Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шаманизм 1 страница






Региональные особенности перуанского шаманизма

Перу одна из 32 стран Латинской Америки. Латинской Америка называется потому, что большинство народов (за исключением ряда небольших государств Карибского бассейна, а также Гайны и Бели- За), ее населяющих, в настоящее время говорит на испанском, португальском и французском языках, принадлежащих к романской группе индоевропейской семьи, восходящих в своей основе к татыни

Перу — страна, занимающая территорию 1 285 213 квадратных километров, где 54% территории — территории Амазонии. Природная среда Перу объединяет в себе три важнейших экологических зоны: тихоокеанское побережье, омываемое холодными вода ми течения Гумбольдта, горную цепь и влажные тропические теса Иногда эти зоны подразделяют на четыре части

• Пустынное побережье (Кости),

• Кордильеры. ИЛИ Ѵ нды KWppu Htvpu и СмррвБммявк

• Вое t. с Лид. примыкающее к Андам іМошттшшк

• Ыаэоношй ьихлі

Различным кчимаіичеѵ ким оо/іа»лям имлжѵ ствуіиі о».иішж тины перуанской ку/іыѵ ры (к* не wo*ih> сіаміь об ре и отчасти Колумбии) Каждая и* и> и оы.и мьлсеіена оеічис

IbJ

Jnt

ленными локальными этническими группами, которые в равные периоды истории объединялись в заметные культурные центры. Единая культурная традиция древнего Перу оформилась как минимум на рубеже IV и III тыс. до н.э. и просуществовала до IV и III вв. н.э. Отметим также, что перуанские платформы из глины и камня II тыс. до н.э. значительно больше крупнейших месопотамских построек ІІІ-ІІ тыс. до н.э.[87]. Таким образом, но древности возникновения доколумбовые американские цивилизации нисколько не уступают цивилизациям древнего Египта и Двуречья.

Побережье, или Коста, является прародиной перуанских цивилизаций — преинкских культур. Главными центрами культуры здесь были на Севере — культуры Чавин (1000—400 гг. до н.э.), Мо- чика (1—800 гг. н.э.), Чиму (с 900 по 1400 год), Сикан-Ламбайеке (с 750 по 1350 год), а на Юге — Паракас (700—100 до н.э.) и Наска (100—700 гг. н.э.). Кордильеры, или Анды населяют потомки древ ней могущественной цивилизации инков (Тауантинсуйу). А в Амазонском бассейне рассредоточились бесчисленные этнические группы индейцев, две из которых мы рассмотрим далее.

Для каждой климатической зоны Перу характерен свой, особый тип шаманизма. Надо отметить, что для всего латиноамериканского шаманизма свойственно использование психоактивных растений, растений-учителей (исп. Plantas Maestras). Перечислить все растения в Перу, обладающие психоактивными свойствами, и которые считаются магическими, невозможно. Во-первых, их огромное множество. Во-вторых — каждое растение имеет свое собственное имя (и как правило, не одно) у разных племен индейцев.

Но основных, или главных священных растений в Перу три:

•листья Коки (лат. Erythroxylum coca, от слова на языке Кечуа «кика»),

• кактус Сан-Педро (Trichocereus pachanoi, Britt. Et Rose),

• отвар Аяуаски (Banisteriopsis caapi в сочетании, как правило, с Psychotria Viridis или Diplopterys cabrerana).

в ритуалах Анд шаманы используют лист Коки. На севере Перу в шаманской практике в основном употребляют Сан-Педро, а в амазонской сельве — Аяуаску и Чакруну (а также множество других, менее известных в европейской культуре растений).

Мировоззрение индейцев Кечуа

В области Аид в высокогорных долинах зародилась великая империя инков — империя Тауангинсуму (1200 1532 гг и _«Га кое название связано с гем. что страна дели/иск на четыре і ровни ции («tawa*» на Кечуа «четыре», *міуи* — территория, регион на западе Кунгисуйу (Кечуа КиШшіуи), на юіо^ aociotc Кооьяоиѵ (Кечуа Kollasuyu). на востоке Антисун* Ксчѵ і \nii> uNu л нл ро-занаде Чинчисуйу (Кечѵ а Chinch isuvu. иш ChiiKha**uvu»

К началу испанского іавоевания Франциском ІЬьларо ок 1475— IS41) империи ников оувагывди шроыиые гіроор*нцтва м ОДНОГО побережья о» Неру до Чи ш

