Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предприятие как объект логистического управления






 

Для эффективного функционирования логистики в организационной структуре предприятия должен быть сформирован соответствующий персонал, управляющий логистическим процессом. Специалистов по логистике по своей роли в управленческой иерархии предприятия и организационных уровнях логистической системы можно разделить следующим образом:

· top management – высший управленческий персонал (например, заместитель директора предприятия по логистике, директор по логистике, интегральный логистический менеджер, начальник отдела (службы) логистики, члены исполнительной дирекции, выполняющие функции высших логистических менеджеров, и т. п.);

· middle management (supervisors) – средний управленческий персонал (руководители структурных подразделений отдела (службы) логистики предприятия, логистические менеджеры среднего звена с большим опытом работы, супервайзеры (координаторы) функциональных областей логистики предприятия или ключевых логистических функций, аналитики, ведущие логистические менеджеры);

· lower management – управленческий персонал нижнего звена службы логистики предприятия (логистические менеджеры с небольшим стажем работы, инженеры-логисты, аналитики-статистики, вспомогательный персонал и т. п.).

Назначение логистического менеджмента – поддержание корпоративной стратегии предприятия с оптимальными затратами ресурсов, а также обеспечение системной устойчивости предприятия на рынке за счет сглаживания внутрипроизводственных противоречий между подразделениями закупок, производства, маркетинга, финансов, продаж и оптимизации межорганизационных взаимоотношений с поставщиками, потребителями и логистическими посредниками [13, с. 33–34].

Внедрение логистики на микроуровне неизбежно приводит к перераспределению функций между подразделениями предприятия. Служба логистики на предприятии подразделяется, как правило, на пять основных функциональных групп, отвечающих за транспортировку, структуру основных средств, запасы, маневрирование материальными ресурсами, коммуникации и информацию. В соответствии с назначением функциональных групп предусматривается следующий перечень видов деятельности: планирование и управление складским хозяйством и оборудованием, центрами распределения, складскими производственными площадями; транспортировка (внутренние, внешние и международные перевозки), выбор вида транспорта, транспортных средств и вариантов их обслуживания; снабжение сырьем и материалами; формирование запасов (страхового, подготовительного, производственного) и готовой продукции, обработка возвращенной продукции; маневрирование материальными ресурсами, их сортировка, обработка и упаковка; обработка заказов, прогнозирование спроса; планирование производства, связь с центрами распределения; расширение информационной сети коммуникаций; обновление банка данных.

Чтобы коренным образом не изменять традиционные организационные структуры предприятия (многие из названных видов деятельности в течение довольно длительного времени делегировались отделам материально-технического снабжения, производственно-диспетчерскому и планово-экономическому, главного механика, маркетинга, сбыта, транспортного и т. д.), как правило, вводится новая должность – управляющего логистикой. Ему вменяется координация следующего круга проблем: транспорт и перевозки; контроль запасов; управление продажами и заказами; обслуживание потребителей и складские операции на региональных складах; управление складским хозяйством; исследования в области логистики и совершенствования системы; разработка организационной схемы логистики на предприятии [13, с. 39–40] или выделение специальной службы логистики, которая должна управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставщиком сырья и комплектующих и заканчивая доставкой покупателю готовой продукции.

В качестве примера рассмотрим взаимодействие логистической службы с подразделениями маркетинга и планирования производства:

· Логистика и маркетинг. Наиболее существенная взаимосвязь у логистики с маркетингом. Так, задачи по определению ассортиментной политики предприятия и планированию услуг, решаемых службой маркетинга, реализуются совместно с подразделениями логистики. При этом задачей службы логистики является обеспечение производства сырьем и материалами, а также управление запасами по тем видам продукции, выпуск которых обоснован маркетологами. Логистическое управление воплощает результаты маркетинговых исследований в жизнь путем воздействия на производственно-сбытовую деятельность таким образом, чтобы при минимальных издержках наилучшим образом удовлетворить потенциальных покупателей и расширить их круг.

