Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система управления качеством продукции на предприятии






 

Работа по обеспечению качества продукции осуществляется в рамках действующей на предприятии системы качества.

Система качества представляет собой совокупность организационной структуры, ответственности, методов, процессов и ресурсов, обеспечивающих проведение политики в области качества.

Отечественный опыт по созданию систем качества хронологически можно представить в следующей последовательности:

· БИПбездефектное изготовление продукции (г. Саратов, 1955 г.). Эта система предусматривала строгое выполнение технологических операций (критерий управления – процент сдачи продукции с первого предъявления).

· КАНАРСПИкачество, надежность, ресурс с первых изделий (г. Горький, 1958 г.). Эта система предусматривала высокий уровень конструкторской и технологической подготовки производства (критерий управления – отработка конструкции с первых изделий и соответствие изделия научно-технической документации).

· СБТсистема бездефектного труда (г. Львов, 1961 г.). Данная система предусматривала строгое выполнение технологических операций (критерий управления – коэффициент качества труда исполнителя и коллектива).

· КСУКПкомплексная система управления качеством продукции (г. Львов, 1975 г.). Система предусматривала управление качеством на базе стандартов, системного похода (критерий управления – соответствие качества продукции высшим достижениям).

· КСПЭПкомплексная система повышения эффективности производства (г. Краснодар, 1980 г.). Данная система предусматривала управление качеством продукции и эффективностью производства (критерий управления – показатели эффективности производства и обобщающие показатели качества продукции).

· КСУКП и ЭИРкомплексная система управления качеством продукции и эффективным использованием ресурсов (г. Днепропетровск, 1983 г.). Эта система предусматривала управление качеством и эффективностью использования ресурсов (критерий управления – качество продукции и эффективность использования ресурсов).

Безусловно, внедрение указанных систем на предприятиях СССР повысило качество продукции, культуру производства, профессиональный уровень руководителей и специалистов. Однако следует отметить, что эти системы объективно не могли дать ощутимых результатов из-за отсутствия рыночных отношений (конкуренции, многообразия форм собственности и т. д.). Но в то же время, несмотря на отдельные недостатки систем, система КСУКП была положена в основу разработанных в 1988 г. Международных стандартов ИСО серии 9000 по системам качества.

Система КСУКП внедрялась на предприятиях по всем четырем стадиям жизненного цикла продукции (проектирование, изготовление, реализация, эксплуатация) и предусматривала выполнение следующих функций: прогнозирование потребностей, технического уровня и качества продукции; планирование повышения качества продукции; аттестацию качества продукции; разработку и постановку продукции на производство; технологическую подготовку производства; материально-технологическое обеспечение; подготовку, расстановку, воспитание и обучение кадров; обеспечение стабильного уровня качества продукции; организацию хранения, транспортировки, эксплуатации и ремонта; стимулирование повышения качества продукции; ведомственный контроль качества продукции; государственный надзор за соблюдением стандартов и технических условий; правовое обеспечение управления качеством продукции.

Современные системы качества, соответствующие международным стандартам, прежде всего, серии ИСО 9000, разрабатываются с учетом основных принципов (ориентация на потребителя, продуктовый подход, учет всех стадий жизненного цикла продукции (принцип «петли качества»), предупреждение проблем) и включают следующие элементы системы качества на предприятии: обеспечение качества, управление качеством, улучшение качества.

Принцип «ориентация на потребителя» означает, что понимание качества продукции совпадает с требованиями потребителя. Потребителю нужна не «вообще» продукция и даже не продукция, превосходящая мировой уровень, а продукция, удовлетворяющая определенным и конкретным требованиям. Приоритет потребителя подтверждается так называемым «законом бизнеса», который гласит: «если потребитель считает, что данный продукт плохого качества, значит, он действительно плохого качества, даже если он соответствует чертежам и сертификации». Ведущую роль в определении требований, предъявляемых к качеству продукции, играет маркетинг.

Принцип «продуктовый подход» предполагает, что система управления качеством разрабатывается применительно к конкретным видам продукции, а не в целом по предприятию. Поэтому на одном и том же предприятии, выпускающем различные виды продукции, система качества может включать подсистемы по определенным ее видам. Количество подсистем согласно этому принципу может равняться количеству видов выпускаемой продукции.

Принцип «учет всех стадий жизненного цикла продукции (принцип «петли качества»)» предусматривает, что система качества должна охватывать все стадии жизненного цикла товара. «Петля качества» – схематическая модель взаимосвязанных видов деятельности, влияющих на качество продукции или услуги на различных стадиях жизненного цикла (от определения потребностей до оценки их удовлетворения). В методологии, применяемой в Республике Беларусь, рассматриваются четыре стадии жизненного цикла продукции: исследование и разработка, изготовление, обращение и реализация, эксплуатация и потребление.

В соответствии с ISO 9004 жизненный цикл товара («петля качества») разделен на 11 более мелких этапов (рисунок 30).

 

 

 


 

 

Рисунок 30 – Жизненный цикл товара («петля качества»)

 

Принцип «петли качества» обусловлен тем, что качество продукции формируется на всех стадиях ее жизненного цикла. По характеру воздействия на стадии жизненного цикла товара в системе качества выделяются три направления (элемента): обеспечение качества, управление качеством, улучшение качества.

Направление «обеспечение качества» (согласно международным стандартам Quality Assurance) – совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, необходимых для создания у потребителя уверенности в том, что процесс изготовления продукции и выполнения заказов соответствует определенным требованиям по качеству. Это направление реализуется за счет следующих мероприятий:

· формирования целевых научно-технических программ повышения качества продукции, разрабатываемых на каждый вид продукции и содержащих задания по техническому уровню и качеству создаваемой продукции, требования по ресурсному обеспечению всех этапов принципа «петли качества», а также мероприятия на всех его этапах, обеспечивающих реализацию этих требований;

· систематической работы по изучению рынка, постоянному обучению персонала;

· реализации мероприятий, связанных с предупреждением различных отклонений (принудительная замена технологической оснастки, планово-предупредительный ремонт оборудования, техническое обслуживание);

· проведения постоянной оценки факторов, влияющих на соответствие проекта или технических условий своему назначению, а также контроля и проверок производственных процессов, монтажа и проведения технического контроля силами отдела технического контроля или соответствующего подразделения.

Направление «управление качеством» представляет собой методы и виды деятельности оперативного характера, направленные одновременно на управление процессами и устранение причин неудовлетворительного функционирования системы на соответствующих стадиях «петли качества» для достижения оптимальной экономической эффективности. Оно включает управление процессами, выявление различного рода несоответствий в продукции, производстве или системе качества и устранение этих несоответствий, а также вызвавших их причин. Суть процесса управления качеством сводится к непрерывному повторению цикла «планирование – действие – контроль над результатами – корректирующее воздействие». Этот цикл, названный циклом Деминга, пригоден для применения в различных процессах.

Направление «улучшение качества» (согласно международным стандартам Quality Improvement) представляет собой деятельность, направленную на постоянное повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления, совершенствование элементов производства и системы качества для получения результатов, лучших по отношению к первоначально установленным нормам. Идеология постоянного повышения качества прямо связана и вытекает из тенденции повышения конкурентоспособности такой продукции, которая обладает высоким уровнем качества при более низкой цене. Поэтому целью постоянного улучшения качества является либо улучшение параметров продукции, либо повышение стабильности качества изготовления, либо снижение издержек. В связи с этим объектом процесса улучшения качества может служить любой элемент производства или системы качества.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.