В 1532 г. под натиском испанцев империя рухнула, а последний властелин империи Атауальпа (на языке Кечуа — Atavv YVallpa, йен Atahualpa, 1500—1533) был казнен испанскими завоевателями Инки были правителями империи именуемой на языке Кечуа Тауантинсуйу, Tawantinsuyu, что означало «Четыре Региона», а так же «четыре стороны света» (так подчеркивалась необъятность этой империи). Инки считались потомками, сыновьями Солнца. Бог Солнце (Инти, Inti — Солнце, или Интияйя, Intiyaya, Инги Тайта Inti Tayta — Отец Солнце) по некоторым версиям считался сыном бога-творца Виракоча, Viracocha. На языке Кечуа императора (воплощения Солнца на Земле) именовали Сапа Инка (Sapa Іпса), то есть Единый Инка (Sapa на Кечуа означает «единственный», «уникальный»). Другие эпитеты Инки — Инка Капак (Inka Qhapaqj, то есть «Могущественный Инка» и Any (Apu), то есть «божество». Солнце ассоциировалось с верховной властью. Главным материальным символом Солнца в империи считалось золото. Император Инка воспринимался как чадо Солнца, потомок Манко Капака, первого воплощения светила на земле. Сестра-супруга Инки считалась, соответственно, воплощением Луны, поскольку Луна (на Кечуа Мать Луна, или Мама Килья, Mama Killa, Killamama) почиталась как сестра- супруга (койа) бога Солнца Инти. Интирайме (Intirayme) — День Солнца до сих пор в перуанских Андах самый главный праздник. Он приходится на числа с 21 по 24 в день летнего солнцестояния, или Солнцеворота. В прежние времена в этот день Солнцу подносили чичу и приносили в жертву ламу. А в декабре — праздник Капак Инти Райми (Kapak Inti Raymi) — день воскресения солнца.

Космологическая картина обитателей Анд выглядит следующим образом.

Центральный символ космологии древних Инков — Чакана. Чакана представляет собой многослойный символ с разной глубиной сложности объяснения.

Чакана, или Чак Ана — это мост в высшие сферы. Андский философ Хуан де Санта-Крус Пачакути (Juan de Santa Cruz Pachacuti Yamqui Salcamaygua), написавший в 1613 году «Хронику отношений в древности в царстве Перу», изобразил и описал пластину, на которой было запечатлено особое космовидение андского народа. Эта пластина находилась в главном алтаре храма Кориканча в Куско. На пластине изображена Чакана — мост, или лестница, позволявшая людям Анд поддерживать скрытую связь с Космосом.

Чакану разделяет в центре вертикальная линия, которая делит мир на две половины, или два аспекта — мужской и женский. В горизонтальной проекции мир делится на верхний (мир небожителей), средний (наземный) и нижний (подземный). Верх также имеет связь с мужским началом, а низ — с женским. По диагонали Чакана делится фигурой «X» с четырьмя углами дома, то есть всего универсума.

Чакана переводится с языка Кечуа как «лестница* или «крест* (в более точном варианте «tawa chakana», или же лестница четырех (сторон)). Этимология слова «chakana** восходит к двум словам из языка Кечуа: чака — chaka (мост, союз) и ханан — hanan (высота, верх). Эти два слова вмесге «chakana» — представляют собой символ союза между человеческим миром и Верхним Миром і Ханан Пачаі Удивительное изображение гак называемой ^звезды* на плато Пальпа также имеет соответствие с символом Чаканы:

А эти геоглифы, между прочим, принадлежат археологической культуре, расцвет которой пришелся на промежуток между 400 и 650 годами до нашей эры. К слову, империя Инков (Тауантинсуйу) возникла лишь в 1438 году нашей эры!

3 мая, когда согласно андскому календарю отмечается наступление нового года, праздник урожая и обряд плодородия Пачама мы, созвездие Чакана, находящееся в Южном Кресте (по-испански «Крус дель Сур», на языке Кечуа «Лама-Нануи»; это созвездие хо рошо видно ночью, но только в южном полушарии неба) приобре тает идеальную астрономическую форму совершенного креста (отсюда и название созвездия). Чакана показываег также четыре в ре мени года и времена сева и урожая.

Чакана символизирует суть философии андийских народов союз между низким и высоким, землей и солнцем, человеком и выс шим божественным миром. Это символический план, схема всею мироздания. Прежде всего, в Чакане отражается единство грех ми ров, образующих вселенную, а также источник космоса и основание всего, что когда-либо существовало и будеі существовать.