· Логистика и планирование производства. Служба логистики на предприятии тесно взаимодействует с планированием производства. Это обусловлено тем, что производство зависит от своевременной доставки сырья, материалов, комплектующих частей в определенном количестве и соответствующего качества. Поэтому служба логистики предприятия, обеспечивающая прохождение совокупного материального потока и организующая снабжение предприятия, должна участвовать в принятии решений о запуске продукции в производство и формировании графиков выпуска готовой продукции. Кроме того, существенной функцией службы логистики является доставка сырья и комплектующих в цеха, непосредственно к рабочим местам и перемещение изготовленной продукции в места хранения. Слабая взаимосвязь производства с логистикой при реализации этой функции приводит к увеличению запасов на разных участках, а также созданию дополнительной нагрузки на производство. Функция планирования производства службой логистики может быть обеспечена более эффективно, так как отслеживается входящий, внутренний и выходящий потоки производственного предприятия.

Содержание управления потоками на предприятии на основе логистической концепции заключается в увязке оперативного регулирования со стратегическими целями развития предприятия в целом. Принятие управленческих решений осуществляется исходя из информации о потребительском спросе, рынке ресурсов и ходе выполнения производственных заказов. На ее основе формируется комплексный план производства, материального обеспечения и сбыта готовой продукции, в соответствии с которым организуется деятельность по выполнению заказов. По результатам контроля за процессом вырабатываются управленческие решения, направляемые на устранение отклонений от графика выполнения производственных заказов. Таким образом, в системе управления материальными потоками осуществляется циркуляция информации и формируется замкнутый контур управления с обратной связью.

Процессы продвижения потоков материалов на производстве могут и должны быть объектом логического анализа, направленного на ликвидацию излишних звеньев и увеличение интенсивности этих потоков. При прохождении заказов через звенья логистической цепи возникает вопрос о том, в какой последовательности обрабатывать поступающие заказы каждым звеном. Этот вопрос решается посредством приоритетных правил: «первый пришел – первый ушел», «последний пришел – первый обслужен», «правило кратчайшей операции», «правило минимального резерва времени», «правило наиболее раннего срока исполнения» [14, с. 142–144].

Совокупность технических средств, которая создает возможность потока материалов, и расположение производственных участков и складов (накопителей) по отношению к ней, выраженное системой устойчивых связей, представляет собой форму организации движения материальных потоков. На практике, как правило, используют три формы организации движения материалов (накопительную, транспортно-накопительную, форму организации нулевого запаса) [14, с. 137–139].

Управление материальными потоками в производственной логистике осуществляется различными способами, основанными на двух принципиально различных подходах. Первый подход получил название «толкающая (вытягивающая) система» (централизованная), а второй – «тянущая (вытягивающая) система» (децентрализованная).

Для «толкающей системы» характерно изготовление деталей в соответствии с производственным графиком. Детали поступают по мере готовности с предшествующей стадии производственного процесса на последующую. Материальные ресурсы «выталкиваются» с одного звена производственной логистической системы на другое. Чем больше разрастается «толкающая система», тем характернее для нее становятся проблемы (в случае изменения спроса или сбоев в производственном процессе практически невозможно перепланировать производство для каждой ее стадии). Эти затруднения ведут к созданию избыточных внутрипроизводственных запасов между различными технологическими стадиями, которые называются буферными запасами. Они служат для повышения управленческой гибкости на тех участках производства, где возможно возникновение срывов поставок или работа малыми партиями неэкономична [17, с. 49].

«Тянущая система» – это такая организация производства, при которой детали и полуфабрикаты подаются на следующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости, а поэтому жесткий график отсутствует. «Тянущая система» предусматривает сохранение определенного уровня материального запаса на каждом этапе производства. Для практической реализации системы необходимо установить момент возобновления заказа и стандартный размер партии заказываемых деталей [5, с. 172].

Критериями оптимизации функционирования внутрипроизводственных логистических систем являются минимальная стоимость затрат на создание логистической системы и минимальная длительность производственного периода при обеспечении заданного уровня качества готовой продукции.

Потенциал логистики позволяет реализовать цели предприятия в рамках ее миссии, поскольку он является стратегическим фактором в условиях усиления конкуренции.

Выделяют два основных направления осуществления и оптимизации логистических процессов предприятия: собственными силами (инсорсинг) или с помощью привлекаемого стороннего логистического оператора (аутсорсинг).

