Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Журналистика Америки






Журналистика функционирует в шестидесяти государствах американ­ского континента (Северная и Южная Америка). По численности населения лидируют шесть стран: США, Бразилия, Мексика, Колумбия, Аргентина, Канада, в которых проживают в общей сложности свыше пятисот милли­онов человек. А явные аутсайдеры — Ангилья (8 тыс. жителей, 2 газеты), Монтсеррат (12 тыс., 1 газета), Сент-Пьер и Микелон (6 тыс., 1 газета), Теик и Кайкос (8 тыс., 3 газеты).

Поскольку в небольшом материале невозможно даже кратко расска­зать о средствах массовой информации многочисленных стран, остановим­ся на самых крупных государствах, журналистика которых весьма значима не только в национальном, но и в международном масштабе.

По массовости, информационной насыщенности, технической осна­щенности, технологии и организации в Западном полушарии, да и в мире в целом, лидирует журналистика Соединенных штатов Америки. Ее история начиналась так.

...Для жителей Бостона это была сенсация. 25 сентября 1690 г. они впервые получили газету. Названная «Паблик оккарансиз» («Обществен­ные события»), она представляла собой небольшой четырехстраничный листок, изданный печатником и книготорговцем Бенджамином Харрисом. Первый номер, однако, оказался и последним: колониальным властям не понравилось, как освещалась проблема индейцев, и они закрыли листок Харриса [20].

Только через 14 лет после этого в Бостоне вышло другое издание — «Бостон ньюс леттер» («Бостонский вестник»), основателем которого стал местный почтмейстер Джон Кемпбелл и которое просуществовало свыше 70 лет (1704-1776). Эстафету Бостона подхватила Филадельфия, впоследствии ставшая первой столицей США как независимого государства: в 1719 г. здесь появился «Америкен уикли меркури» («Американский еженедельный вест­ник», а в 1728г. — «Пенсилваниа газетт», издаваемая Бенджамином Франк­лином, чьи выступления были проникнуты ненавистью к колониально-фео­дальным порядкам и сочувствием к людям труда и к обездоленным, неграм и преследуемым индейцам. Со временем все более привлекательным для американских журналистов становится Нью-Йорк, основанный голландски­ми колонистами и поначалу называвшийся Нью-Амстердамом. После пер­вых газет — в 1741 г. — возник новый тип периодического издания — журнал (сначала «Америкен мэгэзин» Эндрю Бредфорда, а спустя... три дня — «Дженерал мэгэзин» Б. Франклина [21]. Война против Англии за независимость (1776-1783) — Первая амери­канская революция — была подготовлена во многом газетами, которые не­мало сделали для создания в стране духа свободы. Так, подлинным агитато­ром революции был Самюэль Адаме, основавший в Бостоне газету «Инде-пендент адвертайзер» («Независимая газета с объявлениями»), а самым влиятельным публицистом стал Томас Пейн, прибывший в Америку из Анг­лии в 1774 г. Страстный защитник идеи об отмене рабства и торговли не­грами, он регулярно печатался в разных изданиях, его статьи распространя­лись в виде листовок многотысячными тиражами.

Закончилась война, провозглашена независимость США, в 1791 г. при­нята Конституция молодой республики, и первой поправкой к Основному за­кону была гарантирована свобода журналистики: «Конгресс не примет никако­го закона, ограничивающего свободу слова или прессы». По мере консолида­ции страны уходила в прошлое эпоха революционных газет, создавались предпосылки для организации раннекапиталистической прессы. Тогда, в конце XVIII века, четырехмиллионное население США получало 17 ежедневных га­зет и 200 изданий иной периодичности. Любой человек, имея немного денег, ручной печатный станок и бумагу, мог открыть свой печатный орган. И газета, как правило, выступала с определенной политической позиции. С другой сто­роны, она стала предоставлять печатную площадь под платные объявления, рекламу. В 1820 г. в США выходило уже 24 ежедневных и 422 еженедельных газет. В 1827 г. появилась первая негритянская газета «Райте фор олл» («Права для всех») и первая рабочая газета «Джорнимен микеникс эдвокейт» («Защит­ник квалифицированного поденщика»), а в 1829-1847 годы издавалась ежене­дельная газета «Уоркинг мэн эдвокейт» («Защитник трудового человека»).