Чакану можно мысленно разделить на четыре части, или царства с тремя ступенями в каждом мире. Три ступени в каждом царстве символизируют три мира:

1. Верхний мир (Ханак пача — hanak pacha, или Ханан пача — hanan pacha, букв на Кечуа «hanak» — «верхний*, a *pacha* — «пространство», «мир»);

2. Мир, в котором обитают люди, Земной мир (Каи пача — -кау pacha», букв, «кау» — «этот»);

3. Подземный мир (Уку пача — uku pacha, букв, «uku* — «внутри», «внутренний»).

Верхний мир олицетворяет Кондор — кунтур (kuntur), Средний (Земной) мир олицетворяет Ягуар {puma), Нижний мир олицетворяет Анаконда (атагип).

В центре Чаканы находится отверстие, называемое Тикси Муиу (tiksi muyu), или «семя космоса», -источник бытия» (букв, -aksi» — «основа», «база», «фундамент» и «muyu» — «семя», -зерно», «зародыш», «зачаток», «начало»). Конечно же, сразу на ум приходит индотибетская мандала (символическое изображение квинтэссенции космоса), а также бинду (в пер. с санскр — «семя • — тражиенден г чех начало, центр всего внешнего и внутреннего мира.

Листья священной Коли

«La Hoja de Coca no es droga. es Sagrada» (- Листья Кoaut не наркотик, а Святыня») — такая наднмсь очень погтѵ іярна на фгт»х> л ках, которые покупают гѵ рѵ кты в перуанских ил- и сѵ эс*ир

ных лавках. Не многие из них аодѵ мывоюгся о пш. чти это мс просто бренд «нонконформизма* (наряду с імсгкоы марк\'а*ш лы портретом командаміе Чс). Ддя перчонцет, it ирелде < *> е? ѵ для обитателей Анд на протяжении миоімі *»с%ол Коы оы, ы ным растением Кока иѵ цеаяък utu.u uuum мѵ: цчхль -.шоы не было коки, не і\щеѵ іьоьа/іо бы я 11ер> * - ііала.і ииа Сьеса де Лион Друюм \рѵ *н»ит ж іа Bet* л

иечал: «Для индейце* кока ирсд^годл* и vUOoA & > м ооіімміші цгп ность, чем драгоценные имим. ѵ сугОро лля о»

ЕмОѵ шка одной» моею перуанского Друга художника Миігі* U tu Карг*.*, которой уже под сто лет. до сих пор ежедисвми •срииет рипіі коки И бегает по Андам как горная козочка

Коал (лет irythraxylum л*си)представляег собой вечнозеленый морозооойкмн кустарник с золотисто зелеными листьями, кию ріае содержат небольшое количество никотина, много кокаина и еще двенадцать алкалоидов. Взрослое растение достигает вькогы трех метров Хотя кока лучше всего растет на жарких и в лажных участках. таких как лесная поляна, более всего ценятся листья, но іученные с кустов в холмистой и менее влажной местности. Растет в низинах (я встречал плантации коки даже в сельве баха), а также на восточных склонах Анд. Период вегетации коки составляет 14 месяцев, плодоносит она четыре раза в году. Собранные зеленые тисгья коки тщательно высушивают в тени, затем их связывают в пучки или пересыпают в мешки и гак продают на рынках.

Кока тысячи лет произрастала в Андах, на территории совре менных стран Латинской Америки — в основном в Колумбии и Бо- іивии, хотя встречалась и в других районах. Археологические рас копки в Эквадоре и Чили свидетельствуют о том, что традиция же вания листьев коки существует не менее трех тысячелетий.

 

 

В древние времена далеко не все жители империи Инков могли позволить себе жевание коки. Кроме знати, кока позволялась также шахтерам на рудниках и скороходам-почтальонам часки — (chasquis или chaskis).[88] Коку также использовали инкские врачи (прежде всего хирурги) как эффективное обезболивающее.

Вначале испанские конкистадоры завоевали империю Инков, потом они обнаружили коку. А в 1567 году на Втором Лимском Собор* жевание коки было признано языческим обрядом и запрещено.

