Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ и пути совершенствования организации ремонтного хозяйства






 

При анализе работы ремонтных хозяйств используется большой круг технико-экономических показателей: простои оборудования в ремонте (с выделением внеплановых и связанных с авариями и поломками) – абсолютная величина в часах (сутках) и относительная (на единицу ремонтной сложности); затраты на ремонт – абсолютные (в сравнении с планом) и относительные (себестоимость ремонта одной ремонтной единицы по видам ремонта); затраты на межремонтное обслуживание – абсолютные и относительные (на единицу ремонтной сложности); показатели, характеризующие выполнение запланированного объема ремонтных работ и соблюдение плановых сроков ввода в эксплуатацию. Анализ трудоемкости, материалоемкости и себестоимости ремонтов проводится в сравнении с показателями, достигнутыми на специализированных ремонтных предприятиях и предприятиях, изготавливающих оборудование.

Проблемы реализации инвестиционного процесса и приобретения новых основных фондов заставляют расширять перечень работ по реконструкции и модернизации машин и оборудования, а также совершенствовать виды ремонта и обслуживания имеющейся техники.

Основными направлениями совершенствования ремонтного хозяйства и повышения эффективности его функционирования являются следующие мероприятия:

1. Организационно-экономические мероприятия.

В области организации производства осуществляется централизация ремонта и обслуживания оборудования на промышленных предприятиях. Она предусматривает подчинение главному механику всех ремонтных служб предприятия и ликвидацию двойного подчинения цеховых служб главному механику и начальнику основного цеха, повышение ответственности главного механика за качественное состояние оборудования, выполнение плана ремонтов и экономические показатели ремонтного хозяйства.

Некоторые зарубежные фирмы («Фиат», «Рено») считают целесообразным осуществлять в условиях массового производства организацию ремонтных работ с периодической остановкой всего завода. Все рабочие и служащие получают отпуска, и в этот период проводится большая ремонтная кампания. На период ремонтных кампаний численность ремонтников увеличивается в несколько раз. Для выполнения ремонта приглашаются ремонтные организации, являющиеся филиалами станкостроительных и других фирм, поставляющих технологическое оборудование.

При приобретении оборудования крупные машиностроительные предприятия оговаривают в условиях поставки оказание им услуг по проведению в определенные периоды ремонтов.

Существует возможность оптимизировать затраты на обслуживание оборудования за счет мониторинга технического состояния оборудования. Это стало возможно с появлением современных диагностических средств. Ряд изготовителей применяют именно такие подходы. В этом случае техническое обслуживание и ремонт (сроки и объем работ) планируются в зависимости от состояния оборудования.

Иногда на машиностроительном предприятии ремонтное хозяйство выделяют в самостоятельное малое предприятие, специализирующееся на ремонте технологического оборудования для нужд данного машиностроительного завода и других предприятий.

В области проектирования и изготовления запасных частей осуществляется проведение унификации и стандартизации элементов запасных частей, применение систем автоматизированного проектирования на основе классификации и кодирования, сокращение продолжительности проектных работ и повышение их качества.

В области организации ремонтных работ осуществляется соблюдение принципов рациональной организации производства (пропорциональности, параллельности и др.), применение сетевых методов и автоматизированной системы управления ремонтным производством. Для этих целей используются в основном системы класса ЕАМ (enterprise assets management – управление активами); из отечественных систем к данному классу относится «1С: ТОиР».

«1С: ТОиР» – это система управления ремонтами и производственными активами предприятия. Внедрение системы управления ремонтами позволяет осуществить следующее: навести порядок и наладить строгий учет всей технической и нормативной документации, сделать все затраты «прозрачными» и доступными для оперативного анализа, сделать «прозрачной» систему организации и повысить эффективность ремонтной службы, сделать «прозрачным» состояние производственных активов предприятия и их реальной стоимости, хранить всю историю оборудования (от ввода в эксплуатацию до демонтажа). Система «1С: ТОиР» обеспечивает интеграцию с бухгалтерскими и бюджетными системами, системами управленческого учета, системами материально-технического обеспечения, логистики, учета персонала, большинство из которых используют программную оболочку «1С».

Использование систем класса ЕАМ позволяет сократить затраты на обслуживание оборудования (в среднем на 25–30%), повысить готовность оборудования к работе (на 15–17%), сократить количество аварийных и сверхурочных работ (на 30%). Срок окупаемости таких систем, как правило, не превышает двух лет, в отдельных случаях может быть сокращен до 3–4 месяцев. В то же время одним из главных препятствий на пути перехода к использованию системы управления «1С: ТОиР» является тот факт, что на большинстве предприятий учет информации о функционировании оборудования ведется в специальных эксплуатационных журналах (на бумажных носителях). Это является в настоящее время главным препятствием перехода к автоматизации управления «1С: ТОиР» и получения на этом основании крупных организационно-экономических преимуществ.