Аутсорсинг и инсорсинг не противопоставлены друг другу. Выбор состоит не в полном отказе в одном способе обслуживания в пользу другого. Вполне возможна передача сторонним исполнителям (операторам) только части логистических функций с сохранением за собой оставшихся, т. е. в определенных условиях оказывается эффективным оптимальное сочетание инсорсинга и аутсорсинга. Включение в логистику специализированных компаний обусловлено, во-первых, тем, что они располагают таким опытом работы в сфере реализации услуг, который отсутствует на производственном предприятии, во-вторых, стремлением последнего сократить свои накладные расходы и сконцентрироваться на основных производственных прибыльных функциях.

В зависимости от принятия и выполнения логистическими операторами (провайдерами) тех или иных функций, потенциально передаваемых на аутсорсинг, провайдеров подразделяют на следующие категории:

· 1PL (First Party Logistics) – автономная логистика, когда выполнение всех логистических функций принимает на себя предприятие;

· 2PL (Second Party Logistics) – частичный аутсорсинг, т. е. узкофункциональные логистические посредники (транспортные компании, экспедиторы, таможенные агенты, страховые компании, склады и грузовые терминалы) выполняют отдельные логистические операции;

· 3PL (Third Party Logistics) – все логистические функции переданы на аутсорсинг логистическому оператору, который осуществляет комплексный логистический сервис внутри предприятия;

· 4PL (Fourth Party Logistics) – логистический оператор осуществляет кроме функций 3PL также управление цепями поставок необходимых клиенту ресурсов;

· 5PL (Fifth Party Logistics) – логистический оператор, принимая на себя функции 4PL, широко использует Интернет как единую виртуальную платформу, обеспечивающую более глубокое и всестороннее взаимодействие и координацию работы с обслуживаемыми клиентами (взаимодействие в режиме реального времени в сфере снабжения, производства и сбыта).

В большинстве развитых стран мира операторы категории 3PL составляют основу всех участников рынка логистических услуг. Они берут на себя выполнение основных видов операционной логистики, обрабатывают заказы, разрабатывают контракты и другую документацию, осуществляют складирование, доставку грузов до конечного потребителя и несут ответственность по условиям контракта за выполняемые операции. В настоящее время на постсоветском пространстве доминируют узкоспециализированные операторы, которые оказывают лишь некоторые услуги, например, транспортировку, экспедирование, складирование, грузопереработку, страхование грузов (категория 2PL).

Производственная логистика, являясь одной из функциональных подсистем интегрированной логистики, решает вопросы организации движения материальных ресурсов и управления им непосредственно между стадиями производственного процесса, включая подачу сырья и материалов на рабочие места. В узком смысле она занимается планированием производства, организацией внутрипроизводственной транспортировки, буферизацией (складированием) и поддержанием запасов (заделов) сырья, материалов и незавершенного производства, управлением производственных процессов на стадиях заготовки, обработки и сборки готовой продукции, т. е. в целом представляет собой регулирование производственного процесса в пространстве и во времени.

Логистический подход вносит изменения во многие представления об экономике предприятия (фирмы) и организации производственного процесса: задача полной загрузки мощностей заменяется задачей минимизации сроков прохождения оборотных средств через предприятие; изначально могут предусматриваться резервные мощности для быстрого реагирования на изменение рыночного спроса (разумеется, это не означает наличие простаивающих мощностей, под резервом понимают возможности кооперации, приобретения услуг по изготовлению продукции или осуществлению определенных производственных операций); односторонняя ориентация на снижение издержек как метод конкуренции заменяется стремлением к наиболее высокому уровню логистического обслуживания (представления необходимого товара установленного качества, в заданном количестве, в условленное место, к ранее оговоренному сроку, при оптимальных издержках); замена материальных запасов информацией о возможности их оперативного приобретения на приемлемых условиях (традиционный агент по снабжению превращается в брокера по информации); отсутствие технологических ограничений снижения размера партии изготовляемой продукции и определение ее из условий объема поставок потребителям. То есть можно говорить о существенной разнице традиционного и логистического подходов в предпринимательском цикле предприятия (таблица 1) [7, с. 103–104].