В 1505 году итальянец Америго Веспуччи (1454-1512), участво вавший в испанских и португальских экспедициях на Карибски» острова и в Южную Америку, так описывал свою встреч)' с индейца ми, жевавшими листья коки: «Они были дикими и внешне, и в дви жениях, рты их были заполнены листьями зеленого растения, кото рое они непрерывно разжевывали, как животные, и оттого едва мог ли говорить. На шее каждого висели две сухие выдолбленные тыквь одна была наполнена листьями, которые они жевали, другая — б< лым порошком, показавшимся нам толченой известью. Время с времени, индейцы вынимали изо рта жвачку и веточкой, котору они держали во рту, добавляли порошок. Они проделывали эт очень тщательно, а нам действия индейцев показались поразигел ными, поскольку мы не могли разгадать их секрета»[89].

Веспуччи пришел к заключению, что индейцы использовали неизвестное растение, чтобы уменьшить жажду.

«Несмотря на запреты кока стала предметом потребления в среде испанских колонизаторов. Испанцы использовали ее, чтобы поднять силы рабов, добывавших серебро в Потоси — в тяжелых условиях на высоте около 4, 5 тысяч метров. Потребности Испанской империи в серебре сыграли ключевую роль в интеграции культурного выращивания коки в местную экономику. Плантации инков перешли в собственность государства, а землевладельцам разрешили платить налоги листьями кустарника.

В 1539 году епископ города Куско обложил свою епархию церковной десятиной, равной одной десятой стоимости урожая коки. Куско являлся центром производства коки и источником поставок в провинции Потоси. Католические миссионеры полага ли, что приносимое кокой душевное и физическое облегчение препятствовало обращению индейцев в христианство.

В 50-х годах XVI в. испанский вице-король ограничил площади^ которые могли занимать плантации наркотического кустарника, и попытался внедрить выращивание пищевых культур Севильский врач Николас Монардес (ок. 1510-1588) описал растение кока в своей работе «Медицинская история событий*, переведенной с испанского на латинский в 13~4 году. Английский перевод этой книги был опубликован в Лондоне в 1577 году под названием «Радостные вести из Нового Света* Согласно переводчику, местные ж* тели жевали листья коки с табаком и от этого пьянел* Автор писал, что следовало хорошо подумать над тем, что индейцам так хотелось лишить себя разума.

Иезуитский миссионер, огец Хосе де Акоста ' 1540-ІЫЮк оооашшй в Перу в 1571 году, оценит ежегодную стоимость добываемом коки в полмиллиона долларов Листья коки служили в то время аотсж ным средством Иериодичеѵ ки возникал* предложен** и© уничтожении плантаций коки, о чем писал Чкост* всъкй pwoore «Естественная наори* и нравственность индейце** ПѴ ОД. Эту ышгѵ перевели на итальднікии UV**). фрамцч*.*** гигшм^к** (1598), немецкий (16011 и амі ноккн* ііым < шв* \uvri штлк что кока служила \ы индгйік* нсіочммаим.*ш * ЦМфІХТ*. Горсть листьев пишміиі іірмжміь *м меѵ ко.т*ко дмгі or* «лсд

Коку нельзя было выращивать в Европе до тех пор, пока в 1709 году в ботаническом саду Лейденского университета не появились первые обогреваемые теплицы. Директор ботанического сада Гер ман Боерхааве (1668—1738) кое-что знал о коке, но его сведения, вероятно, были почерпнуты из книг, поскольку первые известные нам образцы были привезены в Европу французским ботаником Жозефом де Жуссье (1704—1779) лишь в 1750 году.

Европейцы ближе познакомились со свойствами коки в 1781 году во время осады восставшими индейцами боливийского города Ла Пас. Когда кончились запасы провианта, гарнизон выжил лишь благодаря коке и тем самым доказал питательную и стимулирующую силу растения. В 1787 году иезуит Антонио Хулиан (род. 1722) предложил использовать листья коки для поддержки беднейших слоев Европы, чтобы защитить их от голода и жажды, а также для придания сил рабочим. В своем трактате 1793 года Педро Николаско предложил снабжать кокой европейских матросов, чтобы придать им силы и заменить алкоголь. Психоактивный алкалоид кокаин был открыт лишь в 60-х годах XIX столетия»[90].

