Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. У вызванной к жизни общественными потребностями и возникнове­нием книгопечатания журналистики сравнительно короткая историческая биография






У вызванной к жизни общественными потребностями и возникнове­нием книгопечатания журналистики сравнительно короткая историческая биография. В России пресса зародилась без малого три века тому назад, в Европе — на десятки лет раньше. Но процесс развития масс-медиа проте­кал весьма активно, порой даже бурно, сопровождаясь борьбой за глас­ность и свободу слова, идейно-теоретическими спорами о природе и на­значении периодической печати, ее функциях и принципах.

В последнее десятилетие трансформация российской политической и социально-экономической действительности привела к разительным пере­менам и в функционировании журналистики России. Политическая рас­крепощенность вызвала бурное насыщение информационного рынка Рос­сии, Свобода слова, отсутствие цензуры, регистрационный принцип органи­зации СМИ привели к существенному умножению числа газет, радио и телевизионных каналов и программ.

Несмотря на то, что в условиях плюрализма мнений разные сред­ства массовой информации придерживаются порой полярных точек зре­ния на проходящие в стране социально-экономические и политические процессы, высшая цель российской журналистики едина — способство­вать развитию общественного сознания. Актуальность тематики выступ­лений, глубина расследования, жанровое разнообразие, неукоснитель­ное соблюдение принципов журналистики прямо ведут к повышению результативности журналистики — действенности обращения к соци­альным структурам и эффективности воздействия на сознание массо­вой аудитории.

Однако для многих средств массовой информации политическая сво­бода обернулась экономической несвободой. Из-за резко возросших зат­рат на выпуск в свет журналистской продукции фантастически возросли подписные и розничные цены газет, что привело к падению их тиражей. СМИ вынуждены расширять объем публикации рекламных обращений, одновременно постоянно повышая расценки за аренду эфирного времени или рекламного места в газете. Судьба СМИ стала зависеть от государ­ственных субсидий, щедрости спонсоров, финансовой поддержки коммер­ческих структур, стремящихся стать при этом учредителями или владель­цами газете или радио-телеканала. Главенствующую роль стал играть рек­ламодатель, а не деньги подписчика. Начался процесс коммерциализации прессы, влекущий за собой нега­тивные последствия, когда ради доходов можно поступиться объективнос­тью в освещении ситуаций и явлений, талантом публициста.

Стихия рынка неумолимо расставит все средства массовой информа­ции по своим местам, выживут те, кто сумеет найти свою аудиторию. В связи с этим возрастает роль социологических исследований..

Поскольку средства массовой информации, вписавшись в рынок, стали сами коммерческими предприятиями со своим специфическим товаром — журналистской продукцией, массовой информацией, они легче добьются успеха, если возьмут на вооружение философию рыночной экономики — маркетинг. Пока что многие редакции не опираются на его принципы, ограничиваются исследованиями реальной и потенциальной аудиторией, порой интуитивно ведут поиски обеспечения жизнестойкости изданий, радио- и телепередач. Конечно, в каждой редакции проводят мероприятия, направленные на повышение его популярности и прибыльности, но только маркетинг позволит соединить эти разрозненные акции в цельную систе­му, придаст им динамику и силу. Редакциям необходимы грамотные и опыт­ные маркетологи —журналисты, способные делать точный анализ и вер­ный прогноз информационного поля, уметь сегментировать его, правильно определять тиражную, ценовую и сбытовую политику изданий..

Найдя нужную информационную нишу, важно закрепиться в ней, про­водя в редакции инновационную политику, совершенствуя содержание и фор­мы журналистского творчества, организацию редакционной деятельности.

Это в полном мере относится и к вопросам рекламы, которая многи­ми средствами массовой информации рассматривается только как источ­ник дохода. Задача же состоит в том, чтобы поднять уровень рекламных кампаний и качество рекламных объявлений, не ронять авторитета изда­ний и радио- и телекомпаний в массовой аудитории. В то же время реклам­ные объявления не должны вытеснять такие журналистские жанры, как репортаж и беседа, статья и корреспонденция, очерк и фельетон и особен­но журналистское расследование.

Наиболее эффективно способно вести рекламу телевидение: изобра­жение, звук, цвет, игровой сюжет сильно воздействуют на телезрителя — потенциального покупателя предлагаемой услуги или товара. На читателя газетного рекламного обращения можно повлиять только словом, лозун­гом, иллюстрацией, а также цветом (если номер выполнен в две, три или более краски). Поэтому важно уметь создавать рекламную композицию — текст, заголовок, иллюстрацию, макет так, чтобы она привлекала внимание и вызывала интерес. Однако по сравнению с зарубежной прессой у рос­сийской в этом отношении много нерешенных проблем. Часто рекламные обращения пишутся скучно, не имеют слогана, заголовка, интересной ил­люстрации. Текст, порой набранный мелким шрифтом, смотрится плохо.

В рекламной практике важно изучать образ жизни, потребности и мотивы потенциальных покупателей, а также возможности и ресурсы ка­налов распространения сообщений. Только поверив рекламе, потенциальный покупатель принимает реше­ние о приобретении товара (услуги). К сожалению, практика работы СМИ накопила немало фактов распространения недобросовестной и недостовер­ной рекламы, когда рекламодатели, обещая в объявлениях всевозможные выгоды, обманывали читателей, телезрителей и радиослушателей. Избежать этого можно, если неукоснительно выполнять требования федерального Закона «О рекламе», принять по примеру западных стран Кодекс реклам­ной деятельности, поддерживать общественное движение в защиту потре­бителей — консюмеризм, публикуя специальные тематические полосы и подборки о качестве и достоверности рекламы.

