Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Древнекитайская философия






Главный интерес китайской философии – это от­ношения между обществом и человеком, правителем и его подчиненными. Не теория познания, не логика, не эс­тетика, а этика стоит на первом месте в размышлени­ях основных представителей китайской философии. Возраст китайской философии тот же, что у индийской – более 2, 5 тысяч лет.

Китайские философы пристальное внимание уделяли един­ству мира. В этой связи вводилось представление тянъ (небо) и дао (закон изменения вещей). В учении о тянь и дао существовало два подхода: в одном случае им при­давалось надмировое значение (Лао-цзы), в другом – по преимуществу этическое (Конфуций). Тянь – без­личная, сознательная, высшая сила. Дао – закон из­менения вещей, вызываемого этой силой. В тянь и дао явственно слышны религиозные мотивы, тем не менее, по сравнению с западной и индийской философией, они приглушены.

Таким образом, в древнекитайской философии оформились такие основные направления как даосизм и конфуцианство.

Даосизм. Его основоположником стал Лаоцзы. Человеческий мир цивилизации, согласно его представлениям, нарушение космического порядка Дао. Состояние всеобщего благоденствия требует под­чинения дао, следования его универсальным правилам, подчинения ритмам природы. Человек должен избавить­ся от личных стремлений, почувствовать дао. Лаоцзы сформулировал принципы выведения человечества из хаоса, за границы цивилизации: недеяние, неучение, неименование, ненасилие. Задача – восстановление телесно-духовной идеальной природы мироустройства и ритмов Инь (женский принцип) и Ян (мужской принцип).

Конфуцианство. Основоположник Конфуций.Соблюдать дао – это, по Конфуцию, означает быть не низменным человеком, пренебрегающим общими ин­тересами во имя ложных, а совершенным мужем, для которого характерны пять добродетелей: жэнь – человечность, спокойно-уравновешенное уважение и любовь к другим: будь благопристойным, ненавязчи­вым; чжи – мудрость, интеллект; и – следование этике справедливости, долга, честности. Особенно это касается отношений в семье (отец/сын, муж /же­на, старший брат/младший брат) и на службе (старший/младший; начальник/подчиненный); ли – послушание, деликатность, учтивость, уравновешенность; сяо – покорность воле родителей.

Поэтому его философии свойственен дух традиционализма, закрепленный ритуалом; идеалом гармоничного мироустройства выступает сильное государство и богатое общество. Дао проявляет себя через благородного человека, управляющего государством. Обретение гармонии возможно, напротив, через цивилизационные начала, для чего необходимы долг, человеколюбие, почтительность, уважение. Осуществление своей программы Конфуцийвидел в умело организованном процессе образования и воспи­тания молодых. Его влияние на китайскую историю ча­сто сравнивают с влиянием Сократа на Западе. Впоследствие конфуцианство оформляется в неоконфуцианство, в XI-XII веках достигшее своего расцвета, и в наши дни среди китайских философов много его сто­ронников.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ: аум; сансара, карма, мокша, ахимса; атман, брахман; джайнизм, буддизм; тянъ, дао; жэнь, чжи, ли, сяо; даосизм, конфуцианство.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

1. Глава 1 // Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное по-собие

2. Восточная философия // История философии в кратком изложении

3. Восточная философия и ее культурно-исторические типы. Часть II // Фролов И.Т. Введение в философию (Учеб. пособие для вузов)

4. Основные этапы и направления развития философии. Философия Древнего мира. Общие закономерности возникновения и развития философии Востока и Запада // Лавриненко В.Н. Философия: учебник






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.