Альберт Ниман выделил из коки алкалоид, который он назвал кокаином. Благодаря Зигмунду Фрейду, популяризатору и поклоннику кокаина, белый порошок стал использоваться как панацея от всех бед. Ведь даже кока-кола сперва была лекарственным напитком на основе листьев коки. Также в Старом и Новом Свете пользовалось популярностью коковое вино. Лишь спустя некоторое время Европа решила, что кокаин — не панацея, а страшный наркотик. В 1961 году Всеобщая Конвенция о наркотических средствах постановила: коку надо искоренять. Так кока оказалась вне закона вторично — вначале как языческое зелье, а в XX веке — как наркотик.

Тем не менее, в Перу кока легальна (как легальна Аяуаска, ко торая признана национальным достоянием Перу). Не можно свободно приобрести на рынке. А также повсюду в кафе и ресторанах подают чай из листьев коки. Существует даже сеть легальных сне циализированиых «кока-шопов». Местные жители считают, что

чай из коки с кокаиновым печеньем — отличное средство от горной болезни.

Кроме всего сказанного, Кока — символ свободы и независимости перуанского народа. Лишь жующий Коку обитатель Анд может с гордостью именовать себя руна — коренной житель Анд. Коку жуют несколько раз в день. Перестать жевать Коку означает отказ от своих древних традиций.

Запрещать коку на территории Перу так же нелепо, как запрещать чай или кофе в Европе или США. Из чая ведь тоже можно сделать чифирь (чифир) — напиток, получаемый вывариванием высококонцентрированной заварки чая. Чифир также обладает психоактивным действием и является наркотическим средством, вызывающим зависимость.

Некоторые туристы, приезжающие в Перу, жалуются, что кока не действует. Мол, жевали-жевали, а никакого эффекта. Дело в tow что сами перуанцы никогда не жевали только листья коки. Они в обязательном порядке добавляли глину, содержащую щелочь.

В Андах местные народы использует листья коки тысячелетиями. Они традиционно носят мешочек, называемый чѵ спа i.chuspa или уальки (huallqui), в котором содержится дневная порция ям стьев коки, а также небольшое котичество порошка мтѵ кга (ilucta) или липта (lipta, на Кечуа lltpt'a) Это неіашеная известь, получаемая из истолчённых сожжённых корней растения киноа, нтм книга (от Кечуа kinwa) (лат. Chenopodmm qumoa другие названия — рв совая лебеда, квиноа, квиноя)

Небольшое количество порошка жмот вместе с тистъямм коки, что во-первых, смягчае ций аромат, а г іавмое — ггюсаб

ствует экстракции алкалоида Названия порошка в ра< *ых странах разные. В Перу он, как прави ло, называется bpta.Кечѵ а Utptui я lejia (исп. lejia). Порошок имеет соленый прмвьѵ і *о есть всвдюче- ния. В области Ла Паса. Боливия, иііюлкзѵ км всщесѵ ви, взаеѵ тчое как lejia dulce (сладкий щелчок), которое деіаан аз netllw коеды. смешанною с анисом и сахарным»річ коком Jto нагка* черная масса со сладким вкусом и прмяімыы ароаааіим икричммл* В ве которых Mtvi.iv иоюльэуекя иииіева* cuua над тимнисм b*.u

(мен, Ьііо).

Практика жеваиим «віТм» киви быка асиохиаиыа і»м ш ния в тяжелых юрны\ июмаі /Іжты ком ч сдержат ив

гатсльиых веществ, в кмкишгти к иммщм. имвыоыянвнм

нус и настроение. Богатые витаминами, кустарники коки растут в местах, где другие источники пищи практически недоступны. Жители высокогорных регионов, в рационе которых почти нет листовых овощей, благодаря коке получают необходимые минералы.

Кока также использовалось, чтобы подавить чувство сонливости и головные боли, связанные с низким давлением в горах. Кока притупляет голод, избавляет от усталости и повышает концентрацию внимания. При жевании листьев Коки сужаются сосуды кожи, что помогает сберечь драгоценное в условиях высокогорья тепло.

Кока была столь важной частью жизни, что народы Анд располагали ее в центре мировоззрения. Интересная деталь — индейцы империи Инков измеряли расстояние не в километрах и милях, а в листьях коки. Единица измерения расстояния называлась кокада (исп. cocada) или акули (Кечуа akulli), она соответствовала количеству листьев коки, которыми можно было набить рот и пережевать, идя из одного пункта в другой. Кокада обозначала время, которое требуется для пережевывания одной порции листьев коки, пока не утрачивается ее аромат и действие (примерно 45 минут).

