Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Художественно-публицистические жанры






Конкретный, документальный факт в этих жанрах как бы отходит на второй план, уступая место впечатлению автора от факта, его оценке, ав­торской мысли. Основные представители здесь — очерк и зарисовка, от­ражающие положительные явления, а также сатирические жанры: фелье­тон и памфлет.

В небольшой зарисовке органически переплетаются черты, признаки информационных и художественно-публицистических жанров, оператив­ный газетный жанр и разновидность очерка — этюд, эскиз с натуры. Она повествует вроде бы о незначительном событии, но изображает его зримо, наглядно, ярко.

Не подымаясь до обобщений, не применяя в полной мере средства типизации, зарисовки изображают в очерковой форме какое-то одно яв­ление, событие, могут быть сюжетными и бессюжетными, о конфликте и бесконфликтными.

Очерк позволяет наглядно, ярко, доходчиво, оперативно откликнуть­ся на событие, раскрыть образ интересного человека, дать портрет коллек­тива, рассказать о быте, нравах, обычаях людей региона, своей и других стран. В основе портретного очерка — рассказ о человеке, его жизни, мнениях. Но не каждая судьба может послужить темой для написания очер­ка, а лишь та, которая наиболее ярко отразила эпоху, социальную действи­тельность, личность, ее значение в конкретных обстоятельствах. Анализ диалектики единичного в процессе развития общего позволяет журналис­ту увидеть определенные закономерности прогресса, показать способы разрешения противоречия, смысл движения вперед.

Однако порой журналист (особенно начинающий) увлекается под­робным пересказом биографии героя, анкетных данных. Обилие материа­ла, фактов, взятых «по порядку», не останавливает внимания, не позволяет вычленить характерные, определяющие моменты в жизни человека.

В проблемном очерке человек останется как бы на втором плане, ав­тор прежде всего анализирует важную проблему в ее конкретных проявле­ниях, действиях отдельных людей и коллективов. Осмысление большого количества фактов, синтез разнообразного материала позволяет публицис­ту вести масштабный разговор по актуальным вопросам. Научно-популярный очерк ставит целью рассказать о научной про­блеме глубоко и доказательно, но вместе с тем доходчивым языком, дос­тупно и популярно. Путевой очерк — один из старейших видов художест­венной публицистики — первоначально развивался в литературе и расска­зах «бывалых людей». Достаточно вспомнить «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. Позже к этому жанру прибегали многие русские писатели — А. Н. Радищев, А. С. Пушкин, А. И. Герцен, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов и др.

В очерке применяются различные средства художественной типиза­ции, показ таких ее аспектов, как портрет героя, его речевая характеристи­ка, пейзаж, факт, деталь, подробность, вымысел и домысел. Очерковый материал выигрывает, если в его основе показ конфликта, а также сделан точный психологический анализ. Очень важны композиция и сюжет — крючок, с которого никогда не срывается человеческое любопытство. Ком­позиция, например, может быть мозаичной (портрет героя рисуется мазка­ми), веерной (в центре — герой, к которому сходятся мнения о нем разных людей), ступенчатой (из жизни героя приводятся интересные эпизоды разных лет) и т. д.

Природа очерка такова, что в нем могут быть «пересечения» самых разных жанров — репортажа, отчета, зарисовки, корреспонденции, что свидетельствует о жанровой свободе, подвижности очерка, позволяет авто­ру при условии композиционного, сюжетного и стилистического единства материала вести разговор непринужденно, меняя тональность повествова­ния, ритмику изложения.

Сатирические жанры строятся на широком использовании иронии, сарказма, сатиры, поэтому важно различать эти понятия, сопоставлять их с юмором.

Юмор предполагает, что за смешным, за вызывающим смех недостат­ком чувствуется что-то положительное, привлекательное, серьезные реаль­ные достоинства. С юмором смеются над недостатками любимого. В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что он направляется.

Ирония расщепляет то единство, из которого исходит юмор. Она противопоставляет положительное отрицательному, идеал — действитель­ности, возвышенное — смешному. Смешное и безобразное воспринима­ется уже не как оболочка и не как момент, включенный в ценное и пре­красное, а только как противоположность, на которую направляется ост­рие иронического смеха. В чистом виде ирония предполагает, что человек чувствует свое превосходство над предметом, вызывающем у него ирони­ческое отношение.

