Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коррекционный компонент.






Литературное чтение и внеклассное чтение в начальных коррекционно-развивающих классах является органической частью систематиче­ского курса русского языка и литературы. На ступени начальной школы чтение объединяет цель и средство обучения, воспитания и развития обучающихся.

На уроках чтения решаются как общие с массовой школой, так и специфические, коррекционные за­дачи обучения детей, каковыми являются:

преодоление пробелов в умениях и навыках, воз­никших в период занятий по курсу «Обучение грамо­те», формирование правильного слогового чтения;

формирование, закрепление и постепенное совер­шенствование навыка чтения — сознательного, пра­вильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;

формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, об­разном и логическом единстве, преодоление недостат­ков в развитии эмоционально-волевой сферы детей;

развитие нравственных и эстетических представле­ний и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребенка;

преодоление недостатков в развитии речи обу­чающихся, формирование речевых умений и навы­ков, знаний о родном языке;

развитие и расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире, обогаще­ние чувственного опыта ребенка, развитие его мысли­тельной деятельности и познавательной активности;

привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению, к литературному творчеству.

Разнообразные задачи обучения детей чтению ре­шаются на основе работы над текстами, содержащи­мися в учебных книгах для чтения, в художественной и научно-популярной литературе, в периодической печати.

Программа по литературному чтению содержит раз­делы, связанные:

1) с тематикой чтения,

2) с навыком чтения,

3) с умениями работы над текстом,

4) с вне­классным чтением,

5) с основными требованиями к знаниям и умениям обучающихся.

1. Тематика чтения определяется содержанием комплекта учебников, принятых школой для работы на уроках. Она включает произведения устного народ­ного творчества, художественные произведения для детей отечественных и зарубежных писателей и поэ­тов прошлого и современности. Произведения для чтения на каждом этапе обучения должны быть до­ступны по объему, содержанию и лексико-грамматической структуре.

Материал для чтения в каждом классе позволяет поднять обучающихся на новую ступень в умствен­ном, нравственном, эстетическом, речевом развитии. Чтение произведений создает условия для воспитания в детях честности, доброты, уважения к старшим, любви к природе, труду.

На первом году обучения, во 2 классе, во время по­вторения и систематизации умений и навыков, приоб­ретенных детьми в период обучения грамоте, учителю необходимо активно привлекать дополнительные учебные издания, детские книжки-«коллективки» с крупным шрифтом.

При переходе к чтению по основным учебникам не следует гнаться за большим количеством предлагае­мых произведений. Учитывая особенности чтения де­тей, отдельные тексты в пределах темы могут быть предметом углубленной работы, а другие использо­ваться для ознакомительного, внеклассного или само­стоятельного чтения.

2. Навык чтения. Развитие и совершенствование правильности, беглости, выразительности и созна­тельности чтения осуществляется в процессе система­тического чтения и перечитывания целых произведе­ний, отдельных отрывков из них, в ходе анализа про­изведений с использованием приема выборочного чтения и др.

3. Работа над текстом начинается с первого года обучения. Дети учатся отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о своих наблюдениях в связи с прочи­танным; в последующие годы формируется умение сравнивать то, что они узнали из текста, с собствен­ным опытом, наблюдениями и ранее прочитанными произведениями. Обучающиеся овладевают умением определять главную мысль произведения.

Детей необходимо постепенно, поэтапно перево­дить от умения работать над текстом с помощью учи­теля к умению работать самостоятельно. Так, напри­мер, программа первого года обучения требует сфор­мировать у ученика умение разделить текст на части по вопросам, затем делить текст на законченные по смыслу части и участвовать в коллективной работе по озаглавливанию частей для составления плана. В дальнейшем ученик самостоятельно делит текст на части, план прочитанного составляет с помощью учи­теля, а потом также самостоятельно.

Работа над текстом предусматривает постепенное формирование у обучающихся умения сначала по вопросам учителя, а затем самостоятельно передавать содержание прочитанного и иллюстраций к нему, вы­полнять краткий и выборочный пересказ. Или: обу­чив детей подбору в тексте слов и выражений, харак­теризующих действующих лиц и их поступки, затем переходят к составлению рассказа о персонаже произ­ведения и, наконец, к сопоставлению нескольких пер­сонажей из одного или разных рассказов.

