Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Централизованные и децентрализованные организации






Специализация в организациях приводит к необходимости распределения ответственности и полномочий. Только очень небольшие фирмы могут позволить себе сосредоточить всю власть в центре. Большинство организаций должны решить, какие полномочия и в каком объеме делегировать исполнителям и менеджерам разного уровня в системе иерархии.

Делегирование – это передача задач, ответственности за их выполнение и полномочий другому лицу.Под ответственностью в теории управления понимают обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение. Полномочия – это право принимать решения без согласования с другими членами организации. Наделение полномочиями предполагает предоставление ограниченного права использовать ресурсы и направлять усилия сотрудников на выполнение определенных задач. Полномочия представляют собой делегированное, ограниченное, закрепленное за определенной должностью право использовать ресурсы организации.

Различают линейные и штабные полномочия. Линейные полномочия передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным. Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организацией. Процесс создания иерархии называется скалярным процессом, а результирующая иерархия – скалярной цепью, или цепью команд. Линейные полномочия не могут обеспечить все потребности организации. Для повышения эффективности менеджмента необходимо создание штабного аппарата, который в системе управления выполняет обслуживающие и консультативные функции.

Основными видамиштабных полномочий являются:

· рекомендательные (линейное руководство может воспользоваться консультацией штабного менеджера, но не обязано это делать);

· обязательные согласования (линейное руководство должно обсуждать соответствующие ситуации со штабным руководством до принятия решений);

· параллельные (штабное руководство вправе отклонять решения линейного руководства в случае их некомпетентности);

· функциональные (штабное руководства может предлагать решения или запрещать линейным менеджерам какие-либо действия в пределах своей компетенции);

· внутренние линейные (между уровнями управления внутри штабного аппарата).

Эффективное делегирование обеспечивается налаженной системой орга-низационных коммуникаций, мотивационной системой, стилем лидерства. В. Ньюмен выявил причины, по которым руководители избегают делеги-рования полномочий:

1) убежденность в собственном превосходстве («я это сделаю лучше»);

2) отсутствие способности руководить;

3) отсутствие доверия к подчиненным;

4) боязнь риска;

5) отсутствие механизмов контроля за действиями починенных (для своевременного информирования о результатах и устранения ошибок).

Концепция централизации в теории менеджмента касается соотношения полномочий, которые связывают между собой уровни управления органи-зацией, обеспечивая возможность разделения задач. Структура организации может оказывать, а может и не оказывать влияние на их распределение.

Организация является децентрализованной в том случае, если для нее характерна значительная рассредоточенность полномочий по управлению людьми, финансами и материалами на каждом уровне ее структуры.
В централизованной организации почти вся полнота власти сосредоточена
в руках группы руководителей высшего звена.

На практике некоторые виды деятельности легче поддаются децен-трализации, чем другие. Например, делегирование полномочий в большей степени распространено в сфере производства и маркетинга, чем в сфере планирования и НИОКР. Даже для организаций с высокой степенью децентрализации характерно сосредоточение определенных ключевых функций в центре. Наименьшую степень децентрализации допускают финансовая деятельность и управление кадрами. Это связано с необходимостью поддерживать согласованность действий и соблюдать стандарты, в том числе юридические.

Основные преимущества децентрализации состоят в том, что она:

· снижает нагрузку, которая приходится на высшее руководство, освобождая его от необходимости принятия множества оперативных решений и позволяя сконцентрироваться на стратегических обязанностях;

· ускоряет процесс принятия оперативных решений, позволяя органи-зационным подразделениям время от времени действовать само-стоятельно, не консультируясь с высшим руководством;

· позволяет управляющим на местах проявлять гибкость в принятии решений, действовать с учетом обстоятельств и, таким образом, быстрее и легче адаптироваться к непредвиденным изменениям;

· концентрирует внимание на значимых для организации в целом подразделениях, определяющих уровень издержек и прибыли, что позволяет менеджерам лучше оценить и управлять уровнем эффективности производства и показателями дохода;

· помогает мотивировать персонал, предоставляя возможность низшему и среднему звену управления принять на себя дополнительную ответственность и проявить инициативу.

Основные недостатки децентрализации:

· она повышает требования к системе коммуникаций во избежание ошибок
со стороны оперативного руководства;

· усложняет систему контроля, вынуждая высшее руководство следить за тем, чтобы интересы отдельных подразделений совпадали с интересами организации;

· может порождать ошибки в обращении с клиентами, потребителями
или общественностью (особенно это касается сферы услуг);

· работники филиалов в условиях децентрализации могут поставить на первое место свои собственные интересы, пренебрегая интересами своих коллег из других подразделений;

· следствием децентрализации является повышенный уровень ответствен-ности; поэтому она нуждается в большом количестве способных и предприимчивых менеджеров, которые смогут взять на себя эту ответственность.

Вследствие давления, которое испытывают современные компании со стороны сложной, подвижной, неопределенной внешней среды преимущества децентрализации превосходят недостатки и в большей степени принимаются во внимание при принятии управленческих решений. Организации вынуждены передавать все больше полномочий персоналу на уровне исполнителей и специалистов, побуждая всех сотрудников участвовать в процессе принятия решений. Увеличение размера организации приводит к большей специали-зации, и, как результат, к снижению степени централизации полномочий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.