Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЧІІамйни^м - мост меэкду мирами 4 страница






Переимпринтирующее воздействие наблюдается и в практике шаманского посвящения — инициации. Центральная тема посвящения в шаманы представляет собой все ту же трехчастную структуру:

• Отделение. Начало «отделения*» характеризуется «странным» поведением кандидата в шаманы (который как бы себя теряет, убегает из дома, бродит в одиночестве по дикому лесу, скрывается от людей и т.д.). Затем процесс отделения усиливается, кандидат оказывается в изоляции в мире духов («в духовном измерении» до трех и более лет), местом изоляции может быть ветка ели, где кандидат оставляется для дозревания, отдельный дом идм яйцо в гнезде на ветвях мирового древа. В физическичі чире кан дидат во время шаманской ««болезни* на этой стадии находится как бы в «коматозном состоянии» В этом состоянии кандидат погружается в «промежуточное** состояние между умиранием и ио вым рождением.

(Цклпесш смерть Раѵ чтеисмис NN неофігга. В фимічг ском измерении кандидат выглядит мерным, иаходикя ібсссде нательном состоянии, в своеооразноы ѵ тарі ичесіом см*. В «го время в мире духов тело неофита ралдираегс*. как правлю. дуга ми болезней, которые в дальнейшем наѵ чат жцс ісмио от тех не

дугов, причиной которых они являются. Тело нередко расчлен*. ется до самой «основы» — скелета, а затем на скелет наращивается «новое мясо», нередко — с внедрением в тело духов в виде пчел ос, пауков, бабочек, змей, лягушек, комаров, то есть всего несъедобного и вредного для человека1.

• Воскресение. Обновление плоти, замена старых органов но выми, мистическими. В некоторых случаях, например, у австра лийских аборигенов, на этой стадии в тело неофита помещаются особые магические кристаллы. А иногда, например, в Южной Америке, в тело помещается магическая сила, не имеющая оире. деленной зримой формы. В результате посвящаемый получает от духов различные магические способности[61].

В ритуале инициации как бы умирает один человек и на его месте рождается другой. Хаос уступает место Космосу, в человеке «инициируется» божественное. Вместе с каждым сознанием (осознаванием) рождается целая вселенная (ведь вселенная и пережива ется в сознании, сознаванием этой вселенной, а не как-нибудь иначе). Поэтому индивидуальная инициация — это вместе с тем и космическая инициация.

Шаманская инициация может выглядеть следующим образом: «Если дитя назначено к шаманству, то хворое оно бывает, маленькое, худорослое и между 15 и 16 годами заболевает тяжким недугом так, что не встает с кровати (иные начинают учиться шаманству еще позже). Вот лежит юноша и не чувствует на земле ничего; родные видят его только стонущего, лежащего без движения, без слов, но если дают ему есть, то он съедает. А душа его между тем учится на дереве шаманства. Дерево шаманства — сухая большая ель, растущая перед юртой господина Хара Сылгылах Бэги Дьуорту, и на этой ели между ветвями расположены гнезда: в верхних гнез дах лучшие шаманы, а чем ниже, тем хуже. <...> В этих гнездах вое питывались (и воспитываются) души будущих шаманов, превра- тившись в птиц. <...>

Вот вырастут они, станут людьми, господин Хара Сылгылах Бэ- ги Дьу°РтУ снимает их, разрубает тело на мелкие куски, развевает по воздуху, ветры разносят эти куски далеко в разные стороны...