В 1830-1840 годы рекламе отводилось уже до трех четвертей площадей газет, которыми стали управлять как торгово-промышленными предприятия­ми. Коммерческая революция проходила в условиях революции технологичес­кой (строились железные дороги, прокладка трансатлантического кабеля спо­собствовала развитию телеграфных коммуникаций, осваивались новейшие ро­тационные печатные машины). В среде нью-йоркских типографов родилась идея прессы нового типа — «пенсовой» газеты, «пенни-газеты». В начале 1830 г. стал выходить еженедельник «Нью-Йорк морнинг» (цена экземпляра — 2 цента или 1 пенни по тогдашнему курсу), а через три года — ежедневная пенсовая газета «Дейли ивнинг транскрипт» («Ежедневная вечерняя запись»). Многие из пенсовых газет — убогие по содержанию и слабые в финансовом отноше­нии — погибали, едва появившись на свет. Правда, тираж такой центовой га­зеты как «Нью-Йорк сан» («Солнце Нью-Йорка», 1833 г.) составлял 30 тысяч экземпляров. Рассчитанная на массового и малограмотного читателя, газета первой стала публиковать вымышленную информацию и лживые репортажи. Настоящую конкуренцию «Нью-Йорк сан» составила лишь новая ежедневная газета «Нью-Йорк геральд» («Нью-Йоркский вестник»). Джеймс Гордон Бен-нет (1795-1872), начав выпускать газету с капиталом в 500 долларов, сумел рез­ко поднять тираж (в 1839 г. — 30 тыс. экз., в 1855 г. — 75 тыс. экз.): расши­рил тематику публикаций, направлял в командировки спецкоров, стремил­ся привлечь читателя «историями человеческого интереса и эмоций» (преступления, происшествия, скандалы в высшем свете, семейные драмы и т.п.). С Беннета в Америке начала развиваться бульварная пресса.

Бывший сотрудник «Нью-геральд» Гораций Грили отверг журнализм в стиле Беннета и в 1841 г. создал газету «Нью-Йорк трибюн»; в редакцион­ных статьях он стал выступать против аморальной и упадочнической прес­сы, во имя защиты интересов общества и справедливости. Серьезная и стро­гая, «Нью-Йорк трибюн» стала прототипом качественных газет США. По пути, проложенному Грили, пошла газета «Нью-Йорк тайме» («Нью-Йоркс­кие времена»), первый номер которой вышел в свет 18 сентября 1851 г. (первоначально называлась «Нью-Йорк дейли тайме»). Она привлекла чита­телей высоким литературным уровнем, многочисленностью и разнообрази­ем рубрик, принципами ее основателя г. Реймондса отвечать перед читате­лями и быть независимым от различных партий.

В 1860-1865 г. в США проходила Вторая американская революция — гражданская война между Севером и Югом. Война изменила стиль ново­стей, репортер стал центральной фигурой в газетном мире, а журналистская профессия — опасной и требующей отваги. Новые веяния в американской журналистике особенно ярко воплотились в Джозефе Пулитцере, имя кото­рого носит сегодня высшая журналистская премия в США. В 1883 г. он приобрел газету «Нью-Йорк уорлд» («Мир Нью-Йорка»), которую сделал моделью того журнализма, который основан на «человеческих репортажах» и освещении происшествий. Упрощенный английский язык, рисунки и ко­миксы, газетные сенсации — все было направлено на то, чтобы расширить аудиторию читателей, привлекая, прежде всего, иммигрантов, слабо знаю­щих английский. За один год новый издатель поднял тираж газеты с 15 до 100 тыс. экземпляров, а за три года — до четверти миллиона. Он особое внимание уделял «динамичному репортажу», смело разоблачал коррупцию на строительстве Панамского канала, искусно использовал на страницах драматизацию новостей, иллюстрации, аршинные необычные заголовки, первым в стране стал применять цветные приложения и комиксы в цвете. Начиная с 1889 г. на «странице развлечений» «Нью-Йорк уорлд» печата­лись серийные картинки о приключениях комического персонажа по про­звищу Желтый парень (Еллоу кид), который забавлял читателей своим смеш­ным видом, глупой улыбкой, комическими рассуждениями на различные темы и эксцентрическими поступками. Это введенное Пулитцером новше­ство привело к возникновению термина «желтая пресса» [22].

