Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности философии ХХ века






Философия XX в. – это торжество неклассической философии, основанной на отрицании прежней традиции, которую принято называть классическим философствованием. Классические философские системы, популярные до середины XIX века, основаны на систематическом миропонимании. Это означает то, что классические системы стремились рассматривать мир в его единстве; они предлагали единые основы бытия; по своей структуре философские системы были глобальные, включающие все традиционные разделы философии; философские системы выстраивались из потребности объединения мира европейской культуры.

Современная философия ХХ века отразила процессы, связанные с потрясениями общества, государства, науки. В ХХ веке обострились социально-экономические противоречия империализма. Возникают такие новые явление, как массовое общество, массовая культура, массовый потребитель, обезличивающие человека. Растет идеологизированность всех процессов в государстве. Происходит слом прежних сословных отношений, меняется структура общества, Происходит революция в естествознании, научно-техническая революция, широкое внедрение компьютерного производства. Интенсивно развиваются средства массовой информации, заменяя старые формы коммуникации, а также обретая функции образования и воспитания человека. Все это оказало глубокое влияние на культуру и мировоззрение современного общества.

ХХ век – это эпоха информационной цивилизации, внесшая изменения в философское постижение мира. Они заключаются в следующем:

значимость глобальных философских схем и теорий ограничивается теперь лишь кругом профессионалов;

современный мир оказался неоднородным. Дискретным, в связи с чем возникает потребность множества систем миропонимания, соответствующих многообразию культур и их диалогу;

теперь предлагаются новые технологии построения новых философских традиций, сориентированных на различия между культурами и людьми, а не на их единство;

в неклассической философии ХХ века, занявшей доминирующее положение, происходит, таким образом, отказ от следующих принципов классической философии: от безусловного доверия разуму; от идеи субстанции как единой основы всего сущего; от диалектики как логики преодоления и разрешения противоречий; от принципа историзма; от традиционного европейского рационализма (проявился значительный интерес к мистике, к иррациональному способу познания, к восточной философии).

Таким образом, философия в ХХ веке превращается из аналитико-рациональной в некое творчество, цель которого объяснить, интерпретировать изменившиеся символы культуры и смысложизненные вопросы человеческого бытия. Философия XX века порывает с догматическим величием классических философских систем. Философия теперь – это творческое самовыражение, связанное с осмыслением культуры и человека.

Философия ХХ в. отразила все процессы, связанные с потрясением общества, государства, личности, изменениями в статусе науки, в том числе и деление культуры в целом на тех, кто за научно-технический прогресс и тех, кто против него. Таким образом, вфилософии возникают два направления: сциентизм и антисциентизм, а основные философские вопросы рассматриваются сквозь призму диллемы этих двух направлений.

Сциенцистски ориентированные философы, рассматривали науку как высшую ступень человеческого разума, научное знание как культурную ценность, с которую необходимо ориентировать все иные формы духовного освоения бытия (в том числе и философию).

Представители антисциентизма, напротив, подвергают резкой критике науку и технику, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс, а, напротив, являются причиной военной опасности, ухудшения экологической ситуации. Наука с этой философско-мировоззренческой позиции рассматривается как угроза существования человека и всей человеческой цивилизации.

Современный сциентизм ориентирован на развитие современного естествознания. Для него образцом научности, прежде всего, является современная физика. Однако ее новейшие открытия (теория относительности и квантовая теория в ее новейшем варианте) обусловили появление нового типа рациональности, которых уже исходит из противоречивой природы физических объектов. В силу этого в современной философии наметилась тенденция к стиранию резкого противоречия между сциентизмом и антисциентизмом, а также между рационализмом и иррационализмом.

В философии ХХ в. уже нет также прежнего противостояния материализма и идеализма. На новой научно-исторической основе сохранились доктрины материализма (антропологический материализм, научный материализм, неомарксизм) и некоторые системы спекулятивного идеализма (неотомизм, неореализм). Однако они существуют в стремлении к диалогу и синтезу. Таким образом, в ХХ в. четко проявилась тенденция к взаимному общению различных школ. В силу этого, для философии современного периода характерен плюрализм: признание правомерности не одного, а многих и различных философских воззрений. Таково состояние современной философской и научной мысли. Надо отметить, что в прежних антиплюралистических марксистских учениях изучались различные точки зрения, интерпретируясь исключительно с позиции диалектического материализма.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.