Голову вновь приготовляемого втыкают теперь на шест и выставляют, чтобы обмывали ее дождь и снег, чтобы громы и ветры дули — раскалывали-расщепывали ее для того, чтобы шаман стал крепче (а между тем на земле тело его мучится: бьет его лихорадка). Вот снимают голову, делают целым человеком, спускают в огненное море, где три дня и три ночи огонь выжигает все земное и некрепкое, остаются лишь кости да кожа (а между тем на земле тело его мучится, словно в огне горит, глаза наливаются кровью и дико блуждают, не останавливаясь ни на чем). Вот потом достают его из моря, бросают в пруд, наполненный гадами и разными свойствами дьявольской хитрости, и тут образуется его тело из змей, жаб, ящериц и земляных червей; все эти гады, все эти черви и есть дьявольское зло, дьявольское учение и хитрость (а на земле его тело покрывается ранами, словно черви ползают по его телу, гложѵ т и грызут его остромелким и тупо-безостановочным). Вот потом вытаскивают его, привязывают вниз головою к железному дереву приходит три-девять и семь женщин-девок, надрезывают ножницами, колют иглами, поют заклинания (а на земле тело его поет- напевает страшными рыданиями). И, вслушиваясь в его голос, как бы слышишь его страдания и стон под иглами и острыми ножни цами дьяволов-девиц, имеющих железные острые когти и глаза, как огненные искры. Весь народ с ужасом слушает больного и говорит что это его учат шаманству. Режут они его. колют, а кровь не тенет, словно из сваренных легких скотины. Ходят они вокруг и напевали ему голосом, подобным скрипу напильника о каленое жетезо, передают шаманское учение и предсказывают, через сколько пет он снова будет призван к этому дереву Потом ѵ браѵ ывают ею остры ми когтями в мрачную бездну, жміище почтенных кѵ знецов* гам раздувают его в горне, бьют молотами, студит потом» моче девчг* девиц и с тяжелых клещей сбрасывают ^ильными рѵ ками на землю Оттого шаман выходит немеркнущий и иеінмеющий

Таким образом новый шаман пригоіовлеи в «.вое* о6*лам пости...»1

По существу, обряд крещения во взрослом состоянии иризв^

вызвать переживания, сходные с ритуалом «смерти-воскресения (крещение, по определению апостола Павла, — это сораспятие Со Христом). А сама Крестная Смерть и Воскресение Спасителя бы id образцом, моделью для инициации и преображения всех христиан. Иисус Христос, таким образом, является «верховным щаМа ном* христианства, поскольку он прошел полный цикл «Отделе. ния-Мистической Смерти Возрождения». Даже крест, на котором был распят Спаситель, имеет древний архетипический смысл Кроме символики четырех сторон света, единства земного и не бесного, божественного и человеческого, для шамана это еще и символ Мирового Древа, и Священное Древо шаманов, где пре терпевая муки инициации и трансформации, страдание становления, рождается истинный шаман. Именно поэтому Иисус смог стать центральной фигурой для многих современных шаманов- христиан в Латинской Америке. Если бы его образ не был родственным самой сути шаманизма и архаическому сознанию, то никакие пытки и гонения испанских колонизаторов не смогли бы заставить шаманов признать в Иисусе и Деве Марии своих вер ховных покровителей.

То же можно сказать и о Сибири. Так, ученый-якут Гавриил Васильевич Ксенофонтов провел ряд параллелей между образом Иисуса Христа и шамана. Прежде всего, это «мифы о шамане — посреднике между богами и людьми; о смерти и воскресении ша мана во время обрядов посвящения; о шаманских исцелениях душевнобольных людей (= бесноватых); о «воскрешении» шаманом умерших и т. п. <...>

Г. В. Ксенофонтов делает попытку отождествить сказания

о непорочном зачатии и рождении шаманов, ритуальные смерть, воскресение и вознесение шамана, магические исцеления шаманами больных с евангельскими чудесами, со смертью, воскресени ем и вознесением Христа и со способностью Христа, согласно евангельским сказаниям, исцелять больных и воскрешать мерт вых.»[62].

Таким образом, для урожденного якута образ и архетипиче- ский символизм Христа, его миссии и деяний были вполне понятны и близки.

В мифологии различных народов мира можно найти немало соответствий. И самое яркое из них — индийская триада Вишну- Брахман-Шива, олицетворяющие Священное Творение— поддержание Космического Порядка — сакральное обновляющее растворение. В древней Элладе такой триадой могли бы быть Аполлон-Зевс-Дионис. Аполлон творит, созидает Космос, Зевс — правит Космосом, а Дионис в неистовом трансе обновляет мир, растворяя прежний в очищающей ужасной Ночи Мира. Все эти и другие триады коррелируют с обозначенной нами ранее универсальной ритуальной схемой и процессом переимпринтирования в архаическом трансе.