В области технического надзора, обслуживания и ремонта основных производственных фондов осуществляется развитие предметной и функциональной специализации работ, повышение технического уровня ремонтно-механических цехов, усиление мотивации повышения качества труда.

Перспективным направлением совершенствования технического обслуживания средств труда, которое осуществляется на крупных предприятиях службами главного механика, главного энергетика, главного прибориста отдела капитального строительства, является создание комплексного производства технического обеспечения и ремонта средств труда. Это производство должно выполнять все виды ремонта оборудования цехов, установок, коммуникаций, автоматики и контрольно-измерительной аппаратуры, зданий и сооружений предприятия и осуществлять надзор за их эксплуатацией.

2. Создание ремонтных баз на предприятиях, изготавливающих оборудование.

Прогрессивным направлением организации ремонтного хозяйства является создание ремонтных баз на предприятиях, изготавливающих оборудование. При такой организации предприятия-изготовители становятся более заинтересованными в совершенствовании конструкций изделий, повышении их ремонтопригодности и равноизносостойкости отдельных их частей. Особое место в проведении ремонта принадлежит специализированным фирмам и специальным службам фирм, изготавливающих оборудование. Например, в Чехии капитальный ремонт почти всего оборудования осуществляется на централизованных ремонтных предприятиях, в результате чего стоимость капитального ремонта не превышает 60–80% стоимости нового станка.

Отмечаются особенности в ремонте и обслуживании импортного оборудования, а также производстве и поставках запасных узлов к нему. Практически именно сервисные услуги выступают как одно из базовых преимуществ импортного оборудования перед отечественным. Практика последних лет показала, что ремонт и техническое обслуживание всего импортного оборудования, как правило, осуществляют фирма-изготовитель или предприятие-посредник, установившее импортное оборудовании. Что касается запасных частей, то основными поставщиками здесь являются фирма-изготовитель или специализированное предприятие-посредник.

Для ремонта сложной техники все шире применяется фирменное обслуживание, которое берут на себя специализированные подразделения предприятия-изготовителя. Они осуществляют контроль за условиями эксплуатации и режимом работы оборудования, проводят все виды ремонта. Фирменное обслуживание улучшает качество ремонта, обеспечивает повышение надежности и безотказности работы; сокращает простой оборудования в ремонте; упрощает планирование, производство и распределение запасных частей, сокращает их складские запасы.

3. Организация специализированного производства запасных частей к оборудованию.

Изготовление запасных частей к старому оборудованию – процесс весьма дорогостоящий и малоэффективный. Его осуществление затрудняется двумя причинами:

· Первая. Заводы, изготавливающие оборудование, в условиях относительного благополучия с заказами на новое оборудование часто не заинтересованы в производстве запасных частей к старому оборудованию, уже снятому с производства. Кроме того, запасные части нередко отличаются высокой трудоемкостью и низкой эффективностью. Например, для производителей горно-шахтногооборудования прибыль на единицу трудовых затрат от реализации запасных частей в 2–3 раза меньше, чем от реализации полностью комплектного оборудования. Поэтому на первое место выходит обоснование принципа такого ценообразования, которое обеспечивало бы для заводов-изготовителей эффективность производства запасных частей, а предприятиям-потребителям – их использование по сравнению с изготовленными в собственных цехах.

· Вторая. Предприятия не имеют свободных средств для замены старого оборудования. Часто на машиностроительных предприятиях не могут найти документацию на станок выпуска середины 50-х гг. прошлого века. Для изготовления необходимого к нему узла станок приходится разбирать, выявлять дефектную часть и по ее параметрам в ремонтно-механическом цехе своего предприятия произвести новый узел. Подобная практика является вынужденной мерой для значительной группы предприятий.

Кроме предприятий-изготовителей основной продукции запасные части могут выпускать специализированные предприятия. Так, отечественное станкостроение выпускает только 2% запасных частей от стоимости оборудования, в то время как в США их выпуск достигает более 20%.

Помимо этого, при ремонтных заводах организовываются специализированные базы по восстановлению деталей и узлов. Восстановление деталей позволяет добиться сокращения расхода металла при ремонте деталей до 60–90%. Себестоимость восстановленных деталей нередко составляет 10–15% от стоимости новой детали.

Вопросы для самоконтроля

 

1. В чем заключаются сущность, задачи и значение организации ремонтного хозяйства предприятия?

2. Что представляют собой органы управления и структура ремонтного хозяйства предприятия?

3. Каковы формы организации ремонтного хозяйства предприятия и в чем состоят их особенности?

4. Какие существуют способы и методы рациональной организации ремонта?

5. Какова сущность технической и материальной подготовки организации ремонтов и технического обслуживания?

6. Что представляет собой система ППР?

7. Каковы особенности системы ТОР?

8. На какие виды подразделяются внеплановые ремонты оборудования?

9. Что представляют собой нормативы систем ППР и ТОР?

10. Каковы основные направления совершенствования ремонтного хозяйства? В чем заключается роль логистической службы предприятия в их реализации?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.