Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Корреляционные исследования






Для подтверждения или отвержения гипотезы по статистической связи между несколькими переменными.

Наличие связи НЕ ПОЗВОЛЯЕТ ГОВОРИТЬ, ЧТО ЕСТЬ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННАЯ СВЯЗЬ;

Отсутствие связи – ТОЧНО НЕТ.

 

(см. про корреляцию в конспекте)

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ

Метод, посредством которого возможно уменьшение размерности данных, когда их очень много. Выделение наиболее важных факторов, которые могут быть объединены; отражает какую-либо закономерность на статистическом уровне.

 

[ Тест Кеттела (трехступенчатая теория личности): Дж. Кеттел выписал из английского языка все слова, которые обозначают характер (более 10 000); испытуемые отмечали, насколько данная черта выражена у них; используя метод Спирмена (ранговая корреляция), выделил наиболее часто встречающиеся сочетания => синонимы, равноценные слова (137 сочетаний). ВТОРОЙ ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ – группы качеств (ок. 50). ТРЕТИЙ ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ – 16 базовых качеств].

ДИСПЕРСИОННЫЙ АНАЛИЗ – следующий этап; позволяет обнаружить причинно-следственную связь между выделенными факторами по методу Спирмена.

 

СТРУКТУРА И ЛОГИКА АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ И ФЕНОМЕНОВ

 

2 подхода (после Второй мировой войны: объяснить социально-психологические явления (агрессию и т.д.); Европа - конструкционизм, Америка – детерминизм):

1. КОНСТРУКЦИОНИЗМ – ожидается, когда ситуация возникнет сама, затем – анализируется. Человек – совокупность конструктов (КЕЛЛИ), черт, качеств. В различных ситуациях ведет себя по-разному. Каждый человек индивидуален => нужно изучать его, а не совокупность людей.

· Если есть возможность обойтись без экспериментального воздействия, то это лучше;

· Наблюдать ситуацию эффективнее, чем моделировать ее искусственно;

· Возможность исследовать динамику социально-психологического явления, протекающего в естественных условиях;

· Соблюдение этических требований к организации эксперимента и безопасности его участников (увидеть человека за социально-психологическими явлениями);

· Невмешательство экспериментатора после начала эксперимента (за исключением развития его в деструктивном направлении).

Достоинства:

· Исследование событий в настоящем и попытка предсказать последствия;

· Позволяет выявить то, что есть, но пока еще не зафиксировано;

· Позволяет исследовать те качества, которые раньше считалось возможным исследовать лишь аналитически;

· Наблюдение за изменениями, которые происходят в ходе естественного развития ситуации, а не строят эксперимент.

Недостатки:

· Непредсказуемость начала исследования;

· Неспособность оказывать влияние на ход эксперимента;

· Отсутствие системы фиксации поступающей информации (явлений, которые не были предусмотрены; неизвестно, на что нужно обратить внимание);

· Не учитывается состояние экспериментатора.

2. ДЕТЕРМИНИЗМ – ситуация моделируется, анализируются результаты; существует причинно-следственная связь, изучаются события.

Достоинства:

· Учитывается роль экспериментатора;

· Учитывается действие побочных переменных;

· Можно смоделировать изучаемое явление.

Недостатки:

· Причинно-следственные связи выявляются только первого уровня (близкие к событию);

· Позволяет исследовать те явления, которые нам известны;

· Позволяет выявить связи при условии, что причина и следствие известны.

С. Милграм: «Эксперимент в социальной психологии»

1. Разрабатывается экспериментальная ситуация или сценарий;

2. Организовать и провести этот сценарий;

3. Определить объект, предмет, гипотезу; убедиться, что они правильные.

 

Неконтролируемые факторы (переменные) – не поддаются контролю (субъективные и объективные).

 

Источники артефактов (ложный, искаженный посторонней причиной результат исследования):

· Невалидные методики;

· Предвзятость испытуемого или экспериментатора;

· Ошибки измерения;

· Личностное эмоциональное состояние испытуемого.

Примеры:

1. Эффект Хотторна (факт участия);

2. Плацебо (самовнушение);

3. Аудитории;

4. Ореола (влияние установки);

5. Первого впечатления;

6. Пигмалиона;

7. Барнума (с научной точки зрения).

ВЛИЯНИЕ НЕКОНТР. ПЕРЕМЕННЫХ МОЖЕТ БЫТЬ ПРОАНАЛИЗИРОВАНО ТОЛЬКО ПРИ ПОМОЩИ КАЧЕСТВЕННОГО АНАЛИЗА!!!

 

Социально-психологический конструкт – совокупность личностных, социальных, биологических и природных факторов и явлений, которые, при условии их взаимодействия, являются причиной появления данного конструкта. = социально-психологический феномен = социально-психологическое явление

 

Фактор – отдельный личностный, социальный, биологический или природный феномен, который может быть проконтролирован в ходе эксперимента при помощи специально организованного исследования.

1. Базовый – обязательное наличие или отсутствие обеспечивает возникновение конструкта;

2. Вторичный – наличие или отсутствие не оказывает существенного влияния на существование конструкта.

КОНСТРУКТ = БАЗОВЫЕ + ВТОРИЧНЫЕ + НЕИЗВЕСТНЫЕ (факторы и переменные)

 

Цель социально-психологических исследований – в объяснении:

· Формулирование теоретического положения относительно связи между конструктами;

· Проведение эмпирического исследования для подтверждения этого положения.

ПРИЗНАКИ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ ВЗАИМОСВЯЗИ:

1. Причина предшествует во времени следствию (искл: причина – поощрение);

2. Пространственная организация явлений (внешнее и внутреннее);

ПРИЧИНА ВНЕ СЛЕДСТВИЯ, ВНЕШНЯЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К СЛЕДСТВИЮ!!!

 

Влияние тревожности на самооценку – оба компонента внутри личности, о влиянии говорить не можем (только о взаимодействии) – суммарно влияют на личность.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ – сочетание ряда факторов => традиционные экспериментальные планы не подходят!!!

Необходимы факторные планы.

ЗП – социально-психологическое явление (объект);

НП – факторы, влияющие на это явление (предмет).

2 варианта реализации факторного плана:

1. Американский (детерминистский) подход – С. Милграм (50е гг., США «Тюремный эксперимент» - до него лишь опросы);

· Задача;

· Выделение этапов эмпирического исследования (составление плана);

· Подготовка и проведение эмпирического исследования;

· Анализ полученных результатов.

«Хвост управляет собакой», исследование ради исследования. Нет объекта, предмета, гипотезы – находятся внутри после окончания. Нет предпосылки, научной проблемы, практической значимости.

Насколько повторяема эта модель на других людях???

[ Почтовый эксперимент; Светофор – более структурный, системный характер, направленный на организацию некоей модели научного исследования (пробные исследования); Метро ]






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.