Транс и шаманизм

Транс (от лат. trans — «через», «за пределами»*) — понятие очень широкое. По смыслу слово «транс» аналогично слову «экстаз». Экстаз происходит от греческого Ёкотатс («ек» — «из» и «stasis» — «положение», «состояние» или «стояние»). То есть буквально экстаз — это выход в другое состояние. Так же как и слово «транс», указывающее на преодоление, выход «за», «через». Поня тие «транс» может обозначать и изменение состояния сознания, вызываемого музыкой, и наведение транса в эриксоновском гипнозе, и научно-философскую трансценденцию (переход за грань известного), и даже глубинный трансперсональный опыт, то есть выход за пределы привычной «персоны-*, снятие маски условной іич- ности, с которой отождествляет себя носитель этой маски.

Да, на Космической сцене, в Театре Жизни принято носить маски. И это вполне уместно для театра. Но иноі да актеры и зриіе ли настолько увлекаются игрой, что маски (или игровые роди) на чинают восприниматься ими слишком серьезно» они перестаюі различать где маска, а где сам актер и зритель. Вот гут и нѵ жем фане — «выход за пределы*, го есть снятие иіровой маски и во* вращение к метафизической Правде, к реальности души А дѵ ше. (абы не слишком всерьез принимать саму ѵ.еоя. иѵ жеи еще более

глубокий транс, переход в такое состояние, где уже не существует таких ментальных концепций, как «индивидуальность» или «МНо жественность*. «твое» и «мое», т.е. Хаос. В мистической традицИи Тибета эта реальность — Изначальное Совершенство, или на тц бетском языке — Дзогчен. В западных традициях это состояние На. зывается мистическим единением с Богом (аспект Бога-Отца).

Транс может иметь разный характер, то есть разную степень глубины, интенсивности и продолжительности по времени (фиП1. ческому и субъективному).

Во время ритмичных ударов в бубен, а также во время использования других «шаманских» музыкальных инструментов происходит расслабление тела и сопутствующее этому изменение волновой активности головного мозга человека.

Монотонность и ритмичность раздражителей при сенсорной недостаточности (темное помещение, отсутствие посторонних раз, дражающих звуковых раздражителей) приводит к открытию дверей восприятия в шаманские состояния сознания.

С помощью электроэнцефалографа можно измерить электриче скую активность головного мозга. В состоянии бодрствования в мозге преобладают быстрые ритмы — бета-ритмы (напряженное мышление; 13-25 Гц) и альфа-ритмы (расслабленное состояние; 8- 13 Гц). Они связаны с деятельностью коры больших полушарий Наибольшую амплитуду a-ритм имеет в состоянии спокойного бодрствования, особенно при закрытых глазах в затемненном помещении. При повышении внимания (в особенности зрительного) или мыслительной активности мозг переходит в бета-активность.

В расслабленном состоянии (когда организм не занят решением повседневных проблем) мозг переходит в режим альфа, тета депь- тя-волн (медленноволновые фазы — тета-ритмы (5-7 Гц) и дельтаритмы (0-4 Гц)). В обычном состоянии тета-ритмы доминируют во время фазы быстрого сна, полудремы[63]. А дельта-ритмы возникают во время глубокого сна, в коме и при приеме ряда наркотических средств.

Переход в альфа-режим активирует правое полушарие головного мозга человека, что позволяет настроиться на творческую волну. А более глубокий транс (во время медитации, измененных состоянии сознания и мистических переживаний) соответствует режимам тегпа- и дельта-вопн (тета-активность и дельта-активность).

Как таковой транс встречается не только в шаманизме. «Шаманский полет души» характерен далеко не только для самих шаманов. Жрецы доколумбовых цивилизаций Сапотеков и Астеков также могли входить в непосредственный контакт с богами и духами. Разного рода визионерские отчеты о пугешествиях в иные миры оставили представители разных религий. Тем не менее, ни тех, ни других никто не называет шаманами. Несмотря на сходство в переживании особых состояний сознания, в прошлом «классических» шаманов отличало от представителей иных религиозных формаций именно их социальное положение. Шаманы, как мы уже отмечали ранее, были представителями эгалитарных и родоплеменных сообществ (эгалитарное общество — первобытное общество, еще не затронутое процессами социального и имущественного расслоения). С развитием классовых обществ, функции шамана в основном перешли к жрецам и священнослужителям.

