Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Методологические основы психологии






Методологические основы психологии

Учебно-методическое пособие для студентов специальности «психология»

 

 

Кострома


ББК 88.53я43

УДК 159.947 9(075)

 

В. А. Соловьёва, И. А. Уманская. Методологические основы психологии: Учебно-методическое пособие для студентов специальности «психология» Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, \\ 2009. – 132 с

 

 

Методическое пособие по методологии психологии.– Кострома: ГОУВПО Костромской государственный университет им. Н.А.Некрасова., 2009. – 131 с.

Учебно-методическое пособие представляет собой курс лекций, неоднократно прочитанный нами для студентов-психологов. В пособии нашли отражение новейшие разработки в области методологии психологии. Материал будет полезен студентам-психологам при подготовке к государственным экзаменам по общей психологии, а также в процессе обучения дисциплинам «Общая психология», «Общепсихологический практикум», «Психодиагностика», при планировании и проведении научных исследований в рамках курсовых и квалификационных работ.

ББК 88.53я43

УДК 150.947 9(075)

 

 

ISBN

 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 6

ЛЕКЦИЯ 1. Методология как предмет изучения 11

1.1.Методологические проблемы исследования 11

1.2. Понятие «метод» и «методика» и их развитие в психологии 13

1.3.Понятие «наука». Основные термины 16

1.4.Последовательность проведения научного исследования 22

ЛЕКЦИЯ 2. Парадигма 25

2.1.Понятие парадигмы, этапы ее развития. 25

2.2.Ценности и нормы научного сообщества 28

ЛЕКЦИЯ 3.Основные объяснительные принципы психологии 35

3.1. Основные объяснительные принципы и предмет психологического исследования 35

3.2. Принцип взаимодействия 36

3.3. Принцип развития (принцип эволюции) 36

3.4. Принцип детерминизма 38

3.5. Принцип целостности (принцип системности) 39

3.6. Принцип единства внешнего и внутреннего (принцип реконструкции) 40

3.7. Принцип активности 42

3.8. Принцип субъектности 43

3.9. Объяснительные принципы в структуре научного объяснения 43

Лекция 4. Системно-комплексный подход к изучению психики 47

4.1. Понятие систем 47

4.2. Статические характеристики систем 49

4.3. Типология систем. Принципы системной классификации 50

4.4. Биологические системы 51

4.5. Социальные системы 52

4.6. Философские корни системологии 54

4.7. Системно-психологические теории конца XX века 57

Лекция 5. Психологическая теория деятельности 59

5.1.Деятельностный подход к изучению психики 59

5.2. Макроструктура деятельности 60

5.3. Внутренняя деятельность 64

5.4. Психологическая система деятельности 65

5.5. Контент-анализ как анализ продуктов деятельности 68

Лекция 6. Субъектность психики 73

6.1. Понятие субъектности. 73

6.2. Основные признаки субъекта 74

6.3.Методическое обеспечение изучения субъектности 76

Лекция 7. Развитие как способ существования психики 77

7.1.Основания изучения развития 77

7.2. Причины и источники развития 79

7.3. Неравновесные состояния и их роль в развитии 80

7.4. Временные характеристики развития 81

Лекция 8. Эксперимент 82

8.1. Эксперимент как метод 82

8.2. Подлинные эксперименты 83

8.3. Квазиэксперимент 88

8.4. Мысленный эксперимент 90

8.5. Тестирование как разновидность эксперимента 91

Лекция 9. Наблюдение 95

9.1. Наблюдение как метод 95

9.2. Самонаблюдение и его разновидности 96

9.3. Объективное наблюдение 96

9.4. Возможности и ограничения применения наблюдения 99

Лекция 10. Опросные методы 102

10.1. Опросы и их формы 102

10.2. Беседа и интервью как разновидность опроса 103

10.3.Анкетирование как метод. Правила составления анкет 110

Лекция 11. Проективные методы 114

11.1. Проективные техники исследования 114

11.2. Классификации проективных методик 116

11.3. Концепции механизмов проекции 117

11.4. Возможности и ограничения применения проективных методик 119

 

Библиографический список 121


ВВЕДЕНИЕ

Учебно-методическое пособие представляет собой курс лекций, неоднократно прочитанный нами для студентов-психологов. Курс «Методологические основы психологии» включает в себя два основных содержательных блока, неразрывно связанных между собой: методологические принципы в получении психологических знаний и основные методы психологических исследований. Лекционный курс составляет тридцать часов и включает в себя десять лекций, разных по объему. Практические занятия состоят из пятнадцати часов семинарских занятий, на которых студенты осваивают теоретические позиции различных исследователей. Отдельным блоком в данном курсе включены правила организации и проведения научного исследования, а также оформления его результатов.

Практическая ценность данного курса заключается в формировании у студентов определенного концептуального подхода к исследовательской работе. Они обучаются грамотно использовать методы психологического исследования в соответствии с выбранным ими концептуальным аппаратом и предметом исследования.