 

Таблица 1 – Сравнительная характеристика традиционного и логистического
подходов в предпринимательском цикле предприятия

Факторы сравнения Подходы
традиционный логистический
Основная цель формирования хозяйственной связи Минимальная цена приобретаемых ресурсов Высокое качество поставки за счет долгосрочного контракта и оптимизации цены покупки
Основные критерии выбора поставщика Цена, качество, условия поставок (например, минимальный процент брака) Качество поставок, надежность поставщика, цена (наличие брака исключается)
Количество поставщиков Возможно значительное число поставщиков Один основной поставщик по каждому ресурсу или группе ресурсов. Общее количество поставщиков определяется условиями резервирования каналов поставки
Метод осуществления поставок Редкие поставки большими партиями Частые поставки мелкими партиями
Условия выбора алгоритма транспортировки Низкие цены транспортировки, надежность отправ- ки продукции, график отправок определяет постав- щик Надежность отправки и получения продукции, оптимизация цены транспортировки, график отправок определяет получатель
Входной контроль Организует получатель Осуществляет поставщик. При логистическом подходе надобность во входном контроле постепенно отпадает
Характер оформления и осуществления сделки Изменение даты отправки и объема поставки может вызвать необходимость оформления нового заказа Оперативная коррекция даты отправки, поступления и объема поставки
Упаковка товара Упаковка каждого вида товара может быть индивидуальна. Универсальная кодировка отсутствует Упаковка унифицирована и стан- дартизирована. Существует универсальная кодировка (штриховое кодирование и др.)

 

При традиционном подходе целевая функция предприятия (L (C)) как производственной системы ориентируется на минимум издержек в каждом из звеньев и определяется следующим образом:

L (C) = min Cc + min Cп + min Cx + min Cp + min ,

где Cc, Cп, Cx, Cp, – затраты соответственно на снабжение, производство, хранение (складирование), распределение, транспортировку.

 

При логистическом подходе целевая функция рассматривается не как сумма изолированных издержек, а как критерий минимума суммы указанных затрат, базирующийся на оптимальном значении каждого из слагаемых, и рассчитывается по формуле

L (C) = min(optCc + optCп + optCx + optCp + optCт).

В данном случае применим критерий Парето, который позволяет проверить, улучшает ли предложенное решение по конкретному объекту общее состояние системы, т. е. минимум суммарных затрат, при котором ни одна из подсистем логистической системы не может улучшить свое положение (минимизировать свои локальные издержки), не ухудшая положения хотя бы одной из остальных подсистем (понятие оптимальности по Парето выражает экономическое поведение, согласно которому хорошо делать так, чтобы кому-нибудь стало лучше, если при этом никому другому не становится хуже).

По результатам исследования, приведенным в учебном пособии «Общий курс логистики» [41, с. 62], выявлено, что компании, где утвердился интегрированный подход к управлению логистикой, улучшают показатели своей деятельности. Например, благодаря применению логистики производительность труда работников фирм, занятых транспортировкой грузов, увеличилась в целом на 9, 9%. Качество транспортного обслуживания повысилось у 60% анализируемых фирм. Выявлено также, что фирмы с неодинаковым уровнем развития логистики существенно различаются по целевому направлению инвестиций. Как правило, на низшем уровне развития крупные капитальные вложения направляются на нейтрализацию негативных воздействий, а на более высоком уровне – преимущественно на формирование логистической инфраструктуры. Фирмы первого уровня развития логистики 44% своих средств израсходовали на устранение «узких» мест логистической системы или отдельных ее звеньев, 32 – на введение нормативной производительности труда, 24% – на применение стимулирующей оплаты труда. Фирмы, достигшие второго уровня развития логистики, 47% средств направили на механизацию складских работ, 30 – на строительство складов, 25% – на автоматизацию технологических процессов.

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что представляет собой предприятие? Каковы его основные цели и задачи?

2. Почему предприятие можно рассматривать как производственную систему?

3. Что понимают под производственной логистикой? Каковы цели и задачи производственной логистики?

4. Какое влияние логистический поход оказывает на экономику предприятия и организацию производственного процесса?