Тем не менее, транс и способность отправляться в иррациональные измерения — неотъемлемая черта шаманской практики. Шаман — это мастер экстаза (или мастер транса). Он мастер управления иррациональными состояниями сознания, мастер управляемого «безумия», «галлюцинаций», управляемого сновидения наявѵ. Постороннему взгляду может показаться, что в трансе шаман утрачивает над собой контроль, что он впадает в бессознательное неуправляемое состояние и отдается потоку своих галлюцинаций. Но это лишь видимость. На самом деле шаман во время камтания на ходится в высшей степени сосредоточенном состоянии, его внима ние сконцентрировано на выполнении важных задач для принесения пользы той социальной группе, к которой он принадлежит

Так же как реальность сновидений непосредственно связана с явью, но, безусловно, оі/шчна or нею, іак и мир. коіорый отрывал ся шаману в особых состояниях сознания. связан как с «вью, гак н со сновидениями — но имеет и свои особые хараыеристньи, *ro оеччюе измерение, реальность гранса Он непохож на ирмвычиѵ ю і\л pa ционально мыслящих существ явь. Вот почему расоцо* ооычммі людей восприиимаеі шаманскую реальность как некоторого род»

«безумие». Но в отличие от пациента психиатрической клиники, ша ман обладает удивительной способностью ориентироваться в црра циональном. сюрреалистическом пространстве, и что еще важнее способен извлекать из этого кладезя «безумия» конкретную пользу для своих соплеменников, обитающих в реальности яви.

Рационально мыслящему человеку мир нередко представляется в виде объективно существующих больших заводных часов. Рассу, док верит, что механизм такого мира-часов должен быть безукоризненно логичен и рационален, и главное — потенциально полностью понятен и исчислим в своей основе (то есть полностью под. властен рассудку). Начиная с Нового времени в науке распространился примечательный образ: душа и природа похожи на часы, чей ход полностью синхронизирован.

Однако рациональный мир — всего лишь один из аспектов р^ альности, причем не самый значительный. Как выразился один герой романа Роберта Шекли: «Все на свете, видите ли, всегда немножко за пределом понимания». Зачастую рассудочный подход — это опора на выхолощенные, абстрактные концепты, схемы, карты местности, но никак не сама местность, то есть бытие во всем его многообразии Жизнь — это неизъяснимое божественное чудо, а не продукт техногенной инженерии. И несмотря на то, что техника все время пытается подражать жизни, она никогда не сможет ее заменить.

Шаманский транс— это способ увидеть восхитительную, волшебную действительность духа, воплощенного на земле, действительность нуминозную. Лишь страх перед истиной делает нас однобокими рационалистами и материалистами. Рациональное истолкование мира — это заклинание бытия «объяснением мира* человеком, который стремится оградить себя от неизъяснимого и неизреченного, от того, что рассудок принимает за абсурд и сумасшествие.

Транс имеет разную степень глубины. Наиболее глубокая форма транса, когда сознание «переступает» грань концептуального ума (состояние «за пределами понимания») и... изумляется[64]. Это и есть ИЗУМЛЕНИЕ НЕИЗРЕЧЕННЫМ. Кстати, само слово ‘•изумиться* происходит от старославянского — «иэъ ума выйти» (пуіем соеди

нения в одно целого словосочетания) — то есть сойти с ума, обезуметь. В XVII—XVIII вв. под словом подразумевался обморок. В современном русском языке слово «изумиться» употребляется совсем в другом значении — «удивиться».

ИЗУМЛЕНИЕ в этом контексте противоположно другому понятию— УМОЗАКЛЮЧЕНИЮ. Играя на этимологии и двойных смыслах в созвучиях слов, в данном контексте мы можем сказать, что «умозаключение» может обозначать не только концептуальное мышление, но также и умо-заключение, т.е. своего рода тюрьму, в которой все мы, умо заключенные, находимся во власти ограничений рассудочной реальности.

Во времена расцвета сциентизма многие люди верили в полную объяснимость вселенной на рациональном уровне. Мир им казался огромной физической машиной. Нужно лишь разобраться в ее механизме, раскрутить мир на элементарные винтики и шестеренки, понять принцип действия и сразу же будут найдены ответы на все фундаментальные вопросы бытия. Однако такая вера в рациональность оказалась не более чем догмой, прокрустовым ложем рассудочной игры ума. В противоположность ему, транс (например, вызванный шаманскими техниками экстаза) учит не слишком ѵ ж полагаться на рассудок, и не отдавать ему все бразды правления но конечно же, и не отказываться от него вовсе)