Искусство рекламы в СМИ — дело непростое. Помочь в ее становле­нии и совершенствовании могло бы изучение и освоение богатого опыта зарубежной и дореволюционной российской рекламной деятельности. Глав­ное помнить: содержание рекламы в газете, на радио, телевидении не долж­но быть равнозначно товару или услуге. Смысл сообщения шире: космети­ческие фирмы продают нам не столько крем для освежения кожи, сколько дают надежду на вечную молодость; пивовары не только торгуют пивом, но одаряют весельем. В этом и есть стратегия рекламы, назначение которой в современном мире не исчерпывается ролью «двигателя торговли». Ее мис­сия — создавать душевный комфорт человеку в его повседневной жизни.

Репутация газетных изданий, радио- и телекомпаний на рынке инфор­мации зависит от общественных связей («паблик рилейшнз»), которые ре­дакции сумеют наладить с государственными и коммерческими структура­ми, властными органами и неправительственными учреждениями, полити­ческими партиями и общественными организациями. Такие связи широки и многообразны. Они приносят несомненную пользу и редакциями средств массовой информации, и тем, кто стремится установить с ними тесные отно­шения. Организации, занятые рекламой и «паблик рилейшнз», стали новой и мощной инфраструктурой современной российской журналистики.

Вместе с тем, расширение контактов СМИ с политическими и эконо­мическими структурами приводит иногда к такому негативному явлению, как скрыто оплаченное «паблисити», которое в журналистской среде на­зывают скрытой рекламой. Причем факт подкупа журналиста, случай гру­бого нарушения им профессиональной этики установить весьма трудно. Покончить с такого рода коррумпированностью отдельных журналистов можно, приняв жесткие нормативные акты. Следует усилить и материаль­ную заинтересованность редакционных работников, что уберегло бы их от соблазна искать пути добывания «теневых денег».

В то же время целесообразно в штат редакций (хотя бы крупных) зачислять специалистов по «паблик рилейшнз», чтобы обращение к обще­ственным связям стало системой, а не отдельными эпизодами.

Анализ опыта работы СМИ в условиях рынка выявил слабость жур­налистского менеджмента. Органическое сочетание воли, предприимчиво­сти, умения грамотно вести бизнес с психологически выверенными каче­ствами руководителя-лидера коллектива свойственно далеко не каждому редактору газеты, шефу радио или телекомпании. Менеджмент — это ис­кусство знать точно, что предстоит сделать, и как сделать это самым луч­шим и дешевым способом.

При монополии одной партии на все средства массовой информации главное внимание уделялось не развитию самостоятельности, творчества и инициативы, а таким единообразным методам и формам управления, кото­рые обеспечивали точное выполнение решений партийных органов. По­этому вопросы менеджмента (и особенно журналистского) не получили достаточного освещения в отечественной литературе.

Искусство менеджмента основано на таких врожденных и приобре­тенных качествах руководителя, как талант, способности, навыки, интуи­ция, воображение, наблюдательность. Труд журналиста-менеджера — твор­ческий. Он самостоятельно принимает новые оригинальные решения, выд­вигает смелые идеи, разрабатывает и использует собственные приемы и методы, новейшие формы работы. Менеджер должен знать не только тон­кости управления экономикой и маркетингом средств массовой информа­ции, но и обладать такими способностями, как гибкость мышления, склон­ность к анализу и синтезу, восприимчивость к новым идеям, умение ос­мысливать накопленный опыт, выявлять и четко формулировать проблемы.

Он обязан создавать и стимулировать атмосферу творчества и ини­циативы в журналистском коллективе, находить индивидуальный подход при взаимодействии с сотрудником, тонко чувствовать психологический климат, хорошо разбираться в мотивах поведения, использовать соответ­ствующие методы воздействия, уметь привлечь коллектив на свою сторо­ну, увлечь своими делами. Стимулирования творческой инициативы часто требует от менеджера применения нетрадиционных приемов, таких, как предоставление подчиненному возможности ошибаться.

Помимо перечисленных качеств менеджер должен иметь организа­торские способности, т.е. искусство менеджера-журналиста можно опре­делить как умение, способность руководить, творчески использовать на практике приобретенные знания и накопленный опыт. Становление и раз­витие журналистского менеджмента в России, подготовка квалифициро­ванных специалистов в этой области приведет к снижению числа конф­ликтов в СМИ, сделает работу редакционного коллектива в условиях рын­ка плодотворной и более четкой.

Раскрепощенность средств массовой информации, установление де­мократических начал в редакциях привели к позитивным переменам, но в то же время вызывают частые нарушения правовых и этических норм. Множится количество судебных исков к средствам массовой информации, «что ослабляет их экономику, поскольку приходится выплачивать истцам немалые суммы в качестве материальной компенсации за моральный ущерб. А нарушения служебной этики чреваты внутриредакционными конфлик­тами. Остроту ситуации помогло бы смягчить принятие нового кодекса этики российского журналиста. Нуждается в корректировке и закон Рос­сийской Федерации «О средствах массовой информации»: определяя по- литические и нравственные гарантии защиты журналистов, он не дополнен гарантиями экономическими и социальными.

Решение этих вопросов помогло бы российской журналистике рабо­тать более продуктивно и творчески.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.