5. Как характеризуются основные приоритетные правила, которые могут применяться при обработке поступающих заказов на предприятии?

6. Какова сущность форм организации движения материальных ресурсов в процессе производства?

7. В чем заключается принципиальное различие «толкающих логистических систем» от «тянущих логистических систем»?

8. Как рассчитывается целевая функция минимизации логистических издержек?

9. Какова характеристика основных направлений осуществления и оптимизации логистических процессов предприятия (инсорсинга и аутсорсинга)?

10. Какие задачи возлагаются на службу логистики на предприятии?

Литература: [3], [5], [6], [13], [17], [18], [25], [36]–[38], [41], [43].

 

 

Тесты

 

Выберите правильный ответ из предложенных ниже вариантов.

 

1. Что представляет собой предприятие?

 

Варианты ответа:

а) субъект хозяйствования, производящий продукцию или оказывающий услуги потребителям;

б) юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией; самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли;

в) совокупность людей, их групп, объединенных для реализации определенной программы или цели;

г) организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

 

2. Что означает производственно-техническое единство предприятия?

 

Варианты ответа:

а) наличие единых органов управления единым производственным коллективом, предприятием;

б) взаимосвязь всех составляющих частей предприятия, которая определяется общностью назначения изготовляемой продукции и технологического процесса;

в) административная обособленность предприятия;

г) организация деятельности на основе коммерческого расчета.

 

3. Какие проблемы формирования производственной структуры снижают эффективность функционирования внутрипроизводственных логистических систем?

 

Варианты ответа:

а) простота производственной структуры;

б) обеспечение прямоточности производственного процесса на основе рационального размещения подразделений на территории предприятия;

в) достаточный и ограниченный состав производственных подразделений;

г) непропорциональность мощности цехов, участков, пропускной способности оборудования.

 

4. Что является характерными признаками функционирования предприятия как производственной системы?

 

Варианты ответа:

а) целенаправленность и полиструктурность;

б) наличие критериев оценки функционирования системы;

в) сложность и открытость;

г) ответы а, б, в.

 

5. На каком этапе развития логистики логистический поток включает планирование производства?

 

Варианты ответа:

а) на первом этапе (60-е гг. ХХ в.);

б) на втором этапе (80-е гг. ХХ в.);

в) на третьем этапе (конец 80-х гг. ХХ в.);

г) на всех этапах.

 

6. Что понимают под производственной логистикой?

 

Варианты ответа:

а) управление материальными потоками в процессе обеспечения производственных организаций материальными ресурсами;

б) управление материальным потоком в пределах технологического цикла производства продукции (от склада материальных ресурсов до склада готовой продукции);

в) комплекс функций, связанных с процессом доведения готовой продукции от производителя до конечного потребителя с оптимальными затратами;

г) область логистики, занимающаяся исследованием информационных потоков и их использованием для логистического управления.

 

7. Что является объектом изучения производственной логистики?

 

Варианты ответа:

а) внутрипроизводственные логистические системы;

б) требования к качеству производства;

в) программа регулирования сбыта на рынке;

г) внутрипроизводственные связи.

 

8. Какие функции выполняет производственная логистика?

 

Варианты ответа:

а) координация действий участников логистического процесса; организация материальных потоков на производстве; планирование материальных потоков; контроль за ходом процесса товародвижения в рамках внутрипроизводственной логистической системы; регулирование хода выполняемых работ;

б) управление материальными потоками в процессе обеспечения производственных организаций материальными ресурсами;

в) выбор поставщиков, организация материального потока в производстве, контроль за сроками поставок;

г) исследование информационных потоков и их использование для логистического управления.

 

9. Какова основная задача производственной логистики?

 

Варианты ответа:

а) обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них;

б) соблюдение требований по качеству сырья, материалов, комплектующих;

в) создание и обеспечение эффективного функционирования интегрированной системы управления материальным потоком в процессе производства;

г) обеспечение полной загрузки рабочих мест в непоточном производстве.

 

10. В какой сфере происходят процессы, рассматриваемые производственной логистикой?

 

Варианты ответа:

а) материального производства;

б) нематериального производства;

в) общественного производства;

г) информационного обеспечения.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.