Как писал основатель европейского научного спиритизма (иіи духоведения) Аллан Кардек (1804—1869гт

«Человек, считающий, будто рассудок его безупречен, очень близок к совершению ошибки; даже те, кто имеют самые южные идеи, опираются на свой рассудок, и именно в ситу зтого они от брасывают всё то, что им кажется невозможным. Те. что когда то отталкивали восхитительные открытия которыми ныне rof і*тт*.ч человечество, все они призывали сего судью, ведь го чго «умом», зачастую есть лишь переложенная гордыня, и вс**»м кто считает себя непогрешимым, чавиі себя ровнею Мм. стаю быть, обращаемся к гем. кто достаточно мудры, чтобы илмисълься в том, чего они не видели, и кто. судя о будущем но нрош юмѵ считают ни того, ЧТО ЧСІОВСК ДОСТИІ і»0< (0 4JK4C* ни rueu. ч? о Природа перевернула для него последнюю страницу свит*

Транс — не искажение реальности и не наложение фантазии Іал люцинации на «суровую и неприглядную» действительность. ШаМац ский транс — это проявление изначальной, архаической очарованно сти бытием, готовность увидеть что-то невероятное и, казалось 6t невозможное; способность признать сказочно «нелогичное», то есгь непривычное нашему «бытовому» восприятию и рассудку. Это дег ская открытость миру и желание вкусить ранее неотведанное (в дан ном случае слово «отведать» очень уместно, ибо этимологически свя зано со словами «веды», «ведение» — то есть имеющее отношение к особому знанию и переживанию). Деятельность шамана во время транса — это творческое соучастие в процессе жизни.

Как писал Юнг: «Границы разума слишком узки, он приемлет только известное, и то с ограничениями. И такое существование ^ в ограниченных рамках — выдает себя за жизнь действительную <...> И чем сильнее крен в сторону критического разума, тем более убогой становится жизнь. Когда же мы осознаем свое бессозна тельное, свои мифы, какой богатой и разнообразной делается она Абсолютная власть разума то же самое, что политический абсолютизм: она уничтожает личность»[65].

Нам следовало бы научиться у Алисы, что бродит но Стране Чудес и Волшебному Зазеркалью, принимать мир таким, какой он есть — заколдованный и далеко не всегда рационально объяснимый.

Как однажды философски заметил Борис Гребенщиков: обща- ясь со своим сознанием, мы ходим по очень тонкому льду; неплохо иногда вспоминать, что под этим тонким льдом — бесконечно глубокий океан. Транс — экстаз, вызываемый техниками достижения особого состояния сознания, ослабление доминанты редуцирующе го клапана мозга[66] — открывает дверь в совершенно иной аспект бытия. Транс — это способ заглянуть за границы узкого спектра рациональной реальности, который современный человек привык называть комфортным и безопасным существованием. Шаманы

имеют мужество не зарывать голову в песок. Настоящие шаманы — Мастера Транса — никогда не пытались спрятаться в уютных кабинетах за стенами удобных «все-объясняющих» теорий. Они героически ныряли в подводные глубины подсознательного и поднимались в небеса сверхсознательного.

«Все корни религиозной жизни, как и центр ее, мы должны искать в мистических состояниях сознания. <...> При помощи их человек проникает в глубины истины, закрытые для трезвого рассудка*

Конечно, иррациональное не нужно воспринимать как некую альтернативу рациональному измерению существования и науке. Рассѵ док нужен нам для решения множества задач. Без рассудочной деятельности мы не могли бы достичь тех высот в математике, физике и прочих науках, которые приоткрывают завесу' над тайнами мироздания. Логос — не альтернатива Хаосу. Они суть различные аспекты Абсолюта.

Тем не менее, с помощью калькулятора и компьютера, какими бы они ни были совершенным, мы не сможем постичь сути бытия, всех его аспектов. Понимание не тождественно постижению. Од ним лишь рациональным пониманием постижение безграничной вселенной не исчерпывается. Если пространство, время и все. что возникает в пространственно-временном континууме, мы можем мысленно делить и измерять до бесконечности, то наша суть, наша изначальная природа находится за гранью исчисления, за предета ми метрического пространства. Наша суть неделима, она за преде лами перемен видимой реальности. Наша истинная природа сверх, временная и сверхпространственная реальность, абсолютно неде лимая, то есть ее невозможно разложить на части и обозначить ее границы. Форма, сила, творческая активность, -юіиьо-понятийный аппарат — все это область прочь іс