Дети обучаются элементарному анализу художест­венных произведений, практическому умению разли­чать сказку, рассказ, статью, стихотворение, басню. С самого начала обучения учитель обращает внима­ние школьников на синонимы, образные выражения, фразеологические обороты и стремится обогащать ими речь обучающихся. В программу введено в поряд­ке пропедевтики требование практического накопле­ния элементарных сведений по теории литературы, главным образом средств художественной вырази­тельности (эпитетов, метафор, сравнений и т. п. — без употребления терминов).

Учитывая, что дети испытывают трудности в пони­мании смысла произведения, в установлении причин­но-следственных и временных связей, не умеют само­стоятельно почерпнуть из текста новую для них информацию, ограниченно понимают средства худо­жественной выразительности, учителю необходимо опираться на детальный и глубокий анализ содержа­ния, выявлять разнообразные взаимосвязи и взаимо­зависимости, помогать детям приобретать новые зна­ния, выяснять значимое и существенное в тексте, его художественную направленность.

 

Обучающихся специально готовят к работе над текстами. Подготовка заключается в создании ярких представлений о предметах, явлениях и событиях, описываемых в текстах. Учитель стремится дать де­тям возможность опереться на собственный чувствен­ный опыт, на непосредственные наблюдения в связи с читаемым. Поэтому особое значение приобретает про­ведение специальных экскурсий.

Правильное восприятие текста связано с творче­ским и воссоздающим воображением, оценочным отно­шением к прочитанному, с сопереживанием описан­ным событиям. Для развития этих качеств используют «словесное рисование картин» к тексту, творческое до­полнение и изменение сюжетных линий произведения, создание сказок, обучают детей умению элементарно оценить поступки героев, что способствует более глу­бокому переживанию прочитанного, формирует эмо­циональную отзывчивость, способствует усилению воспитательного воздействия произведения.

На уроках чтения постоянное внимание уделяется культуре речи обучающихся, обогащению и активи­зации словаря. Детей обучают использованию образ­цов авторской речи (цитированию), пословиц, устой­чивых фразеологических словосочетаний, грамма­тически правильному построению высказываний, литературному произношению.

Цель уроков внеклассного чтения — формировать умение самостоятельной работы обучающихся с кни­гой. Задачами этих уроков являются: знакомить обу­чающихся с лучшими книгами, предназначенными для детского чтения, и с их авторами; воспитывать читательскую активность и любознательность; рас­ширять и углублять знания, получаемые в классе по другим предметам; развивать индивидуальные инте­ресы и склонности; обучать приемам работы с книгой, умению отбирать книги для чтения; представить обу­чающимся детскую литературу, входящую в круг чте­ния современного младшего школьника, во всем раз­нообразии; сформировать интерес к книгам и поло­жительное отношение к самостоятельному чтению. Уроки чтения воспитывают потребность в чтении дет­ских книг для пополнения фактических знаний и нравственно-эстетического опыта, для познания ок­ружающей действительности и самопознания.

В круг самостоятельного чтения обучающихся вхо­дят сказки, стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы и повести, научно-популярные произведе­ния, правдиво и ярко отражающие жизнь, повествую­щие о моральной силе человека.

Обязательным условием при руководстве самостоя­тельным детским чтением является развитие у обу­чающихся умения использовать читательскую и язы­ковую подготовку, полученную на уроках обучения грамоте, классного чтения, грамматики, правописа­ния и развития речи, в том числе и умения ориентиро­ваться в учебной книге, самостоятельно работать над заданиями к текстам, пользоваться оглавлением, на­ходить произведения, близкие по тематике, жанру или авторской принадлежности.

В систему уроков внеклассного чтения входят так­же уроки-утренники, уроки-доклады, уроки — уст­ные журналы, конференции и т. п.

4 класс. Тематика чтения. Традиционная тематика детско­го чтения по произведениям устного народного твор­чества, отечественных и зарубежных писателей-клас­сиков для детей — в учебной книге и в отдельных изданиях — для классного и внеклассного чтения. От­ражение в произведениях лучших человеческих ка­честв: любви к родителям и родной земле, доброты, честности, мудрости, трудолюбия, мастерства, готов­ности постоять за правое дело и за родину, любви к родной природе, верности дружбе и товариществу.