Коку не жуют сразу, а размещают листы между зубами и щекой. Когда во рту оказывается шарик размером с грецкий орех, его жуют примерно сорок пять минут, а потом выкладывают в руку и аккуратно выбрасывают. Листья коки не глотают и не выплевывают небрежно, поскольку это священное растение. Жуют пять раз в день.

Кока, как чай в Европе, является необходимой частью во время встреч родственников и друзей. Как пишет Карин Мюллер в книге «Вдоль Тропы Инков: Путешествие женщины в Древнюю Импе рию» (в русском переводе «Вкус листьев коки»), жевать коку вместе— это как заваривать кофе или произносить молитву. Предложив пожевать коку вместе, человек дает понять, что у него серьезная проблема, и просит другого сесть рядом и уделить ему внимание. Те же, кто не хочет признавать, что у них трудности, жуют коку и вслух обращаются к горным богам в присутствии друзей и родных, тем самым косвенно показывая, что им необходима помощь. Отказаться от коки означает проявить недружелюбие, словно вы отказываетесь пожать протянутую руку. Жеваіь коку вместе — все равно что заключить договор, и моральные обяза тельства, истекающие из этого, столь же серьезны, как в освящен ном союзе.

С помощью коки шаман налаживает контакт с высшими силами и направляет благоприятную энергию предков на пользу новому поколению. Кока — ключ к самой жизни. С помощью листьев коки делают подношение богам (ofrenda) и производят гадание. По тому, какой стороной, в каком положении упадут листья, делается заключение о предстоящих событиях.

В Перу и Боливии и до наших дней сохранилась древняя традиция, уходящая корнями в цивилизацию Тиуанако, Мольо и Тауантинсуйу (империя инков): на озере Титикака на рассвете, знахари Кальяуайя (Kallawaya, Qollahuaya, Callawaya, букв, «топг, кто хранит знания о медицине, или медицинских растениях») совершают подношение богам листьями коки, и священный дым их костра возносит молитвы к Виракоче, Творцу Мира. Они передают тайны магии растений и минералов от учителя к ученику уже несколько сотен лет. Некогда Кальяуайя были лекарями императоров-инков, а также правящей элиты империи.

Кактус Сан-Педро

Кактус Сан-Педро использовался в большинстве кутьтѵ р коптского периода. Для достижения эффекта принимался отвар из кактуса. В настоящее время кактус Сан-Педро особенно попмярен на севере Перу, там. где некогда зародились первые южиоамерп канские цивилизации.

На севере Перу церемония приема Сам-Педро, как правило, тщательно подготавливается Ритуал длится около восьми часов, Обязательный атрибут — алтарь, или «мема*. на котором гринуа ливо сочетаются артефакты доколѵ моовом мюхи— черепа мѵ мии уакос (археологические ценности, добываемые во время раскопок) — и символы католицизма

Кактус Сан-Педро (лат. ГгиЬсчегеи» регнѵ ыніь или Гпі*ѵ агггю pachanoi Britt El Rose) имееі такое название ив *евермо*.илере жье Перу Название С ан Педро какт іхыѵ шл в якдг распространения испанцами христианства Индейцы, ѵ иоа. что Свяіой Петр является храниіс нгм кшчоі оі рмл аьш ткаос не нма и **в гус>, поскольку он. как они *. читали. ответственен ы •кргычі

• иной мир

Прорисовка каменного барельефа, Чавин-де-Уантар (Chavin de Huantar), департамент Анкаш (Ancash)

Кактус Сан-Педро был известен еще шаманам культуры Чавин (1000—400 гг. до н.э.). В северных Андах его называют Уачума (Huachuma, на Кечуа — Wachuma), в Боливии — Ачума (Achuma), в Эквадоре — Агуакольйа (Aguacolla) и Гигантон (Giganton). Кактус Сан-Педро богат алкалоидом мескалином (до 2% в сухом виде и до 0, 12% в свежем).

В Перу кактус Сан-Педро вполне легален. Нго легко приобрести на рынках в «лавках для колдунов». Я нередко заглядывал в такие лавки и общался с весьма интересными загадочного вида «колдунами». В лавках можно найти что угодно: смесь всевозможного «эзотерического» инструментария — от карт таро, китайских амулетов до человеческих черепов и костей. Выбор здесь значительно богаче, чем в любом «эзотерическом» магазине Москвы или Петербурга.