Когда предмет этот или лицо выступает как торжествующая сила, ирония, становясь бичующей, гневной, негодующей, иногда проникаясь горечью, переходит в сарказм. Вместо того, чтобы спокойно и несколько высокомерно разить сверху, она начинает биться со своим противни­ком — хлестать и бичевать его. Истинная ирония всегда направлена на свой объект с каких-то вышестоящих позиций, она отрицает то, во что метит, во имя чего-то лучшего. Она может быть высокомерной, но не мелочной, не злобной.

Итак, юмор — это безобидное, беззлобное выставление людских не­достатков и слабостей, сатира — гневное и резкое высмеивание, И разни­ца, однако, не столько в силе, сколько в объекте насмешки, в принципиаль­ной авторской позиции по отношению к объекту — положительной или, наоборот, отрицательной. Юмор и сатира — это комическое, применяемое в различных целях. Сатира есть использование комического для критики общественно вредных явлений. Во всех других случаях использование ко­мического будет юмором. Давно замечено: ничто так не обезоруживает порок, как сознание того, что он угадан и по его поводу уже слышен смех.

Если критическая заметка в газете сообщает о конкретном факте, указывает виновников, точный адрес, то в сатирической заметке добавля­ется образный иронический комментарий. Он подчеркивает, к примеру, расхождение между словом и делом персонажей, расхождение, усиленное до крайности. Журналисты используют при этом прием параллели, конт­растной, весьма эффективной без авторских разъяснений, т.к. читатель в состоянии сам понять и оценить противопоставление. Однако наиболее распространенным является прием последовательного комментария как бы попутной сатирической ретуши.

На иронии строится и фельетон — сатирический художественно-пуб­лицистический жанр, вскрывающий комическую суть отрицательных фак­тов и явлений действительности. Причем фельетонный факт должен обла­дать двупиковостью: первый пик (общественно вредная суть факта) возбуж­дает у читателя гнев, а второй пик (комическая сущность того же факта) — насмешку [11]. Второй пик достигается при условии, если исходный факт будет обладать парадоксальностью, то есть содержать противоречие между претензиями героя и его возможностями, должностью и поведением, сред­ствами и целью, формой и содержанием, замыслом и результатом, словом и делом, идеалом и практикой, поступком и здравым смыслом.

Если исходить из газетной практики, то точнее было бы следующее определение жанра фельетона: сатирический жанр публицистики, полеми­чески насыщенный, своими специфическими средствами вскрывающий суть отрицательного явления, факта, построенный на литературно-художествен­ных образах.

Фельетон — это синтез трех начал: публицистического (факт не только конкретен, злободневен, актуален, но и оперативен), сатирического (выяв­ляется комическое содержание факта, оценка которого предполагает сати­рический анализ) и художественного (создание сатирического образа, что и отличает фельетон от сатирической заметки).

Сатирический образ, как и художественный — это диалектическое единство частного и общего, диалектического и типического. Как форма га­зетной публикации фельетон требует максимально фактической основы, как литературная форма — нуждается в фантазии художника. На пересечении факта и фантазии и рождается сатирический образ; когда частная история отдельного случая переходит в результате развертывания фельетона в боль­шую, частный факт приобретает социальное звучание. Фельетонист отыски­вает другое явление, связанное по ассоциации с данным жизненным фактом, и на основе найденного и подчеркнутого сатирического сходства или разли­чия делает обобщение. Фельетонный образ несет в себе параллели по отно­шению к ассоциативной теме, заявленной вначале. Автор прибегает к развер­нутым сопоставлениям — эпизодам, публицистическим отступлениям, сюжет­ным ходам, комментирует их, создает сатирические характеристики.