ма не может быть как либо обозначена и поыыс *сиа А, іыхрт Эйнштейн говорил: «Пространство и врсыч «го»носос іосре.і ством которого мы думаем, а не > л юьпя, в ьоюрыі мы

Парадокс заключается ь іом. чіи ответы на вопросы р*^*ыа нл ходятся да іраницами рацудочныл ^ѵ ждскл.і в ви*исімлаіь*«> и подхода в попытке понять жить сьѵ ыььо бы ом мм < тв

рался, не можеі іаічянуіь sa ну ымшсоиѵ ь» іверь»ра*к.» * «дохи

Он не может заглянуть за границы самого себя так, чтобы при ЭТо себя самого не лишиться. Еще Канг писал в своем фундаментально труде «Критика чистого разума»: «На долю человеческого разум выпала странная судьба в одной из областей его познаний: его оса* дают вопросы, от которых он не может уклониться, так как они ц, вязаны ему его собственной природой; но в то же время он не мо*< ответить на них, так как они превосходят все его возможности»[67].

Постижение включает в себя как минимум два аспекта позн; ния, две стратегии решения задач. Один тип познания мы може условно назвать «пифагорейским». Это путь понимания посредс вом рассудочной деятельности — исчисление, сравнение, упоряд( чивание (абстрактно-логическое мышление). Это знание всего, чт можно измерить и систематизировать. Цель такого познания — у нать «тайную меру всех вещей». Это умозрение поименнованно, Космоса и его Логоса (разумной сути универсума). Счастье (эвд мония) заключается в знании совершенства чисел[68]. Считалось, ч: пифагорейцы находились под покровительством бога Аполлона, Пифагора даже называли «Аполлоном Гиперборейским». Аполло как известно, был богом солнечного света (в поздние времена аі тичности Аполлон отождествлялся с солнцем), поэтому неудиві тельно, что он почитался как глава «дневных» культов, и проев щение отождествлялось именно с ним.

Второй тип познания — «орфический», или «вакхический». Э путь инсайта, экстатического прозрения. Это знание безмерног того, что не поддается измерению и исчислению (пространственн образное мышление). Более глубокий транс связан с погруженш в безобразный безымянный предвечный Хаос. Орфизм был связі с почитанием бога Диониса, главы «ночных» культов, связанш с ночью и хтонической тьмой (ср. с даосским описанием Дао «те ное, еще более темное, чем сама Тьма кромешная»).

Кстати, ту же полярность мы находим и в головном мозге чел века. Она обнаруживает себя в так называемой межполушарні асимметрии функций головного мозга. Физиологически рассуди ная часть сознания представлена в головном мозге левым «логич ским» полушарием, которое в единстве с правым формирует га

моничное целостное восприятие мира. Левое полушарие связано с использованием логических конструкций и абстрактных понятий, натурального ряда чисел, построением чертежей и моделей. Правое, «образное» полушарие открывает видение интегрального, холистического мира. Правое полушарие активно во время так называемых расширенных состояний сознания. Заметим, что южноамериканские и мезоамериканские индейцы применяли такие радикальные средства расширения сознания, как трепанацию. Чтобы активировать паранормальные способности, индейцы прибегали к практике «ритуальных» прижизненных трепанаций (хирурги ческая операция вскрытия костной полости) черепа в области левого полушария, что, предположительно, приводило к блокированию программ левого полушария и активизации специфической деятельности правого1. Так же высказываются предположения, что наиболее глубокие мистические переживания, опыт без- видного Хаоса (холистическое переживание всеединства в первооснове) связаны с отключением активности неокортекса новой коры больших полушарий) и с сохранением активности более «древних» зон мозга, в особенности — лимбической системы-’

Деятельность двух полушарий не изолирована. Их согласованное функционирование позволяет справляться с задачами наилѵ ч- шим образом.