Из записной книжки: перуанские колдуны

В лавке одного брухо (в переводе с испанского — колдун) меня пригласили зайти в тайную каморку («не для посторонних глаз»), где колдун продемонстрировал мне целую коллекцию всевозможных уакос.

Колдун с североперуанского побережья, город Чиклайо На севере Перу считается, что уа«ос - неотъемлемый ингтв_

. работе настоящего маэстро. Вкратце история самого " стр', ме" т ^ова. Это слово пришло из я, ь, ка и„.0в Лё '*™"

любой священный предмет, к категории уана «0г, 0 отноо^! ” Г что наделялось сакральными свойствами, ске

т0, что было непонятно или внушало Ѵ жас (обладало ~

качествами). Существовал особый обычай -, а«0с завоеммГГ^Г дов торжественно везли в Куско и складывали в св.пил«»Гам, ~ удаленных провинции стекались паломники, чтоб»,

И приобщиться к их внутренней силе

 

Лавка этого колдуна — только одна, малая сторона бизнеса. Главная работа мага — исцеление пациентов в так называемых «местах силы». Ритуал может быть проведен в ближайших Уакос (в значении священных мест). Однако считается, что наибольшей силой обладает Лас Уарингас, живописное место с озерами среди гор Анд на Севере Перу. Уарингас (Huaringas) переводится с языка Кечуа как «священ ные озера». Это значит, что еще в древние времена эти места считались наделенными особой силой и привлекали к себе внимание людей. Здесь совершается ритуал подношения главному защитнику гор Any. Местные жители, одетые в большие голубые пончо и черные шляпы, верхом на лошадях смотрятся очень живописно среди зеленых пастбищ.

В тропических джунглях по ту сторону Анд люди относятся к североперуанским маэстро достаточно скептически. Они говорят, что это красивое театральное представление, но настоящий опыт погружения в мир магии и волшебства можно достичь только с помощью Аяуаски.

Вообще на Севере Перу колдовство очень популярно. Однажды я побывал в «офисе» одного колдуна в тихом колониальном городке Трухильо практически на берегу Тихого Океана. Многочисленные полки были уставлены черепами и костями, а также магическими палочками-жезлами (чонтас). Эти «волшебные палочки» были перетянуты проволокой, а все проволоки соединялись с одной, которая была соединена с кристаллом, стоявшим на столе мага. Магу был около шестидесяти лет. Он был в каком-то жутко старомодном, но изысканном смокинге (именно смокинге, а не пиджаке). Когда он улыбался, сверкали два верхних клыка, почти как у вампира, а большой нос с горбинкой выдавал в нем человека волевого и упорного.

Я попал к нему совершенно случайно. Выяснилось, что у этого перуанского мага три таких офиса. В них, как он сказал, денно и нощно трудятся покойники, связанные с магом посредством своих черепов и костей.

Колдун подвел меня к одной полочке с двумя черепами, на кото рых еще тлела кожа и с макушки спадали клочья длинных черных во лос. Он выждал паузу, и так и не дождавшись от меня вопроса (ибо от вида всей этой «анатомической лаборатории» в самом центре Трухи льо было немного не по себе), рассказал, что черепа этих бедолаг принадлежат двум колдунам из одной деревеньки неподалеку Они были очень коварными и особо корыстными колдунами За это жите ли той деревни их линчевали. Однако беды на этом не закончились Парочка начала мстить своим убийцам Тогда и пригласили на по мощь нашего колдуна Тот посмотрел, оценил все своим магическим

ОКОМ и сообщил, что избавит деревню от напасти, но жители должны будут предать ему останки этих мстителей-колдунов. Он действительно избавил деревню от чар злодеев. И теперь они служат ему наряду с другими мертвыми сотрудниками в офисе черепов и скелетов. Такие вот мертвые души. Я подумал, сколько же еще историй скрывается за этими костями и полуистлевшими мумиями. Стало еще более не по себе. Оказалось, что проволока, подведенная к кристаллу, соединяла и все полки с черепами и костями. Кристалл, по словам колдуна, служил аккумулятором энергии всех этих потусторонних сил Как гордо сказал колдун — энергия не бывает злой или доброй Все зависит от того, кто и в каких целях пользуется этой энергией

Ох, уж эта электрификация, подумалось тогда мне

Церемония Флорисименто

В качестве примера Церемонии Сан-Педро приведу мои записи, которые я сделал во время общения с одним перуанским курандеро (Север Перу, близ поселения Салас) в 2008 году.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.