В фельетоне может быть раскрыт персонифицированный образ — образ-персона (конкретный носитель зла — должностное или частное лицо) или образ-тезис, когда необходимо обобщить разрозненные факты, изу­чить социальную ситуацию, обличить негативное явление. Например, в свое время газета «Труд» решила высмеять формальные, ненужные начинания. И журналист, строя образ-тезис, начинает с вымысла. Он пишет, что ему при большом стечении народа открыли памятник за «грандиозную победу в двухмесячнике вытирания ног при входе в учреждение». «Как же мне быть в связи с открытием памятника и одновременным завершением двух­месячника, — размышляет фельетонист. — Надо сказать, что порывы не­доумения посещают не только меня». Он перечисляет различные объявля­емые декады и месячники. Доказывая, что они не нужны, так как речь идет об элементарном выполнении людьми своих прямых обязанностей, автор заканчивает фельетон на сатирической ноте: «Славы хочется нестерпимо. Любой ценой. Только чтоб поменьше труда и напряжения мысли. И вот в строй дельных и нужных починов норовят протиснуться всевозможные начинания типа: «На работу — каждый день!», месячники «Не укради!» и инициативы «Семь дней без хамства». И уже названы победители. Уже улетает в голубое небо пустозвонное «ура» и лопается в плотных слоях атмосферы. А я стою в тени своего памятника и думаю о жизни. О пред­стоящем месячнике глубокого дыхания носом» [12].

Важнейшим средством сатирической типизации является вымысел. Он может быть полным или «с подселением», когда реальный герой взаи­модействует с придуманным фельетонистом. И. Ильф и Е. Петров в фель­етоне «Необыкновенные страдания директора завода», чтобы высмеять «толкачей», пытавшихся выбить на Горьковском автозаводе дефицитные автомобили, к подлинному директору «подселили» придуманный персо­наж — настырного «доставалу» Гнушевича. Когда директор садился в ав­томобиль, чтобы ехать домой, ему подали маленький розовый конвертик.

«Там была записка. Она благоухала. «Я люблю Вас. Вы такой инте­ресный, непохожий на других директоров. Буду ждать у почтамта в шесть часов. В зубах у меня будет красная роза. Придете? Приходите! Ваша Женевьева».

А было как раз шесть часов. А путь как раз пролегал мимо почтамта. А чужая душа — потемки. А сердце — не камень. А директора — тоже люди. Так устаешь от бездушного отношения. И мы же, в общем, не мона­хи, так сказать, не игумены. А тут, кстати, весна, и вскрываются реки, и гремит лед, и дует какой-то бешеный ветер. И директор попросил остано­виться у почтамта.

На ступеньках почтамта с красной бумажной розой в перламутровых зубах стоял Гнушевич» [13].

Украшают фельетонный текст и однофразовые остроты — микро­сколки больших приемов смешного. Рисуя внешность дебошира, С.Нари-ньяни писал: «Волос у него было на одну драку». У остроумия есть загадоч­ное свойство. Заявление: «Н.Н. — дурак» звучит грубо и бездоказательно. А скажи: «Было у матери три сына, двое умных, а третий — Н.Н.», и то же обвинение, но выраженное в непрямой, шарадной форме, приобретает по каким-то таинственным законам мышления дополнительную ударную силу, впечатляет почти как доказательство, хотя, конечно, никакой доказа­тельной силой не обладает.

Смешное начинается с отказа от нормального, лобового способа вы­ражения обидной, оскорбительной для кого-то мысли, от отказа назвать кошку кошкой. Если человек называет кошку «тигром-недоноском», то он тем самым уже ступил на тропу юмора.

Памфлет — произведение обличительного характера, в котором сати­рическое начало составляют сарказм, патетика и гневная экспрессивность, а публицистическое — злободневность, оперативность, документальность и крупномасштабный объект обличения (крупное социальное явление, госу­дарственные или общественные деятели). Памфлет — редкое событие в ли­тературе и журналистике. Он ведет родословную от Эразма Роттердамского («Письма темных людей», 1515 г.), Франсуа Рабле («Гаргантюа и Пантегрю-эль», 1534 г.). Даниэль Дефо за памфлет «Кратчайший путь расправы с дис-сертерами» выстоял у позорного столба. «Философские мысли» Дени Дидро были осуждены на сожжение. За «Философские письма» П.Чаадаев был объявлен сумасшедшим. «Письмо к Гоголю» В.Г.Белинского распростра­нялось в списках.

