Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этика профессиональная и служебная






Требования этики находят воплощение и становятся правилами в тех ситуациях, которые регулярно возникают в отношениях между журналис­том и аудиторией, журналистом и источником информации, журналистом и персонажем произведения, журналистом и автором, журналистом и ре­дактором, журналистом и коллективом редакции, журналистом и его кол­легами по работе.

Первые три вида отношений связаны с действиями журналиста в социальной среде, или с профессиональной этикой; остальные — с его поведением в профессиональной (журналистской) среде, или со служеб­ной этикой журналиста.

Собирая факты, журналист обращается к разным источникам инфор­мации: индивидуальному (человек), коллективному и документальному.

Источник информациичеловек. Люди не обязаны сообщать жур­налисту сведения о себе и своих товарищах. Чтобы «разговорить» их, надо действовать убеждением, мотивировать свою просьбу. Нельзя запугивать собеседника, провоцировать тщеславие, поощрять попытки с помощью прессы свести личные счеты. Если люди отказывают в предоставлении сведений для положительных материалов (не видят повода, не пришло вре­мя говорить о результатах работы и т. п.), то надо прислушаться. Отказ дать сведения может возникнуть также из-за того, что к человеку, о кото­ром вы хотите написать очерк, окружающие относятся неприязненно или завидуют ему, предвзято оценивают его роль и заслуги. Возможны и опасе­ние огласки нежелательных сведений, неуверенность самого героя в том, что сообщенным фактам будет дана верная оценка. Наконец, причиной прохладного отношения к журналисту иногда служит неэтичное поведение коллег из редакции, побывавших ранее в данном коллективе. «Снять» по­добное отношение можно продуманным поведением журналиста, завоева­нием доверия.

Эффективен прием имитации — переключения внимания человека на другие объекты: декларируется более общая, не акцентированная на личность собеседника цель сбора, что позволяет снять напряженность. Можно, например, начать разговор так: «Меня (нашу редакцию) интересу­ет опыт организации труда в вашем цехе» — и человек раскроется. А в ходе разговора журналист скажет и об истинной цели беседы. Герой ком­ментирует те сведения о себе, которые корреспондент получил из других источников информации и считает спорными или особенно важными для понимания характера человека. «Это, правда, что у Вас не было ни одной разбитой машины?» — «Кто сказал? Неверная информация, — он вздох­нул, — был грех».

Условием успешного сбора информации является способность тонко чувствовать настроение собеседника и быстро реагировать на перемены в нем, умение настойчиво и в то же время тактично развивать едва заметную тему разговора, направлять его в нужное русло, ставить точные и перспективные, с точки зрения всей беседы, вопросы. Часто бывает жела­тельно начать с отвлеченных фраз, шутки, дружеской реплики, с рассказа о встречах с интересными людьми, переключить внимание на другие объек­ты, вызвать азарт, эмоциональный настрой, наконец, дать выговориться собеседнику... Как считал А. Моруа, разговор — это здание, которое стро­ят совместными усилиями.

В ходе беседы активность журналиста и этичность его поведения про­являются в постановке вопросов, в замечаниях по поводу сообщаемых све­дений, в оценке их с помощью слова, мимики, жеста. Этичность вопроса, его уместность в каждой из ситуаций — один из главных признаков професси­ональной зрелости журналиста, его воспитанности. Неуместны вопросы, на которые собеседник не может ответить или вынужден будет дать банальный ответ. Историк В. О. Ключевский говорил: «Быть умным — значит не спра­шивать того, на что нельзя ответить». Такие вопросы унижают человека, а опубликованный ответ искажает его образ. К неуместным, неэтичным воп­росам следует отнести и такие, которые провоцируют нескромный ответ героя, формируют у него некритическую оценку своих успехов. Ответ воп­реки намерению корреспондента отрицательно характеризует героя. Так как цель журналиста — получение объективных сведений, не стоит задавать вопросы, которые прямо или косвенно подсказывают собеседнику тот вари­ант ответа, в котором заинтересован репортер. При таком сборе информа­ции возникает риск принять за истинные сведения то, что инспирировано самим журналистом, высказано под его влиянием.

Большое значение имеет порядок вопросов, их последовательность и сочетаемость. Недопустимы покровительственный или, наоборот, заиски­вающий тон беседы, а также категоричность высказываний. Люди ценят время, и неуместные, неумные, ненужные вопросы раздражают их как свидетельство безответственности журналиста, решившего с налету «пого­ворить по душам». Чтобы избежать этого, нужна большая подготовитель­ная работа. Вопросы могут быть основными, дополняющими, конкретизи­рующими, напоминающими, контролирующими, прямыми, косвенными, альтернативными, ретроспективными, текущими, переходными и т. д. Что­бы преодолеть скованность и замкнутость собеседника, можно показать заранее подготовленную фотографию, письмо, прослушать запись, кото­рые взволнуют человека. Полезно непрерывно наблюдать за героем в дей­ствии, как говорится, «идти за ним по пятам».