Архаический мир не был однороден и мифопоэгическл -гтраво- сторонен», как это могло бы показаться с первого иг ляда. В разных регионах и в разные времена встречалось доминирование то • тево- стороннего», то «правостороннего» мышления Так, например, ве- роятным представляется описание древнеегипегско*і л дреьнеме- сопатамской культуры как левополушарной по ее Доминанте

1 Ершова Г. 1 Древние чаи* уйгм. чіооы вгріптылі С Аві

2 Лимбическая система (ос іаі ІітЬш - *р*И) - rr^irmnt «йир структур переднею МОІМ пред», ta» ісины* лануккж гшіѵ тмлнуѵ -ч*,

ПОЯСНОЙ И«ВН'1ИМОИ коры ЧШ11И ПІІІІК-»АМ М 11гр«о«4-*4. ' > Mf *f V! tott

шіекс носил нагнаммг ьрѵ г Пашнгцд. М*ѵ н< л «чѵ тыш ѵ то.*.исмам извилина как оы окаИмчяп лиомнис оереоипо a» рыю чред»- *.• но название /інмомчеѵ ьа* теыа ІІилага*> > т м««і

дени я для»юи іВіігмы кммеіъй івиѵ иими

1 Фраивфом ѵ Ни ІШІІИ Т Веусадвер*»

фи кчофии 1 Н

ftvopoi пм ікиіишіиі наиболее близки шаманскому аіоо** тхпрмт«і тЪсгшштельи ост м В противоположность ему нау^*’ фаяпьофна начни** с Нового времени обычно прибегала исклм^* ГГЛЫЮ К «лгвллороиисмл «мышлению и ДОПУ СКА! а праьо на суц* стмлваине оі*«*о единственною рационально объяснимого, гвтявого мира, независимого от наблюдателя Всякая субьектиь нал реальность дав такого подхода — всего лишь производная, я паю объективною мира, отражение объективной реальной* (в наиболее радикальной, материалистической форме — сознан*е человека понимается как высшая форма отражения материи й функция материального мозга). Истина согласно такому мировое прению может быть соотносима только с объективным мирим А никак не с субъективным восприятием. Однако где мы можем об наружить некий объективный мир вне наблюдающего и пережи вакмцеіо его субъекта, не уточняется. В противоположность им мудрецы древности (и современные популяризаторы квантовой теории) утверждали правда — это го, во что верят люди Это ут аерждение свидетельствует о признании относительности всякой условной правды. Ведь одни люди верят так, другие — по-другому В относительной реальности бессмысленно искать абсолютную ис тину, кроме самой истины относительности любой картины мира.

Но в чем же тогда ценность шаманского подхода? Не являются ли его «видения» еще одной иллюзией? На этот вопрос можно от ветить следующим образом — его «видения» в той же мере и длю зорны. в какой иллюзорен и наш мир, наше «видение» этого мира Мир. который мы воспринимаем как некую железобетонную истину, с точки зрения шаманов — никак не может претендовать на статус объективного и существующего независимо от того, кто этот мир воспринимает.

Проще говоря, наше коллективное сновидение или иллюзия, которую мы воспринимаем как реальную повседневную действительность, непосредственно связана с иллюзорными мирами, в которых путешествует шаман во время камлания. Это такая же связь, какую имеет состояние бодрствования с нашими сновиде ниями и другими «измененными состояниями сознания». Миры, в которые отправляется шаман, подобны этим сновидениям наяву. Вот почему нельзя нарисовать одну-единственную карту реальности и мира, открывающегося взору в шаманских состояниях сознания. Общаясь с шаманами Латинской Америки, на мои вопросу— воспринимают ли они своих духов-помощников И миры, в которых они путешествуют во время камланий, одним и тем же образом, они неизменно отвечали отрицательно. Тем не менее, щам то внутренняя иррациональная интуиция позволяет этим аимаиам говорить о своих духах-помощниках как о существующих реально. Их облик меняется, но мы их всегда узнаем, говорили мне шаманы. По сообщениям сибирских шаманов, духи- помощники также могли менять свой облик. Поэтому изображения духов всегда имело условный характер. Было вполне достаточно лишь обозначить облик духа[69].

Миры, в которые отправляются шаманы, тоже не имеют постоянных форм и очертаний, как, к примеру, деревня или город, в котором живет шаман в «этом измерении». Однако при всем этом шаманы особым образом узнают и идентифицируют эти миры и способны в них ориентироваться. Поскольку наш мир (явь) взаимосвязан с мирами, открывающимися шаману в трансе, то воздействие на определенные явления в одном из этих миров имеет вполне ощутимые последствия в другом. Это взаимозависимые измерения реальности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.