Умения и навык чтения. Сознательное, правиль­ное, выразительное чтение вслух с соблюдением норм литературного произношения в темпе 70—80 слов в минуту и про себя 80—100 слов в минуту. Самостоя­тельная подготовка к выразительному чтению про­анализированного в классе произведения или отрыв­ка из него: умение определить, о чем говорится в тексте, свое отношение к поступкам героев (что пере­давать слушателям), каким тоном, с какими паузами, логическими ударениями, с какой громкостью (как, какими средствами) передавать содержание слушате­лям.

Работа над текстом: а) формирование знаний и умений, необходимых для правильного восприятия произведений: умения устанавливать смысловые свя­зи между частями текста, выявлять главную мысль каждой части и текста в целом, оценивать поступки героев и определять их мотивы (в произведениях, близких опыту ребенка, сопоставлять героев по по­ступкам, по проявлениям чувств); умения самостоя­тельно делить текст на части и составлять план прочи­танного; умения находить средства художественного изображения героев — яркие, меткие слова и выраже­ния, эмоциональные отрывки текста; умения подо­брать в тексте материал и составить с помощью учите­ля рассказ об одном событии, герое; умения находить в читаемом произведении и объединять материал на одну тему; умения выявлять смысл описываемых со­бытий и определять свое отношение к ним в неслож­ном произведении; сочинять дополнения или измене­ния сюжета, сказку на основе прочитанного;

б) формирование речевых умений в связи с чтени­ем: умения различать оттенки значений слов в тексте; умения с помощью учителя способом выборочного чтения находить в произведении и использовать в пе­ресказе слова и выражения, необходимые для точного изображения событий, поступков героев, картин при­роды; умения подробно и сжато пересказать произве­дение в прозе, рассказывать сказку, составлять твор­ческий рассказ с изменением лица рассказчика, про­должать рассказ о судьбе героев на основании собственных предположений, рассказать выборочно об одном событии, герое; умения с помощью толково­го словаря или консультации у взрослого находить значение непонятных при самостоятельном чтении слов и выражений; умения различать сказку, рассказ, стихотворение, басню; наблюдения за средствами ху­дожественной выразительности (эпитетами, метафо­рами, сравнениями и т. п. — без употребления терми­нов, устно, в практическом плане);

в) формирование умений, необходимых для ориен­тировки в учебной книге: умения находить фамилии писателей, произведения которых помещены в книге для чтения, и называть их произведения; умения на­ходить и сопоставлять рассказ и стихотворение, близ­кие по тематике, эмоциональной настроенности; уме­ния ориентироваться в оглавлении учебной книги.и экскурсии по темам, связанным с читаемыми произведениями, для приобретения непо­средственных впечатлений с целью подготовки к восприятию читаемых текстов.

Формирование умений самостоятельной работы с книгой (проводится на уроках внеклассного чтения один раз в две недели). Расширение круга чтения (ху­дожественная, научно-популярная, справочная лите­ратура отечественных и зарубежных авторов, периоди­ческая печать). К традиционной тематике добавляются исторические повести и рассказы, автобиографичес­кие произведения, книги об ученых, изобретателях, о науке и технике, о родном крае, приключенческая детская литература.

Знание приемов выбора нужной книги для чтения на определенную тему с помощью выставки, указате­ля детской библиотеки или в открытом доступе к книжным полкам.

Умение правильно оценить самостоятельно прочи­танные книги, доступные пониманию детей этого воз­раста.

Целенаправленное чтение детской периодики (га­зеты, журналы) и систематическое использование по­мещенных там материалов на уроках по всем предме­там и во внеурочное время.

Отработка навыков: определение примерного со­держания незнакомой книги по ее элементам (титуль­ный лист, оглавление, предисловие или послесловие, иллюстрации).

Участие школьников в литературном творчестве и в создании сборников собственных произведений, в ведении классного литературного дневника; умения сознательно организовать досуг с книгой себе и млад­шим товарищам (игры, чтение, драматизация).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.