Второй крупнейшей фигурой американской журналистики на стыке двух столетий стал Уильям Рендольф Херст (1863-1951), карьера которого началась с приобретения в 1896 г. газеты «Нью-Йорк джорнел». Имя Херста символи­зирует во многом отрицательные стороны американской капиталистической прессы, ибо для него не существовало барьера благопристойности.

В конце XIX в., когда «Нью-Йорк уорд» имела тираж 600 тыс. экз., газета «Нью-Йорк тайме» выходила тиражом всего 19 тысяч экз., но в 1890 г. ее купил Адольф Оке, который в обстановке засилья в стране желтой прес­сы заявил о намерении изменить характер газеты, адресовать ее думающей публике. Талант Окса способствовал быстрому подъему газеты «высокого журнализма»: в 1900 г. ее тираж возрос с 25 тыс. до 82 тыс. экз., в 1905 г. — до 121 тыс., 1910 г. — до 192 тыс. экз. [23].

На стыке двух веков заметным явлением в американской журналисти­ке было движение социального прогресса — «прогрессивизм», направленное против стяжательства и коррупции, сочетающее в себе социальную критику с требованиями реформ. Иногда историю «прогрессивного» десятилетия оп­ределяют также как историю «макрекерства» («разгребательства грязи»). Впер­вые это слово появилось в заголовке журнала «Колльерс» 10 февраля 1906 г., а 14 апреля того же года его употребил в своей речи президент Теодор Руз­вельт. «Разгребателями грязи» называли группу писателей и публицистов, которые стремились привлечь внимание американского общества к фактам злоупотреблений и коррупции в различных сферах жизни США [24].

В периодической печати нарастали процессы концентрации и монополи­зации. В 1910 г. в стране было 13 газетных «цепей», контролировавших 62 ежед­невные газеты, к 1930 г. их стало уже 55, и под их контролем находилось328 -изданий. Газеты крупных городов имели мощные типофафии. Так, в типофа­фии «Нью-Йорк тайме» работало 1800 рабочих, в редакции 516 сотрудников, в конторе 953 человека, в правлении — 84, всего 3453 человека [25].

В 1919 г. в периодической печати США появился таблоид — новый тип дешевой прессы, отличающейся уменьшенным объемом, половинным форматом и фотофафией во всю первую полосу (удобен для читающих в баре, трамвае, автубусе. Первым таблоидом стала газета «Нью-Йорк дейли ньюс». Господствующее положение в системе прессы, естественно, занима­ла массовая пресса, хотя и качественные газеты — «Нью-Йорк тайме», «Нью-Йорк геральд трибюн», «Крисчен сайенс монитор» («Наставник христианс­кой науки») и др. также значительно расширили свою аудиторию.

Глубокие перемены происходят и в мире журналов. В марте 1923 г. в Нью-Йорке появился первый журнал новостей — еженедельник «Тайм» («Время»). Организаторы журнала молодые выпускники колледжа Генри Люс и Бритон Хадден стремились дать информацию сжатую, ясную и точную. В 1930 г. Люс (Хадден умер в 1929 г.) создает второй из задуманных ими изданий — ежемесячный журнал «Форчун» («Богатство»), дав «бизнесу» литературу, а в 1933 г. покупает журнал «Лайф» («Жизнь»), который стал образовывать, привлекать, развлекать и забавлять публику. По образцу «Тай­ма» в Америке были созданы еженедельные издания — другие журналы новостей — «Ньюсуик» («Новости недели», 1933), «Юнайтед Стейтс ньюс» («Новости Соединенных Штатов», 1933).