Конкретный факт, являющийся оперативным поводом появления пам­флета, анализируется в совокупности с рядом фактов, характеризующих события и деятельность «героя». Эту закономерность творчества памфле­тиста можно проследить на памфлетах Ярослава Галана против католичес­кой церкви. Памфлет «Плюю на папу!» (18 июля 1949 г.) начинается с опе­ративного повода: «13 июля 1949 года в моей жизни произошло знамена­тельное событие: папа Пий XII отлучил меня от церкви. Отлучил, как отлучают теленка от коровы. Без предупреждения». А вот предпоследний абзац другого памфлета «На службе у сатаны»: «У папы Пия XII было 260 предшественников, история их жизни и деятельности — это история кро­ви и позора. Даже в тумане раннего средневековья мне не обнаружить такого государства, такой власти, которая бы настолько прославилась дво­едушием, лицемерием, алчностью, продажностью, тайными и явными убий­ствами, грабежами и темными махинациями, как " папская держава Божь­их наместников"». Вскоре после публикации памфлетов Галан пал от руки подосланного убийцы. Из современных публицистов с памфлетами часто выступал журна­лист-международник «Известий» Мэлор Стуруа, который в центр мировых событий ставил конкретных деятелей. Сегодня памфлеты практически ис­чезли, да и фельетоны также стали редкостью.

Мы говорили о жанрах газеты, Однако примерно то же можно ска­зать и о жанрах эфирной журналистики. Так, в телевидении различают информационные жанры, к числу которых можно отнести хронику (крат­кое устное сообщение, сопровождаемое порой фото или коротким видео­роликом), заметку (видеосюжет), интервью (его разновидность — пресс-конференция), отчет, репортаж; к аналитическим — корреспонденцию, беседу, дискуссию, комментарий, обозрение; к художественно-публицис­тическим — очерк, зарисовку, эссе.

В последнее время идет обогащение содержания и характера, форм материалов. Информационные жанры сопровождаются комментарием, они приобретают более аналитичный характер. Жанровая палитра пополняет­ся новыми разновидностями материалов. В некоторых изданиях регулярно стала появляться новая рубрика «Журналистское расследование», которое можно назвать жанровой разновидностью в силу специфики его подготов­ки (сопоставление поведения людей в расследовании, выдвижение журна­листских версий, привлечение в текст элементов репортажа, корреспон­денции, очерка, использование документов и т.д.). Элементы других жан­ров можно заметить и в традиционных жанровых материалах. Например, корреспонденция с целью придания ей живости может начинаться с зари­совки или репортажного «кусочка».

Выводы

Будучи социальным институтом, журналистика через систему средств массо­вой информации оказывает влияние на общественные процессы, активно участвует в политической деятельности: представляя те или иные социальные слои; зная их нужды и потребности, конкретное средство массовой информации добивается реа­лизации этих нужд, используя возможности власти, государства, применяя для это­го специфические средства, прежде всего публицистику.

Отстаивая интересы «своего» социального слоя, редакция СМИ должна с ува­жением относится к потребностям других слоев, а значит выступать за диалог с другими СМИ, избегая конфронтации. Только тогда можно говорить о целостной и гармоничной системе журналистики.

Печатная пресса (газеты, журналы, дайджесты) и пресса электронная (эфир­ное и кабельное телевидение, радио, документальное кино и видеовещание) состав­ляют ядро журналистики как системы СМИ. Внутри каждой группы наблюдается разнообразие типологических характеристик. Газеты делятся на массовые и каче­ственные, общеполитические и развлекательные, деловые и рекламные и т.д. Ши­рока тематическая палитра телевидения. А радиостанции — государственные и ком­мерческие — озабочены поиском формата, связанного с единством стилевых и те­матических направлений. Соперником традиционных средств массовой информации становится быстро набирающий сил Интернет.

На успешную работу средств массовой информации существенно влияет раз­витие инфраструктуры журналистики. Если информационная инфраструктура се- годня бурно развивается, то техническая находится в стадии глубокого кризиса из-за недостаточного финансирования, необходимого для обновления и реконструк­ции типографий и телерадиоцентров. Нуждаются в совершенствовании и другие виды инфраструктуры: законодательная база журналистики и процесс подготовки журналистов, способных эффективно работать в современных газетах, на радио и телевидении, в информационных и рекламных агентствах, организациях «паблик рилейшнз».