Объем курса составляет в настоящее время сорок пять аудиторных часов и не может вместить весь необходимый материал, поэтому ряд тем вынесен на самостоятельное изучение. Результаты проведенной студентами самостоятельной работы обсуждаются с преподавателем в процессе собеседования

Содержание курса опирается на концепции отечественных авторов по проблемам методологии психологии (Ю.И. Александров, А.В.Карпов, А.Д. и Д.А. Леонтьев, Б.Ф.Ломов, В.А. Петровский, В.Д. Шадриков), а также зарубежных авторов, на результаты исследований преподавателей и аспирантов кафедры социальной психологии КГУ им. Н. А. Некрасова.

Цель курса: выработать у студентов научныйпарадигмальный подход к исследованию психологической реальности.

Задачами курса являются:

1. Освоение основных научных подходов, имеющих место в современной психологической науке

2. Освоение основных методов исследования психического

3. Выработка умения сопоставить концептуальную позицию и методы исследования с его предметом и объектом.

Требования к уровню подготовки студентов. Студенты, завершившие изучение данного курса должны отличаться сформированностью определенного концептуального подхода к исследовательской работе. Студенты обучаются грамотно использовать методы психологического исследования в соответствии с выбранным ими концептуальным аппаратом и предметом исследования.

Оборудование и материалы. В процессе преподавания дисциплины активно внедряются лекции с использованием мультимедиа презентаций, разрабатывается система итоговой оценки знаний студентов с помощью адаптивной системы тестирования.Преподавание дисциплиныобеспеченовидеокассетами лекций ведущих психологов, компьютерными версиями материалов Съезда психологов России

Формы контроля знаний студентов при изучении дисциплины. В качестве текущего контроля выступают: входное тестирование, контрольные работы в течение семестра, а также оценки, выставляемые в ходе опроса на семинарских занятиях. Результаты выполнения этих работ в сочетании с другими предусмотрены в рамках самостоятельной работы студентов, являются основанием для выставления оценок текущего контроля. Необходимым условием освоения дисциплины является обоснование студентами выбранной ими концептуальной позиции для выполнения квалификационной работы. Выполнение данных видов работ является обязательным для всех студентов.

Для итогового контроля освоения дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен в 9 семестре.

Требования к уровню освоения содержания курса. Для получения отличной оценки студент должен показать глубокие знания по программе дисциплины, лекционного материала, осмыслить монографический и дополнительный материал; дать исчерпывающие ответы на все дополнительные вопросы; должен проявить умение логически и творчески мыслить; подтвердить теоретические положения собственными примерами.

Для получения хорошей оценки студент должен показать прочные знания по программе дисциплины, обязательного минимума учебной и монографической литературы; умение осмыслять важнейшие проблемы прогнозирования, проектирования и моделирования социальных явлений и процессов.

Удовлетворительная оценка ставится при недостаточном умении студента раскрыть тему самостоятельно, неполном ответе на все вопросы билета, недостаточной уверенности в знаниях по изучаемой дисциплине.

В пособии нашли отражение новейшие разработки в области методологии психологии. Материал будет полезен студентам-психологам также в процессе обучения дисциплинам «Общая психология», «Общепсихологический практикум», «Психодиагностика», при планировании и проведении научных исследований в рамках курсовых и квалификационных работ.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Методологические проблемы исследования.

2. Соотношение понятий «методология», «метод», «методика».

3. Последовательность проведения научного исследования

4. Понятие «наука». Признаки научных знаний.

5. Научная истина.

6. Понятие парадигмы. Этапы развития парадигмы.

7. Ценности и нормы научного сообщества.

8. Обобщенность научного знания.

9. Согласие научного сообщества.

10. Объективность, надежность, согласованность научного знания.

11. Формальный характер научного знания.

12. Простота научных конструкций.

13. О критериях демаркации научного и других форм знания.

14. Фальсифицируемость как предполагаемый критерий демаркации.

15. Основные объяснительные принципы и предмет психологического исследования

16. Принцип взаимодействия

17. Принцип развития (принцип эволюции)

18. Принцип детерминизма

19. Принцип целостности (принцип системности)

20. Принцип единства внешнего и внутреннего (принцип реконструкции)

21. Принцип активности

22. Принцип субъектности

23. Понятие систем. Типология систем.

24. Статические характеристики систем, системообразующий фактор

25. Динамические характеристики систем. Системогенез.

26. Философские корни системологии конца XX века

27. Методическое обеспечение изучения системных явлений

28. Деятельностный подход к изучению психики

29. Макроструктура деятельности, соотношение ее подструктур

30. Внутренняя деятельность, акцептор действия

31. Психологическая система деятельности, СПАД

32. Анализ продуктов деятельности, контент-анализ.

33. Субъектный подход в психологии. Основные признаки субъекта

34. Методическое обеспечение изучения субъектности

35. Временные характеристики и деятельность.

36. Метакогнитивный подход в психологии

37. Развитие как способ существования психики, источники развития

38. Причины развития Неравновесные состояния и их роль в развитии

39. Эксперимент как метод. Подлинные эксперименты.

40. Квазиэксперимент. Мысленный эксперимент

41. Тестирование как разновидность эксперимента

42. Наблюдение как метод Объективное наблюдение

43. Самонаблюдение и его разновидности

44. Возможности и ограничения применения наблюдения

45. Опросные методы и их формы

46. Беседа и интервью как разновидность опроса

47. Анкетирование как метод. Правила составления анкет

48. Проективные техники исследования

49. Классификации проективных методик

50. Возможности и ограничения применения проективных методик







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.