/Перед первой мировой войной в США появились первые пробные радиостанции. К 1920 г. несколько станций начали регулярные радиопере­дачи. В 1926-1928 гг. возникли сети Си-би-эс («Колумбийская вещательная система») и Эн-би-си («Национальная вещательная компания»), которые создали формат поддерживаемых рекламой развлекательных передач, ха­рактерный для системы электронных СМИ в Америке и поныне [26]. Радио­вещание, а не пресса было важнейшим каналом массовой информации в годы второй мировой войны: в 1942 г. в США насчитывалось свыше 28 млн. радиоточек, которыми было охвачено 82, 8 процентов населения страны [27]. Поступательное развитие американской периодической печати про­должалось и после 1945 г. Газеты сливались друг с другом, укрупнялись, модернизировались и предприятия прессы. В период 1945-1970 гг. закрепи­лись особенности газет США: преобладание воскресной прессы над ежед­невной, вечерней над утренней, региональной и местной над центральной. Доля рекламы в ежедневной газете выросла до 62, 5 процента номера. А средний объем воскресных газет увеличился с 70 до 167 страниц (7 апреля 1963 г. «Нью-Йорк тайме» вышла объемом 702 страницы и весом 3 кг) [28]. Вместе с тем свойственные периоду холодной войны нагнетание тревоги, запугивание «советской угрозой», антикоммунистические гонения наложи­ли отпечаток на содержание американских газет, которые постоянно зани­мались деформацией новостей о Советском Союзе.

В 50-60 годы американские газеты переживали серьезный кризис, свя­занный с утратой доверия многих читателей и экспансией телевидения. Ска­зывались и финансовые трудности. Кризис привел к тому, что из семи круп­ных ежедневных газет в Нью-Йорке к концу 1960-х осталось лишь три («Нью-Йорк тайме», «Нью-Йорк дейли ньюс» и «Нью-Йорк пост»).

Такое положение продолжалось и в 70-е годы. Удорожание бумаги с 305 долларов за тонну в 1972 г. до 470 долларов в 1980 г. привело к росту цены экземпляра «Нью-Йорк тайме» с 50 до 85 центов и к увеличению объема рек­ламы (газета получила от нее 10 миллиардов долларов в 1976 г., а в 1978 г. — 12 миллиардов) [29]. Одновременно и углублялся процесс концентрации и мо­нополизации средств массовой информации. В 1975 г., например, сменили вла­дельца 49 американских газет. В этот период 20 крупнейших корпораций кон­тролировали более половины из 61 млн. экземпляров ежедневных газет и бо­лее половины доходов от 11 тысяч журналов [30]. Продолжались попытки создания новых ежедневных и общенациональных газет. Так, в 1982 г. группа «Ганнет компани» основала газету «Ю-Эс-Эй тудей» (USA today — «США се­годня»). Эта первая в истории страны национальная общеполитическая газета обилием ярких цветных иллюстраций, крупными заголовками, броской верст­кой привлекает читателя, вызывая у него ассоциацию с привычным экранным видеорядом. Она имеет приложения (справочное, книжное, школьное).

Заметным явлением американской журналистики 1960-1970 гг. стал «новый журнализм», возникший на стыке журналистики и литературы. Вы­разительные средства журналистики в сочетании с приемами художествен­ной литературы привлекали для того, чтобы ярче выразить сомнение в спра­ведливости многих американских представлений и ценностей. Отвергая все рутинное и косное в конформистской журналистике США, «новые журна­листы» полагали, что достоверно изобразить свое время можно с помощью художественного вымысла [31].

В системе СМИ Америки подлинную революцию совершило телевиде­ние. Первые в мире телевизионные опыты были проведены в США русским инженером Владимиром Зворыкиным в 1921 г. В том же году из Вашингтона в Филадельфию был передан портрет президента Гардинга, а в 1925-ом — по радиоволнам было послано первое живое изображение. В 1931 г. появились экспериментальные телевизионные станции, а в 1939 — началось регулярное телевизионное вещание. В 1950 г. в 64 городах работало 106 телевизионных станций, а число телевизоров у населения превысило 6 миллионов [32].

Еще раньше в стране начали создаваться гигантские радиовещательные корпорации. В 1926 г. была организована первая вещательная компания Эн-би-си (Нэшил бродкастинг компани — Национальная вещательная компания); в 1927 г. возникла Си-би-эс (Коламбиа бродкастинг систем — Вещательная система Колумбии), в 1943 г. —Эй-би-си (Америкен бродкастинг компани — Американская вещательная компания). Эти «три сестры» сегодня — основа современной системы аудиовизуальных средств массовой информации.