В условиях информационного рынка и конкуренции средств массовой ин­формации возрастают требования к методологической культуре журналиста, его умению отбирать факты социальной действительности, выявляя их взаимосвязь, интерпретировать собранный эмпирический материал, выдвигать концепцию про­блемы, делать прогноз. При этом журналистское выступление можно подготовить легче и лучше, если соблюдать требования избранной его формы — жанра.

Информационные, аналитические и художественно-публицистические жан­ры не отделены друг от друга жесткими границами: в публикации, подготовленной в том или ином жанре, автор порой привлекает элементы и других жанров. Особен­но это видно на примере материалов рубрики «Журналистского расследования». С течением времени меняются и особенности журналистских жанров, система кото­рых — в постоянном развитии.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем заключается политическая деятельность средств массовой инфор­мации?

2. Газеты полярных идеологических направлений. Могут ли они мирно сосу­ществовать в системе СМИ? При каких условиях?

3. С какими проблемами инфраструктуры журналистики Вы встречались? Отвечает ли современным требованиям подготовка журналистских кадров, или надо, на Ваш взгляд, вносить в нее какие-то коррективы?

4. Расскажите, как практически журналисту (особенно начинающему) дос­тичь высокой методологической культуры.

5. Нужно ли, приступая к написанию материала, заранее планировать в ка­ком жанре его подать, или это необязательно? Бывает и так: думал написать репор­таж, а в итоге получился фельетон. Как вы оценили бы подобную жанровую мета­морфозу?

6. Какие основные требования предъявляются к газетной информации, все­гда ли следует соблюдать правило пирамиды и всегда ли нужен «лид»?

7. Какие «лиды» из перечисленных выше Вам кажутся наиболее интересными?

8. Сделайте домашнее задание: интервью, реплику, комментарий на любую актуальную тему. Определите их качественный уровень на аудиторном занятии.

9. Какие виды рецензий Вы знаете? Проанализируйте несколько рецензий, опубликованных в прессе за последний месяц.

10. В чем сходства и различия интервью и репортажа, заметки и отчета, ста­тьи и корреспонденции?

11. Сделайте разбор корреспонденции. Найдите в ней элементы других жан­ров: зарисовки, репортажа, отчета и т.п.

12. Какие виды сюжета в газетном очерке Вы знаете? Проиллюстрируйте последними публикациями.

13. В чем разница между зарисовкой и очерком, сатирической заметкой и фельетоном, фельетоном и памфлетом? 14. В чем состоят художественное, публицистическое и сатирическое начала в фельетоне?

14. Какие средства типизации применяются в очерке и фельетоне? Покажите их, проанализировав последние публикации этих жанров в средствах массовой ин­формации.

15. В чем особенности рубрики «Журналистское расследование»? Проанали­зируйте один-два материала этой рубрики, раскройте специфику жанра.

16. Ваш прогноз развития журналистских жанров в газете, на телевидении и радио?

Примечания:

1. Ученова В. В. Исторические истоки публицистики. — М., 1972. С. 10.

2. Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. — СПб., 1995. С.37 —38.

3. Венгеров А.Б..Богданов В.Л. О свободе массовой информации и ответствен­ности журналистов // Российская газета. 1995. И июня.

4. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информа­ции. — М., 1996. С.106.

5. Вся Россия будет печататься у Лужкова // Коммерсантъ-Дейли. 1998. 6 ав­густа.

6. Федеральная целевая программа «Поддержка государственной полиграфии и книгопечатания в 1996 — 2001 годах»: Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 1995 г. // Российская газета. 1996. 22 ноября.

7. Справка Министерства экономики Российской Федерации // Текущий ар­хив администрации Санкт-Петербурга. СПБ., 1995.

8. Федеральная комплексная программа «Создание технических средств свя­зи, телевидения и радиовещания в 1995-2000 годах»: Постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1994 г. // Российская газета. 1994. 21 декабря.

9. Введение в теорию журналистики: Уч.-метод, пособ. / Сост. Е. П. Прохо­ров. — М., 1993. С.110-111.

10. Работа современного репортера: Программа / Сост. М. И. Шостак. — М., 1996. С.10-11].

11. Виленский М. Как написать фельетон. — М., 1982. С. 14.

12. Жадан О. В деле достижения успехов // Труд. 1986. 13 июля.

13. Ильф И., Петров Е. Собр. соч. В 5-ти томах. Т.З. — М., 1961. С.240.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.