Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика. Характерные черты Русской философии: сильная подверженность религиозному влиянию; специфическая форма выражения философских мыслей: художественное творчество






 

Характерные черты русской философии: сильная подверженность религиозному влиянию; специфическая форма выражения философских мыслей: художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой); целостность, стремление философов заниматься всем комплексом актуальных проблем; большая роль проблем морали и нравственности; интерес к истории и исторической судьбе России. Для абсолютного большинства русских философов ха­рактерен идеал цельности, рассмотрение в единстве всех духовных сил человека — чувственных, рацио­нальных, эстетических, нравственных, религиозных. Идеал цельности противопоставляется фрагментарности, расчлененности культуры индустриального общества.

Но мир — это не просто целостность, а положитель­ное единство (В. Соловьев). Чаще всего положительное единство понимается как приоритет религиозного опы­та жизни. Философия сливается с религией, прежде все­го с православием. Положительное единство понимается также как нравственность, оправдание абсолютного добра. Нравственность, понимаемая на уровне субъекта, при­водит к этическому персонализму. Нравственность в общественном контексте приво­дит к принципу соборности. Соборность означает един­ство людей на основе их любви к Богу и следование стро­гой нравственности. Принцип соборности, в свою очередь, кладется в основу интерпре­тации политических и правовых воззрений.

Таким образом, принцип цельности в российской философии при­менительно к проблемам теории познания конкретизи­руется в сочетании чувственного, рационального и воз­вышенно-мистического. При этом основа познания понимается как интуиция, как постижение внешнего в его слиянии с внутренним, психическим. Поэтому в вопросе об истинности отечественные философы часто стремятся соединить теоретический и нравст­венно-религиозный опыт. Истина сближается с правед­ностью, высокой духовностью.

Дальнейшей кон­кретизацией идеи всеединства, которая занимала умы и сердца Соловьева, является кон­цепция русского космизма, выраженная в идеях Флоренского, Федорова, Циол­ковского, Вернадского и Чижевского. Русские космисты формулируя идею мирового всеединства субъекта, че­ловечества и физического космоса, едва ли не основную задачу человека видят в «распространении совершенства» по Все­ленной(Циолковский). Эта идея поражает своей масштабностью, но для ее научного анализа все еще недостает данных. Ныне часто говорят и пишут о необходимости воз­рождения отечественной философской традиции. Безус­ловно, такого рода идеи заслуживают всяческой под­держки. Но возрождать отечественную философию на новом этапе российской действительности целесооб­разно не иначе как с использованием достижений со­временной мировой философии в целом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.