В 1984 г. информационное агентство США (ЮСИА) ввело в эксплуата­цию Всемирную телевизионную сеть с целью превратить ее в аналог Голоса Америки в области радио. С помощью системы спутников-ретрансляторов те­лепередачи из Вашингтона на английском и русском языках сделались доступ­ными в Европе, Азии, Африке и Латинской Америке для кабельных сетей и телевизионных станций, снабженных параболическими приемными антенна­ми [33]. В самих США функционируют пять компаний кабельного телевидения. Среди них Си-эн-эн (Кейбл ньюс нетуори — Кабельная новостная сеть), со­зданная Тедом Тернером, охватывает более половины американских квартир.

Информационная инфраструктура журналистики США представлена информационными агентствами АП, ЮПИ и ЮСИА. В 1848 г. редакции ше­сти ведущих газет Нью-Йорка, " соперничавшие друг с другом за получение первыми новостей со старого континента — Европы, опасаясь банкротства из-за высоких расходов на сбор и доставку информации, объединили свои усилия и учредили информационное агентство печати — Ассошиэйтед пресс АП (Assocciated Press), что явилось важной вехой в развитии журналистики США. Второе агентство — ЮПИ — Юнайтед пресс интернейшнл (United Press International), было основано в 1907 г. АП сегодня — это кооператив­ное объединение издателей 1317 ежедневных газет (77 процентов общего числа ежедневных газет США) и владельцев 3927 радиотелестанций, кото­рое ежедневно передает 17 млн. слов на английском и испанском языках 12 тысячам подписчикам в НО стран мира. Штат агентства 2750 человек, в том числе 1500 корреспондентов. ЮПИ каждый день передает 18 млн. слов информации на английском, испанском и португальском языках в сто стран мира, обслуживая 1000 американских и 800 иностранных газет, 3600 радио и 550 телестанций. В ЮПИ работает 2 тысячи человек.

На особом месте ЮСИА (United States Information Agency). Его со­трудники (а их почти 10 тысяч человек) издают 10 журналов на 18 языках, распространяют тематическую информацию, готовят радио — и телепрог­раммы, распространяют информацию по компьютерным сетям, поставляют ее агентствам новостей. Бюджет ЮСИА — около миллиарда долларов.

В современных США к числу самых престижных и распространяемых ежедневных газет можно отнести «Нью-Йорк тайме», «Вашингтон пост», «Лос-Анджелос тайме». Они следуют в русле официальной политики, хотя и не скры­вают своих симпатий к демократам («Нью-Йорк тайме») или к республиканцам («Лос-Анджелос тайме»). Правые реакционные взгляды проповедуют «Нью-Йорк дейли ньюс», «Чикаго трибюн», «Вашингтон тайме», «Нью-Йорк пост». Из журналов выделяются «Тайм» и «Ньюсуик». Выражая интересы правящих кругов, они конкурируют между собой на внутреннем и международном жур­нальном рынке. Сильные позиции занимают специализированные издания, прежде всего, деловая и финансовая пресса (в частности, общенациональная ежедневная политико-экономическая газета «Уолл-стрит джорнел»).

1995 год был сложным: на четверть выросли цены на бумагу, что приве­ло к закрытию нескольких крупных газет. Так продолжилась тенденция со­кращения численности прессы: за последние 35 лет или закрылись, или сли­лись с утренними, или перешли на утренний выпуск более 500 вечерних га­зет [34]. К примеру, исчезла «Балтимор ивнинг сан» с 95-летним стажем, после 111 лет функционирования закрылась вечерняя газета «Хьюстон пост», в итоге четвертый по численности населения город США остался с одной ежеднев­ной газетой — херстовской «Хьюстон кроникл». Рост издательских расходов, конкуренция среди СМИ, особенно со стороны телевидения и компьютер­ных служб (фактор Билла Гейтса, главы «Майкрософт», производящего про­граммное обеспечение для компьютеров) привел к падению тиражей и к по­вышению цены за газетный экземпляр в среднем на 35-50 центов [35].

1996 г. отмечен успешным внедрением новых информационных тех­нологий, массовым выходом в Интернет «страничек» ежедневных газет (число ежедневных газет США, появившихся в глобальной компьютерной сети, за один год выросло более чем вдвое — со 175 до 360) [36].

