того, как мы провели ночь в сыром и грязном болоте, я решил использовать имевшиеся у меня знания о свойствах ку. С помощью осторожных взаимных расспросов, мы с подругой установили, что в памяти наших ку относительно расположения обратной дороги имелся образ какого-то особенно слякотного берега, находившегося неподалеку. Я сам этого абсолютно не помнил, но где-то в глубине моей памяти имелась какая-то картинка с притоком и большим камнем-валуном, чего моя память никак не хотела воспроизводить. Установив это, мы пошли вдоль ручья и шли до тех пор, пока не обнаружили и приток, и валун, которые находились рядом друг с другом. Там же оказалась и тропа — справа рядом.

Когда мышечное напряжение ослабляется, то любые сведения, связанные с соответствующей областью и угнетавшиеся напряжением, также отпускаются и становятся доступными воспроизведению. Все, кому приходится иметь дело с большим количеством получаемых и передаваемых сообщений, хорошо знают это, и существует множество способов создавать напряжение и снимать его как сознательно, так и неосознанно. Довольно широко распространено явление, связанное с забыванием чьего-либо имени. Вы можете быть способны вызвать в уме ясный образ лица этого человека, но его имя почему-то все равно ускользает. Это связано с тем, что та часть тела, в которой хранится воспоминание об имени, испытывает в этот момент слишком большой стресс.

Обычно, если вы оставляете попытку вспомнить и принимаетесь за свои дела, имя неожиданно всплывает в уме в момент, когда вы меньше всего ждете этого. Это происходит потому, что в какой-то момент те мышцы, с которыми связана память об этом имени, достаточно расслабились, чтобы освободить воспоминание. Как-то в Африке я испытал сильнейший стресс, когда собирался привести свою жену на прием, где мы должны были встретиться с новым американским послом. И когда наступил момент представить мою жену послу, вдруг оказалось, что я не могу вспомнить ее имени. Как я ни уверял посла, что я живу с ней много лет и, естественно, прекрасно ее знаю, но он, что вполне понятно, воспринимал мои уверения скептически. Когда же Глория наконец сама назвала свое имя, то что-то переключилось в соответствующих мышцах, зажим снялся и я сказал: " Ну да, это Глория! "

Сильные потрясения, которые приводят к общему стрессу, могут также вызывать амнезию — состояние, при котором большие области памяти оказываются заблокированными. Когда же различные группы мышц постепенно начинают расслабляться, то начинает возвращаться и память. Любопытно отметить, что сам язык при амнезии почти никогда не забывается, хотя личные имена отдельных людей могут оказаться перекрытыми и недоступными вспоминанию. Возможно, это связано с тем, что компоненты языка, такие, например, как звуки, используются очень часто, и память о них хранится не в одной, а во многих областях тела. Тем не менее все же бывают случаи, когда человек оказывается потрясен настолько, что в какой-то момент теряет дар речи.

Меня все еще вгоняет в краску, когда я пересказываю случай с забыванием имени собственной жены. Особенно нужно отметить именно то, что я краснею, когда пересказываю эту историю и когда память об этом событии разворачивает живые картины в моем мозгу. В этом можно усмотреть что-то очень важное, относящееся к нашей памяти и ку. Ку, наш подсознательный телесный ум, не делает различия между прошлым, настоящим и будущим. Все, что там хранится, — всегда в настоящем. Когда вы пытаетесь что-то вспомнить, то соответствующие физиологические реакции включаются в настоящий момент, и их интенсивность зависит от яркости образов, связанных с воспоминанием. Например, куда как более вероятно, что у вас возникнут сильные физиологические реакции при воспоминании о том, как вы подвергались суровой критике в возрасте семи лет, чем при воспоминании того, что происходило за завтраком в прошлый вторник — конечно, при условии, что этот завтрак не был для вас еще более драматичным.

Это означает, что любые сведения, которые хранятся в памяти, могут оказать активное воздействие на тело в настоящий момент, приводя к более или менее тем же самым химическим и мышечным реакциям, имевшим место в вашем теле, когда соответствующее событие происходило впервые. Хорошие воспоминания приводят к выделению железами внутренней секреции эндорфинов, создающих приятные ощущения, а плохие — к выделению токсинов. И все это происходит в настоящем. Очевидно, что чем дольше способно сохраняться воспоминание, тем сильнее его воздействие в настоящем.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.