Порой собеседник дает те или иные сведения, но предупреждает при этом — «не для печати». Понимая, что факты могут быть опубликованы, он просит этого не делать, хотя знает: журналист при желании получит аналогичную информацию из другого источника. Конечно, как быть с ого­воркой «не для печати», решает редакция. Об этом и надо сказать источни­ку сведений, а он уж может официальным заявлением просить редакцию воздержаться от публикации. Интимные данные редакция публикует с пись­менного согласия персонажа, часто с заменой его имени. Допустимой нормой (часто при подготовке критических материалов) считается использова­ние заблуждения информирующего лица относительно тех сведений, кото­рыми располагает журналист.

Беседу делают эмоциональной и искренней ее полемическая направ­ленность, перевод в русло спора,

Уровень сбора информации, а затем и качества публикации суще­ственно снижается, если у журналиста нет наблюдательности и интереса к людям, способности быстро и верно оценивать их психологическое состо­яние. Этические ошибки — следствие и его некритической оценки своей осведомленности о предмете разговора, неумения слушать, постановки нетактичных вопросов и т.д. Избежать этого помогут самоконтроль, не­стандартное мышление, забота об авторитете газеты, радиостанции, теле­программы.

К коллективным источникам информации, используемым в ходе фор­мального и неформального общения, относятся собрания, совещания, кон­ференции, заседания «круглых столов» и «клубов деловых встреч», товари­щеские суды, пресс-конференции, беседы с группой людей в неофициаль­ных условиях. Ценность такого рода источников обусловлена природой общения (демократизм, критика, самокритика), что помогает журналисту точнее сориентироваться в явлении, ситуации, проблеме, расширить свои представления о них, проверить первоначальные наблюдения или, скажем, найти интересного человека, важную тему. Любопытен и весьма ценен разговор с человеком в присутствии его товарищей, Но, собирая информа­цию в условиях огласки, корреспондент должен учитывать, что сведения могут быть далеки от истины в связи с присутствием других людей, сообра­жениями престижного характера, давлением формального или неформаль­ного лидера, а также в связи с различными «болезнями» коллектива, когда возникает разобщенность интересов. Поэтому при последующем исполь­зовании сведений, полученных из коллективного источника, важно соот­нести их с почерпнутыми из других источников. Нередко мнение одного человека (не желая на него ссылаться) журналист умышленно выдает за мнение коллектива. Иначе, видя в газете ссылку на индивидуальный источ­ник («как нам сообщил...»), читатель вправе требовать более точный адрес или объяснение причины сохранения в тайне источника информации.

Довольно часто журналист прибегает к документам, представляю­щим собой любые зафиксированные знания, которые могут быть исполь­зованы для справок, изучения, доказательств. Знакомство с ними следует начинать с разрешения автора (или его наследников). Разрешение надо отметить в публикации, цитату выделить курсивом, дать разграничение между документом, его оценкой и журналистским текстом, а также уведо­мить, что в документе могут быть искажения, неточности. И, конечно, сле­дует поблагодарить за предоставление документа,

Для положительного материала допустимо собирать сведения, не пред­ставляясь информирующим лицам. Неведение последних позволяет уви­деть суть дела изнутри, пронаблюдать людей в естественной обстановке, ведь визит журналиста часто вызывает напряженность, волнение будущих героев. Здесь речь идет уже не о классификации источников информации, а о приемах обращения к ним, методах сбора сведений: наблюдении, со­вмещении профессий, лицедействе.

Некоторые журналисты для получения информации входят в кон­такт с человеком, будучи включенными в группу должностных лиц (напри­мер, в ревизорскую или инспекторскую комиссию), однако корреспондент не должен брать на себя права этих лиц, давать рекомендации. Метод «со­вмещения профессий» вызывает сложности этического порядка, а именно риск нанести нравственный или материальный ущерб людям или органи­зациям («таксист» может совершить аварию, «врач» — поставить непра­вильный диагноз, «юрист» без опыта — дать неправильный совет). Следо­вательно, надо соблюдать определенные требования: квалификация жур­налиста должна соответствовать требованиям «временной профессии», от его кратковременного нахождения на данной работе не пострадает дело, не будет причинен ущерб всем тем, с кем тот общается.

Для критической корреспонденции также возможен сбор сведений, при котором источники информации не догадываются о том, что стали объектом внимания журналиста, или об истинной цели сбора. Такой при­ем порой сочетается со скрытым фиксированием информации — «лице­действом». Однако включение диктофона без ведома собеседника и его согласия не только не рекомендуется, но и прямо запрещено законодатель­ством. Диктофон тем более неуместен, когда речь идет о личном горе, или если у собеседника есть дефекты речи. Не учитывая состояния человека, можно сломать беседу. Использование скрытой камеры также может обер­нуться бестактностью. Так, фотокор заснял незнакомых между собой юно­шу и девушку, прячущихся от дождя, и опубликовал снимок как весенний этюд. А это вынудило персонажей давать объяснения своим любимым.

Более честным и принципиальным является открытый сбор сведе­ний. Кодекс Международной организации журналистов предписывает: «Журналист должен оберегать достоинство своей профессии. Он не дол­жен прибегать к недостойным средствам и способам получения информа­ции». Принципиальная позиция заставляет журналиста прямо и недвус­мысленно выражать свое отношение к отрицательным фактам: высказать все открыто и честно.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.