Что же касается содержания прессы, то в освещении президентской кам­пании 1996 г. было обозначено новое направление — концептуальная журна­листика. Она отражает тенденцию перехода от информационности к анали­тичности в освещении избирательных кампаний и политического процесса в целом. Причем колонки журналистов-концептуалов печатаются часто не на полосах мнений, а на информационных, что является нарушением принципа американской печати — отделять в газетах новости от мнений. Одной из при­чин расцвета этого направления считается рост уровня образования журнали­стов, увеличение числа выпускников престижных университетов среди них. Критики направления предупреждают о возможности необъективного, тен­денциозного освещения событий, ложных, искусственных построений, не от­ражающих реальности. Однако в профессиональной прессе выражается уве­ренность, что концептуальная журналистика «принесет пользу американской публике, заваленной информацией, но изголодавшейся по ее объяснению» [37].

Пресса Канады начиналась с «Галифакс газетт» (1752) и «Квебек га-зетт» (1764) — первых газет, набранных типографским способом. В 1789 г. появились и журналы. Сегодня по своей структуре канадская пресса во мно­гом повторяет печать США. Более 77 процентов тиража выходящих в стра­не газет монополизировано газетно-журнальными трестами. Хотя по дей­ствующему в Канаде закону ни одна компания не может владеть более 20 про­центами ежедневного тиража газет, правительству трудно обязать магнатов соблюдать этот закон, нацеленный на сдерживание концентрации и моно­полизацию печати. В результате по своему политическому содержанию га­зеты как крупных промышленных центров, так и канадской «глубинки» весь­ма схожи. Они представляют интересы как крупных канадских компаний, так и транснациональных монополий, прежде всего американских. Освещая внутренние события, газеты используют материалы собственных коррес­пондентов и единственного действующего в стране национального инфор­мационного агентства Канадиан Пресс, но международная информация по­ступает от иностранных агентств АЛ, Рейтер, Франс Пресс. Крупнейшие газеты страны — «Торонто стар» (1892), «Торонто сан»(1971), «Глоб энд мейл» (The Globe and Mail — «Почта со всего света», 1844 г.), франкоязычная «Пресс», популярен общественно-политический журнал «Маклинз» (1905).

Широко развита периодическая печать в Аргентине, где выходят свы­ше 250 ежедневных газет и около 700 журналов различной политической направленности. Лидерами по тиражам являются общенациональные газе­ты «Кларин» (Clarin — «Горнист», 1945 г. 500 тыс.) и «Насьон» (La Nacion — «Нация», 1870 г., 275 тыс.). Сильны позиции и у провинциальной прессы. Хотя в стране шесть местных информационных агентств, используется преж­де всего информация мировых агентств АП, Рейтер, ЮПИ, ИТАР-ТАСС.

Пятьсот газет и двести журналов, разнообразных по политической направленности, издаются в Мексике: газеты «Уно мае уно» («Один плюс один», 1977), «Аси эс» (Asi Es — «Так и есть», 1982)); журналы «Просесо» («Процесс», 1976), «Сьемпре!» (j Siempre — «Всегда!», 1953) и т.д. Лидером по тиражу является ежедневная спортивная газета «Это» (Esto _ «Это», 1941 г., 450 тыс.). В Мексике стремятся дать газетам и журналам необычные назва­ния: «Решение», «Удар в цель», «Беспристрастная», «Боец», «Связи», «Незна­комая Мексика», «Поэтому», «Лучший из журналов», «Всегда!», «Это».

В Бразилии 90 процентов всей газетно-журнальной продукции сосре­доточено в руках шести объединений. Ведущие газеты — «Глобу» (О Globo — «Земной шар», 1925 г., 200 тыс.); «Жорнал ду Бразил» («Газета Бразилии», 1891 г., 170 тыс.); «Эстаду ди Сан-Паулу» (Estado re Sao Pablo — «Штат Сан-Паулу», 1875 г., 250 тыс.); «Фольяди Сан-Паулу» (Folha de Sao Paulo — «Листок Сан-Паулу», 1921 г., 340 тыс.) отражают интересы крупных про­мышленников, клерикалов, правых кругов. Правительственное информаци­онное агентство Бразилии создано в 1979 г. Штат — 700 сотрудников.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.